Судебный акт
Административный надзор
Документ от 19.07.2022, опубликован на сайте 26.07.2022 под номером 100758, 2-я гражданская, об установлении административного надзора в отн. Дежуматаева Р.А., решение (не осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)

     У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0004-01-2022-004838-37

Судья Тихонов А.Н.                                                                    Дело № 33а-3127/2022

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                        19 июля 2022 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,

судей Лифановой З.А., Васильевой Е.В.

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Дежуматаева Романа Альмуратовича на решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 25 мая 2022 года по делу №2а-2013/2022, по которому постановлено:

административное исковое заявление Федерального казенного учреждения Исправительная колония №9 УФСИН России по Ульяновской области об установлении административного надзора в отношении Дежуматаева Романа Альмуратовича удовлетворить.

Установить административный надзор в отношении Дежуматаева Романа Альмуратовича, *** года рождения, на срок 3 года, который подлежит исчислению со дня постановки лица на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения после освобождения из мест лишения свободы по отбытию наказания, назначенного приговором Азовского городского суда Ростовской области от 2 марта 2021 года, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

При административном надзоре в отношении Дежуматаева Романа Альмуратовича, *** года рождения, установить следующие административные ограничения:

-  запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток             с 23 часов 00 минут до 06 часов 00 минут;

-  запретить выезжать за пределы *** района *** области;

- четыре раза в месяц являться в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.

 

Заслушав доклад председательствующего судьи Пулькиной Н.А., заключение  прокурора Холодилиной Ю.О., полагавшей решение суда подлежащим изменению,  судебная коллегия

установила:

 

Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №9 УФСИН России по Ульяновской области»  (ФКУ  ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области) обратилось в суд с административным иском об установлении административного надзора в отношении Дежуматаева Р.А.

В обоснование иска указано на отбывание Дежуматаевым Р.А. наказания за преступление, совершенное в период нахождения под административным надзором, установленным решением Новочеркасского городского суда Ростовской области от     12 апреля 2019 года, что в силу пункта 4 части 2 статьи 3 Федерального закона от         6 апреля 2011 №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» влечет безусловное установление административного надзора.

Административный истец просил об установлении в отношении Дежуматаева Р.А. административного надзора на срок три года, с установлением   административных ограничений: запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток с 23-00 часов до 06-00 часов; запрета выезда  за пределы территории соответствующего муниципального образования, избранного им для проживания на территории Российской Федерации;  явки четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Дежуматаев Р.А. не соглашается с решением суда, просит его отменить в части установленных ограничений. В обоснование жалобы указывает, что судом не учтено, что он отбывает наказание в исправительном учреждении, где осужденные работают без оплаты труда, в отличие от исправительно-трудовой колонии, где работа осужденных оплачивается. Также судом не учтено отсутствие с его стороны нарушений порядка при отбывании наказания. 

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц согласно ст.150, ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения суда.

Из материалов дела следует, что приговором Азовского городского суда Ростовской области от 2 марта 2021 года Дежуматаев Р.А. осужден по части 2 статьи 314.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании части 5 статьи 69 Уголовного кодекса Российской Федерации (приговор Азовского городского суда Ростовской области от 30 октября 2020 года по пункту «в» части 2 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации к 1 году 6 месяцам лишения свободы) назначено наказание в виде лишения свободы на срок 1 год 8 месяцев с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.

Ранее решением Новочеркасского городского суда Ростовской области от         12 апреля 2019 года в отношении Дежуматаева Р.А. был установлен административный надзор на срок 8 лет.

В связи с совершением Дежуматаевым Р.А. в период нахождения под административным надзором преступления, за которое осужден к лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания¸ исправительное учреждение обратилось в суд с настоящим административным иском.

Разрешая данные требования, районный суд правильно применил нормы материального права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, проверил доводы сторон и пришел к выводу о наличии оснований для установления в отношении Дежуматаева Р.А. административного надзора.

Судебная коллегия с таким выводом суда соглашается, оснований для признания его неправильным не усматривает. 

Статьей 2 Федерального закона от 6 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» предусмотрено, что административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 названного Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 3 названного Закона  административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных  частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания.

Поскольку по делу установлено, что в период нахождения под административным надзором Дежуматаев Р.А. совершил преступление, за которое осужден к лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания¸ имелись основания для установления в отношении него административного надзора.

Судом правильно в соответствии с требованиями пункта 2 части 1 статьи 5 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми  из мест лишения свободы» установлен срок административного надзора на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

Разрешая заявленные требования, суд полно исследовал все представленные доказательства, на основании которых правильно определил объем и характер административных ограничений.

Оснований для отмены административных ограничений, их изменения судебная коллегия не усматривает, поскольку они назначены административному ответчику с учетом установленных обстоятельств совершения им преступления, его тяжести, имеющихся сведений, характеризующих его поведение до осуждения и в период отбывания наказания, отсутствия у него дисциплинарных взысканий и поощрений.

Выводы суда в этой части соответствуют положениям статьи 4 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми  из мест лишения свободы», разъяснениям, данным в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года №15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

Судебная коллегия обращает внимание, что установление судом административного ограничения в виде явки в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным и не зависит от применения к лицу иных административных ограничений (ч.2 ст.4 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы»). При таких обстоятельствах установление такого административного ограничения в отношении Дежуматаева Р.А. является правильным.

Количество явок установлено судом с учетом обстоятельств дела и характеризующих административного ответчика сведений, является соразмерным и не подлежит уменьшению.

Судебная коллегия обращает внимание, что в силу части 2 статьи 9  Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми  из мест лишения свободы», разъяснений, данных в пунктах 28, 31 вышеназванного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года           №15 суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений, характеризующих личность поднадзорного лица, в том числе о соблюдении им административных ограничений и выполнении предусмотренных Законом обязанностей и иных заслуживающих внимания обстоятельств, может частично отменить административные ограничения (ограничение), а также по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора досрочно прекратить административный надзор.

Таким образом, Дежуматаев Р.А. имеет право в установленном законом порядке обратиться за решением вопроса о частичной отмене административных ограничений, а также о досрочном прекращении административного надзора.

Судебная коллегия находит, что объем и характер установленных административному ответчику административных ограничений определен судом правильно, соответствует закону и является необходимым, за исключением определения территории, за пределы которой судом запрещено выезжать Дежуматаеву Р.А.

Данное ограничение имеет целью обеспечение более эффективного контроля за поднадзорным лицом, освободившимся из мест лишения свободы, который может быть реализован в пределах территории, подведомственной соответствующему органу внутренних дел, однако данное ограничение не предполагает воспрепятствование осуществлению поднадзорным лицом жизненно и социально необходимых прав.

Запрет Дежуматаеву Р.А. на выезд за пределы *** района *** области существенно ограничивает его права, в том числе на выбор места жительства и пребывания, а также работы на территории *** области.

Такого вида административное ограничение возможно установить административному ответчику в виде запрета на выезд за пределы территории *** области, что также будет способствовать исправлению поднадзорного лица и обеспечит контроль над ним, в связи с чем решение суда в данной части подлежит изменению с установлением Дежуматаеву Р.А. запрета выезжать за пределы *** области.

В остальной части решение суда является правильным и отмене, изменению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 25 мая                   2022 года изменить в части установления запрета выезда за пределы *** района *** области, установив Дежуматаеву Роману Альмуратовичу административное ограничение в виде запрета выезда за пределы *** области.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Дежуматаева Романа Альмуратовича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Апелляционное определение изготовлено  в окончательной форме 19 июля 2022 года.