Судебный акт
Оспаривание НПА
Документ от 19.07.2022, опубликован на сайте 08.08.2022 под номером 100945, 1-я гражданская, , ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)

                                                                                                       3а-178/2022

73OS0000-01-2022-000150-79

 

РЕШЕНИЕ

Именем Российской  Федерации

 

19 июля 2022 года                                                                              г.Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Трифоновой Т.П.

при секретаре Шапошниковой М.В.,

с участием прокурора Холодилиной Ю.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Каракозовых  Дмитрия Николаевича и Людмилы Анатольевны о признании не действующим в части постановления Правительства Ульяновской области от 2 июля 2009 года № 256-П «О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории муниципального образования «Город Ульяновск», режимах использования земель и градостроительных регламентах в границах данных зон»,

 

у с т а н о в и л :

 

Постановлением Правительства Ульяновской области от 02 июля 2009 года № 256-П (в ред. от 19 ноября 2021 года) «О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории муниципального образования «Город Ульяновск», режимах использования земель и градостроительных регламентах в границах данных зон» (далее - постановление Правительства Ульяновской области № 256-П) утверждены границы зон охраны объектов культурного наследия на территории муниципального образования «Город Ульяновск» с описанием указанных границ (Приложение № 1), а также режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах зон охраны объектов культурного наследия на территории муниципального образования «Город Ульяновск» (Приложение № 2).

Приложение № 2 к указанному Постановлению содержит приложение № 1 «Перечень отделочных и строительных материалов, применение которых при ремонте, реставрации, приспособлении для современного использования, при капитальном строительстве зданий и сооружений в зонах охраны объектов культурного наследия запрещается».

Данный перечень в первоначальной редакции содержал 7 пунктов наименований отделочных и строительных материалов:

1.                  Профилированный металлический лист (профнастил).

2.                  Силикатный кирпич без декоративной отделки.                                      

3.                  Бетонные блоки без декоративной отделки.

4.                  Железобетонные панели и плиты без декоративной отделки.

5.                  Пластиковый сайдинг.

6.                  Металлический сайдинг.

7.                  Деревянная рейка, вагонка, доска без декоративной отделки.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 29 июня 2020 года № 333-П «О внесении изменений в постановление Правительства Ульяновской области от 2 июля 2009 года № 256-П» Приложение № 1 к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах зон охраны объектов культурного наследия на территории муниципального образования «город Ульяновск» было дополнено  пунктом 8 следующего содержания: «8. Сотовый поликарбонат (кроме монолитного)».

Каракозовы Д.Н. и Л.А. обратились в Ульяновский областной суд с административным иском к Правительству Ульяновской области о признании недействующим с момента принятия Приложения № 1 Приложения № 2 к Постановлению Правительства Ульяновской области № 256-П – Перечень отделочных и строительных материалов, применение которых при ремонте, реставрации, приспособлении для современного использования, при капитальном строительстве зданий и сооружений в зонах охраны объектов культурного наследия запрещается (далее – Перечень).

В обоснование заявленных требований указали на то, что Перечень из-за своей содержательной неопределенности нарушает права собственников земельных участков, находящихся в зонах охраны объектов культурного наследия. Запрет на использование содержащихся в Перечне материалов предполагает возможность использования иных, не указанных в перечне материалов. Вместе с тем возможность использования иных не указанных в Перечне строительных материалов, не способствует сохранению объектов культурного наследия в их историческом облике.

Кроме того, Перечень не является закрытым. Так, Постановлением Правительства Ульяновской области № 333-П от 29 июня 2020 года в Перечень был добавлен новый материал – «сотовый поликарбонат (кроме монолитного). Возможность включения в Перечень дополнительных строительных материалов, использование которых запрещено, создает неопределенность для собственников земельных участков, расположенных в зоне охраны объектов культурного наследия, и свидетельствует о неоднозначности толкования нормативного правового акта. 

Также указывают на отсутствие нормативного обоснования включения в Перечень того или иного наименования строительного материала.

В ходе рассмотрения дела истцы уточнили административные исковые требования. Просили также признать недействующим с момента принятия подпункт 2 пункта 3.1 Приложения № 2 применительно к ОЗФ - охранная зона объектов культурного наследия федерального значения. Согласно данному пункту в охранной зоне объекта культурного наследия запрещается строительство зданий и сооружений. Указанные положения Постановления Правительства Ульяновской области № 256-П, по мнению истцов, противоречат подпункту «а» пункта 9  Постановления Правительства  РФ от 12 сентября 2015 года № 972  «Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации», согласно которому в границах охранной зоны, в том числе единой охранной зоны, запрещается строительства объектов капитального строительства.

