Судебный акт
Убийство (ст. 105 ч. 1 УК РФ), грабёж (ст. 161 ч. 1 УК РФ), побои (ст. 116 ч. 1 УК РФ)
Документ от 23.04.2008, опубликован на сайте 18.07.2008 под номером 10577, 2-я уголовная, УК РФ: ст. 69 ч.3; ст. 105 ч.1; ст. 116 ч.1; ст. 161 ч.1 УК РФ: ст. 116 ч.1, судебный акт ОСТАВЛЕН БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья С*** И.В.                                                                               Дело №22-***/2008 г.

КАССАЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                              23 апреля 2008 года           

Судебная    коллегия    по   уголовным   делам   Ульяновского   областного суда

в составе:

председательствующего        Львова Г.В.,

судей                                      Гвоздкова Ю.Ю., Костюкова А.В.

рассмотрела в судебном заседании 23 апреля 2008 года  кассационную жалобу адвоката Ш*** С.В. в интересах осужденного Т***. на приговор Тереньгульского районного суда Ульяновской области от 17 марта 2008 года, которым

Т***, *** июня 1989 года рождения, уроженец районного поселка Т*** Т*** района Ульяновской области, с средним специальным образованием, холостой, неработавший, проживавший в р.п. Т***, ул. С*** д.***, кв.***, несудимый,

Осужден  по ст.105 ч.1 УК РФ к 10 годам 9 месяцам лишения свободы; по ст.161 ч.1 УК РФ к 1 году 3 месяцам лишения свободы; по ст.116 ч.1 УК РФ к 4 месяцам исправительных работ с удержанием в доход государства 15% заработка ежемесячно.

На основании ст.69 ч.3 УК РФ  по совокупности данных преступлений  путем частичного сложения наказаний окончательно назначено наказание в виде лишения свободы на 12 лет с отбыванием наказания в  исправительной колонии строгого режима.

Начало отбытия срока наказания постановлено исчислять со 02 августа 2007 года.

Приговором решена судьба вещественных доказательств.

Этим же приговором постановлено взыскать с Т***. в пользу     А*** М.Л. в счет компенсации морального вреда, причиненного преступлением, 150 000 рублей.

По этому же делу осужден П***, приговор в отношении которого не обжалован.

 

Заслушав доклад судьи Львова Г.В.,  выслушав адвоката Ш*** С.В., мнение прокурора Рябова И.В., полагавшего  судебное  решение  оставить без изменения,  судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

 

В кассационной жалобе адвокат Ш*** С.В. излагает свои доводы о необходимости отмены приговора в отношении осужденного Т***. и прекращении уголовного дела.

По его мнению, в основу обвинительного приговора положены недопустимые доказательства, а именно: заявление Т***. в прокуратуру от 02 августа 2007 года; признательные показания Т***. и П***. в ходе предварительного следствия; показания свидетеля К*** А.Н.

Считает, что достаточных доказательств виновности Т***. в причинении смерти Ф*** С.Л. в суде представлено не было, а данная судом оценка исследованным доказательствам является необъективной. Судебное разбирательство проведено с обвинительным уклоном. Судом было необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства стороны  защиты об истребовании медицинской карты           свидетеля К*** А.Н.

В своих письменных возражениях на кассационную жалобу государственный обвинитель Лазакович И.Г. считает изложенные в ней доводы о непричастности    Т***. к убийству Ф*** С.Л. несостоятельными, поскольку они опровергаются совокупностью исследованных в суде доказательств, которым судом дана надлежащая оценка.    

Кассационное представление на приговор суда отозвано государственным обвинителем Лазакович И.Г. в соответствии с ч.3 ст.359 УПК РФ.

В судебном заседании кассационной инстанции:

-  адвокат Ш*** С.В. просил приговор отменить по доводам, изложенным в его кассационной жалобе;

- прокурор Рябов И.В. обосновал своё мнение о несостоятельности доводов кассационной жалобы. Просил оставить жалобу без удовлетворения, а приговор суда - без изменения.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав адвоката Ш*** С.В., прокурора Рябова И.В., судебная коллегия считает, что приговор суда является законным, обоснованным и справедливым.

 

Согласно приговору в период времени с 22 до 24 часов 19 июля 2007 года     Т***. и П*** совместно нанесли Ф*** С.Л. побои из чувства личных неприязненных отношений, возникших в ходе ссоры с потерпевшим. Кроме того, в ходе нанесения побоев потерпевшему Т***. открыто похитил у     Ф*** С.Л. бутылку водки и брючной ремень, общей стоимостью 921 рубль, распорядившись похищенным по своему усмотрению.

После этого Т***. решил убить Ф*** С.Л. С этой целью он сначала  нанес не менее 5 ударов ногами по различным частям  тела потерпевшего, а затем, с целью доведения своего умысла до конца, переместил Ф*** С.Л. к берегу реки ***, погрузил голову потерпевшего в воду и удерживал её в таком положении, пока Ф*** С.Л. не скончался на месте от закрытия просвета дыхательных путей водой.

 

В судебном заседании Т***. не оспаривал факт нанесения побоев Ф*** С.Л. из чувства возникших к нему личных неприязненных отношений, но утверждал, что бутылку водки и ремень у Ф*** С.Л. не похищал и не топил в реке потерпевшего. Признательные показания в ходе предварительного следствия вынужден был дать под физическим воздействием со стороны работников милиции в отсутствие  адвоката.

К выводу о виновности осужденного Т***. в совершенных преступлениях суд пришел на основании совокупности  доказательств, полученных в установленном законом порядке, всесторонне, полно и объективно исследованных в судебном заседании, изложенных в приговоре и получивших оценку суда в соответствии с требованиями ст.88 УПК РФ.

Версия Т***. о непричастности к причинению смерти Ф*** С.Л. тщательно проверялась в судебном заседании, обоснованно судом отвергнута, признана несостоятельной.

Так, вина осужденного Т***. в содеянном подтверждается  как его собственными показаниями, так и показаниями осужденного П***., обоснованно признанными судом правдивыми в той их части, в которой они соответствуют фактическим обстоятельствам преступлений и подтверждаются другими доказательствами.

 

Будучи допрошенным в качестве подозреваемого 02 и 03 августа 2007 года,    Т***. показал, что в ходе избиения потерпевшего он вытащил из кармана его одежды бутылку водки и снял кожаный ремень, которые решил забрать себе.  После того, как Ф*** С.Л. потерял сознание, он испугался того, что потерпевший узнал его, и предложил П*** утопить Ф*** Л.С. После этого вместе с П*** оттащил Ф*** Л.С. к речке, где они кинули потерпевшего в воду. Через некоторое время, осмотрев место, куда был сброшен потерпевший,  они поняли, что тот утонул. О случившемся они рассказали К*** А.Н.

Заявление Т***. в суде об отсутствии адвоката при его допросе  в качестве подозреваемого было проверено судом и обоснованно признано несостоятельным.

К утверждениям Т***. о его принудительном удержании в помещении РУВД в период с 31 июля по 02 августа 2007 года в целях получения признательных показаний суд обоснованно отнесся критически. Как следует из материалов дела, 02 августа 2007 года Т***. было подано заявление на имя прокурора, в котором он указал на свою причастность к избиению и причинению смерти Ф*** С.Л. Данное заявление суд обоснованно признал как явку с повинной, поскольку в нём Т***. подробно изложил обстоятельства совершенных им преступлений. Именно после этого Т***. был задержан по подозрению в убийстве Ф*** С.Л.

Судом тщательно проверялись все доводы, приводимые Т***. в свою защиту, в том числе о непричастности к причинению смерти Ф*** С.Л., самооговоре, оговоре его осужденным П***, свидетелем           К*** А.Н. на предварительном следствии в результате применения к ним противозаконных методов расследования, которые признаны не нашедшими подтверждения.

Показания Т***., данные в ходе предварительного следствия, в которых он изобличал себя в совершенных преступлениях, согласуются с другими исследованными в суде доказательствами, анализ которых дан в приговоре.

Давая оценку показаниям Т***. в ходе предварительного следствия и в судебном заседании, суд обоснованно признал, что изменение им показаний связано с избранным способом защиты от предъявленного обвинения. 

Из положений ч.2 ст.17 УПК РФ следует, что все законные доказательства имеют одинаковую юридическую силу, а поэтому суд обоснованно в приговоре сослался в качестве доказательств вины Т***. на показания П*** в ходе предварительного следствия в качестве обвиняемого, данные им 21 и 24 января 2008 года. Из содержания указанных показаний следует, что после избиения потерпевшего Т***. оттащил Ф*** Л.С. к речке и стал окунать голову потерпевшего в воду. Ф*** Л.С. сначала пытался оказать сопротивление, но через несколько минут затих. На следующий день они рассказали К*** А.Н., как Т***. утопил       Ф*** С.Л.

Суд дал критический анализ другим показаниям П*** и пришел к правильному выводу о законности протоколов его допроса в качестве обвиняемого  и достоверности той информации, о которой сообщил допрашиваемый.

В ходе проверки показаний на месте П*** рассказал об обстоятельствах совершения преступлений, уличал Т***. в причастности к совершению этих преступлений. Об этом П*** рассказывал в ходе предварительного следствия и в ходе очной ставки с Т***.

Из протокола опознания лица по фотографиям следует, что      П*** опознал Ф*** С.Л. как мужчину, которого 19 июля 2007 года Т***. сначала избил, а затем сбросил в реку. Суд обоснованно признал данный протокол допустимым доказательством, поскольку опознание проведено в соответствии с требованиями ст.193 УПК РФ.

В соответствии с положениями ст.281 УПК РФ в приговоре в обоснование вины Т***. суд правильно сослался на показания свидетеля К*** А.Н., из содержания которых следует, что ночью 20 июля 2007 года ему позвонил Т***. и попросил приехать за ним и П*** в село ***. Указанных лиц он нашел в поселке ***, где Т***. рассказал ему о том, как накануне  вечером вместе с П*** в ходе ссоры с мужчиной они избили потерпевшего. Поняв, что указанный мужчина узнал Т***., последний предложил утопить потерпевшего в реке. После этого они оттащили потерпевшего к реке, где Т***. стал опускать голову мужчины в воду, пока последний не захлебнулся водой. Поняв, что мужчина умер, они убежали и скрывались от работников милиции.  

Суд исследовал причину изменения К*** А.Н. своих показаний в ходе предварительного следствия и мотивировал свой вывод о достоверности его первоначальных показаний.

Обстоятельства убийства Ф*** С.Л., о которых в ходе предварительного следствия поведали Т***., П***, К*** А.Н., объективно подтверждаются заключениями проведенных по делу судебных экспертиз, из содержания которых следует, что причиной смерти потерпевшего явилась механическая асфиксия от закрытия просвета дыхательных путей водой.

В заключении указан механизм возникновения всех повреждений, обнаруженных у Ф*** С.Л., что не противоречит тому, о чем говорили  Т***.,      П***, К*** А.Н.

Судом исследованы показания свидетелей Б***., С***., Ф*** Т.С., К*** Н.И., К*** Э.А., Ф*** Л.А., С*** Л.А., К*** Т.А., К*** В.А., Т*** В.И., Т*** Ф.Ю., Т*** Н.А.,     Д*** А.А.,   Г*** П.С., А*** Н.П., Б*** В.А., содержание которых не опровергает установленным судом обстоятельства преступлений, совершенных осужденным Т***.

В суде были исследованы и оценены все обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения дела.

Судом в соответствии с требованиями закона в приговоре даны подробный анализ и оценка всех показаний осужденных, приведены мотивы признания одних показаний правдивыми, других    неправдивыми.

Судебная коллегия не может согласиться с доводами, изложенными в кассационной жалобе, о том, что судом не были оценены показания свидетелей К*** Т.А., К*** В.А., Т*** Н.А., Г*** П.С., А*** Н.П., Б*** В.А.  в части полученных ими сведений о применении к Т***., П***., К*** А.Н. физического насилия со стороны работников милиции. 

