Судебный акт
Периоды применения кадастровой стоимости
Документ от 23.01.2023, опубликован на сайте 31.01.2023 под номером 104149, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО

Дело № 3а-106/2023 (3а-268/2022)

73OS0000-01-2022-000284-65

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

23 января 2023 года                                                                             г.Ульяновск

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Трифоновой Т.П.,

при секретаре Шапошниковой М.В.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Мирошниченко Ирины Юрьевны к публично-правовой компании «Роскадастр», Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании недействующими сведений о кадастровой стоимости земельного участка, возложении обязанности внести сведения о кадастровой стоимости земельного участка в единый государственный реестр недвижимости, установлении даты начала применения сведений о кадастровой стоимости земельного участка,

 

у с т а н о в и л :

 

Мирошниченко И.Ю. обратилась в суд с административным иском к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ульяновской области (далее ФГБУ «ФКП Росреестра», Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, Областному государственному бюджетному учреждению «Центр государственной кадастровой оценки» (далее ОГБУ «ЦГКО»), в котором просила признать незаконным акт ОГБУ «ЦГКО» № АОКС-73/2021/000149 от 20 июля 2021 года об утверждении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером  ***, обязать филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области исключить из ЕГРН сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере 79 643 253 руб. 18 коп., внесенной на основании вышеуказанного акта.

Требования мотивировала тем, что является собственницей земельного участка с кадастровым номером ***.

По состоянию на 1 января 2020 года кадастровая стоимость земельного участка была утверждена в размере 84 726 865 руб. приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 241-пр от 20 октября 2020 года.

Желая установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости, Мирошниченко И.Ю. обратилась в ОГБУ «ЦГКО» с соответствующим заявлением, приложив к нему отчет оценщика, согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 14 апреля 2021 года составила 23 370 000 руб.

Решением  ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки» №ОРС-73/2021/000986 от 29 сентября 2021 года Мирошниченко И.Ю. было отказано в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости ввиду несоответствия отчета об оценке положениям законодательства об оценочной деятельности.

Не согласившись с указанным решением, Мирошниченко И.Ю. обратилась в суд с иском об оспаривании решения ОГБУ «ЦГКО» и одновременно заявила требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.

Решением Ульяновского областного суда от 26 апреля 2022 года по делу № 3а-11/2022 (73OS0000-01-2021-000256-36) в удовлетворении административного искового заявления Мирошниченко И.Ю. в части признания незаконным решения ОГБУ «ЦГКО» № ОРС-73/2021/000986 от 29 сентября 2021 года об отказе в установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** в размере его рыночной стоимости отказано.

При этом по результатам проведенной в рамках рассмотрения дела судебной экспертизы установлена  кадастровая  стоимость  земельного участка с кадастровым номером ***, равная его рыночной стоимости по состоянию на 14 апреля 2021 года в размере 15 613 500 руб.

Решение суда вступило в законную силу.

Вместе с тем на основании акта ОГБУ «ЦГКО» № АОКС 73/2021/000149 от 20 июля 2021 года кадастровая стоимость принадлежащего ей земельного участка с 1 июля 2021 года была перерасчитана в связи с внесением в ЕГРН сведений об охранной зоне ВОЛС К-746 133,881 км, и стала равной 79 643 253 руб. 18 коп.

Из ответа филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области от 6 октября 2022 года ей стало известно, что установленная судом кадастровая стоимость земельного участка, равная его рыночной стоимости 15 613 500 руб., применяется с 1 января 2021 года по 1 июля 2021 года, а с 1 июля 2021 года применятся кадастровая стоимость земельного участка в размере 79 643 253 руб. 18 коп.

Мирошниченко И.Ю. при обращении в суд указывала на незаконность акта ОГБУ «ЦГКО» № АОКС 73/2021/000149 от 20 июля 2021 года о перерасчете кадастровой стоимости земельного участка в связи с внесением в ЕГРН сведений об охранной зоне, поскольку проведенной в рамках рассмотренного Ульяновским областным судом административного дела № 3а-11/2022 рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 14 апреля 2021 года была рассчитана судебным экспертом с учетом охранной зоны, сведения о которой были внесены в ЕГРН только 1 июля 2021 года. В связи с этим истец считает, что кадастровая стоимость принадлежащего ей земельного участка в размере его рыночной стоимости, равной 15 613 500 руб., должна применяться с 1 января 2021 года и до настоящего времени.

В период рассмотрения дела филиал ФГБУ «ФКП Росреестра по Ульяновской области исправил дату начала применения кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости 15 613 500 руб. с 1 января 2021 года на 1 июля 2021 года.

В связи с этим Мирошниченко И.Ю. уточнила исковые требования:  просила признать утратившими силу сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** в размере 79 643 253 руб. 18 коп., внесенные в ЕГРН на основании акта ОГБУ «ЦГКО» об утверждении кадастровой стоимости АОКС-73/2021/000149 от 20 июля 2021 года, возложить на филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ульяновской области обязанность внести в ЕГРН сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** в размере его рыночной стоимости 15 613 500 руб., установив дату начала применение указанной кадастровой стоимости с 1 января 2021 года (л.д. 212 т.1).

От исковых требований к ОГБУ «ЦГКО» о признании незаконным акта об утверждении кадастровой стоимости земельного участка АОКС-73/2021/000149 от 20 июля 2021 года истец отказалась. Производство по делу в указанной части требований прекращено определением суда  от 15 декабря 2022 года (л.д.213-215 т.1).

Поскольку с 1 января 2023 года ФГБУ «ФКП Росреестра» прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме присоединения и его полномочия осуществляет ППК «Роскадастр», суд на основании статьи 44 КАС РФ определением от 11 января 2023 года произвел замену ответчика )ФГБУ «ФКП Росреестра» его правопреемником  - публично-правовой компанией «Роскадастр».

Кроме того, на основании распоряжения Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области от 23 ноября 2022 года № 2780-од Областное государственное бюджетное учреждение «Центр государственной кадастровой оценки» переименовано в Областное государственное бюджетное учреждение «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки» (далее ОГБУ «БТИГКО»).

В ходе рассмотрения дела представитель истца Глазова И.В. поддержала заявленные требования.

Представитель ППК «Роскадастр» Никитина М.И. уточненные требования не признала. Пояснила, что  28 декабря 2021 года в ЕГРН в соответствии с Приказом  Министерства архитектуры Ульяновской области от 20 октября 2020 года №241-пр «Об утверждении государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ульяновской области» внесена кадастровая стоимость принадлежащего истцу земельного участка в размере 84 726 865 руб. 08 коп. по состоянию на 20 января 2020 года. Дата начала применения указанной стоимости – 1 января 2021 года.

1 июля 2021 года в ЕГРН внесены сведения о зоне с особыми условиями использования территории – охранной зоне, реестровый номер ***, и сведения об ограничениях в отношении принадлежащего истцу земельного участка. В связи с этим на основании акта ОГБУ «ЦГКО» от 20 июля 2021 года № АОКС-73/2021/000149 в ЕГРН 23 июля 2021 года вынесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере 79 643 253 руб. 18 коп. Дата начала применения указанной кадастровой стоимости –  1 июля 2021 года. Данная стоимости является архивной, поскольку 9 августа 2022 года в ЕГРН в соответствии с решением Ульяновского областного суда от 24 апреля 2022 года вынесена кадастровая стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости, равной 15 613 500 руб. Дата определения кадастровой  стоимости – 14 апреля 2021 года.

Изначально дата начала применения кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости была определена ФГБУ «ФКП Росреестра»  – с 1 января 2021 года.

14 ноября 2022 года на основании подпункта 6 ч. 2 ст. 18 Федерального закона № 237-ФЗ была исправлена ранее указанная учреждением дата начала применения кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости 15 623 500 руб.  – с  1 января 2021 года  на 1 июля 2021 года. 

На момент принятия Ульяновским областным судом решения от 26 апреля 2022 года по делу № 3а-11/2022 актуальной являлась кадастровая стоимость в размере 79 643 253 руб. 18 коп., следовательно, именно данная стоимость и подлежала изменению.

Оснований для признания утратившими силу сведений о кадастровой стоимости земельного участка в размере  79 643 253 руб. 18 коп.  не имеется, поскольку указанные сведения были внесены в ЕГРН на основании акта ОГБУ «ЦГКО», который незаконным не признан (л.д. 233-234 т.1).

Представитель ОГБУ «БТИГКО» оставила решение на усмотрение суда.

Представители Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, Правительства Ульяновской области, Управления Росреестра по Ульяновской области, Мирошниченко И.Ю. в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения дела.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

 

Проверив материалы настоящего дела, материалы административного дела Ульяновского областного суда № 3а-11/2022, заслушав пояснения участников процесса, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных КАС РФ и другими федеральными законами.

Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Судом установлено, что Мирошниченко И.Ю. с 10 января 2018 года является собственником земельного участка с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для проектно-изыскательских работ под строительство торгово-выставочного зала, сервисного центра, магазина и склада  запасных частей, для иного использования, площадью 30 000  кв.м, расположенного по адресу:   *** на пересечении автодорог ***.

Приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области от 20 октября 2020 года № 241-пр «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Ульяновской области»  кадастровая стоимость указанного земельного участка определена по состоянию на 1 января 2020 года в размере 84 726 865 руб. 08 коп.  Дата начала применения указанной кадастровой стоимости – 1 января 2021 года.

Государственная кадастровая оценка на территории Ульяновской области проводилась в соответствии с положениями Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ  «О государственной кадастровой оценке».

Постановлением Правительства Ульяновской области от 21 декабря 2020 года № 775-П установлена дата перехода к применению на территории Ульяновской области положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ      «О государственной кадастровой оценке» для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости – 1 января    2021 года.

Желая установить кадастровую стоимость принадлежащего ей земельного участка в размере рыночной стоимости, 30 августа 2021 года Мирошниченко И.Ю. обратилась в ОГБУ «ЦГКО» с соответствующим заявлением, приложив к нему отчет об оценке № ООКИ 290/04-21/1 рыночной стоимости земельного участка от 24 августа 2021 года, составленный оценщиком ООО «Независимость» ***. Согласно данному отчету рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 14 апреля 2021 года составила 23 370 000 руб.

Решением ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки» от                29 сентября 2021 года № ОРС-73/2021/000986 по результатам рассмотрения указанного заявления Мирошниченко И.Ю. отказано в установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости ввиду несоответствия представленного отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности.

Не согласившись с указанным решением, Мирошниченко И.Ю. обратилась в суд с иском об оспаривании решения ОГБУ «ЦГКО» и одновременно заявила требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.

Решением Ульяновского областного суда от 26 апреля 2022 года по делу № 3а-11/2022 (73OS0000-01-2021-000256-36) в удовлетворении административного искового заявления Мирошниченко И.Ю. в части признания незаконным решения ОГБУ «ЦГКО» № ОРС-73/2021/000986 от 29 сентября 2021 года об отказе в установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** в размере его рыночной стоимости было отказано.

При этом по результатам проведенной в рамках рассмотрения дела судебной экспертизы установлена  кадастровая  стоимость  земельного участка с кадастровым номером ***, равная его рыночной стоимости по состоянию на 14 апреля 2021 года в размере 15 613 500 руб.

Решение суда вступило в законную силу  19 июля 2022 года.

При этом в ходе рассмотрения дела было установлено, что на момент обращения истца в суд кадастровая стоимость земельного участка в размере 84 726 865 руб. 08 коп. являлась архивной, поскольку  23 июля 2021 года в ЕГРН в соответствии с актом ОГБУ «ЦГКО» об утверждении результатов определения кадастровой стоимости от 20 июля 2021 года АОКС была внесена кадастровая стоимость земельного участка в размере 79 643 253 руб. 18 коп.

Данная кадастровая стоимость была рассчитана ОГБУ «ЦГКО» в соответствии со ст. 16 Федерального закона № 237 ФЗ – в связи с внесением в ЕГРН сведений об охранной зоне ВОЛС К-746 133,881 кв. – охранная зона линий и сооружений связи и линий и сооружений радиофикации, реестровый номер ***. 

Сведения об указанной охранной зоне  были внесены в ЕГРН 30 июня 2021 года (л.д. 53 т.1).

Сведения об ограничениях в отношении принадлежащего истцу земельного участка были внесены в ЕГРН 1 июля 2021 года (л.д.  181 т.1).

По требованиям истца об определении даты начала применения  кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости 15 613 500 руб. суд приходит к следующему.

Изначально ФГБУ «ФКП Росреестра» (в настоящее время ППК «Роскадастр») в своем письме от 6 октября 2022 года указывало период применения кадастровой стоимости принадлежащего истцу земельного участка в размере его рыночной стоимости 15 613 500 руб. с 1 января до 1 июля 2021 года (л.д. 26 т.1), то есть до даты внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости в размере 79 643 253 руб. 18 коп., определенной в порядке ст. 16 Федерального закона № 237-ФЗ.

14 ноября 2022 года ФГБУ «ФКП Росреестра» была исправлена ранее указанная учреждением дата начала применения кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости 15 613 500 руб.  – с  1 января 2021 года  на 1 июля 2021. 

Данную позицию представитель ППК «Роскадастр» объяснил тем, что согласно содержащей в п. 6 ст. 18 Федерального закона № 237-ФЗ формулировке «не ранее даты начала применения сведений об изменяемой кадастровой стоимости»,  на момент принятия Ульяновским областным судом решения от 26 апреля 2022 года по делу № 3а-11/2022 актуальной являлась кадастровая стоимость в размере 79 643 253 руб. 18 коп., которая применялась с 1 июля 2021 года, следовательно, именно данная стоимость являлась изменяемой.  

Суд не может согласиться с данной позицией ППК «Роскадастр».

В соответствии с п. 6 ст. 18 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости, в зависимости от оснований их определения применяются следующим образом: с 1 января года, в котором в бюджетное учреждение подано заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, на основании которого принято решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, но не ранее даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет и не ранее даты начала применения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

С заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости Мирошниченко И.Ю. обратилась в ОГБУ «ЦГКО» 30 августа 2021 года.  На указанную дату действующей и, соответственно, изменяемой, являлась кадастровая стоимость земельного участка в размере 84 726 865 руб. 08 коп., установленная по состоянию на 1 января 2020 года в рамках тура государственной кадастровой оценки, и подлежащая применению с 1 января 2021 года.

Учитывая, что с заявлением в ОГБУ «ЦГКО» Мирошниченко И.Ю. обратилась 30 августа 2021 года, установленная впоследствии решением суда кадастровая стоимость земельного участка в размере рыночной стоимости  15 613 500 руб. подлежит применению с 1 января 2021 года.

Тот факт, что на момент принятия судом решения (26 апреля 2022 года) изначально оспариваемая истцом кадастровая стоимость в размере 84 726 865 руб. 08 коп. являлась архивной ввиду установления с 1 июля 2021 года кадастровой стоимости в размере 79 643 253 руб. 18 коп., не является основанием для установления даты применения рыночной стоимости земельного участка с 1 июля 2021 года.

С учетом положений п. 6 ст. 18 Федерального закона № 237-ФЗ кадастровая стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости 15 613 500 руб. подлежит применению с 1 января 2021 года. В этой части требования истца подлежат удовлетворению.

При рассмотрении данного спора суд считает необходимость дать суждение относительно периода применения кадастровой стоимости земельного участка в размере 79 643 253 руб. 18 коп.

В соответствии с п. 4 ст. 18 Федерального закона № 237-ФЗ для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости, в зависимости от оснований их определения применяются следующим образом: со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости, повлекших за собой изменение его кадастровой стоимости, в порядке, предусмотренном статьей 16 или частью 2 статьи 17 настоящего Федерального закона.

В обзоре судебной практики Верховного Суда РФ № 2 (2021), утв. Президиумом Верхового Суда РФ 30 июня 2021 года, разъяснено, что датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в ст. 16 Федерального закона № 237-ФЗ, является дата внесения сведений в ЕГРН о вновь учтенных объектах недвижимости, ранее учтенных объектах недвижимости  и внесения изменений в сведения ЕГРН об объектах недвижимости, повлекших за собой изменение их кадастровой стоимости.

Как уже было указано выше, кадастровая стоимость в размере 79 643 253 руб. 18 коп. была рассчитана актом ОГБУ «ЦГКО» № АОКС-73/2021/000149 от 20 июля 2021 года в связи с поступлением из ФГБУ «ФКП Росреестра» данных о внесения в ЕГРН сведений об ограничениях в отношении спорного земельного участка (л.д. 74 т.1). Дата возникновения оснований для перерасчета кадастровой стоимости – 1 июля 2021 года.

Следовательно, с 1 июля 2021 года подлежит применению кадастровая стоимость в размере 79 643 253 руб. 18 коп.

Доводы истца о том, что рыночная стоимость в размере 15 613 500 руб. подлежит применению с 1 января 2021 года и до настоящего времени, поскольку в рамках проведенной по делу № 3а-11/2022 судебной экспертизы судебный эксперт рассчитал рыночную стоимость земельного участка по состоянию на 14 апреля 2021 года с учетом наличия охранной зоны (по факту), хотя сведения о ней были внесены в ЕГРН только 30 июня 2021 года, по мнению суда, являются несостоятельными. 

В данном случае суд исходит из законности действий ФГБУ «ФКП Росреестра», направившего в ОГБУ «ЦГКО» сведения об установлении в отношении спорного земельного участка охранной зоны, и действий ОГБУ «ЦГКО», которое на основании поступивших сведений произвело перерасчет кадастровой стоимости земельного участка. 

Согласно статьи 16 Закона о государственной кадастровой оценке (в редакции, действовавшей  в юридически значимый период) определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в сведения Единого государственного реестра недвижимости о которых внесены изменения, которые влекут за собой изменение их кадастровой стоимости, осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (часть 1).

Подведомственное органу регистрации прав федеральное государственное бюджетное учреждение в течение трех рабочих дней со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости формирует и направляет в бюджетное учреждение такие сведения в соответствии с порядком формирования и предоставления перечней объектов недвижимости (часть 2).

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 6 августа 2020 г. № П/0283 утвержден Порядок формирования и предоставления перечней объектов недвижимости (далее также Порядок).

Подпунктом 4 пункта 2 указанного Порядка в целях определения кадастровой стоимости предусмотрено составление Перечня вновь учтенных, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектов недвижимости, в сведения ЕГРН о которых внесены изменения, которые влекут за собой изменение их кадастровой стоимости. Данный Перечень формируется в соответствии со статей 16 Закона о государственной кадастровой оценке.

Пунктом 3 указанного порядка предусмотрено, что формирование и предоставление перечней объектов недвижимости для целей определения кадастровой стоимости осуществляется подведомственным   федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, федеральным государственным бюджетным учреждением.

Перечень объектов недвижимости, предусмотренный подпунктом 4 пункта 2 настоящего Порядка, формируется и предоставляется в течение трех рабочих дней со дня их государственного кадастрового учета  (в том числе государственного кадастрового учета в связи с изменением сведений ЕГРН о них) внесения в ЕГРН сведений о них как о ранее учтенных объектах недвижимости (пункт 7).

Согласно пункту 11 Порядка в перечень объектов недвижимости, предусмотренный подпунктом 4 пункта 2 настоящего Порядка включаются актуальные по состоянию на день формирования такого перечня сведения ЕГРН о вновь учтенных объектах недвижимости, ранее учтенных объектах недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектах недвижимости, в сведения ЕГРН о которых, предусмотренные пунктами 1, 3, 8-19, 23, 24, 27 части 4 и пунктами 2-12, 17, 18, 21, 24 части 5 статьи 8 Федерального закона о государственной регистрации, внесены изменения. 

Пункт 5 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее также Закон о регистрации недвижимости) предусматривает внесение в кадастр недвижимости дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества, а именно: сведений о том, что земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории или территории объекта культурного наследия, границах публичного сервитута, включая ограничения по использованию земельного участка, установленные для такой зоны, территории или в связи с установлением публичного сервитута.

Таким образом, из приведенных выше положений действующего законодательства следует, что внесение в ЕГРН сведений о расположении земельного участка полностью или частично в границах зоны с особыми условиями использования территории является основанием для включения  соответствующим федеральным государственным бюджетным учреждением сведений о таком земельном участке в Перечень вновь учтенных, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектов недвижимости, в сведения ЕГРН о которых внесены изменения, которые влекут за собой изменение их кадастровой стоимости, и направления данного Перечня в бюджетное учреждение, уполномоченное определять кадастровую стоимость объекта недвижимости.

В силу пункта 2 части 1 статьи 7 Закона о государственной кадастровой оценке определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, отнесено к полномочиям бюджетных учреждений в сфере государственной кадастровой оценки.

На территории Ульяновской области полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости с 1 января 2020 года, наделено ОГБУ «ЦГКО».

Согласно ч. 1 статьи 16 Закона о государственной кадастровой оценке (в редакции, действовавшей  в юридически значимый период) определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в сведения Единого государственного реестра недвижимости о которых внесены изменения, которые влекут за собой изменение их кадастровой стоимости, осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

В соответствии с п. 4 указанной статьи определение кадастровой стоимости осуществляется в течение десяти рабочих дней со дня поступления в бюджетное учреждение сведений об объекте недвижимости, направленных подведомственным органу регистрации прав федеральным государственным бюджетным учреждением.

По результатам определения кадастровой стоимости бюджетным учреждением составляется акт об определении кадастровой стоимости в форме электронного документа, включающий в том числе систематизированные сведения об определении кадастровой стоимости (часть 6).

Бюджетное учреждение в течение трех рабочих дней со дня определения кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящей статьей, размещает акт об определении кадастровой стоимости на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и направляет данный акт в орган регистрации прав для внесения сведений о кадастровой стоимости, указанных в данном акте, в Единый государственный реестр недвижимости, а также включения сведений о кадастровой стоимости, перечень которых определяется федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки, при установлении порядка ведения фонда данных государственной кадастровой оценки, в фонд данных государственной кадастровой оценки (часть 7).

В соответствии с  Законом о регистрации недвижимости единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с Законом о регистрации  сведений.

В части 2 статьи 8 Закона о регистрации  недвижимости перечислены характеристики объекта недвижимости, относящиеся к основным сведениям об объекте недвижимости.

Частью 3 статьи 8 Закона о регистрации к дополнительным сведениям об объекте недвижимости отнесены сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах, и сведения, которые в соответствии с частями 1 – 3 ст. 38 Закона о регистрации недвижимости вносятся в уведомительном порядке.

Пунктом 5 части 5 статьи 8 Закона о регистрации предусмотрено, что как дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества в кадастр недвижимости вносятся сведения о том, что земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории или территории объекта культурного наследия, границах публичного сервитута, включая ограничения по использованию земельного участка, установленные для такой зоны, территории или в связи с установлением публичного сервитута.

Расположение земельного участка в границах зоны с особыми условиями использования территории, сведения о которой внесены в ЕГРН, относится к качественным характеристикам данного объекта недвижимости.

Частью 3 статьи 14 Закона о государственной кадастровой оценке предусмотрено, что при определении кадастровой стоимости земельных участков обязательному рассмотрению на предмет влияния на указанную стоимость подлежат сведения о местоположении земельного участка, нахождении объекта недвижимости в границах зоны с особыми условиями использования территории, а также иные ценообразующие факторы, предусмотренные методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

На момент возникновения спорных правоотношений действовали Методические указания о  государственной кадастровой оценке (далее также Методические указания), утвержденные приказом Министерства экономического  развития Российской Федерации от 12 мая 2017 г. № 226. 

Пункт 1.11 Методических указаний предусматривал, что определение кадастровой стоимости осуществляется без учета обременений (ограничений) объекта недвижимости, за исключением ограничений  прав на землю, возникающих в соответствии с законодательством (в связи с установлением зон с особыми условиями использования территории, иными ограничениями, установленными действующим законодательством Российской Федерации).

Согласно пункту 12.1 Методических указаний (в редакции, действовавшей в юридически значимый период), определение кадастровой стоимости осуществляется по алгоритмам, предусмотренным Указаниями, с применением подходящей по виду использования объекта недвижимости модели оценки кадастровой стоимости на основе результатов последней государственной кадастровой оценки, действовавших по состоянию на дату возникновения основания пересчета кадастровой стоимости.

Пунктом 12.2 указанных Методических указаний предусматривалось, что результат расчета кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки оформляется в виде акта определения кадастровой стоимости, содержащего основание для пересчета кадастровой стоимости, в том числе присвоенные коды расчета видов использования и ссылки на модели оценки кадастровой стоимости, допущения и иную отражающуюся на стоимости информацию, а также результат определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Из анализа п. 12.1, 12.2 Методических указаний, утв. приказом Минэкономразвития России от 12  мая 2017г. № 226, в совокупности с ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 237-ФЗ и п. 1.1 Методических указаний следует, что поступление в бюджетное учреждение информации о внесении в ЕГРН сведений о расположении земельного участка в границах зоны с особыми условиями использования территории является основанием для рассмотрения вопроса об определении кадастровой стоимости соответствующего объекта недвижимости в порядке ст. 16 Федерального закона № 237-ФЗ.

С учетом вышеизложенного, принимая во внимание  внесение в ЕГРН сведений об ограничениях в отношении спорного земельного участка филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области обязан был включить спорный земельный участок в перечень, формируемый в соответствии со ст. 16 Закона о государственной кадастровой оценке, и направить сведения об указанном земельном участке в ОГБУ «ЦГКО» для определения его кадастровой стоимости, а ОГБУ «ЦГКО» обязано было произвести перерасчет кадастровой стоимости.

Акт ОГБУ «ЦГКО» № АОКС от 20 июля 2021 года об определении кадастровой стоимости в размере 79 643 253 руб. 18 коп. незаконным не признан.

С учетом вышеизложенного требования истца о признании сведений о кадастровой стоимости спорного земельного в размере 79 643 253 руб. 1 коп. утратившими силу удовлетворению не подлежат. Данная кадастровая стоимость подлежит применению с 1 июля 2021 года.

При этом истец вправе в порядке ст. 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости. 

Данное право истцом реализовано.  24 ноября 2022 года Мирошниченко И.Ю. обратилась в ОГБУ «ЦГКО» с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости 14 909 988 руб. 41 коп. по состоянии на 1 ноября 2022 года согласно отчету об  оценке от 1 ноября 2022 года.  

Решением ОГБУ «ЦГКО» от 28 ноября 2022 года в удовлетворении её требований отказано ввиду несоответствия отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности.

В настоящее время в производстве Ульяновского областного суда находится административное дело по иску Мирошниченко И.Ю. об оспаривании вышеуказанного решения ОГБУ «ЦГКО» и установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 ноября 2022 года. Данное дело по ходатайству истца приостановлено определением суда от 23 января 2023 года до разрешения настоящего административного дела.

В удовлетворении требований Мирошниченко И.Ю. к ППК «Роскадастр» о возложении обязанности внести в ЕГРН сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** в размере его рыночной стоимости, равной 15 613 500 руб., следует отказать, поскольку указанные сведения внесены в ЕГРН еще 9 августа 2022 года (л.д. 185 т.1).

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р е ш и л :

 

Административный иск Мирошниченко Ирины Юрьевны удовлетворить частично.

Установить дату начала применения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: *** на пересечении автодорог «***» и «***», в размере его рыночной стоимости 15 613 500 руб., с 1 января 2021 года.

В удовлетворении административных исковых требований Мирошниченко Ирины Юрьевны о признании утратившими силу сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: *** на пересечении автодорог «***» и «***», в размере 79 643 253 руб. 18 коп, внесенных в ЕГРН на основании акта об утверждении кадастровой стоимости ОГБУ «ЦГКО» № АОКС-73/2021/000149 от 20 июля 2021 года, возложении на ППК «Роскадастр» обязанности внести в ЕГРН сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: *** на пересечении автодорог «***» и «***», в размере его рыночной стоимости 15 613 500 руб., отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                           Трифонова Т.П.

 

Решение в окончательной форме  изготовлено 27 января 2023 года.