Постановление Правительства Ульяновской области № 256-П в оспариваемой части нарушает их права, поскольку решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 18 марта 2022 года по делу № 2-858/2022 (не вступило в законную силу) со ссылкой на указанное Постановление Правительства Ульяновской области на истцов, как сособственников земельного участка по ***, входящего в объединенную охранную зону объекта культурного наследия федерального значения - территория «мемориального квартала» Государственного историко-мемориального музея-заповедника «Родина В.И. Ленина», была возложена обязанность по демонтажу забора из профилированного листа, расположенного в глубине принадлежащего им земельного участка и отделяющего находящийся в их пользовании   земельный участок от территории детской художественной школы. Вместе с тем возведение указанного забора вызвано требованиями безопасности обучающихся в художественной школе детей,  поскольку истцы на своей территории разводят собак.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены     Богачева Т.Г. (сособственница дома по *** и земельного участка по ***), Управление архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска, Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Родина В.И. Ленина».

Суд также удовлетворил ходатайство администрации г. Ульяновска о привлечении её к участию в деле в качестве заинтересованного лица. 

В ходе рассмотрения дела представитель истцов Анашкин А.В. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном иске. Учитывая большое разнообразие новых строительных материалов, полагал   целесообразным включение в Перечень строительных материалов, использование которых разрешено, а не запрещено.

Представители Правительства Ульяновской области Шашина О.А. и Силаев А.А.  просили отказать в удовлетворении требований истцов. Указали, что Постановление принято в пределах предоставленных Правительству Ульяновской области полномочий, с соблюдением порядка принятия и опубликования нормативного правового акта.

Постановление Правительства Ульяновской области № 256-П в первоначальной его редакции принято на основании проекта зон охраны объектов культурного наследия, подготовленного ООО «Симбирскпроект» в 2007 году, прошедшего историко-культурную экспертизу. Проект содержал Перечень запрещенных к использованию в охранной зоне строительных материалов.  Положения проекта были в неизменном виде отражены в Постановлении Правительства Ульяновской области № 256-П. 

Правомерность принятия Постановления Правительства Ульяновской области № 256-П была подтверждена вступившим в законную силу решением Ульяновского областного суда от 7 июля 2015 года по делу № 3-22/2015, оставленным без изменения определением Верховного Суда РФ от 30 сентября 2015 года № 80-АПГ15/9.

Постановлением Правительства Ульяновской области № 333-П от 29 июня 2020 года в Перечень был добавлен новый материал – «сотовый поликарбонат (кроме монолитного). Данное постановление было подписано председателем Правительства Ульяновской области Смекалиным А.А., размещено на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gjv.ru 2 июля 2020 года, номер опубликования 7300220200720001.

Изменения в Постановление Правительства Ульяновской области № 256-П (в части включения в Перечень дополнительного  наименования строительного материала - сотовый поликарбонат (кроме монолитного), запрещенного к использованию в охранной зоне объекта культурного наследия, были внесены на основании проектной документации, разработанной ООО «Средневолжское предприятие «Спецпроектреставрация» от 2019 года, на которую в 2020 году получено положительное экспертное заключение государственной историко-культурной экспертизы.

Представитель Управления архитектуры и градостроительства  администрации г.Ульяновска Бодунова Т.В. просила отказать в удовлетворении требований истцов, поддержала позицию Правительства Ульяновской области. Указала на отсутствие правовой неопределенности Постановления Правительства Ульяновской области № 256-П, поскольку оспариваемый истцами Перечень содержит списочный состав запрещенных к использованию строительных материалов, с которым истцы имели возможность ознакомиться до возведения ими забора.  Полагала, что обращение истцов с настоящим иском направлено на уклонение от исполнения решения Ленинского районного суда г.Ульяновска, которым на них была возложена обязанность по демонтажу установленного на земельном участке, входящем в составе объединенной охранной зоны объекта культурного наследия забора из профилированного листа.

Также указала на то, что Постановление Правительства Ульяновской области № 256-П не противоречит Постановлению Правительства РФ № 972, поскольку согласно Градостроительному кодексу РФ понятие «объект капитального строительства» включает в себя понятие «здания и сооружения». 

Представитель музея-заповедника «Родина В.И. Ленина» Бардина Г.М. в судебное заседание не явилась. Ранее в ходе рассмотрения дела возражала против удовлетворения требований истцов, поддерживала позицию Правительства Ульяновской области.  Дополнительно указала, что дома *** образуют единую усадьбу. Земельный участок под указанными домами входит в объединенную охранную зону объектов культурного наследия федерального значения – территория «мемориального квартала» Государственного историко-мемориального музея-заповедника «Родина В.И. Ленина». Возведенный истцами забор существенно выше основного деревянного забора, который проходит по красной линии ул. Ленина, просматривается с пешеходной зоны и оказывает негативное воздействие на внешний вид объекта культурного наследия, приводит к искажению первоначального облика исторического здания и всей историко-архитектурной среды (л.д.127-128 т.1). Строительные материалы, содержащиеся в Перечне, были исключены из числа разрешенных к использованию в охранной зоне объекта культурного наследия на основании исторических фактов и историко-архитектурных изысканий, указывающих на конкретные строительные материалы, используемые на данной территории в тот период времени.

Представитель администрации г.Ульяновска в судебное заседание не явился. Ранее в ходе рассмотрения дела просил отказать в удовлетворении требований истцов, поддерживая позицию Правительства Ульяновской области.

Каракозовы Д.Н. и Л.А., Богачева Т.Г. в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения делаю

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обозрев материалы дела Ульяновского областного суда № 3-22/2015, проект зон охраны объектов культурного наследия г.Ульяновска, заслушав заключение прокурора Холодилиной Ю.О., полагавшей заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что Каракозовы Д.Н. и Л.А. наряду с Богачевой Т.Г. являются сособственниками дома по *** и земельного участка по адресу: ***. 1468/3000 долей земельного участка по *** в *** находится также в государственной собственности. На указанном земельном участке кроме дома истцов расположена Детская художественная школа (***). Дом, здание Детской художественной школы  и земельный участок входят в состав объединенной охранной зоны объектов культурного наследия федерального значения – территория «мемориального квартала» Государственного историко-мемориального музея-заповедника «Родина В.И. Ленина» - п. 20 Приложения № 1 к Постановлению Правительства Ульяновской области № 256-П.

Решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 18 марта 2022 года по делу № 2-858/2022 (не вступило  в законную силу) с учетом определения об исправлении описки на истцов, а также на Богачеву Т.Г. была возложена обязанность по демонтажу забора из профилированного листа, установленного в охранной зоне объектов культурного наследия федерального значения в границах земельного участка по адресу: *** в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Таким образом, истцы вправе обратиться в суд с административным иском об оспаривании Постановления Правительства Ульяновской области № 256-П.

В соответствии с пунктом «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации охрана памятников истории и культуры находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно подпункту 15 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в редакции на день принятия оспариваемого постановления) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения.

Согласно преамбуле Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ) в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Федеральным законом № 73-ФЗ к объектам культурного наследия отнесены объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры (статья 3).

В соответствии со статьей 4 Федерального закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения: объекты культурного наследия федерального значения, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации; объекты культурного наследия регионального значения, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации; объекты культурного наследия местного (муниципального) значения, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.

Пунктом 1 статьи 34 Федерального закона № 73-ФЗ предусмотрено, что в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.

В целях одновременного обеспечения сохранности нескольких объектов культурного наследия в их исторической среде допускается установление для данных объектов культурного наследия единой охранной зоны объектов культурного наследия, единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности и единой зоны охраняемого природного ландшафта (далее - объединенная зона охраны объектов культурного наследия).

Состав объединенной зоны охраны объектов культурного наследия определяется проектом объединенной зоны охраны объектов культурного наследия.

В пункте 2 этой же статьи дано правовое понятие  охранной зоны объекта культурного наследия – это территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель и земельных участков, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

Границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации (пункт 3 статьи 34 Федерального закона № 73-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 и подпунктами 6, 10 пункта 2 статьи 33 Федерального закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране, которая включает в себя, в том числе, разработку, согласование и утверждение проектов зон охраны объектов культурного наследия, установление границ предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в реестр.