Давая оценку показаниям данных лиц, суд правильно признал, что указанные каждым из них обстоятельства получения сведений не ставят под сомнение допустимость доказательств, положенных в основу обвинительного приговора, и обоснованно отказал в удовлетворении ходатайства стороны защиты об истребовании медицинской справки в отношении К*** А.Н., поскольку признал, что изменение показаний указанным свидетелем, в том числе о применении к нему физического насилия работниками милиции, было связано с желанием смягчить положение Т***. и П***

В ходе собирания, закрепления и оценки доказательств, на которые суд сослался в обоснование вины Т***., судебная коллегия не усматривает нарушения закона.

С учетом изложенного следует признать, что тщательный анализ и основанная на законе оценка всех исследованных в судебном заседании доказательств в их совокупности  позволили суду правильно установить фактические обстоятельства преступления, связанного с причинением смерти Ф*** С.Л., прийти к обоснованному выводу о виновности Т*** в умышленном причинении смерти Ф*** С.Л., а также о правильности квалификации действий осужденного в данной части по ст.105 ч.1 УК РФ.

Версия осужденного Т***. о том, что он не похищал бутылку водки и брючной ремень у потерпевшего Ф*** С.Л.,  также была предметом тщательной проверки в судебном заседании и обоснованно судом опровергнута исследованными в суде доказательствами. 

Так, будучи допрошенным в качестве подозреваемого 02 и 03 августа 2007 года, Т***. признал, что в ходе избиения Ф*** С.Л. решил забрать себе находившиеся у потерпевшего бутылку водки и кожаный брючной ремень. С этой целью он сначала  вынул из кармана одежды Ф*** Е.В. бутылку водки и положил её на землю. После этого он снял ремень с брюк потерпевшего. Однако в ходе избиения потерпевшего данная бутылка была разбита, а брючной ремень был выброшен, поскольку у него сломалась пряжка.

Указанные обстоятельства открытого завладения Т***. имуществом потерпевшего  подтвердил в судебном заседании осужденный П***

При этом из показаний П*** в ходе предварительного следствия следует, что в момент изъятия у потерпевшего бутылки с водкой Т***. потребовал отдать её со словами: “Давай бутылку сюда, мы её выпьем”. Перед тем, как выбросить брючной ремень потерпевшего, Т***. выразил своё сожаление об этом словами: “Хотел себе забрать, а пряжка сломалась”.

При таких обстоятельствах  суд обоснованно пришел к выводу о том, что в ходе нанесения побоев Ф*** С.Л. у Т***. возник умысел на хищение чужого имущества, которым он завладел открыто и распорядился по своему усмотрению. С учетом позиции государственного обвинителя суд правильно квалифицировал указанные действия Т***. по ст.116 ч.1 УК РФ и ст.161 ч.1 УК РФ.

Наказание Т***. назначено  в соответствии с требованиями ст.60 УК РФ, соразмерно содеянному и является справедливым.

Выводы суда о назначенном наказании мотивированы и подробно изложены в приговоре  в соответствии с требованиями ст.307 УПК РФ.

Учитывая обстоятельства совершенного преступления и данные о личности  осужденного, судебная коллегия не находит оснований для снижения срока назначенного ему наказания.

Утверждения в кассационных жалобах о нарушении уголовно-процессуального закона при расследовании и рассмотрении дела в суде не соответствуют действительности. Предварительное и судебное следствие проведены с учетом требований УПК РФ. Вопреки доводу кассационных жалоб, при производстве по уголовному делу были установлены все обстоятельства, предусмотренные ст.73 УПК РФ. Из протокола судебного заседания следует, что в судебном заседании обеспечено равенство прав сторон, которым суд, сохраняя объективность и беспристрастие, создал необходимые условия для всестороннего и полного исследования обстоятельств дела. Все представленные суду доказательства исследованы, заявленные сторонами ходатайства разрешены в установленном законом порядке. Все участники процесса были согласны закончить судебное следствие и не заявляли каких-либо ходатайств о его дополнении. Нарушений норм уголовно-процессуального законодательства, влекущих отмену  либо изменение приговора, не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.377, 378, 388 УПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

Приговор Тереньгульского районного суда Ульяновской области от 17 марта 2008 года в отношении Т*** оставить без изменения, а   кассационную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи