У Л Ь Я Н О В С К И
Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Судья Русакова
И.В.
Дело №
7-215/2022
73RS0004-01-2022-004076-92
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ульяновск
21 июля 2022 года
Судья Ульяновского
областного суда Жаднов Ю.М.,
при секретаре
Абросимовой А.В.
рассмотрев в
открытом судебном заседании дело по жалобе начальника отдела по вопросам
миграции ОМВД России по Заволжскому району г. Ульяновска Климовой Е.В. на
решение судьи Заволжского районного суда г. Ульяновска от 7 июня 2022 года
(дело № 12-172/2022),
у с т а н о в и л:
постановлением начальника
отдела по вопросам миграции ОМВД России по Заволжскому району г. Ульяновска
Климовой Е.В. от 31.03.2022 директор ООО «Альянс» Меметов И.Я. привлечен к
административной ответственности по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ.
За совершение этого
правонарушения данному должностному лицу назначено наказание в виде
административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением судьи
Заволжского районного суда г. Ульяновска от 07.06.2022 указанное постановление
отменено, производство по делу прекращено на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП
РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено
постановление.
В жалобе,
направленной в Ульяновский областной суд, начальник отдела по вопросам миграции
ОМВД России по Заволжскому району г. Ульяновска Климова Е.В. не соглашается с
вынесенным решением судьи, полагает его подлежащим отмене с оставлением без
изменения вынесенного ею постановления.
В обоснование жалобы
указывает, что дополнения в протокол об административных правонарушениях в
отношении Меметова И.Я. вносились капитаном полиции Г*** Э.М. после
рассмотрения дела об административном правонарушении начальником отдела по
вопросам миграции ОМВД подполковником полиции Климовой Е.В., т.е. после 31
марта 2022 года, при подготовке материалов в суд для рассмотрения жалобы.
Указывает, что на
законность постановления о привлечении
Меметова И.Я. к административной ответственности от 31 марта 2022 года,
произведенные в протоколе об административном правонарушении дополнения повлиять
не могли, поскольку должностное лицо, вынесшее постановление о привлечении к
административной ответственности, руководствовалось протоколом об
административном правонарушении без внесенных в него дополнений, т.е. в
качестве доказательств совершения директором ООО «Альянс» Меметовым И.Я.
административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.18.9 КоАП РФ, принят
протокол об административном правонарушении, составленный в установленном
порядке и соответствующий требованиям ст.28.2 КоАП РФ.
Поясняет, что при
рассмотрении дела об административном правонарушении 31 марта 2022 года
Меметовым И.Я. какие-либо пояснения о наличии (либо отсутствии) в протоколе об
административном правонарушении дополнений должностному лицу не сообщалось,
хотя он в установленном порядке был ознакомлен с материалами дела об
административном правонарушении и предоставлял по нему пояснения.
Считает, что
должностное лицо, в чьем производстве находилось дело об административном
правонарушении, уже дало надлежащую правовую оценку всем имеющимся по делу
обстоятельствам, в том числе и протоколу об административном правонарушении,
который составлен с учетом требований ч.2 ст.28.2 КоАП РФ.
Указывает на то, что
внесенные в бланк протокола об административном правонарушении дополнения не
относятся к «иным сведениям, необходимым для разрешения дела» и не влияют на
дальнейшее рассмотрение дела об административном правонарушении, поскольку не
влияют на описание выявленного административного правонарушения.
Кроме того,
указывает, что Меметову И.Я. была предоставлена возможность ознакомиться с
делом об административном правонарушении до вынесения по нему процессуального
решения и, соответственно, возможность дать письменные пояснения по делу, в том
числе по вопросу привлечения его к административной и уголовной ответственности
до 31 марта 2022 года, что им и было сделано.
Сообщает, что
сведения о наличии (отсутствии) судимости, указание которых предусмотрены
бланком протокола об административном правонарушении не влияют на производство
по делу об административном правонарушении, не относятся к обстоятельствам,
подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении.
Кроме того,
сообщает, что по практике МВД сведения о судимости, а также информация о
привлечении лица к административной ответственности в графу протокола об
административном правонарушении не вносится, указанные сведения приобщаются к
делу об административном правонарушении в виде отдельного документа,
полученного из интегрированной базы МВД России.
Подробно позиция
начальника отдела по вопросам миграции ОМВД России по Заволжскому району г.
Ульяновска Климовой Е.В. изложена в жалобе.
Изучив доводы
жалобы, проверив материалы дела в соответствии с ч. 3 ст.30.6 КоАП РФ в полном
объеме, заслушав пояснения свидетеля А*** Д.В., прихожу к следующим выводам.
Согласно ст. 24.1
КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях
являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение
обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при
разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат
обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно:
наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении
административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для
правильного разрешения дела.
Частью 4 ст. 18.9 КоАП РФ
установлено, что неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с
осуществлением миграционного учета, если эти действия не содержат признаков
уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на
граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц -
от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот
тысяч до пятисот тысяч рублей.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в
соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на
основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события
административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к
административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение
для правильного разрешения дела.
К числу доказательств по делу об административном правонарушении
относится протокол об административном правонарушении.
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном
правонарушении, предусмотрены ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном
правонарушении указываются, в том числе: место, время совершения и событие
административного правонарушения, иные сведения, необходимые для разрешения
дела.
В силу положений ст. 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному
представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об
административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность
ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица
вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые
прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя
физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении
которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если
они извещены в установленном порядке, протокол об административном
правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об
административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен,
в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Системное толкование вышеприведенных положений статьи 28.2 КоАП РФ
позволяет прийти к выводу о том, что изменения ранее внесенных в протокол об
административном правонарушении сведений производятся в присутствии лица, в
отношении которого он составлен.
В его отсутствие такие изменения могут быть внесены в протокол об
административном правонарушении только при наличии сведений о надлежащем
извещении такого лица об их внесении.
Иное толкование вышеприведенных норм Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении
которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на
непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных
действий.
Как усматривается из
материалов дела, ООО «Альянс» поставлено на учет 14.02.2011 Инспекцией
Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ульяновска, юридический
адрес: ***. Директором ООО «Альянс» является Меметов И.Я.
В ходе оперативно-профилактического мероприятия 17.02.2022 выявлено,
что по адресу: ***, проживает гражданин Республики Узбекистан Т*** Х*** Ш***,
уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания по данному
адресу в УВД УМВД России по Ульяновской области не поступило. Поэтому
должностное лицо ОМВД России по
Заволжскому району г.Ульяновска усмотрело в действиях Меметова И.А. признаки
правонарушения, административная ответственность за которое установлена частью
4 статьи 18.9 КоАП РФ.
В целях выяснения всех обстоятельств административного правонарушения
17.02.2022 инспектором ОВМ ОМВД России по Заволжскому району г. Ульяновска
младшим лейтенантом полиции Калимовой К.О. вынесено определение № 161 о возбуждении дела об административном
правонарушении и проведении административного расследования в отношении ООО
«Альянс».
По результатам проведения административного расследования в отношении
директора ООО «Альянс» Меметова И.Я. 24.02.2022 старшим инспектором ОВМ ОМВД
России по Заволжскому району г. Ульяновска капитаном полиции Г*** Э.М. был
составлен протокол об административном правонарушении по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ
(л.д. 7, 8).
Отменяя постановление должностного лица административного органа и
прекращая производство по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на
основании которых было вынесено постановление, судья районного суда исходил из
того, что в протоколе об административном правонарушении в отношении директора
ООО «Альянс» Меметова И.Я. имеются внесенные должностным лицом, составившим
протокол об административном правонарушении, исправления в сведениях о
привлечении его к административной ответственности (внесены сведения следующего
содержания – ст. 18.9 ч. 4 КоАП РФ от 11.08.2020). При этом не представляется
возможным определить, что внесение исправления было сделано в присутствии лица,
привлекаемого к административной ответственности.
В судебном заседании в районном суде Меметов И.Я. пояснил, что он не
вызывался должностным лицом на внесение изменений в протокол об
административном правонарушении, копия протокола с внесенными изменениями ему
не направлялась.
Кроме того, данные изменения в протокол об административном
правонарушении не заверены подписью должностного лица, что не позволяет с
достоверностью установить, кем и когда были внесены данные дополнения.
Таким образом, оснований полагать о том, что изменения в протокол об
административном правонарушении внесены должностным лицом с соблюдением
требований КоАП РФ, не имеется.
Приведенные обстоятельства позволяют сделать
вывод о том, что изменения в протокол об административном правонарушении
внесены должностным лицом с нарушением требований статьи 28.2 КоАП РФ, что
свидетельствует о нарушении порядка привлечения лица, в отношении которого
возбуждено производство по делу об административном правонарушении, к
административной ответственности и влечет нарушение права этого лица на защиту.
Верховный Суд
Российской Федерации в постановлениях по делам об административных
правонарушениях неоднократно обращал внимание на недопустимость внесения
должностными лицами самовольно в одностороннем порядке изменений в протоколы,
составляемые в ходе производства по делу.
Допущенные по
настоящему делу нарушения требований, предусмотренных КоАП РФ, являются
существенными.
Согласно ч. 3 ст.
26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об
административном правонарушении, если указанные доказательства получены с
нарушением закона.
На основании
вышеизложенного протокол об административном правонарушении подлежит признанию
недопустимым доказательством по настоящему делу об административном
правонарушении, так как составлен с нарушением вышеуказанных требований.
При таких
обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения судьи
районного суда не нахожу.
Руководствуясь ст.
ст. 30.1 - 30.9 КоАП РФ,
р е ш и л:
решение судьи
Заволжского районного суда г. Ульяновска от 7 июня 2022 года оставить без
изменения, а жалобу начальника отдела по вопросам миграции ОМВД России по
Заволжскому району г. Ульяновска Климовой Е.В. – без удовлетворения.
Решение суда вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть
обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара).
Судья
Ю.М. Жаднов