Статьей 3 Закона Ульяновской области от 9 марта 2006 года № 24-ЗО «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Ульяновской области» (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого акта) к полномочиям Правительства Ульяновской области в сфере в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия отнесено утверждение границ зон охраны объектов культурного наследия федерального значения (за исключением зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и зон охраны объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия) на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

2 июля 2009 года Правительством Ульяновской области принято постановление № 256-П «О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории муниципального образования «город Ульяновск», режимах использования земель и градостроительных регламентах в границах данных зон». Данным постановлением утверждены границы зон охраны объектов культурного наследия на территории муниципального образования «город Ульяновск» с описанием указанных границ (приложение № 1) и режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон (приложение № 2).

Согласно ч. 3 ст. 4 Закона Ульяновской  области от 29 ноября 2005 года № 136-ЗО «О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Ульяновской области (действовавшей на момент принятия Постановления Правительства Ульяновской области № 256-П) нормативные правовые акты Правительства Ульяновской области подлежат официальному опубликованию не позднее 7 дней после их принятия.

Официальным опубликованием нормативных правовых актов Ульяновской области считалась первая публикация их полного текста в газетах «Народная газета» или «Ульяновская правда».

Постановление Правительства Ульяновской области № 256-П в первоначальной редакции было опубликовано в установленном законом порядке в газете «Ульяновская правда» от 3 июля 2009 года № 53(22.819).

Таким образом, на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта Правительство Ульяновской области являлось исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, уполномоченным на утверждение границ зон охраны объектов культурного наследия, режимов их использования и градостроительных регламентов в границах данных зон.

Согласно действующей редакции приведенного Закона Ульяновской области от 9 марта 2006 года № 24-ЗО административный ответчик сохраняет указанные полномочия.

Пунктом 4 статьи 34 Федерального закона № 73-ФЗ предусмотрено, что порядок разработки проекта зон охраны объекта культурного наследия, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, требования к режимам использования земель и общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон устанавливаются Правительством Российской Федерации.

На момент утверждения 2 июля 2009 года Постановления Правительства Ульяновской области № 256-П действовало Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2008 года № 315. Настоящее Положение устанавливало порядок разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), требования к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон.

В соответствии с п. 2 указанного Постановления Правительства РФ № 315 на сопряженной с объектом культурного наследия территории может быть установлена одна или несколько зон охраны: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется соответствующим проектом.

Проект зон охраны объекта культурного наследия подлежит в установленном порядке государственной историко-культурной экспертизе в целях определения его соответствия требованиям государственной охраны объектов культурного наследия.

Положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы является основанием для утверждения границ зон охраны объекта культурного наследия, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон (п. 13 Положения).

Проект зон охраны объекта культурного наследия представляется в соответствующий орган государственной власти или орган местного самоуправления вместе с материалами по его обоснованию и положительным заключением государственной историко-культурной экспертизы (п.14 Положения).

В случае если в пределах территорий зон охраны объекта культурного наследия федерального значения установлены зоны охраны объекта культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения, на указанных территориях действуют режимы использования земель и градостроительные регламенты, установленные в границах зон охраны объекта культурного наследия федерального значения (п. 22 Положения).

Соблюдение Правительством Ульяновской области при принятии Постановления № 256-П приведенного выше порядка утверждения и разработки проекта зон охраны объекта культурного наследия, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия подтверждено вступившим 30 сентября 2015 года в законную силу решением Ульяновского областного суда от 7 июля 2015 года, принятым по гражданскому делу № 3-22/2015 по заявлению *** А.Г., *** о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части постановления Правительства Ульяновской области от 2 июля 2009 года № 256-П «О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории муниципального образования «город Ульяновск», режимах использования земель и градостроительных регламентах в границах данных зон».

Судом было установлено, что проект зон охраны объектов культурного наследия на территории муниципального образования «город Ульяновск» был разработан ООО «Симбирскпроект» на основании заключенного между указанным обществом и Комитетом архитектуры и градостроительства мэрии города Ульяновска.

14 декабря 2007 года ООО «Симбирскпроект» сдало, а заказчик - Комитет архитектуры и градостроительства мэрии города Ульяновска - принял выполненную работу - проект зон охраны объектов культурного наследия на территории города Ульяновска.

До принятия оспариваемого постановления Правительства Ульяновской области, в период времени с декабря 2007 года по июль 2009 года была проведена соответствующая работа как по проведению историко-культурных экспертиз, так и по согласованию проекта:

- федеральным государственным унитарным предприятием «Институт по реставрации памятников истории и культуры «Спецпроектреставрация» в составе руководителя АРМ-2, заслуженного деятеля искусств Кеслера В.Ю., главного архитектора проекта АРМ-2 члена-корреспондента Академии Архитектурного наследия Нуждиной М.А. была проведена историко-культурная экспертиза по проекту зон охраны объектов культурного наследия города Ульяновска, о чем составлено положительное заключение и направлено 4 августа 2008 года в ООО «Симбирскпроект»;

- Средневолжским филиалом Федерального государственного унитарного предприятия «Институт по реставрации памятников истории и культуры «Спецпроектреставрация» в лице директора Козлова Ю.В. составлено положительное заключение историко-культурной экспертизы по проекту зон охраны культурного наследия города Ульяновска от 25 марта 2009 года;

- пройдено согласование проекта с Комитетом Ульяновской области по культурному наследию, мэрией города Ульяновска;

- на проект зон охраны объектов культурного наследия города Ульяновска дано положительное заключение государственным учреждением культуры «Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Р.В. Ленина» в лице директора Зубова А.Н.;

- рассмотрение проекта зон охраны объектов культурного наследия города Ульяновска, замечания и рекомендации к проекту были предметом рассмотрения на заседании рабочей группы Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия Министерства культуры РФ (Росохранкультура) 31 августа 2008 года;

- проект согласован с Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультура) 29 декабря 2008 года;

- проект согласован с Ульяновским региональным отделением Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры 18 марта 2009 года.

Перечень отделочных и строительных материалов, применение которых запрещено при ремонте, реставрации, приспособлении для современного использования, при капитальном строительстве здания и сооружений в зонах охраны объектов культурного  наследия, (Приложение № 1 Приложения № 2 к Постановлению Правительства Ульяновской области)  содержался в проекте зон охраны объектов культурного наследия города Ульяновска (том 3. «Режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах зон охраны объектов культурного наследия»), составленном ООО «Симбирскпроект» в 2007 году, и впоследствии был воспроизведен в Постановлении Правительства Ульяновской области № 256-П.

Таким образом, Постановление Правительства Ульяновской области № 256-П от 2 июля 2009 года принято высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах его полномочий с соблюдением требований законодательства Российской Федерации и Ульяновской области к его форме, порядку принятия и введения в действие.

Постановлением Правительства Ульяновской области № 333-П от 29 июня 2020 года в Постановление Правительства Ульяновской области № 256-П были внесены изменения. В частности, приложение № 1 к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах зон охраны объектов культурного наследия на территории муниципального образования «город Ульяновск» дополнено  пунктом 8 следующего содержания: «8. Сотовый поликарбонат (кроме монолитного)» (подпункт «г» пункта 2 Постановления Правительства Ульяновской области № 333-П).

Согласно ч. 1  ст. 5 Закона Ульяновской области от 29 ноября 2005 года № 136-ЗО «О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Ульяновской области» официальным опубликованием  нормативных правовых актов Ульяновской области считается первая публикация их полного текста в газетах «Народная газета», «Ульяновская правда» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru). Размещение (опубликование) нормативных правовых актов Ульяновской области на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) осуществляется в течение десяти дней со дня их подписания в порядке, установленном Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2014 года № 198 «О порядке опубликования законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Постановление размещено на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru)  2 июля 2020 года, номер публикации 7300202007020001.

Основанием для внесения в Перечень приведенных выше изменений явилась необходимость внесения изменений в ранее утвержденный         предмет охраны - объект культурного наследия (памятник истории и культуры) регионального значения «Жилой дом. Архитектор Ф.О. Ливчак». В связи с этим обществом с ограниченной ответственностью «Средневолжское предприятие Спецреставрация»  в 2019 году был разработан проект зоны охраны объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) регионального значения «Жилой дом. Архитектор Ф.О. Ливчак», который в 2020 году прошел историко-культурную экспертизу.

Довод административных истцов о неопределенности содержания Перечня и о целесообразности включения в Перечень строительных материалов, использование которых разрешено, а не запрещено, являются необоснованными.

Как ранее действовавшее Постановление Правительства РФ от 26 апреля 2008 года № 315 «Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» (подпункт «б» пункта 10), так и ныне действующее Постановление Правительства  РФ от 12 сентября 2015 года № 972 «Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации» (подпункт «б» пункта 9) предусматривают, что режим использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах охранной зоны, в том числе единой охранной зоны, устанавливаются с учетом следующих требований: ограничение капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства и их частей, в том числе касающееся их размеров, пропорций и параметров, использования отдельных строительных материалов, применения цветовых решений, особенностей деталей и малых архитектурных форм. Таким образом, формулировка нормативного правового акта предусматривает установление ограничения использования отдельных строительных материалов.

В связи с этим Постановлением Правительства Ульяновской области № 256-П  утвержден Перечень именно запрещенных, а не разрешенных к использованию строительных материалов.

В пункте 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснена необходимость при проверке содержания оспариваемого акта или его части, выяснения, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

Содержание оспариваемого истцами Перечня является определенным, не вызывает неоднозначного толкования.

Довод истцов о том, что возможность внесения в Перечень дополнительных строительных материалов, использование которых запрещено, создает правовую неопределенность, что является основанием для признания нормативного правового акта недействующим, является несостоятельным. 

Возможность внесения изменений в нормативный правовой акт не свидетельствует о его правовой неопределенности и не является основанием  для признания нормативного правового акта недействующим.

В данном случае включение в Перечень дополнительных строительных материалов, использование которых в зоне охраны объектов культурного наследия запрещено, не является произвольным. Как было указано выше, внесение изменений в нормативный правовой акт, устанавливающий границы зон охраны объектов культурного наследия на территории муниципального образования «город Ульяновск», режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон, возможно только после соблюдения определенной процедуры: составления проекта на основе материалов историко-архитектурных, историко-градостроительных и архивных исследований, в которых обосновывается необходимость указанных изменений, а также проведение государственной историко-культурной экспертизы проекта. Таким образом, включение в Перечень дополнительных запрещенных к использованию в охранной зоне объекта культурного наследия строительных материалов не носит случайный характер и направлено исключительно на   сохранение памятников истории и культуры в их историческом виде.

Также суд находит несостоятельными доводы истцов о несоответствии  Постановления Правительства Ульяновской области № 256-П (Приложение № 2 подпункт 2 пункта 3.1 применительно к ОЗФ - охранной зоне объектов культурного наследия федерального значения)  Постановлению Правительства  РФ от 12 сентября 2015 года № 972  «Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации» (подпункт «а» пункта 9), поскольку Постановление Правительства Ульяновской области № 256-П запрещает в границах охранной зоны строительство зданий и сооружений, а Постановление Правительства РФ № 972 запрещает строительство в границах охраной зоны объектов капитального строительства.

Использование в Постановлении Правительства Ульяновской области № 256-П иной формулировки, по сравнению с Постановлением Правительства РФ № 972, не свидетельствует о несоответствии Постановления Правительства Ульяновской области № 256-П нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Понятие  «объект капитального строительства» содержится в п. 10 ст. 1 Градостроительного Кодекса РФ. Согласно данной статьи  «объект капитального строительства» – это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).

Таким образом, используемая в Постановлении Правительства Ульяновской области № 256-П формулировка не противоречит  Постановлению Правительства  РФ № 972.

Учитывая, что Постановление Правительства Ульяновской области № 256-П принято уполномоченным органом, с соблюдение процедуры его принятия и опубликования, соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, оснований для признания его недействующим в части не имеется.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 - 217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р е ш и л:

 

в удовлетворении административного искового заявления Каракозовых Дмитрия Николаевича и Людмилы Анатольевны о признании не действующим Приложения № 1 к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах зон охраны объектов культурного наследия на территории муниципального образования «город Ульяновск» – «Перечень отделочных и строительных материалов, применение которых при ремонте, реставрации, приспособлении для современного использования, при капитальном строительстве зданий и сооружений в зонах охраны объектов культурного наследия запрещается»; подпункта 2 пункта 3.1 в отношении «ОЗФ - охранная зона объектов культурного наследия федерального значения»  Приложения № 2 к Постановлению Правительства Ульяновской области от 2 июля 2009 года № 256-П «О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории муниципального образования «Город Ульяновск», режимах использования земель и градостроительных регламентах в границах данных зон» отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                              Трифонова Т.П.

 

Решение изготовлено 29 июля 2022 года.