Судебный акт
Об оспаривании постановления о взыскании исполнительского сбора
Документ от 19.07.2022, опубликован на сайте 03.08.2022 под номером 100828, 2-я гражданская, об освобождении от взыскания исполнительского сбора, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

    

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0006-01-2022-000416-05

Судья Зотова Л.И.                                                                     Дело № 33а-2752/2022

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                   19 июля 2022 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,

судей Лифановой З.А., Васильевой Е.В.,

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  муниципального автономного учреждения «Хозяйственно-эксплуатационная контора» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области на решение Барышского городского суда Ульяновской области от 31 марта        2022 года по делу № 2а-294/2022, по которому постановлено:

в иске Муниципальному автономному учреждению «Хозяйственно-эксплуатационная контора» муниципального образования «Барышский район» к  Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской  области,  Отделу  судебных приставов по Барышскому району Управления Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской  области, Судебному приставу-исполнителю  отдела судебных приставов по Барышскому району Управления Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской  области Сидоровой Наталье Владимировне о признании незаконным постановления от 11.01.2022 и освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 10 000 рублей  отказать.

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения  представителя  МАУ «ХЭК» МО «Барышский район» - Мешковой К.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы,  судебная коллегия

 

установила:

Муниципальное автономное учреждение «Хозяйственно-эксплуатационная контора» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области (далее - МАУ «ХЭК» МО «Барышский район») обратилось в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области, судебному приставу-исполнителю ОСП по Барышскому району УФССП России по Ульяновской области Сидоровой Н.В., ОСП по Барышскому району УФССП России по Ульяновской области о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по Барышскому району УФССП России по Ульяновской области Сидоровой Н.В. о взыскании исполнительского сбора и освобождении должника от уплаты исполнительского сбора.

Требования мотивированы тем, что в ОСП Барышского района 13.12.2021 возбуждено исполнительное производство № 84261/21/73019-ИП в отношении МАУ «ХЭК» МО «Барышский район» по исполнению постановления по делу об административном правонарушении №*** от 30.08.2021, выданного центром автоматизированной фотовидеофиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД УМВД России по Ульяновской области, о взыскании штрафа в размере 500 рублей.

Постановлением от 11.01.2022 с должника был взыскан исполнительский сбор в размере 10 000 рублей ввиду непредоставления доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения.

Просит признать незаконным постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по Барышскому району УФССП России по Ульяновской области Сидоровой Н.В. о взыскании исполнительского сбора и освобождении должника от уплаты исполнительского сбора в размере 10 000 рублей.

Судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области. 

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе муниципальное автономное учреждение «Хозяйственно-эксплуатационная контора» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное. В обоснование жалобы указывает, что МАУ «ХЭК» МО «Барышский район» не было известно о возбуждении в отношении него исполнительного производства, от судебного пристава-исполнителя Сидоровой Н.В. документы по исполнительному производству           № 84261/21/73019-ИП от 13.12.2021 о взыскании штрафа в размере 500 руб. и исполнительского сбора в размере 10 000 руб. не поступали.  Указывает, что акт по делу об административном правонарушении от 30.08.2021 №1*** Центра автоматизированной фотовидеофиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД УМВД России по Ульяновской области административный истец не получал ни почтовым отправлением, ни в форме электронного документа в личном кабинете на едином государственном портале.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, кроме представителя МАУ «ХЭК» МО «Барышский район», не явились, извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия  определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.218, ч.2 ст.227, ст.360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ч.1 ст.121 Федерального закона «Об исполнительном производстве» постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц ФССП России могут быть оспорены в суде сторонами исполнительного производства и иными лицами, которые считают, что нарушены их права и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению ими прав и законных интересов либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

В соответствии с абз.2 п.1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 №118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Согласно ст.30 Федерального закона №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство возбуждается судебным приставом-исполнителем на основании исполнительного документа в трехдневный срок со дня его поступления, о чем выносится соответствующее постановление, при этом если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то устанавливается пятидневный срок со дня получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст.ст. 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ           (ч.17 ст.30).

При этом, исходя из положений п.12 ст.30, срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с ч.2.1 ст.14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2016 №2141-О, данное законоположение направлено на скорейшее уведомление должника о поступлении исполнительного документа в службу судебных приставов и возбуждении исполнительного производства, с тем, чтобы он имел возможность добровольно исполнить содержащиеся в исполнительном документе требования в установленный срок и избежать тем самым взыскания с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий.

Порядок взыскания исполнительского сбора, а также уменьшения и освобождения от уплаты исполнительского сбора установлен ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в соответствии с которой исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения (часть 1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, установленного для добровольного исполнения требований исполнительного документа, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).

В соответствии с положениями ч.7 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», п.1 ст.401 Гражданского кодекса Российской Федерации суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру обязательства и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок, т.е. если придет к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении требований исполнительного документа.

Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением по делу об административном правонарушении №*** от 30.08.2021, вынесенным центром автоматизированной фотовидеофиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД УМВД России по Ульяновской области, МАУ «ХЭК» МО «Барышский район» подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 500 рублей. В связи с отсутствие добровольной оплаты штрафа постановление направлено в ОСП по Барышскому району УФССП России по Ульяновской  области для принудительного исполнения.

На основании данного постановления 13.12.2021 судебным приставом-исполнителем ОСП по Барышскому району Сидоровой Н.В. было возбуждено исполнительное производство № 84261/21/73019-ИП в отношении МАУ «ХЭК» МО «Барышский район». Должнику предложено в 5-дневный срок со дня получения постановления добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику было предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя. Кроме того, должник был предупреждён о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор.

Постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по Барышскому району Сидоровой Н.В. от 13.12.2021 о возбуждении исполнительного производства №84261/21/73019-ИП в форме электронного документа было доставлено в единый личный кабинет должника на Едином портале государственных и муниципальных услуг 13.12.2021, прочитано им 14.12.2021.

В связи с неисполнением требования исполнительного документа в установленный срок, отсутствием доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения, постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Барышскому району Сидоровой Н.В. от 11.01.2022 с МАУ «ХЭК» МО «Барышский район»  взыскан исполнительский сбор в размере 10 000 рублей.

Данное постановление в тот же день было доставлено в единый личный кабинет должника на Едином портале государственных и муниципальных услуг и прочитано им 19.01.2022.

Установив вышеуказанные обстоятельства, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, правильно применив нормы материального права к рассматриваемым правоотношениям, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении административного иска, поскольку доказательств уважительности причин неисполнения решения суда в добровольном порядке, а также доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, административный истец не представил.

С выводами городского суда судебная коллегия соглашается.

В оспариваемом  решении подробно изложены мотивы, по которым суд пришел к выводу о своевременном уведомлении административного истца о возбуждении исполнительного производства и надлежащем направлении ему копии постановления о возбуждении исполнительного производства.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, начало течения срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа закон связывает с моментом доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг.

Согласно ч.3 ст.24 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» извещения, адресованные организации или гражданину, осуществляющему деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, могут направляться по их адресам электронной почты, содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, либо в единый личный кабинет организации или гражданина, осуществляющего деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, на Едином портале государственных и муниципальных услуг (при их наличии).

Условием направления извещения посредством единого портала является завершение лицом, участвующим в исполнительном производстве, прохождения процедуры регистрации в федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме».

Федеральная служба судебных приставов обеспечивает размещение в едином личном кабинете лица, участвующего в исполнительном производстве, на едином портале (далее - личный кабинет) извещения, содержание которого соответствует требованиям ст.25 Федерального закона «Об исполнительном производстве», а также при наличии постановления судебного пристава-исполнителя обеспечивает размещение вместе с извещением копии такого постановления (п. 2). Извещение считается доставленным с момента, когда лицо, участвующее в исполнительном производстве, входило на единый портал с использованием единой системы идентификации и аутентификации.

Утверждения заявителя жалобы о том, что он не получал документов в рамках исполнительного производства, опровергаются материалами дела, в частности информацией из программного комплекса АИС ФССП России.

Поскольку должник - МАУ «ХЭК» МО «Барышский район», получив 14.12.2021 постановление о возбуждении исполнительного производства, в установленный судебным приставом-исполнителем 5-дневный срок для добровольного исполнения (до 21.12.2021) требований исполнительного документа не исполнил, то судебный пристав-исполнитель правомерно вынесла в отношении него постановление о взыскании исполнительского сбора от 11.01.2022. Постановление утверждено старшим судебным приставом и направлено должнику в день его вынесения.

Указанные действия судебного пристав-исполнителя соответствуют требованиям ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», в связи с чем у суда первой инстанции не имелось оснований  для отмены постановления о взыскании исполнительского  сбора.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворений требований административного истца у суда первой инстанции не имелось.

Доказательств в подтверждение своих доводов административным истцом не представлено ни районному суду, ни суду апелляционной инстанции.

Несмотря на имеющуюся возможность, должник не знакомился с материалами исполнительного производства, мер к получению копии постановления по делу об административном правонарушении не предпринял, в связи с чем доводы заявителя в указанной части судебная коллегия находит несостоятельными.

Каких-либо новых доводов, способных поставить под сомнение законность и обоснованность обжалуемого решения и повлечь его отмену либо изменение, в апелляционной жалобе не приведено.

Проверив правильность применения норм материального права и норм процессуального права судом, рассмотревшим административное дело, судебная коллегия не установила оснований для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Принятое по делу решение является правильным, нормы материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Барышского городского суда Ульяновской области от 31 марта    2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального автономного учреждения «Хозяйственно-эксплуатационная контора» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области  - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи