Судебный акт
Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 ч. 1 УК РФ)
Документ от 30.04.2008, опубликован на сайте 18.07.2008 под номером 10576, 2-я уголовная, УК РФ: ст. 111 ч.1, судебный акт ОСТАВЛЕН БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

 

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Д*** Н.Н.                                                                             Дело №22-***/2008 г.

 

КАССАЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                                 30 апреля 2008 года                     

Судебная    коллегия    по    уголовным    делам    Ульяновского   областного   суда

в составе:

председательствующего    Львова Г.В.,

судей                                    Талалай С.Т., Морозовой Л.В.

рассмотрела в судебном заседании 30 апреля 2008 года кассационные жалобы осужденного Е***., его защитника – адвоката С*** В.В. на приговор Ленинского районного суда г.Ульяновска от 18 марта 2008 года, которым

Е***, *** марта 1985 года рождения, уроженец села Н*** Ц*** района Ульяновской области, с неполным средним специальным образованием, холостой,  неработавший,   проживавший в г.Ульяновске, ул.Н***, д.***, несудимый,

осужден по ст.111 ч.1 УК РФ к лишению свободы сроком на 3 года 6 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

Содержится под стражей.

Срок отбывания наказания постановлено исчислять с 24 ноября 2007 года.

Приговором решена судьба вещественных доказательств и сняты ограничения по распоряжению имуществом, наложенные на потерпевшего Г*** П.В..

Этим же приговором постановлено взыскать с Е***. в пользу финансового управления администрации Ульяновской областной клинической больницы 11 532 рубля 92 копейки за стационарное лечение потерпевшего Г*** П.В.

 

Заслушав доклад судьи Львова Г.В., выслушав пояснения осужденного     Е***., выступление адвоката С*** В.В., мнение прокурора Шапиро А.М.,  полагавшей  судебное решение оставить без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

 

В кассационных жалобах осужденный Е***. и его защитник – адвокат С*** В.В. выражают своё несогласие с выводом суда о наличии у Е***. умысла на причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшему Г*** П.В.

Е***. утверждает, что достал нож и стал размахивать им в целях обороны от избивавших его лиц.

Адвокат С*** В.В. считает, что Е***., размахивая ножом, мог нанести ножевое ранение, обороняясь в ходе драки от нападения со стороны группы лиц, среди которых был потерпевший. Обращает внимание на то, что Е***. ранее был избит неустановленными лицами. Потерпевшие Г*** П.В. и Ю*** Р.Р. не желали привлекать Е***. к уголовной ответственности. В ходе предварительного следствия не были установлены все лица, принимавшие участие в драке с          Е***. и М*** Н.И., а суд не принял должных мер к установлению и вызову в суд указанных лиц. Считает, что  суд не дал надлежащей оценки  противоправному поведению потерпевших, которые в момент драки находились в сильном алкогольном опьянении. В ходе предварительного следствия не было проведено опознание ножа потерпевшим Г*** П.В.  Показания потерпевших  Г*** П.В., Ю*** Р.Р., данные в ходе предварительного следствия и в суде, содержат противоречия в части указанных ими обстоятельств действий Е***. по применению ножа. Полагает, что следователь и суд необоснованно отказали стороне защиты в удовлетворении ходатайства о проведении комплексной судебно-медицинской экспертизы с целью установления  возможности получения потерпевшими телесных повреждений при обстоятельствах, указанных Е***. в ходе следственного эксперимента. Вывод суда о том, что в драке с потерпевшими на стороне Е***. принимал участие И*** С.Е.,  противоречит  показаниям данного свидетеля.  По мнению автора жалобы, в ходе предварительного следствия на свидетелей было оказано давление со стороны следователя с целью получения показаний с обвинительным уклоном.

Просят прекратить уголовное дело в отношении  Е***.

Кассационное представление на приговор суда отозвано государственным обвинителем Кислицей М.Н.  в соответствии с ч.3 ст.359 УПК РФ.

В судебном заседании кассационной инстанции:

-    осужденный Е***. и его защитник – адвокат С*** В.В.  поддержали доводы кассационных жалоб о прекращении уголовного дела в отношении           Е***. в связи с наличием в его действиях необходимой обороны;

- прокурор Шапиро А.М. считала доводы, изложенные в кассационных жалобах, а также в выступлениях осужденного Е***. и адвоката С*** В.В., необоснованными. Просила приговор суда оставить без изменения.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационных жалобах,  в выступлениях осужденного Е***., адвоката С*** В.В., выслушав мнение прокурора Шапиро А.М., судебная коллегия находит приговор законным, обоснованным и справедливым.

 

Согласно приговору Е***.  около 23 часов 05 минут 29 октября 2005 года в ходе драки с Г*** П.В., Ю*** Р.Р., возникшей на почве личных неприязненных отношений между ними, умышленно нанес два удара ножом в область живота Г*** П.В., причинив ему два колото-резаных ранения брюшной стенки, проникающих в брюшную полость с повреждением печени, кровоизлиянием в брюшную полость, каждое из которых квалифицируется как тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни.

Преступление совершено возле дома №*** по ул.*** г.Ульяновска при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре суда.

 

В судебном заседании Е***. вину свою признал частично, утверждая, что умысла на причинение тяжкого вреда здоровью Г*** П.В. не имел. Ножевые ранения причинил потерпевшему по неосторожности, обороняясь от нападавших на него лиц.

Доводы Е***. о том, что нож он применил в целях самообороны, чтобы припугнуть нападавших на него лиц, судом были всесторонне проверены и признаны несостоятельными.

Аналогичные утверждения осужденного и его защитника, изложенные в кассационных жалобах, судебная коллегия также находит необоснованными, поскольку по делу нет данных, свидетельствующих о том, что Е***. действовал в состоянии необходимой обороны либо причинил ножевые ранения Г*** П.В. по неосторожности.

 

Так, вина осужденного Е***. в умышленном причинении ножевых ранений потерпевшему Г*** П.В. подтверждается как его собственными показаниями, так и показаниями потерпевших Г*** П.В., Ю*** Р.Р., свидетелей Н*** Е.С., М*** Н.И., И*** С.Е., обоснованно признанными судом правдивыми в той их части, в которой они соответствуют фактическим обстоятельствам преступлений и согласуются с другими исследованными в суде доказательствами, изложенными в приговоре и получившими оценку суда в соответствии с требованиями ст.88 УПК РФ.

Сам Е***. подтвердил в судебном заседании, что 29  октября 2005 года он и М*** Н.И. находились возле магазина “Э***” по ул.***, когда у них произошел конфликт с двумя парнями из-за того, что они сделали комплемент проходившей мимо них девушке.  Данный конфликт перерос в драку между ними. В ходе драки указанным лицам пришли на помощь еще несколько парней. Тогда он (Е***.) достал из кармана нож и стал махать им перед собой. После этого кто-то нанес сзади  удар по его голове, отчего он упал и потерял сознание.

В основу обвинительного приговора суд положил показания потерпевших Г*** П.В., Ю*** Р.Р., данные в ходе предварительного следствия, из содержания которых следует, что они шли по улице, когда мимо них проходили Елимов Д.П., М*** Н.И. и третий парень, который первым ударил рукой Ю*** Р.Р. Из-за этого между ними произошла ссора, перешедшая в драку, в ходе которой Е***. подбежал сзади к Г*** П.В. и нанес удары ножом в область живота последнего. Ю*** Р.Р. схватился  за одежду Е***., который держал в руке нож. Почувствовав укол и физическую боль, Ю*** Р.Р. отошел от Е***. В этот момент к ним подбежали Г*** и Е***, которые продолжили драку с Е***. и       М*** Н.И.

Суд первой инстанции исследовал все показания потерпевших Г*** П.В., Ю*** Р.Р., данные ими  как в ходе предварительного следствия, так и в судебном заседании, выяснил причину изменения каждым из них своих показаний в судебном заседании и дал им надлежащую оценку. Суд обоснованно критически отнесся к изменению показаний потерпевшими в ходе судебного разбирательства в той части, что Ю*** Р.Р. и Г*** П.В. не видели, кто из участвующих в драке парней нанес им удары ножом.

Ссылка в жалобах на алкогольное опьянение потерпевших в момент совершения преступления не может служить основанием для сомнений в достоверности их показаний в ходе предварительного следствия  либо свидетельствовать о наличии у них намерений оговорить Е***. в совершенном преступлении.

Из содержания показаний Ю*** Р.Р., данных в ходе дополнительного допроса на предварительном следствии, следует, что к нему приходили неизвестные лица, которые высказывали в его адрес угрозы и требовали не давать показаний в отношении Е***.

Каких-либо оснований для оговора осужденного у Г*** П.В., Ю*** Р.Р. не установлено. Данных о применении недозволенных методов следствия при допросах потерпевших, проверке их показаний на месте, в очной ставке с Е***. в материалах дела не имеется. Как следует из протокола уведомления потерпевших об окончании следственных действий, каждый из них отказался знакомиться с материалами дела, пояснив, что обвинение, предъявленное О*** Н.Н., им понятно. При этом каких-либо заявлений, ходатайств от потерпевших не поступало.

При таких обстоятельствах суд правильно признал заявления Г*** П.В., Ю*** Р.Р. в суде о применении к ним непроцессуальных методов воздействия при проведении следственных действий с их участием несостоятельными, а их показания обоснованно признал допустимыми доказательствами.

Показания Г*** П.В., Ю*** Р.Р., данные в ходе предварительного следствия, в которых они изобличали Е***. в совершенном преступлении, согласуются с другими исследованными в суде доказательствами.

Так, из показаний свидетеля Н*** Е.С. следует, что один из группы парней, которые проходили мимо неё, задел её плечом. Из-за этого между Ю***  Р.Р. и указанными лицами произошла ссора, перешедшая в драку, в которой принял участие   сначала Г*** П.В., а затем и другие лица. В ходе данной драки Г*** П.В. и     Ю*** Р.Р. были причинены ножевые ранения.

Указанную Н*** Е.С. причину ссоры, которая переросла в драку между двумя группами парней, подтвердил в судебном заседании и свидетель М*** Н.И.

Из показаний свидетеля И*** С.Е. в ходе предварительного следствия, исследованных в суде в порядке ст.281 УПК РФ, также следует, что он принимал участие в драке с группой парней на стороне Е***., М*** Н.И., у которых   произошел конфликт с указанными парнями.      

Таким образом, суд правильно установил, что  причинению ножевых ранений потерпевшему Г*** П.В.  предшествовал конфликт между Г*** П.В.,      Ю*** Р.Р. с одной стороны  и  Е***., И*** С.Е., М*** Н.И. с другой стороны, который перерос в драку между ними.

Анализ и оценка показаний подсудимого, потерпевших, свидетелей в приговоре приведены в совокупности со всеми собранными по делу доказательствами. Причины противоречий в собранных по делу доказательствах, в том числе в показаниях подсудимого и потерпевших, данных в ходе предварительного следствия и в судебном заседании, были выяснены на стадии судебного разбирательства. Все исследованные в судебном заседании доказательства в приговоре проанализированы. Не согласиться с выводами суда о признании достоверными одних доказательств и несостоятельными других у судебной коллегии оснований не имеется.

Судом были исследованы и другие доказательства, в том числе заключения судебно-медицинских экспертиз, согласно выводам которых у Г*** П.В. были обнаружены два колото-резаных ранения брюшной стенки, проникающих в брюшную полость, которые получены от воздействия колюще-режущего предмета, каким мог быть клинок ножа. Данные ранения могли образоваться 29 октября 2005 года в результате двух ударов при обстоятельствах, указанных Г*** П.В. при его допросе в качестве потерпевшего и указанных им в ходе проверки показаний на месте. Каждое из указанных повреждений квалифицируется как тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни.

Все экспертизы назначены в установленном законом порядке. Проведены экспертизы опытными экспертами. В них полно и подробно приведена используемая методика, они надлежаще оформлены. Все требования к заключению экспертизы, установленные ст.204 УПК РФ, соблюдены. 

При таких данных следует согласиться с судом, который признал выводы указанных экспертиз обоснованными и положил их в основу обвинительного приговора с учетом оценки всех исследованных в суде доказательств.

Решение суда об отказе в удовлетворении некоторых ходатайств стороны защиты, в том числе о проведении комиссионной судебно-медицинской экспертизы, не может свидетельствовать о заинтересованности суда в сокрытии обстоятельств совершенного преступления, поскольку все решения судом были приняты в строгом соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона, а вопросы, связанные с установлением фактических обстоятельств совершенного преступления, всесторонне исследовались как органами предварительного следствия, так и судом, что отражено в процессуальных документах, находящихся в материалах дела.

Доводы жалоб о том, что анализ доказательств, положенных в основу приговора, свидетельствует о том, что осужденный прибег к способу защиты от нападения со стороны потерпевших, приведены вопреки доказательствам, подтверждающим наличие конфликтных отношении между различными группами лиц, в которых находились Е***. и Г*** П.В. При этом Е***. вооружился ножом и использовал его против Г*** П.В. именно с целью причинения вреда здоровью в ответ на примененное к нему насилие в ходе драки.  

С учетом изложенного  вывод суда об умышленном причинении Е***.  тяжкого вреда здоровью потерпевшему Г*** П.В. в ходе драки, возникшей на почве личных неприязненных отношений между ним и потерпевшим, сделан судом обоснованно, с учетом всех исследованных в суде доказательств, которым дана надлежащая оценка.

Суд правильно квалифицировал действия Е***.  по ст.111 ч.1 УК РФ.

 

Наказание, назначенное осужденному Е***., соответствует характеру и степени общественной опасности содеянного, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Свой вывод об этом суд мотивировал в приговоре надлежащим образом.

Оснований для признания приговора несправедливым вследствие  строгости назначенного осужденному наказания  судебная коллегия не находит.

 

Нарушений норм уголовно-процессуального законодательства, влекущих отмену либо изменение приговора, не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.377, 378, 388 УПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

Приговор Ленинского районного суда г.Ульяновска от 18 марта 2008 года в отношении Е*** оставить без изменения, а  кассационные жалобы  – без удовлетворения.

 

Председательствующий

Судьи