Судебный акт
Назначение досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью
Документ от 18.03.2008, опубликован на сайте 28.03.2008 под номером 10099, 2-я гражданская, о включении периодов в спец.труд.стаж и назн.досроч.труд.пенсии связи с осущ.пед.деят., Оставить решение (определение) БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ, а жалобу или представление без удовлетворения

 

Дело-33-***-2008 г.                                              Судья Корнилин Н.И.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

18 марта 2008 г.                                                                    г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Лисовой Л.С.,

судей Шлейкиной О.В. и Королевой А.В.

рассмотрела дело по кассационной жалобе  ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г. Ульяновска на решение Ульяновского районного суда от 25 января 2008 года, с учетом определения от 21 февраля 2008года, по которому постановлено:

Признать отказ Управления Пенсионного Фонда РФ (Государственное учреждение) в Ульяновском районе в назначении  Б***  досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности от 04.07.2005г. незаконным.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Железнодорожном районе г. Ульяновска включить  Б*** в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы с 29.10.1974 года по 09.01.1984 года в должности старшего пионервожатого Л*** и П*** средней школы и назначить ей досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности с  момента обращения в УПФ РФ (ГУ) в Ульяновском районе, т.е. с 31 марта 2005года.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Б*** обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Ульяновском районе о признании права на досрочную трудовую пенсию. В обоснование своих требований указала, что с 1974 года постоянно работала в Л***, а затем – в П*** средней школе  старшей пионервожатой, а затем учителем начальных классов. Общий трудовой стаж в указанных должностях составляет 30 лет 4 месяца 27 дней. В связи с этим она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии на основании п. 10 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Однако решением комиссии от 04.07.2005 ей было отказано в назначении пенсии в связи с тем, что в трудовой стаж не засчитали период работы в должности старшей пионервожатой с 29.10.1974 по 18.01.1984.  Принятое решение является незаконным, так как противоречит Постановлению Конституционного Суда РФ № 2-П от 29.01.2004, которым определено, что исчисление пенсии может производиться по нормам законодательства, действовавшего до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В тот период, когда она работала в должности пионервожатой, данная должность являлась педагогической и период такой работы засчитывался в трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, при условии, что она отработала не менее 25 лет в должностях, связанных с педагогической деятельностью. Так как ее общий педагогический стаж составляет более 30 лет, она имеет право на досрочную трудовую пенсию.

Просила включить в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, период работы с 29.10.1974 по 18.01.1984 в должности старшей пионервожатой в Л*** и П*** средних школах и обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности с момента обращения – 31.03.2005.

В ходе рассмотрения дела суд привлек к участию в деле в качестве соответчика ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г. Ульяновска, в качестве 3-х лиц – Л*** и П*** средние школы и постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г. Ульяновска не соглашается с решением суда и просит его отменить. При этом указывает, что суд неверно применил и истолковал материальный закон, неправильно включил в  специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периоды работы истицы пионервожатой в Л*** и П*** средних школах. Непонятна формулировка о включении в стаж  этих периодов с момента обращения в УПФ РФ в Ульяновском районе. Работа истицы в должности старшей пионервожатой не может быть включена в  специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, поскольку в настоящее время данная должность не включена в Списки, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, и не была включена в Списки, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067, и Списки, утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463. Право на включение периода работы в должности пионервожатой в специальный стаж могло быть у истицы только в том случае, если бы на момент действия Списков от 1959г. (т.е. до 1993г.) она отработала весь требуемый для назначения пенсии педагогический стаж – 25 лет в соответствии с теми условиями, которые устанавливались Постановлением № 1359. Указанный вывод следует из определения Конституционного Суда РФ от 05.11.2002г. № 320-0. Правильность позиции УПФ подтверждается Постановлением Минтруда № 70 от 17.10.2003г., а также решением Верховного Суда РФ  от 15.05.2003г. и определением кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 24.07.2003г. по заявлению Белоусовой.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы,  выслушав  Б***., судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Из материалов дела усматривается, что Б***. в период  с 29.10.1974г. по 09.01.1984г.  работала в должности старшей пионервожатой в Л*** и П*** средних   школах.

Подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Пунктом 3 этой же нормы Закона предусмотрено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.п. 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 утверждены Списки работ, профессий, должностей и учреждений, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

В предшествующий период действовали Перечень, утвержденный постановлением Совмина СССР № 1397 от 17.12.1959, а также Списки, утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР № 463 от 06.09.1991 и Постановлением Правительства РФ № 1067 от 22.09.1999.

Из протокола  заседания комиссии усматривается, что в выслугу лет Б***  не засчитаны  периоды  работы  в должности старшей пионервожатой в  Л*** и П*** средних школах.

Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которое действовало до 01.10.1993, предусматривалось, что в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.

Таким образом, в период работы Б***. в должности  пионервожатой действующим в тот период законодательством предусматривалось, что данная работа засчитывается в педагогический стаж для назначения досрочной пенсии по старости.

Отказывая истице  во включении в педагогический стаж периода работы в должности пионервожатой, ответчик сослался на то, что в настоящее время данная должность не включена в Списки, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, и не была включена в Списки, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067, и Списки, утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463.

Однако оценку пенсионных прав истицы необходимо проводить в соответствии с законодательством, действовавшим в спорный период.

Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Из правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 29.01.2004 № 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, усматривается, что ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Согласно ч.3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 № 463.

В соответствии с п. 3 названного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».

Таким образом, поскольку в период работы Б***. в должности  пионервожатой работа в данной должности включалась в педагогический стаж Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, она имеет право на зачет указанного периода работы в специальный стаж при назначении ей пенсии в настоящее время.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Поскольку к моменту обращения с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости Б***  имела необходимый 25-летний стаж педагогической работы, суд  обоснованно удовлетворил заявленные исковые требования и обязал ответчика назначить ей пенсию с момента обращения в Пенсионный Фонд – с 31.03.2005г.

Доводы кассационной жалобы о том, что истица должна была выработать 2/3 стажа в период действия Положения от 1959 г., являются несостоятельными. Эти доводы были предметом исследования суда первой инстанции и им дана правильная оценка.

Другие доводы также не опровергают правильность принятого решения, в том числе   и ссылка кассатора на определение Конституционного Суда РФ от 2002года, Постановление Минтруда от 17.10.2003г., решение и определение Верховного Суда РФ от 2003г.

Нарушений норм материального и процессуального закона не усматривается.

В силу изложенного  решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

Решение Ульяновского  районного суда  Ульяновской области  от 25 января  2008 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г.Ульяновска (Государственное учреждение) – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи