Судебный акт
Взыскание компенсации за наем (поднаем) жилья
Документ от 18.03.2008, опубликован на сайте 21.03.2008 под номером 10053, 2-я гражданская, о взыск.денежн.комп.за наем жил.помещ.за прошлое время и обяз.выпл.денежн.комп., Оставить решение (определение) БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ, а жалобу или представление без удовлетворения

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й    С У Д

 

Дело-33-***-2008 г.                                              Судья Кинчарова О.Е.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

18 марта 2008 года                                                                    г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Шлотгауэр Л.Л.,

судей                                 Николаевой Р.И. и Булгакова Г.М.

рассмотрела дело по кассационной жалобе УВД по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 07 февраля 2008 года, по которому постановлено:

Иск С*** удовлетворить.

Взыскать с Управления внутренних дел по Ульяновской области в пользу С*** денежную компенсацию за наем жилого помещения за период с 01 января 2005 года по 28 февраля 2008 года в размере 45 600 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 100 руб.

Обязать Управление внутренних дел по Ульяновской области выплачивать С*** ежемесячную денежную компенсацию за наем жилого помещения с 01 марта 2008 года в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 № 909 «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей».

Взыскать с Управления внутренних дел по Ульяновской области в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

 

у с т а н о в и л а :

 

С***. обратился в суд с иском к УВД по Ульяновской области о выплате денежной компенсации за наем жилого помещения.

В обоснование своих требований указал, что являлся кадровым военнослужащим и отслужил во Внутренних Войсках МВД СССР более 20 лет с 1971 по 1992 гг. С 03.08.2004 на основании решения суда состоит на учете военнослужащих запаса, нуждающихся в получении жилья, в администрации (мэрии) г. Ульяновска и ожидает выдачи жилищного сертификата. Жилого помещения в г. Ульяновске он не имеет и проживает по договору найма в жилом доме по ул. ***, ***, принадлежащем Е***.

Постановлением Правительства РФ № 909 от 31.12.2004 предусмотрена выплата компенсации за наем (поднаем) жилья в размере 1200 руб. в месяц лицам, уволенным с военной службы, которая выплачивается органом, осуществляющим пенсионное обеспечение военнослужащего, и за прошедшее время, но не ранее 01.01.2005. Однако УВД по Ульяновской области, выплачивающее ему пенсию, необоснованно отказало в выплате такой компенсации.

Просил взыскать с ответчика денежную компенсацию за наем жилья за период с 01.01.2005 по 29.02.2008 в размере 45 600 руб. и обязать ответчика ежемесячно выплачивать ему денежную компенсацию в установленном размере до получения им государственного жилищного сертификата.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе УВД по Ульяновской области просит решение суда отменить, как незаконное. При этом указывает, что пенсию в УВД по Ульяновской области истец получает не как военнослужащий внутренних войск, а как бывший сотрудник милиции, имевший на день увольнения специальное звание «майор милиции». То, что он является военнослужащим запаса с 1994 года, не может являться основанием для удовлетворения иска, поскольку такого статуса он не имел на момент увольнения из органов внутренних дел. Положение о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, утвержденное Постановлением Правительства РФ № 909 от 31.12.2004, на С***. не распространяется, поскольку на момент увольнения в 1994 году из УВД Северо-Казахстанского облисполкома он гражданином России не являлся и был уволен не с военной службы, а из органов внутренних дел.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения С***., судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Как видно из материалов дела, решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 19.05.2006 на администрацию (мэрию) г. Ульяновска возложена обязанность поставить С***. в очередь военнослужащих запаса, нуждающихся в получении жилья, с 03.08.2004, а на Правительство Ульяновской области – обязанность выдать С***. в порядке очередности государственный жилищный сертификат за счет средств федерального бюджета.

Решение суда оставлено без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 18.07.2006.

Из названных судебных постановлений следует, что С***., уроженец Тверской области, в 1971 году был призван на действительную военную службу, в 1976 году после окончания Высшего политического училища МВД СССР был откомандирован для прохождения дальнейшей службы в УВВ МВД СССР по Казахской и Киргизской ССР. Согласно записям в военном билете Сафонова Е.П., он проходил службу в Вооруженных Силах Союза ССР с 03.11.1971 по 01.07.1992, имеет воинское звание «майор». Приказом КВВ РК № *** от 26.06.1992 С***. был откомандирован для дальнейшего прохождения службы в УВД Северо-Казахстанского облисполкома и назначен на должность инженера-химика отделения военно-мобилизационной работы и ГО. Приказом начальника УВД Северо-Казахстанской области № *** от 18.03.1994 С***. был уволен из органов внутренних дел в запас (с постановкой на воинский учет) по ограниченному состоянию здоровья. Общая выслуга на военной службе и службе в ОВД на день увольнения в календарном исчислении составляет 22 года 04 месяца 14 дней, в льготном исчислении – 24 года 02 месяца 03 дня.

С 1994 года С*** состоит на воинском учете как офицер запаса в военном комиссариате Железнодорожного района г. Ульяновска и получает пенсию в УВД Ульяновской области. В г. Ульяновске С***. проживает на условиях коммерческого найма в доме по ул. ***, ***, является нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Пунктом 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 08.05.2006 № 66-ФЗ) предусмотрено, что при невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года в муниципальных образованиях, им ежемесячно выплачивается денежная компенсация за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 № 909 утверждено Положение о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей.

Пунктом 4 названного Постановления установлено, что выплата денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до  01 января 2005 г., и членам их семей, а также членам семей граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 г. и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, осуществляется соответствующими органами Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в которых эти граждане состоят на учете в части их пенсионного обеспечения.

Финансирование расходов, связанных с выплатой денежной компенсации, осуществляется Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, за счет и в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы.

При изложенных обстоятельствах, поскольку С***. состоит на пенсионном учете в УВД по Ульяновской области, суд обоснованно возложил на ответчика обязанность выплачивать ему предусмотренную законом компенсацию за наем жилого помещения.

Доводы, приведенные УВД по Ульяновской области в кассационной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Как указано выше, решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 19.05.2006 установлено, что С***., как уволенный в запас военнослужащий, имеющий выслугу лет более 20 лет, имеет право на обеспечение его жилым помещением по избранному постоянному месту жительства в г. Ульяновске. Данным решением на администрацию (мэрию) г. Ульяновска возложена обязанность поставить С***. в очередь военнослужащих запаса, нуждающихся в получении жилья, с 03.08.2004, а на Правительство Ульяновской области – обязанность выдать С***. в порядке очередности государственный жилищный сертификат за счет средств федерального бюджета.

Названное решение вступило в законную силу и имеет для суда, рассматривающего данный спор, преюдициальное значение.

Таким образом, поскольку С***. является военнослужащим запаса, не обеспеченным жилым помещением и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005, он в силу приведенного выше пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» имеет безусловное право на получение денежной компенсации за наем (поднаем) жилья за счет средств федерального бюджета.

Постановлением № 909 от 31.12.2004 Правительства РФ, которому закон предоставил право определить порядок выплаты и размеры данной компенсации, определено, что компенсацию выплачивает либо Министерство обороны РФ, либо тот федеральный орган исполнительной власти, в котором бывший военнослужащий состоит на пенсионном учете. Определен также источник финансирования данных расходов – за счет и в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на пенсионное обеспечение данных лиц.

Поэтому, поскольку С***. на пенсионном учете состоит в органах МВД РФ, обязанность по выплате данной компенсации ни на какой другой орган, в том числе и Министерство обороны РФ, возложена быть не может.

Довод кассационной жалобы о том, что на истца не распространяется Постановление Правительства РФ № 909 от 31.12.2004, нельзя признать обоснованным, поскольку данный довод противоречит выводам, содержащимся во вступившем в законную силу решении Ленинского районного суда г. Ульяновска от 19.05.2006.

Пунктом 5 Постановления Правительства РФ № 909 от 31.12.2004. на Министерство обороны РФ возложена обязанность в месячный срок разработать и согласовать с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы, единые формы и перечень документов, необходимых для принятия решения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилья.

Приказом Министра обороны РФ № 235 от 16.06.2005 утверждены Перечень единых форм документов, необходимых для принятия решения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, а также Инструкция, которая определяет организацию выплаты данной денежной компенсации.

Пунктом 4 названной Инструкции определено, что выплата денежной компенсации производится со дня обращения гражданина, уволенного с военной службы, и за прошедшее время, но не ранее 01.01.2005.

Таким образом, суд обоснованно взыскал в пользу С***. компенсацию за прошлое время, начиная с 01.01.2005.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

о п р е д е л и л а :

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 07 февраля 2008 года оставить без изменения, а кассационную жалобу УВД по Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: