Судебный акт
О предоставлении субсидии на оплату ЖКУ
Документ от 12.07.2022, опубликован на сайте 20.07.2022 под номером 100631, 2-я гражданская, об обязании начислить недополученную субсидию на оплату коммунальных услуг с октября 2021г.ежемесячно,о признании задолженности за ТКО незаконной, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Можаева Е.Н.                                                     73RS0018-02-2022-000015-37

Дело № 33-2341/2022

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                          12 июля 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Карабанова А.С., Герасимовой Е.Н.,

при секретаре Чичкиной А.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2-24/2022 по апелляционным жалобам Областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения Ульяновской области, Гафуровой Светланы Кашафовны на решение Радищевского районного суда Ульяновской области от 18 марта 2022 года, по которому постановлено:

 

исковые требования Гафуровой Светланы Кашафовны к Областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области, отделению по Старокулаткинскому району Областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения Ульяновской области, обществу с ограниченной ответственностью «Межрегиональная экологическая компания» о  признании решения об отказа в начислении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг от 27.10.2021, незаконным, об обязании предоставить субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, о признании  начисленной задолженности по обращению с твердыми коммунальными отходами незаконной, об обязании аннулировать задолженность по обращению с твердыми коммунальными отходами, взыскании судебных расходов, удовлетворить частично.

Признать решение Областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения Ульяновской области об отказе Гафуровой Светлане Кашафовне в назначении мер социальной поддержки - субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг от 27.10.2021, незаконным.

Обязать Областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения Ульяновской области предоставить Гафуровой Светлане Кашафовне субсидию на оплату жилого помещения и коммунальной услуги с 01.10.2021.

Взыскать в пользу Гафуровой Светланы Кашафовны с Областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения Ульяновской области  судебные расходы, связанные с оплатой почтовых услуг в размере 231 (двести тридцать один) рубль.

В удовлетворении исковых требований Гафуровой Светланы Кашафовны к Обществу с ограниченной ответственностью «Межрегиональная экологическая компания», отделению по Старокулаткинскому району Областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения Ульяновской области, отказать.

Заслушав доклад судьи Карабанова А.С., судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Гафурова С.К. обратилась в суд с уточненным в ходе рассмотрения дела исковым заявлением к Областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области (далее - ОГКУСЗН Ульяновской области), отделению по Старокулаткинскому району ОГКУСЗН Ульяновской области, обществу с ограниченной ответственностью «Межрегиональная экологическая компания» (далее - ООО «МЭК») о признании решения об отказа в начислении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг незаконным, возложении обязанности предоставить субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, о признании начисленной задолженности по обращению с твердыми коммунальными отходами незаконной, возложении обязанности аннулировать задолженность по обращению с твердыми коммунальными отходами, взыскании судебных расходов.

В обоснование иска указано, что душевой доход Гафуровой С.К. ниже прожиточного минимума, в связи с чем ей начислялась субсидия на оплату коммунальных услуг. С октября 2021 года она перестала ее получать по причине образования задолженности за твердые коммунальные отходы. Ею не производилась оплата за ТКО по причине отсутствия субсидии на данный вид коммунальных услуг. Также услугами вывоза твердых бытовых отходов она не пользовалась, вывозила мусор на свалку своими силами. Задолженность за обращение с ТКО по состоянию на 24.01.2022 начислена в сумме 5334 руб. 32 коп.

22.11.2021 она получила уведомление отделения по Старокулаткинскому району ОГКУСЗН Ульяновской области об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по причине образования у нее задолженности за ТКО. Между тем, ОГКУСЗН Ульяновской области по Старокулаткинскому району причины задолженности не выяснял, их уважительность не устанавливал, а значит, и не было основания для вывода о том, что у них были основания отказать в назначении субсидии.

Услугами по вывозу ТКО истица не пользуется по причине, того, что установленные контейнеры для мусора не соответствуют стандартам установки контейнеров (по количеству), тогда как на 25 домовладений установлен лишь один контейнер.

С учетом изложенного, Гафурова С.К. просила признать решение ОГКУСЗН Ульяновской области об отказе в начислении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг от 27.10.2021, незаконным; обязать предоставить субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, начиная с 01.10.2021; признать начисленную ООО «МЭК» задолженность по услуге по обращению с твердыми коммунальными отходами, незаконной; аннулировать данную задолженность; взыскать судебные расходы по оплате почтовых услуг в размере 231 руб.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ОГКУСЗН Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование апелляционной жалобы указано, что принятое судом первой инстанции решение, является незаконным, принятым с нарушением норм материального права. Судом при вынесении решения неправильно истолкован пункт 6 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Отмечает, что незнание истцом о возникшей задолженности по оплате услуг по обращению с ТКО до ноября 2021 года, не является уважительной причиной для назначения субсидии.

В апелляционной жалобе Гафурова С.К. не соглашается с решением суда в части отказа в удовлетворении исковых требований к ООО «МЭК», отделению по Старокулаткинскому району ОГКУСЗН Ульяновской области, просит его отменить и принять по делу новое решение. В обоснование жалобы приведены доводы заявленного в суде иска.

В соответствии со статьями 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Гафурова С.К. и ее несовершеннолетние дети Г*** А.И., Г*** А.И. зарегистрированы и проживают по адресу: *** (т.1 л.д.37, 131-133, 145-147, 149-151), собственником жилого дома является Гафурова С.К. (т.1 л.д. 130).

С июля 2019 года Гафурова С.К. является получателем субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как собственник жилого помещения.

Как установлено судом, в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, в период с июля 2019 года по сентябрь 2021 года предоставление субсидии продлевалось без проверки и истребования документов.

При обращении Гафуровой С.К. за предоставлением субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг 14.10.2021 истица получила уведомление отделения по Старокулаткинскому району ОГКУСЗН Ульяновской области об отказе в ее предоставлении по причине наличия задолженности по оплате за вывоз твердых бытовых отходов на основании решения уполномоченного органа от 27.10.2021.

Не согласившись с данным отказом, а также полагая, что задолженность по оплате за вывоз ТКО начислена ей необоснованно, Гафурова С.К. обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая исковые требования о признании решения органа социальной защиты населения об отказе в назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, суд первой инстанции на основании оценки представленных в материалы дела доказательств, пришел к выводу о том, что указанное решение подлежит отмене.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права.

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Российской Федерацией как социальным государством при реализации гражданами права на жилище устанавливаются гарантии социальной поддержки. К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 ЖК РФ), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг). Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации (абзацы первый, второй, третий пункта 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»).

Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер (абзац первый пункта 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»).

Статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

По смыслу статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это имеющее целевое назначение полное или частичное возмещение расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг из бюджета соответствующего уровня.

Частью 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 данной статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Право на субсидии имеют граждане: пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений (часть 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (часть 3 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Статья 154 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей жилых помещений, собственников помещений в многоквартирном доме и собственников жилых домов. Так, в силу части 2 названной статьи плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.

Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (часть 4 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 5 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на день отказа Гафуровой С.К. в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - 27 октября 2021 г.) субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

В соответствии с частью 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - Правила).

Пунктом 6 Правил (в редакции, действовавшей на 27 октября 2021 г.) предусмотрено, что субсидии не предоставляются гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем 3 последних года. Информацию о наличии у граждан такой задолженности орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченное им государственное учреждение, а в отношении лиц, указанных в пункте 51 настоящих Правил, - федеральные органы исполнительной власти (федеральные государственные органы), в которых законом предусмотрена военная служба (далее - уполномоченные органы), получают из государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства.

Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг установлены условия, при которых предоставление гражданину субсидии может быть приостановлено или прекращено.

В соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 56 Правил предоставление субсидий может быть приостановлено по решению уполномоченного органа при условии неуплаты получателем субсидии текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение 2 месяцев; невыполнения получателем субсидии условий соглашения по погашению задолженности.

Как определено пунктом 57 Правил, уполномоченные органы приостанавливают предоставление субсидий для выяснения причин возникновения (непогашения) задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг, но не более чем на один месяц.

При наличии уважительных причин возникновения условий, указанных в пункте 56 Правил (стационарное лечение, смерть близких родственников, невыплата заработной платы в срок и др.), предоставление субсидии по решению уполномоченного органа возобновляется вне зависимости от условий приостановления предоставления субсидии (пункт 58 Правил).

Согласно пункту 59 Правил при отсутствии уважительных причин неуплаты получателем субсидии текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение 2 месяцев, невыполнения получателем субсидии условий соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставление субсидии возобновляется по решению уполномоченного органа после полного погашения получателем субсидии задолженности, образовавшейся в течение всего срока предоставления субсидии (в случае возникновения задолженности впервые - при согласовании срока погашения задолженности).

Предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии непогашения задолженности или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования) (подпункт «г» пункта 60 Правил).

Таким образом, из системного толкования вышеприведенных норм права следует, что субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется гражданам, имеющим право на такую меру социальной поддержки, при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению. Наличие у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, отсутствие соглашения по погашению указанной задолженности и (или) невыполнение гражданином условий такого соглашения могут являться основанием для приостановления или прекращения предоставления гражданину уполномоченным органом субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Как установлено судом, и следует из материалов дела, Гафурова С.К. является получателем субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с июля 2019 года.

В период с 06.02.2020 по 31.07.2021 субсидия назначалась и выплачивалась ей без проверки сведений об имеющейся задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг.

При этом в нарушение требований пунктов 56 и 57 Правил ответчиком ОГКУСЗН Ульяновской области и его структурным подразделением в Старокулаткинском районе в материалы дела не представлено доказательств того, что уполномоченным органом принималось решение о приостановлении выплаты причитающейся истице субсидии и выяснялись причины возникновения (непогашения) задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг.

Между тем, действующее правовое регулирование отношений по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, определяющее механизм реализации гражданами права на получение такой субсидии, не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия соответствующего решения в сфере оказания гражданам мер социальной поддержки (о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении, приостановлении, возобновлении или прекращении предоставления субсидии).

В случае возникновения спора между гражданином и уполномоченным органом по вопросам предоставления субсидии, об отказе в предоставлении, о приостановлении, возобновлении или прекращении предоставления субсидии уполномоченный орган обязан представить доказательства, свидетельствующие о правомерности его действий по отношению к гражданину при реализации им права на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 47 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, по общему правилу, предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (ч.5 ст. 159 ЖК РФ). Вместе с тем само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. В связи с этим суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период ее образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (невыплата заработной платы в срок, тяжелое материальное положение нанимателя (собственника) и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь, нахождение на стационарном лечении нанимателя (собственника) и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.) в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.

По смыслу норм права, регулирующих отношения по предоставлению гражданам субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также разъяснений, содержащихся в п. 47 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22, само по себе наличие у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для приостановления предоставления мер социальной поддержки или для отказа в их предоставлении, поскольку принятию решения уполномоченным органом по вопросу предоставления гражданину субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг должно предшествовать установление причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг уполномоченным органом не может быть отказано в предоставлении мер социальной поддержки гражданину.

Суд первой инстанции, оценивая представленные сторонами доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что задолженность по оплате услуг по вывозу ТКО образовалась у Гафуровой С.К. по уважительным причинам.

У судебной коллегии не имеется оснований для иной оценки указанных обстоятельств.

Таким образом, выводы суда о незаконности решения Отделения по Старокулакинскому району ОГКУСЗН Ульяновской области и наличии правовых оснований для возложения на данного ответчика обязанности предоставить Гафуровой С.К. субсидию на оплату жилого помещения и коммунальной услуги с 01.10.2021 являются правомерными, в связи с чем оснований для отмены судебного решения в указанной части по доводам апелляционной жалобы ответчика не имеется.

Вопреки доводам апелляционной жалобы Гафуровой С.К. Отделение по Старокулакинскому району ОГКУСЗН Ульяновской области самостоятельным юридическим лицом не является, а является структурным подразделением ОГКУСЗН Ульяновской области, в связи с чем надлежащим ответчиком по делу является именно ОГКУСЗН Ульяновской области.

Кроме того, разрешая исковые требования Гафуровой С.К. о признании начисленной ООО «МЭК» задолженности по услуге по обращению с твердыми коммунальными отходами незаконной и аннулировании данной задолженности, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для освобождения истицы от уплаты данной задолженности.

При этом, как установил суд, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности № 5, которая распространяется, в том числе и на Старокулаткинский район Ульяновской области, с 30.12.2019 является ООО «Межрегиональная экологическая компания» на основании соглашения от 30.12.2019, заключенного с Министерством природы и цикличной экономики Ульяновской области. Срок действия соглашения до 29 декабря 2029 года (т.1 л.д.64-71).

Предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее ТКО) размещено ООО «МЭК» на своем официальном сайте (т.1 л.д. 61-63), а также сведения размещены в газете «Кумяк Кюч» (т.1 л.д.190).

Истец Гафурова С.К. за период с 01.08.2020 по 28.02.2022 обязанность по оплате услуг по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов не исполняла, в связи с чем, за указанный период образовалась задолженность в размере 5630 рублей 41 копейка (т.1 л.д. 183-184, 241-242).

В соответствии с ч.ч. 4, 5 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ) собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.

В силу ч. 2 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Согласно п.8 (17) раздела I (1) Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 №641» (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами») региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.

Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.

Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) и ч.3 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества (помещения).

В соответствии со ст. 153 ЖК РФ на граждан и организации возложена обязанность своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Такая обязанность возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.

Согласно ч.3 ст. 154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

В соответствии с ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам жилых домов регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 (далее Правила № 354).

Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148 (4) - 148 (6) Правил № 354. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий (пункт 148 (1) Правил № 354).

Вопреки доводам апелляционной жалобы Гафуровой С.К. о том, что она не заключала договор на оказание услуг по обращению с ТКО, ей не известны тарифы, и она не пользуется установленными контейнерами, в силу своей публичности договор с региональным оператором считается заключенным вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения и подписи потребителя. Оказываемые потребителю услуги, вне зависимости от даты заключения договора подлежат оплате с даты фактического оказания услуг региональным оператором.

Данные о том, что региональный оператор услуги по обращению с ТКО в спорный период оказывал ненадлежащим образом, материалы дела также не содержат, истцом не представлено.

Указание истца Гафуровой С.К. о том, что прокуратурой Старокулаткинского района Ульяновской области в деятельности ООО «МЭК» установлены нарушения требований федерального законодательства в части количества контейнеров и в отношении ООО «МЭК» направлено представление, не говорят о том, что ООО «МЭК» услуга по обращению с ТКО не представлялась потребителям, либо представлялась с грубым нарушением федерального законодательства.

До настоящего времени истцом Гафуровой С.К. задолженность по оплате за обращение с ТКО не погашена, обратного суду сторонами не представлено.

Учитывая вышеизложенное, оснований для освобождения Гафуровой С.К. как собственника жилого помещения от оплаты услуг за вывоз ТКО не имеется.

Судебная коллегия отмечает, что доводы апелляционной жалобы в данной части аналогичны позиции истца в суде первой инстанции, были исследованы судом и им дана надлежащая правовая оценка, а потому основанием к отмене судебного решения не являются.

Выводы суда мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам, и оснований для признания их неправильными не имеется.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Радищевского районного суда Ульяновской области от 18 марта 2022 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы Областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения Ульяновской области, Гафуровой Светланы Кашафовны – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Радищевский районный суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи:       

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15.07.2022