Судебный акт
Незаконное лишение свободы (ст. 127 ч. 3 УК РФ)
Документ от 04.06.2008, опубликован на сайте 21.07.2008 под номером 10565, 2-я уголовная, УК РФ: ст. 69 ч.5; ст. 127 ч.3, судебный акт ОСТАВЛЕН БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

Судья  М*** Н.П.                                               Дело-22 - ***- 2008 г.

 

КАССАЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

04 июня  2008  г.                                                         г. Ульяновск.

 

Судебная коллегия по уголовным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего                             Бескембирова К.К.,

судей                                                Геруса  М.П.,  Романюк  М.П.

рассмотрела в судебном заседании 04 июня 2008 г. кассационное представление государственного обвинителя Ш*** О.А., кассационную жалобу  потерпевшего Т*** О.А., кассационные жалобы осужденного Т*** К.А. на  приговор   Майнского районного суда Ульяновской области  от  22 апреля 2008 г., которым

 

Т***  К***  А***,  родившийся  *** мая 1987 г. в р.п. И*** Майнского района Ульяновской области, проживавший там же,  холостой, со средним образованием,  гражданин РФ,  судимый :

1)          12.12.2006 г. по ст. 158 ч. 1 УК РФ к лишению свободы на 10 месяцев условно с испытательным сроком на  10 месяцев;

2)          06.06.2007 г. по ст. 119 УК РФ к лишению свободы на 1 год условно с испытательным сроком в 1 год 6 месяцев;

3)          24.09.2007 г. по ст. 139 ч. 1 УК РФ с применением ст. 70,71 УК РФ к лишению свободы  на 1 год 3 месяца,

- осужден по ст. 127 ч. 3 УК РФ  к лишению свободы на 6 лет 6 месяцев.

На основании ст. 69 ч. 5 УК РФ к назначенному наказанию частично присоединено наказание по приговору от  24 сентября 2007 г. и окончательно назначено лишение свободы  на  7 лет в исправительной колонии общего режима.

Постановлено срок наказания исчислять с 22 апреля 2008 г. В срок отбытия наказания зачтено  время содержания Т*** под стражей с 10 по 23 сентября 2007 г. и время содержания под стражей по приговору от 24 сентября  2007 г. – с 24 сентября 2007 г. по 21 апреля 2008 г.

Принято решение относительно вещественных доказательств.

Взысканы с осужденного в доход  федерального бюджета процессуальные издержки в сумме 5575 руб.

 

Заслушав доклад судьи Геруса М.П., мнение прокурора  Мачинской А.В., поддержавшей доводы кассационного представления, осужденного  Т*** К.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

 

В кассационном представлении государственный обвинитель Ш*** О.А. просит отменить приговор  по следующим основаниям.

В нарушение требований ст. 307 УПК РФ в приговоре недостаточно мотивированы выводы относительно квалификации действий осужденного. Кроме того, при определении вида исправительного учреждения суд, правильно указав на то, что наказание надлежит отбывать в исправительной колонии общего режима, при этом ошибочно сослался на п. «в» ч. 1 ст. 58 УК РФ.

В кассационной жалобе потерпевший Т*** О*** А***,  не соглашаясь с приговором, указывает, что он был допрошен  сразу после доставления в больницу в плохом состоянии,  при низком давлении и при головной боли. Сотрудники милиции заставили его дать показания против своего брата, заверив его, что брат признался в совершении преступления.

В кассационных жалобах осужденный Т*** К.А. просит отменить приговор по следующим основаниям.

Приговор является незаконным, необоснованным. Выводы в приговоре не основаны на доказательствах. Судом допущен обвинительный  уклон, нарушен принцип состязательности сторон – он лишен права на защиту.

В ходе следствия необоснованно не была проведена дактилоскопическая экспертиза по  следам на шифоньере, которым была закрыта крышка погреба,  и по следам на палке,  находившейся в доме.  Необоснованно не выяснен вопрос о том, сколько времени человек может находиться в помещении, заполненном дымом.

Из показаний свидетелей  Ш*** А.П., Х*** В.М., Х*** М.Я. следует, что  они не видели посторонних лиц возле его – осужденного дома в течение дня    05 сентября 2007 г., однако в суде рассматривались события, произошедшие 06 сентября 2007 г. после 3 часов ночи, когда указанные свидетели  (по их показаниям)  спали.

Он дал показания против себя под  давлением сотрудников милиции из-за боязни, что к нему повторно применят противоправные действия.

Необоснованно  дана судом критическая оценка его, осужденного,  последующим показаниям, согласующимся с показаниями  потерпевших Т*** О.А. и Т*** Ю.В., которые считают его невиновным и не имеют к нему претензий.

Показания свидетеля К*** С.В. необъективные, поскольку он,  как сотрудник милиции,  заинтересован в исходе дела.

Потерпевший Т*** О.А. был допрошен в невменяемом состоянии сразу после доставления в ЦРБ,  и его показания являются недействительными. Спустя некоторое время потерпевший дал другие  показания, которые необоснованно признаны были судом необъективными.

В судебном заседании кассационной инстанции: осужденный Т*** К.А. и потерпевшая Т*** Ю.В. поддержали  доводы кассационных жалоб;   прокурор  Мачинская А.В. возражала против доводов кассационных жалоб и поддержала доводы кассационного представления.

Проверив материалы дела, исследованные судом первой инстанции, обсудив доводы кассационного представления и кассационных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены приговора по доводам кассационного представления и кассационной жалобы. Вместе с тем приходит к выводу о необходимости изменения приговора.

Вина  осужденного Т*** К.А. в совершении инкриминируемого  деяния доказана показаниями   потерпевшего Т*** О.А.,  потерпевшей Т*** Ю.В., данными в ходе предварительного следствия, заключениями судебных экспертиз и другими доказательствами, приведенными в приговоре.

Так из показаний потерпевшего Т*** О.А., данных в ходе предварительного следствия, следует, что  в середине августа 2007 г. он приехал в р.п. *** к своему брату – осужденному Т*** К.А., проживавшему с сожительницей   Т*** Ю.В.  Его брат К*** в состоянии алкогольного опьянения становился агрессивным и за время совместного проживания брат неоднократно избивал его и угрожал убийством. В таких ситуациях он с сестрами Т*** прятался, дожидаясь, пока брат успокоится.  Т*** Ю.В. 04 сентября 2007 г. положили в больницу. На следующий день, 05 сентября 2007 г.,  К*** принес спиртное, которое  стали распивать в доме он, Т*** К.А., Т*** О.В.  В ходе возникшей ссоры К*** лезвием порезал ему руку, а затем успокоился и ушел из дома. После этого он и Т*** О.В. закрыли дверь изнутри и легли спать.  Поздно ночью они проснулись от стука в дверь и,  испугавшись К***, собрали вещи и спрятались в погреб, расположенный в сарае. Затем он услышал, как сломалась дверь, как бьется посуда. Вскоре брат  К*** открыл крышку погреба и сказал, что знает о том, что они здесь, и что он их выкурит. После этого он стал бросать в погреб зажженные  куски ваты, от которых шёл дым.  Затем К*** зажёг весь матрас и бросил его в погреб. Затем он закрыл крышку погреба и сверху придавил крышку каким-то предметом. Потушить матрас он не смог, так же не смог открыть крышку погреба.  Первое время они с Т*** О.В.  дышали через одежду и через  вытяжку в погребе, а потом он потерял сознание и очнулся только в больнице.

Из показаний  потерпевшей Т*** Ю.В., данных в ходе предварительного следствия,  следует, что с апреля 2006 г. она сожительствовала с осужденным Т*** К.А. Её сожитель нигде не работал, злоупотреблял спиртными напитками и в состоянии алкогольного опьянения становился неуправляемым и агрессивным. Он в таком состоянии пытался совершить самоубийство, резал себе вены, избивал и её.  В середине августа 2007 г. к ним приехал брат сожителя – Т*** О.А., а 30 августа 2007 г. – её сестра Т*** О.В. Осужденный часто ссорился с братом, будучи в состоянии алкогольного опьянения. Затем 05 сентября 2007 г. её положили в Майнскую центральную районную больницу. На следующий день, утром, около 09 часов, к ней приехал осужденный  и,  пробыв у неё до 12 часов, уехал. Вечером того же дня осужденный вновь приехал к ней и  сообщил, что её сестра  Т*** О.В. умерла, а его брат Т*** О.А. доставлен в эту же  больницу.  Она через некоторое время навестила Т*** О.А., который рассказал, что подрался с осужденным и последний сбросил его и О*** в погреб. Других подробностей он ей не рассказывал. 

Сам осужденный Т*** К.А. в ходе предварительного следствия при допросе его в качестве подозреваемого и обвиняемого с участием защитника подтвердил, что около 3 часов  06 сентября 2007 г. именно он бросал в погреб, где находились потерпевший Т*** О.А. и Т*** О.В., зажженную вату, а затем бросил зажженный матрас, для того чтобы напугать потерпевших. После этого он закрыл погреб крышкой и  поставил на крышку погреба  шифоньер. Кроме него в это время в доме не было посторонних лиц. Затем, выпив 250 граммов спирта, он лег спать. Проснувшись около 9 часов утра,  он увидел, что из погреба идет дым и на крышке погреба   по-прежнему  стоит  шифоньер. Он отодвинул  шифоньер, открыл погреб и крикнул Т*** О.А. и Т*** О.В, однако те  не откликались.  Напугавшись и думая, что они мертвы, он вновь закрыл крышку погреба, и в это время шифоньер  упал на крышку погреба и сложился.  Только когда он с матерью около 16 час. 30 минут пришел снова домой, то мать, увидев дым, идущий из погреба, залезла туда,  обнаружила Т*** О.А. и Т*** О.В и вызвала медиков и милицию. Он сделал вид, что ему ничего неизвестно о произошедшем.

Осужденный подтвердил правильность своих показаний при проверке показаний на  месте.

Из показаний свидетеля Ш*** А.П. в судебном заседании следует, что  она проживает по соседству с осужденным – Т*** К***, которого характеризует как агрессивного, буйного, конфликтного человека.  В середине августа 2007 г. к К*** приехал брат – Т*** О.А. и жил с ним в доме. Также там жила сожительница К***  – Т*** Ю.В., которую 05 сентября 2007 г. положили в больницу. В этот день она – свидетель находилась дома и в течение дня, спать легла поздно около 01 часа ночи, никаких посторонних лиц рядом с домом осужденного не видела, машины к дому так же не подъезжали.

Свидетели Х*** В.М.,  Х*** М.Я. также дали показания, аналогичные показаниям свидетеля Ш*** А.П.

Согласно заключениям судебно-медицинских экспертиз, причиной смерти Т*** О.В. явилось отравление угарным газом, которое квалифицируется как причинение  тяжкого вреда здоровью по признаку опасности для жизни, повлекшее смерть.

У потерпевшего Т*** О.А. обнаружена инфицированная рана в области  левого плеча, не расценивающаяся как вред здоровью.  Диагноз «отравление угарным газом» не подтверждается объективными данными. В то же время, исходя из обстоятельств уголовного дела и состояния потерпевшего Т*** О.А. на момент прибытия «скорой помощи» 06.09.2007 г. к дому № *** по ул. *** в р.п. ***, не исключается, что его бессознательное состояние могло быть результатом  отравления угарным газом или нахождения в замкнутом пространстве.

Согласно медицинской справке Т*** Ю.В. с 05 по 12 сентября 2007 г. находилась на лечении в Майнской ЦРБ.

Показания потерпевших и показания осужденного, данные в ходе предварительного следствия, согласуются между собой, также согласуются с показаниями свидетелей Х*** В.М., Х*** М.Я., Ш*** А.П. и с другими доказательствами и обоснованно положены в основу приговора.

Суд обоснованно признал необъективными показания, данные в судебном заседании осужденным  Т*** К.А., потерпевшими Т*** О.А.,  Т*** Ю.В., о непричастности осужденного к совершению преступления, поскольку они противоречат их же собственным показаниям,  данным при допросах на предварительном следствии и противоречат показаниям свидетелей, положенным в основу приговора, также другим  доказательствам.

Действия  осужденного Т*** К.А. правильно квалифицированы по ст.              127 ч. 3  УК  РФ,  как  незаконное лишение человека свободы, не связанное с его похищением, в отношении двух лиц, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего или иные тяжкие последствия. 

Установлено, что именно осужденный Т*** К.А. лишил свободы потерпевшего Т*** О.А. и Т*** О.В., закрыв их в погребе и прижав крышку погреба шифоньером. При этом осужденный бросил в погреб куски горящей ваты и горящий матрас, в результате чего от отравления угарным газом наступила смерть Т*** О.В., а потерпевший Т*** О.А. остался жив благодаря своевременно оказанной медицинской помощи. 

Вопреки доводам кассационного представления, суд надлежащим образом мотивировал квалификацию действий осужденного.

 

Наказание осужденному Т*** К.А. назначено в соответствии с требованиями ст. 60 УК РФ и является справедливым.

Доводы кассационной жалобы осужденного Т*** К.А. о том, что признательные показания он дал под воздействием недозволенных методов ведения следствия, были предметом проверки суда первой инстанции, однако не нашли объективного подтверждения.

Из показаний оперуполномоченного ОУР - свидетеля К*** С.В.–  следует, что в отношении осужденного Т*** К.А. не применялись недозволенные методы следствия. Вначале Т*** К.А. отрицал свою причастность к совершению преступления, но когда убедился, что его брат -  потерпевший Т*** О.А. изобличил его в совершении преступления, то он тоже признался в совершении преступления.

В судебном заседании установлено, что  допросы осужденного проводились с участием защитника, то есть в условиях, исключающих применение недозволенных методов следствия.  Кроме того, в судебном заседании был исследован отказной материал по заявлению Т*** К.А., в котором имеется постановление следователя об отказе в возбуждении уголовного дела по заявлению осужденного о противоправных действиях сотрудников Майнского  РОВД. В судебном заседании участвовал защитник осужденного. Нарушений права осужденного  на защиту не установлено и в этой части доводы кассационной жалобы осужденного Т*** несостоятельны.

Доводы  кассационной жалобы потерпевшего Т*** О.А. о том, что

он был допрошен сразу после доставления в больницу в плохом состоянии здоровья,  при низком давлении и при головной боли и что  сотрудники милиции заставили его дать показания против своего брата, несостоятельны. Из медицинской карты стационарного больного следует, что потерпевший Т*** О.А. поступил в больницу 06.09.2007 г. в 18 часов. На следующий день, т.е. 07.09.2007 г., состояние его здоровья уже было удовлетворительным, жалоб не предъявлял и в этот день он был допрошен следователем. При этом потерпевший Т*** О.А., как следует из протокола его допроса, не делал никаких замечаний и заявлений в связи с его допросом.

Приговор соответствует требованиям уголовно-процессуального закона. На основании совокупности всех исследованных в  судебном заседании доказательств суд обоснованно сделал вывод о доказанности вины  осужденного Т*** К.А.  в инкриминируемом деянии. При этом в приговоре выводы суда надлежащим образом  мотивированы со ссылкой на доказательства. За основу доказательств  вины осужденного судом приняты те доказательства, которые получены с соблюдением уголовно-процессуального закона и которые нашли свое подтверждение в ходе судебного следствия.  Исследованным доказательствам дана правильная оценка. Фактические обстоятельства дела изложены в соответствии с доказательствами. Причины противоречий в собранных по делу доказательствах были выяснены в стадии судебного разбирательства. Все исследованные доказательства в приговоре проанализированы.  Не согласиться с выводами суда о признании достоверными одних доказательств и несостоятельными других у судебной коллегии не имеется  оснований.

Также несостоятельны доводы кассационной жалобы осужденного о том, что в ходе судебного разбирательства нарушался принцип состязательности процесса в

сторону обвинительного уклона. Как видно из протокола судебного заседания, как ходатайства стороны обвинения, так и ходатайства стороны защиты  получили законное разрешение  судом, решения суда по заявленным ходатайствам  не вызывают сомнений в беспристрастности и объективности.

По делу не установлено нарушений уголовно-процессуального закона, влекущих отмену приговора.

Таким образом, отсутствуют основания для отмены приговора по доводам кассационной жалобы и кассационного представления.

Вместе с тем  в описательно-мотивировочной части приговора  суд, правильно сделав вывод о необходимости направления осужденного для отбывания наказания в исправительную колонию общего режима, в обоснование этого вывода необоснованно сослался вместо п. «б» ч. 1 ст. 58 УК РФ  на п. «в» ч. 1 ст. 58 УК РФ, устанавливающий правила направления осужденных  для отбывания наказания в  исправительную колонию строгого режима. Указанный недостаток не влияет на правильность вывода о законности и обоснованности приговора и может быть устранен путем внесения изменения в приговор.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 377, 378, 388 УПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Приговор  Майнского районного суда Ульяновской области от 22 апреля 2008 г. в отношении  Т***  К***  А*** изменить. Считать назначение ему отбывания наказания в исправительной колонии общего режима в соответствии с п. «б» ч. 1 ст.  58 УК РФ.

В остальном приговор оставить без изменения,  а кассационное представление и кассационную жалобу – без удовлетворения.

 

Председательствующий

Судьи