Судебный акт
Отказ в признании недействительным договора дарения недвижимого имущества
Документ от 29.04.2008, опубликован на сайте 15.05.2008 под номером 10256, 2-я гражданская, о признании недействительным зарегистр.права собственности, Оставить решение (определение) БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ, а жалобу или представление без удовлетворения

                               УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Дело № 33-***-2008г.                                                                   Судья Дубенская Е.А.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

29 апреля 2008 года                                                                                             г.Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пищугиной Л.И.,

судей   Лисовой Л.С., Шлейкиной О.В.

рассмотрела дело по кассационной жалобе КУГИ мэрии г.Ульяновска на решение      Железнодорожного районного суда от 21 февраля 2008 года, по которому постановлено:

В удовлетворении иска Комитета по управлению городским имуществом мэрии г.Ульяновска к Г*** С.А., Г*** В.Н. и Управлению федеральной регистрационной службы по Ульяновской области о признании недействительным договора дарения недвижимого имущества и признании недействительным зарегистрированного права собственности  отказать в полном объеме.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Комитет по управлению городским имуществом мэрии г.Ульяновска (далее КУГИ) обратился в суд с иском к Г*** С.А., Г*** В.Н. и Управлению Федеральной регистрационной службы по Ульяновской области (далее УФРС) о признании недействительным договора дарения и зарегистрированного права собственности за Г*** С.А.

В обоснование иска указал, что Постановлением мэра г.Ульяновска от 28 февраля 2002 года № *** нежилые помещения общей площадью 167,15 кв.м, расположенные по ул.*** в г.Ульяновске, были включены в реестр муниципальной собственности. В последующем эти помещения были отчуждены физическому лицу Г*** С.А. на основании договора дарения от 27 октября 2006 года, заключенного между Г*** В.Н. и Г*** С.А., и право собственности зарегистрировано за Г*** С.А.

КУГИ считает данный договор и зарегистрированное право собственности за Г*** С.А. незаконными.

Ранее решением Арбитражного суда Ульяновской области от 07 августа 2001 года были удовлетворены исковые требования ЗАО КТПП «***» о государственной регистрации перехода права собственности на нежилые помещения, в том числе спорные, однако 30 декабря 2003 года вышеуказанное решение было отменено по вновь открывшимся обстоятельствам. В силу ст.209 ГК РФ правомочия владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежат собственнику. Собственником спорных помещений является  муниципалитет, в силу чего договор дарения  недвижимого имущества является ничтожным, а зарегистрированное право собственности Г*** С.А. недействительным.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе КУГИ просит решение суда отменить и иск удовлетворить, ссылаясь на то, что  решение по делу не основано на действующих нормах материального права. В обоснование жалобы указано, что ГК РФ не исключает возможности предъявления исков о признании недействительной ничтожной сделки любым заинтересованным лицом. Судом необоснованно сделан вывод о пропуске срока исковой давности. По его мнению, необходимо было исходить из положений п.1 ст.181 ГК РФ, устанавливающей 3-летний срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки. Указывает на то, что суду не были представлены доказательства того, что сведения о наличии договора дарения стали известны КУГИ сразу после его заключения. Ссылается также на п.4 совместного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.11.2001 г. № 15 и Высшего Арбитражного Суда РФ от 15.11.2001 года № 18, согласно которому заявление о применении исковой давности должно подаваться от всех соответчиков по делу. Судом не учтен тот факт, что УФРС по Ульяновской области с таким заявлением в суд не обращалось. Полагает, что недвижимое имущество не выбывало из муниципальной собственности  и это обстоятельство никем не оспорено.

В отзыве на кассационную жалобу представитель Г*** В.Н. Ф*** Е.Ю. просит решение суда оставить без изменения. В обоснование приводит доводы, аналогичные выводам, сделанным судом в решении.

Проверив  материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя Г***ых Ф*** Е.Ю., Комитета по управлению городским имуществом мэрии г.Ульяновска П***., судебная коллегия  не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со ст.347 ГПК РФ судебная коллегия законность решения проверяет по доводам, изложенным в кассационной жалобе.

Отказывая в иске, суд правильно исходил из того, что заключенный между Герасимовыми договор дарения является оспоримой сделкой.

Доводам КУГИ о том, что данная сделка ничтожна в силу ст.168 ГК РФ, поскольку не соответствует требованиям закона, в частности ст.209 ГК РФ, суд дал надлежащую оценку.

В данном случае сам по себе договор дарения соответствует закону, так как составлен в письменной форме, право дарителя на объекты недвижимости было зарегистрировано в установленном законом порядке, как и право одаряемого.

Стороны по сделке договор дарения не оспаривают.

Истцом не указано, каким образом признание недействительным договора дарения приведет к восстановлению его прав.

Из материалов дела усматривается, что оспариваемый договор дарения является лишь последним договором в цепочке сделок по отчуждению объектов недвижимости: 25.04.2002 года право собственности на спорные нежилые помещения  было зарегистрировано за ЗАО КТПП «***» на основании решения Арбитражного суда Ульяновской области от 15.04.2002 года; 29.07.2002 г. заключен договор купли-продажи между ЗАО КТПП «***» и Т*** С.Н. и право собственности УФРС зарегистрировало за Т***; решением Арбитражного суда Ульяновской области от 25.12.2003 года предыдущее решение Арбитражного суда от 07.08.2001 года, которым помещения были переданы ЗАО КТПП «***», отменено по вновь открывшимся обстоятельствам и в иске было отказано; 11.10.2005 года состоялся договор купли-продажи на данный объект между Г*** В.Н. (покупатель) и Т*** С.Н. (продавец)  и его право собственности на объект также было зарегистрировано в УФРС; 27.10.2006 г. Г*** В.Н. подарила спорный объект Г*** С.А.

Суд правильно указал, что правовые последствия для истца в случае признания договора дарения недействительным не наступают, поскольку иные, указанные выше сделки по отчуждению недвижимости, истцом не оспаривались.

Доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмену решения суда. В силу того, что объекты недвижимости являлись предметом неоднократных сделок по их отчуждению, при этом каждый раз предыдущий собственник имел государственную регистрацию своего права собственности на спорные объекты недвижимости, а сам договор дарения по форме и содержанию соответствовал требованиям закона к заключению сделок по отчуждению объектов недвижимости, суд сделал правильный  вывод, что оспариваемый договор дарения являлся не ничтожной, а оспоримой сделкой.

Кроме того, правовые последствия при признании договора дарения    недействительным  для истца не наступали.

Суд также пришел к обоснованному выводу о том, что истцом пропущен срок исковой давности применительно к оспоримым сделкам – один год. Истец не мог не знать о том, что объекты недвижимости являлись предметами сделок по отчуждению между иными лицами, так как с собственниками этих объектов заключались договоры аренды земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости.

Ссылка в жалобе на то, что УФРС по Ульяновской области не заявляло о применении последствий пропуска срока исковой давности, также не может повлечь отмену решения суда. Такое заявление было сделано представителями ответчиков Г***вых, что и явилось основанием для применения судом последствий пропуска срока исковой давности. Между КУГИ и УФРС не было материально-правового спора, поскольку УФРС является лишь органом, производящим государственную регистрацию права собственности  и не имеющим материального интереса в разрешении спора. Поэтому отсутствие заявления УФРС о применении последствий пропуска срока исковой давности не могло влиять на результат рассмотрения дела.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения суда.

Другие доводы кассационной жалобы правильность выводов суда не опровергают, поэтому они не могут повлечь отмену решения суда.

Судебная коллегия полагает, что суд рассмотрел спор с учетом представленных сторонами доказательств, которым дал надлежащую оценку, и с соблюдением требований норм материального и процессуального права, поэтому находит решение суда законным и обоснованным.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение  Железнодорожного районного суда от 21 февраля 2008 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по управлению городским имуществом мэрии г.Ульяновска – без удовлетворения.

 

Председательствующий

Судьи