У Л Ь Я Н О В С К И
Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Судья Бунеева
Е.В.
Дело №
12-314/2022
73RS0002-01-2022-003968-37
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ульяновск
14 июля 2022 года
Судья Ульяновского
областного суда Жаднов Ю.М.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании дело по жалобе руководителя Управления Федеральной
службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по
Ульяновской области Дубовицкой Елены Николаевны на постановление судьи
Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 23 мая 2022 года (дело №
5-2547/2022),
у с т а н о в и л:
14.03.2022 главным
специалистом-экспертом отдела санитарного надзора Управления Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по
Ульяновской области Фоминовой
Г.В. в отношении ООО «Город кафе» составлен протокол об административном
правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 КоАП РФ.
Постановлением судьи
Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 23.05.2022 в отношении ООО «Город
кафе» было прекращено производство по ст. 6.4 КоАП РФ в связи с отсутствием состава
административного правонарушения.
В жалобе,
направленной в Ульяновский областной суд, руководитель Управления Федеральной
службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по
Ульяновской области Дубовицкая
Е.Н. не соглашается с вынесенным постановлением судьи, полагает его подлежащим
отмене, а дело – направлению на новое рассмотрение.
В обоснование жалобы
указывает, что в действиях ООО «Город кафе» имеется состав вмененного в вину
административного правонарушения.
Указывает, что
квалифицирующим признаком данного правонарушения является деятельность,
связанная с организацией отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения,
а не место совершения правонарушения.
Ссылается на то, что
санитарно-эпидемиологические требования к деятельности, связанной с обучением и
воспитанием детей, установлены в СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи». Указывает, что нарушение требований данных санитарных правил ООО
«Город кафе» не вменялось, а было вменено нарушение требований СанПиН
2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации
общественного питания населения».
Полагает, что
квалификация выявленного правонарушения по ст. 6.7 ч.1 КоАП РФ в данной
ситуации недопустима.
Подробно позиция
руководителя Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области Дубовицкой Е.Н.
изложена в жалобе.
Одновременно
заявлено ходатайство о восстановлении срока на обжалование.
Изучив доводы ходатайства
о восстановлении срока на обжалование и материалы дела в части, касающейся
заявленного ходатайства, прихожу к выводу о том, что срок для подачи жалобы не
пропущен.
В судебное заседание
участники производства по делу не явились, надлежащим образом извещались о
времени и месте рассмотрения дела. Полагаю возможным рассмотреть жалобу в
отсутствие неявившихся лиц.
Изучив доводы жалобы
и материалы дела в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ в полном объеме,
прихожу к следующим выводам.
Как усматривается из
протокола об административном правонарушении от 14.03.2022, в вину ООО «Город
кафе» было вменено то, что в ходе проведения плановой выездной проверки в
период с 14.02.2022 по 16.02.2022 в отношении ООО «Город кафе» в пищеблоке
МБДОУ Детский сад № 233 «Березка», расположенном по адресу: ***; в пищеблоке
МБДОУ Детский сад № 197 по адресу: ***; в пищеблоке МБДОУ № 1 «Олимпик»,
расположенном по адресу: *** ***, в которых ООО «Город кафе» осуществляет
деятельность по организации питания воспитанников указанных МБДОУ, были
установлены нарушения требований санитарно-эпидемиологических правил и норм
СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации
общественного питания населения».
Так, в нарушение п.
2.16 СанПиН 2.3/2.4.3590-20, согласно которому внутренняя отделка производственных и
санитарно-бытовых помещений предприятий общественного питания должна быть
выполнена из материалов, позволяющих проводить ежедневную влажную уборку,
обработку моющими и дезинфицирующими средствами и не иметь повреждений, на
пищеблоке МБОУ Детский сад № 233 «Березка» в складских помещениях на
поверхности стен и потолка выявлено наличие участков с нарушенным верхним слоем
и отслоившейся краской, в помещении производственного цеха на поверхности
потолка имеются участки с отслоением верхнего слоя, на поверхности стен также
имеются участки с отслоившейся краской, на пищеблоке МБОУ «Детский сад № 197» в
складском помещении на поверхности стен
имеются участки с нарушенным верхним слоем, в помещении производственного цеха
на поверхности потолка имеются участки с отслоением верхнего слоя, на
поверхности стен имеются участки с
облетевшей облицовочной плиткой, на пищеблоке МБДОУ № 1 «Олимпик» в горячем
цехе и помещении для хранения овощей местами отсутствует облицовочная плитка,
что препятствует качественному проведению ежедневной влажной уборки, обработке
поверхностей моющими и дезинфицирующими средствами.
