Судебный акт
Обеспечение жильем
Документ от 19.07.2022, опубликован на сайте 22.07.2022 под номером 100696, 2-я гражданская, об установленииф акта отнесения к числу лиц, оставшихся без попечения родителей, о возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставишихся без попечения родителей и подлежащих обеспечению специализирвоанным жилым помещением, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Бахарева Н.Н.                                                               73RS0001-01-2022-000573-90                                                                                                                                

Дело № 33-2703/2022

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                        19 июля 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Карабанова А.С.

при секретаре  Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-817/2022 по апелляционной жалобе Аксеновой Ксении Рашитовны  на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 2 марта 2022 года, по которому постановлено:

 

в удовлетворении исковых требований Аксеновой Ксении Рашитовны  к Министерству семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области об установлении   факта отсутствия родительского попечения,     возложении обязанности включить  в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и подлежащих обеспечением специализированным жилым помещением,  отказать.

 

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Аксенова К.Р. обратилась в суд с иском к Министерству семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области (далее – Министерство) об установлении   факта отсутствия над ней  родительского попечения в период с 01.01.1999 до достижения  совершеннолетия,     возложении обязанности включить  в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и подлежащих обеспечением специализированным жилым помещением.

В обоснование заявленных требований указала, что она с *** (дата смерти ее матери В*** Т.П.) до достижения совершеннолетия фактически являлась ребенком, оставшимся без попечения родителей. Ее  отец А*** Р.Н. на дату смерти матери в семье не проживал, никакого участия в ее воспитании и содержании не принимал, с момента   рождения она его не видела, где он находился в тот период и сейчас,  не знает.

На момент смерти матери они проживали по адресу: ***. После смерти матери непродолжительное  время она  проживала с супругом матери В*** А.А.,  который ее не удочерял, но который постановлением Главы Кузоватовского  района Ульяновской области от 11.01.1999 №5а временно, до определения  дальнейшей судьбы детей, был назначен ее опекуном. С сентября 1999 года по  апрель 2000 года она находилась в Ульяновском доме детства, с апреля 2000 года по сентябрь 2002 года - в *** детском доме ***, с 2002 года по 2007 год    проживала в общежитии  ***.

По неизвестной ей причине соответствующими органами опеки и  попечительства статус лица, оставшегося без попечения родителей, официально ей не предоставлен и она не включена в соответствующий перечень, что  не позволяет реализовать право на  обеспечение жильем, гарантированное государством для детей-сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей.

В настоящее время СУ СК РФ по Ульяновской области расследуется уголовное дело по  фактам нарушения прав на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в  рамках которого, как она узнала от органа следствия, был допрошен   А*** Р.Н., который подтвердил, что истица   родилась, когда он с ее матерью совместно не проживал,    участия в ее  обеспечении и воспитании не принимал, связь не поддерживал.   Орган опеки и попечительства  его не разыскивал, каких-либо заявлений о лишении его родительских прав не было.

Также из полученных результатов следственных мероприятий установлено, что органами опеки и попечительства предпринимались какие-то меры лишения А*** Р.Н. родительских прав, однако они оказались  недостаточными к принятию какого-либо юридически значимого решения.

Ранее, в 2016 году она обращалась в Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области   о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми  помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области, однако уведомлением от 28.10.2016 №73-ИОГВ-08.01.02.03/10479 исх ей было отказано  по  той причине,  что она  не относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  подлежащих обесценению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, в связи с достижением возраста 23 лет.

Просила суд  установить  факта отсутствия над ней  родительского попечения в период с 01.01.1999 до достижения  совершеннолетия,   возложить на ответчика  обязанность включить истца  в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и подлежащих обеспечением специализированным жилым помещением.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области, Департамент Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Аксенова К.Р. не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы указывает доводы, изложенные в иске. Отмечает, что ее вина в том, что она не обращалась с заявлением о постановке на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 23 лет, отсутствует. Полагает, что данная ситуация возникла только из-за бездействия соответствующих государственных органов, которые не предприняли своевременных действий для лишения отца А*** Р. Н. родительских прав и включения ее в список лиц, оставшихся без попечения родителей.

Дело рассмотрено в отсутствие сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. От Аксеновой К.Р. поступило заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в ее отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Судом установлено, Аксенова К.Р. родилась *** в г. Ульяновске, с 01.04.2014 зарегистрирована и проживает на территории ***.

Мать истца – В***  Т.П.  умерла ***, отец  А*** Р.Н. состоял в разводе с В***  Т.П.,  с ними не проживал, участие в   воспитании истца не принимал. 

Постановлением Главы Кузоватовского района Ульяновской области от 11.01.1999 №5а В*** А.А. был назначен попечителем несовершеннолетней Аксеновой К.Р. временно, до определения  ее дальнейшей судьбы.

Постановлением Главы Кузоватовского района Ульяновской области от 11.01.1999 №205 В*** А.А. был освобожден  от обязанностей  попечителя,  несовершеннолетняя Аксенова К.Р. направлена в *** Дом детства,  за ней закреплена  жилая площадь  по адресу: ***.

С 14.04.2020 по 30.09.2002 Аксенова К.Р. являлась  воспитанником   ОГКОУ  *** детский дом *** области, с 2002 года по 2007 год    проживал  в общежитии  ***.

Жилое помещение, ранее  закреплённое  за истцом,   заключением межведомственной комиссии №3 от  25.03.2011,  признано  для проживания непригодным.  

Аксенова  К.Р. 17.10.2016  обратилась в Министерство здравоохранения,  семьи и  социального благополучия Ульяновской области  с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми  помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области.

Уведомлением от 28.10.2016 №73-ИОГВ-08.01.02.03/10479исх истцу  было отказано  в удовлетворении заявления,  поскольку   ее статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не подтвержден.

На день обращения к ответчику с указанным  заявлением   возраст истца составлял  31 год.

Обращаясь в суд с настоящим иском, истец указывает на то, что она  как ребенок, оставшийся без попечения родителей,   не была  своевременно обеспечена  жилым помещением.

Разрешая спор по существу, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований, исходя из того, что нереализованное право на обеспечение жильем Аксенова К.Р.  утратила по достижении возраста 23 лет, поскольку до достижения указанного возраста с заявлением о постановке на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в установленном порядке не обращалась.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Пунктом 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями. Об этом так же содержится ссылка в подпункте 3 пункта 2 Постановление Правительства Ульяновской области от 27.12.2012 N 644-П  "Об утверждении Порядка предоставления жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений».

Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Исходя из приведенных норм, правом на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения обладают граждане Российской Федерации, относящиеся к категории лиц: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в понятиях, предусмотренных Федеральным законом N 159-ФЗ, вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в возрасте до 23-х лет.

По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как в силу прямого указания данного Закона они утрачивают статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей.

Доказательств того, что истец не имела возможности самостоятельно защищать свои права в период с момента достижения совершеннолетия до наступления возраста 23 лет в связи с чем  пропустила срок обращения для принятия на учет нуждающихся по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не представлено.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит. Таким образом, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

 

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 2 марта 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Аксеновой Ксении Рашитовны  – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через ­­­­­­­­­­­­­­­­­­Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи:

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено   21.07.2022