Рассмотрев дело по существу, судья районного
суда сделал вывод об отсутствии в действиях (бездействии) ООО «Город кафе»
состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ.
Полагаю, что выводы судьи районного суда
являются правильными, при этом исхожу из следующего.
В соответствии со
ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных
правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное
выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом,
обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и
условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 N
52-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) в организациях отдыха и
оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо
от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике
заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в
том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного
законодательства.
В
соответствии со ст. 11
Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в
соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования
санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих
федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных
лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и
оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения,
пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве,
транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный
контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и
испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением
санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении
работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и
реализации продукции.
В
силу ст. 11, 39 Федерального закона
от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных
правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и
юридических лиц.
Как
уже отмечалось выше, нарушения выявлены в пищеблоках ряда детских садов. ООО «Город кафе» занимается организацией и
осуществлением питания воспитанников указанных выше дошкольных учреждений.
Таким образом, в
рассматриваемом случае выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к
организации питания детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение, то
есть нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и
обучения детей в таких учреждениях.
Нарушение
требований, установленных данной нормой, образует состав административного
правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.7 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях - нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и
оздоровления детей, их воспитания и обучения.
Статья 6.4 КоАП РФ является
общей нормой и устанавливает административную
ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к
эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и
транспорта.
Часть 1 статьи 6.7 КоАП РФ
предусматривает административную ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических
требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, к
техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и
обучения, к учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции.
При этом, поскольку санкция ч. 1 ст. 6.7 КоАП
РФ является более строгой и ухудшит
положение лица, в отношении которого ведется производство по делу,
переквалификация бездействия ООО «Город кафе» со ст. 6.4 на ст. 6.7 КоАП РФ
невозможна.
Доводы жалобы о том, что в данном случае
действия правонарушителя не подлежат квалификации по ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ,
поскольку в вину ООО «Город кафе» вменено не нарушение требований СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», а нарушение требований
СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации
общественного питания населения» нахожу несостоятельными, исходя из следующего.
Вменение нарушений требований СанПиН
2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации
общественного питания населения» предполагает в дальнейшем квалификацию
действий (бездействия) правонарушителя по ст. 6.6 КоАП РФ, предусматривающей
ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к
организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых,
ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и
напитков, их хранении и реализации населению. Следовательно действия ООО «Город
кафе» в данном случае в любом случае не могли быть квалифицированы по ст. 6.4
КоАП РФ.
Вместе с тем, объекты, где были выявлены
нарушения санитарно-эпидемиологических требований (пищеблоки детских садов) не
относятся к объектам, где специализированной организацией, реализующей
населению услуги питания в специально оборудованных местах. Поэтому вменение в
данном случае в вину нарушение требований СанПиН 2.3/2.4.3590-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания
населения» является неправильным.
Следовательно, в обжалуемом постановлении
судья районного суда обоснованно указал, что выявленные нарушения подлежали
квалификации именно по ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ.
Аналогичные правовые позиции изложены в постановлении
Верховного Суда Российской Федерации по делу № 11-АД19-4 от 21.02.2019 и в
постановлении Шестого кассационного суда общей юрисдикции № 16-5624/2021.
Доводы жалобы, имеющие правовое значение для
дела, аналогичны по существу доводам, которые были предметом проверки в ходе
судебного разбирательства. Полагаю, что оценка этим доводам судом первой
инстанции дана правильная.
С учетом изложенного
жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.
ст. 30.1 - 30.9 КоАП РФ,
р е ш и л:
постановление судьи
Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 23 мая 2022 года оставить без
изменения, жалобу руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области
Дубовицкой Елены Николаевны – без удовлетворения.
Решение суда вступает в законную силу со дня
его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей
юрисдикции (город Самара).
Судья
Ю.М. Жаднов