Судебный акт
Об оспаривании нормативного правового акта
Документ от 09.06.2023, опубликован на сайте 30.06.2023 под номером 106895, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

                                                                                            Дело № 3а-179/2023

73OS0000-01-2023-000053-95

 

Р Е Ш Е Н И Е                                 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

9 июня 2023 года                                                                               город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Кинчаровой О.Е.,

при секретаре Трошиной П.И.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению  заместителя прокурора Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц, Ульяновской области о признании недействующим в части  приказа Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 22 ноября 2022 года № 97-П «Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на территории Ульяновской области на 2023 год»,

 

у с т а н о в и л :

 

22 ноября 2022 года Агентством по регулированию цен и тарифов Ульяновской области принят приказ № 97-П «Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на территории Ульяновской области на 2023 год» (далее также приказ от 22 ноября 2022 года № 97-П).

Подпунктом 1.1. пункта 1 указанного приказа  были установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям на территории Ульяновской области, поставляемой прочим потребителям (приложение № 1). Также установлены размеры необходимой валовой выручки без учета оплаты потерь, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, для электросетевых организаций.

Пунктом 2 данного приказа  предусмотрено, что тарифы (цены), установленные в пункте 1 приказа, действуют с 1 декабря 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Указанный приказ был официально опубликован 24 ноября 2022 года на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), номер опубликования: 7301202211240001.

Заместитель прокурора Ульяновской области обратился в суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Агентству по регулированию цен и тарифов Ульяновской области (далее также – Агентство) о признании недействующим со дня принятия приказа Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 22 ноября 2022 года № 97-П «Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на территории Ульяновской области на 2023 год» в части:

- таблицы Приложения № 1 «Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ульяновской области, поставляемой  не относящимся  к населению и приравненным к нему категориям потребителей на 2023 год»;

- п.п.9, 18 Таблицы 1 Приложения № 1 в части размера необходимой валовой выручки (далее также НВВ) ООО «Инза Сервис» 69 974,32 тыс.руб. и ООО «Заволжская сетевая компания» 89 495,11 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований указал, что по результатам прокурорской проверки установлено, что необходимая валовая выручка ООО «Инза Сервис» и ООО «Заволжская сетевая компания», учтенная при расчете цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на территории Ульяновской области на 2023 год, была определена Агентством с грубыми нарушениями закона.

Вопреки документам, подтверждающим, что объекты электросетевого хозяйства, общей совокупной силовой мощностью 6,619 МВА, принадлежащие ООО «Инза Сервис» на праве собственности, отключены от электрической сети и не используются в регулируемой деятельности,  Агентство пришло к необоснованному выводу  о соответствии ООО «Инза Сервис» требованиям Критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 года № 184, со ссылкой на наличие в собственности общества трансформаторных подстанций общей мощностью 20,358 МВА, соответственно, неправомерно приняло решение об открытии тарифного дела и установлении  необходимой валовой выручки ООО «Инза Сервис», поскольку указанные объекты не должны были учитываться при тарифном регулировании.

В нарушение пункта 27 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года №1178, на 21 объект электросетевого хозяйства, которые были исключены из состава учетных единиц на 2023 год, органом тарифного регулирования начислены расходы на амортизацию, которые включены в общую сумму НВВ ООО  «Инза Сервис».

В нарушение п. 28 Основ ценообразования расходы по  статье «аренда прочего имущества» по договорам аренды, заключенным с ИП К*** Р.Р., ИП З*** О.В., ИП Л*** Г.А., ООО «***», учтены Агентством в составе НВВ ООО «Заволжская сетевая компания»  исходя из использования арендованного имущества на срок 12 месяцев, тогда как указанные договоры заключены в начале октября 2022 года на срок 11 месяцев, а дополнительных соглашения о продлении действия договоров аренды в материалах тарифного дела не имелось.

В ходе проверки установлен факт подложности представленного  договора аренды нежилых помещений, заключенного с ИП Л*** Г.А., расходы по которому в размере 411,6 тыс. руб. были учтены в составе НВВ ООО «Заволжская сетевая компания».

Сумма расходов на страхование в составе НВВ этого общества на 2023 год учтена Агентством в размере 151 303,13 руб. при фактическом значении, указанном в экспертном заключении, 119 152,97 руб.

В нарушение пунктов 17, 22, 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178,  в составе НВВ учтены расходы на страхование автомобилей КАМАЗ 43101, экскаватора погрузчика, экскаватора  в отсутствие подтверждающих документов (страховых полисов).

Общие суммы затрат по статьям «Аренда электросетевого оборудования» и «Аренда прочего имущества»  не соответствуют сведениям, приведенным в экспертном заключении (суммам строк по конкретным видам расходов).

Так, по статье «Аренда электросетевого оборудования» утверждено 2 866,72 тыс. руб. при фактической сумме строк 2 258,29 тыс. руб.

В материалах тарифного дела отсутствуют документы, подтверждающие величину начисленной амортизации (инвентарные карточки, оборотно-сальдовые ведомости, справки собственника имущества о начисленное амортизации) по договорам с ООО «***», ООО «***», ООО «***».

По статье «Аренда прочего имущества» Агентством утверждено 4287,89 тыс. руб. при фактической сумме строк 4 071,88 тыс. руб. При этом приведенная Агентством в ходе проверки сумма расходов по договору аренды автомобиля ГАЗ СОБОЛЬ на сумму 216 тыс. руб. материалами тарифного дела не подтверждена.

По учтенным Агентством расходам по статьям «Сырье, материалы, запасные части, инструмент, топливо»  на общую сумму 8807,61 тыс.руб., «Работы и услуги производственного характера» на общую сумму 7669,14 тыс. руб., «Другие прочие расходы» на общую сумму 7294,27 тыс. руб. отсутствует экономическое обоснование величины указанных расходов

В судебном заседании представитель административного истца Холодилина Ю.О. заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в уточненном административном иске.

Представитель административного ответчика Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области Долгов О.В. просил в удовлетворении административного иска отказать, поскольку оспариваемый приказ был принят  Агентством в соответствии с наделенными полномочиями, с соблюдением  установленных законом процедур принятия и опубликования. Приказ от 22 ноября 2022 года № 97-П в оспариваемой части нормативным правовым актам в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии, имеющим большую юридическую силу, не противоречит и прав неопределенного круга лиц и Ульяновской области не нарушает.

Представитель заинтересованного лица ООО «Энергопромгрупп» Зимин С.В. в судебном заседании пояснил, что считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению, поскольку НВВ ООО «Заволжская сетевая компания» определена Агентством по регулированию цен и тарифов Ульяновской области с соблюдением требований действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, оснований для признания недействующим приказа в оспариваемой части не имеется. Приказом от 22 ноября 2022 года № 97  не нарушаются права  неопределенного круга лиц и Ульяновской области.

Представитель заинтересованного лица ООО «Инза Сервис» Будкин С.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица ООО «Инза Сервис».

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, обозрев материалы тарифных дел в отношении ООО «Инза Сервис» и ООО «Заволжская сетевая компания, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или  в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом  нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики  при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии установлены и определены Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике включает Федеральный закон от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) и иные  регулирующие отношения в сфере электроэнергетике  федеральные законы, а также указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и иные нормативные правовые акты Российской Федерации (статья 2 Закона об электроэнергетике). К таким актам, в частности относятся Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования), Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила регулирования цен), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года №1178.

Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, подлежат государственному регулированию (пункт 1 статьи 6, пункт 2 статьи 20, пункты 1 и 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике).

В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного Федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов. 

22 ноября 2022 года Агентством по регулированию цен и тарифов Ульяновской области  принят приказ № 97-П «Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на территории Ульяновской области на 2023 год», которым установлены, в том числе необходимая валовая выручка без учета потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых  (котловых)  тарифов на услуги по передаче электрической энергии ООО «Инза Сервис»  в размере  69 974, 32 тыс. руб. (строка 9 таблицы № 1 приложения № 1 к указанному приказу) и ООО «Заволжская сетевая компания» в размере 89 495,11 тыс. руб. (строка 18 таблицы № 1 приложения № 1 к указанному приказу), также в таблице приложения № 1 установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ульяновской области, поставляемой не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей на 2023 год».

В силу статьи 5 Закона Ульяновской области от 29 ноября 2005 года № 136-ЗО «О порядке опубликования и вступления в законную силу нормативных правовых актов Ульяновской области» официальным опубликованием нормативных правовых актов Ульяновской области считается первая публикация их полного текста в газетах  «Народная газета», «Ульяновская правда» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Текст приказ от 22 ноября 2022 года № 97-П был официально опубликован 24 ноября 2022 года на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), номер опубликования: 7301202211240001.

Полномочия Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области по осуществлению государственного регулирования тарифов на электрическую энергию предусмотрены Положением об Агентстве по регулированию цен и тарифов Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 26 марта 2020 года №6/138-П.

Согласно пункту 1.3 Порядка подготовки и издания правовых актов исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 12 июля 2013 года № 288-П, правовые акты исполнительных органов, имеющие нормативный характер, издаются в форме приказов.

Таким образом, оспариваемый приказ принят уполномоченным органом с соблюдением формы, порядка принятия нормативного правового акта и его официального опубликования.

Проверяя законность и обоснованность доводов административного истца о наличии выявленных в результате прокурорской проверки нарушений требований федерального законодательства при определении Агентством по регулированию цен и тарифов Ульяновской области необходимой валовой выручки  ООО «Инза Сервис», суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 20 Закона об электроэнергетике основными принципами государственного регулирования и контроля в электроэнергетике  являются, в том числе: достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии; обеспечение   доступности электрической энергии для потребителей и защита их прав; обеспечение защиты потребителей от необоснованного повышения цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).

Государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном Основами ценообразования и Правилами.

Основы ценообразования определяют основные принципы и методы регулирования цен (тарифов)  в электроэнергетике, а Правила определяют основания и порядок установления (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, предусмотренных Основами ценообразования.

Пунктом 2 Основ ценообразования необходимая валовая выручка определяется как экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых  организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного  периода регулирования.

Согласно пункту  38 Основ ценообразования тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими  органами определяются  в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, на основании следующих долгосрочных параметров регулирования: базовый уровень подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующими органами; индекс эффективности подконтрольных расходов; коэффициент эластичности подконтрольных расходов по количеству активов; уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям; уровень надежности и качества реализуемых товаров (услуг).

На основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования.

В течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с Методическими указаниями.

Порядок расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки установлен Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 года № 98-э (далее также Методические указания № 98-э).

ООО «Инза Сервис» является территориальной сетевой организацией, для которой при регулировании цен (тарифов) применен метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

Для ООО «Инза Сервис» период долгосрочного регулирования установлен на 5 лет – 2020-2024 годы

Доводы уточненного административного иска о необоснованности вывода Агентства о соответствии ООО «Инза Сервис» критериям отнесения к территориальным сетевым организациям, соответственно, о незаконности  решения об открытии тарифного дела  и об утверждении НВВ  ООО «Инза Сервис» является несостоятельными.

В силу части 2 статьи 20, частей 1 и 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике деятельность территориальных сетевых организаций по оказанию услуг по передаче электрической энергии подлежит государственному регулированию, в том числе путем регулирования цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании таким организациям.

Пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861, законодателем определено понятие «сетевой организации» - это организации, владеющие на праве собственности или ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право  заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую  национальную  (общероссийскую) электрическую сеть.

В соответствии с пунктами 1 и 2 Критериев отнесения владельцев объектов  электросетевого хозяйства к территориальным сетевым  организациям (далее также – Критерии), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 года № 184 «Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям» критериями отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям,  для получения статуса территориальной сетевой организации (далее также ТСО) необходимо подтвердить владение на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного  периода регулирования трансформаторными и иными подстанциями с установленными силовыми трансформаторами (автотрансформаторами), расположенными  и используемыми  для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, сумма номинальных мощностей который с 2023 года составляет не менее 15 МВА, а также  линиями электропередач (воздушными и (или) кабельными), расположенными  и используемыми  для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, непосредственно соединенными с трансформаторными и иными подстанциями, указанными в пункте 1 Критериев ТСО, сумма протяженностей которых по трассе составляет не менее 20 км, не менее 2 номинальных классов напряжения, то есть являются действующими электроустановками и посредством их работы обеспечивается передача (распределение) электрической энергии мощности.

ООО «Инза Сервис» на 2023 года  заявлены сумма мощностей – общая трансформаторная емкость 91,123 МВА, в том числе по находящимся в собственности трансформаторным и иным подстанциям с установленными силовыми трансформаторами – 25,587 МВА,  линии электропередач (воздушные и (или) кабельные) суммой протяженностей - 166,585 км, в том числе находящиеся в собственности – 99,417 км.

Агентством  было исключено  следующие объекты электросетевого хозяйства: ГКТП № 159, КТП № 160, № 98, № 99, № 2, № 8, № 12, № 32, № 155, № 63, № 85, № 165, № 168, № 90, № 100, № 164, № 162, № 166, № 153, № 161, № 74, № 84, № 95, № 91, № 92, № 167, № 19, № 158, № 154, № 97, № 17, ТП-126/2х400 кВА, КТП № 170/160 кВА, КТП № 171/63 кВА, КТП № 173/250 кВА, КТП-93/250 кВА, КТП № 172/160 кВА, ТП  № 13,  № 26.

С учетом исключения из имущественного состава объектов электроэнергетики, энергетические активы  ООО «Инза Сервис»  составляют:  общая трансформаторная емкость - 82,844 МВА, в том числе по находящимся в собственности трансформаторным и иным подстанциям с установленными силовыми трансформаторами – 20,196 МВА, линии электропередач (воздушные и (или) кабельные) суммой протяженностей - 155,861 км, в том числе находящиеся в собственности – 68,061 км.

Таким образом, ООО «Инза Сервис» отвечает требованиям пунктов 1 и 2 Критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, что в силу п. 24 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила регулирования цен) являлось основанием для определения установления  (пересмотра) тарифа на услуги по передаче электрической энергии в отношении данного юридического лица, владеющего на праве собственности объектами электросетевого хозяйства.

Суд находит заслуживающими внимания доводы административного истца о  неправомерности включения тарифным органом в общую сумму НВВ расходов на амортизацию, начисленных на 21 объект электросетевого хозяйства, которые были исключены Агентством из состава учетных единиц на 2023 год, как неиспользуемые в оказании услуг по передаче электрической энергии.

В соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, определяются на уровне, равном сумме отношений стоимости амортизируемых активов регулируемой организации к сроку полезного использования таких активов, принадлежащих  ей на праве собственности или на ином законном основании, применяемых в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии объектов электросетевого  хозяйства и объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов.

Таким образом, по смыслу приведенной нормы  расходы на амортизацию начисляются на используемые в  экономической деятельности по оказанию услуг по передаче  электрической энергии объекты электросетевого  хозяйства.

Как следует из материалов дела, ООО «Инза Сервис» на 2023 год были заявлены  расходы по статье «амортизационные отчисления» в размере 6 999,05 тыс. руб.

Агентством  установлен размер расходов по указанной статье обществу с ограниченной ответственностью «Инза Сервис» в размере 6 270,59 тыс. руб. При этом Агентством на 21 объект электросетевого хозяйства, расположенные в г.Инза Инзенского района (КТП № 91/250 кВа, КТПМ № 162/63 кВа, КТП №13/630 кВа, ТП №170/160 кВа, ТП-84/160 кВа, КТП-166/400 кВа, КТП №153/63 кВа,ТП № 172/160 кВа, ТП № 171/63 кВа, ТП №173/250 кВа, КТП № 92/160 кВа, КТП № 95/100 кВа, КТП № 158/160 кВа, КТП № 154/160 кВа, КТП № 97/160 кВа, КТП № 161/250 кВа, КТП № 19/160 кВа, ТП-№ 93/250 кВа, КТП № 164/160 кВа, КТП № 167, КТП № 17/160 кВа), исключенные из состава условных единиц на 2023 год, в нарушение приведенных положений  пункта 27 Основ ценообразования начислены расходы на амортизацию  и учтены при определении суммы необходимой валовой выручки ООО «Инза Сервис».

Участниками процесса не отрицалось то обстоятельство, что исключенные из состава условных единиц объекты электроэнергетики не используются в  деятельности по оказанию услуг по передаче  электрической энергии.

Таким образом, подлежат исключению из расчета НВВ ООО «Инза Сервис» расходы на амортизацию, начисленные на указанные объекты электроэнергетики.

Проверяя законность и обоснованность доводов административного истца о наличии выявленных в результате прокурорской проверки нарушений требований федерального законодательства при определении Агентством по регулированию цен и тарифов Ульяновской области необходимой валовой выручки  ООО «Заволжская сетевая компания» (ныне – ООО «Энергопромгрупп»), суд приходит к следующему.

ООО «Заволжская сетевая компания» является территориальной сетевой организацией, для которой при регулировании цен (тарифов) применен метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

Для ООО «Заволжская сетевая компания» период долгосрочного регулирования установлен на 5 лет – 2023-2027 годы

В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов  организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. К экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность,  относятся в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности и иных материалов:

- расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность в предыдущем периоде регулирования, не связанные с осуществлением регулируемой деятельности этих организаций и покрытые за счет поступлений от регулируемой деятельности;

-   учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов)  расходы, фактически не понесены в периоде регулирования, на который устанавливались регулируемые цены (за исключением случая применения в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала и метода  долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, а также случаев, предусмотренных пунктом 21 (1) Основ ценообразования).

Принцип признания затрат законодательно закреплен  в статье 252 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ,  и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Доводы административного истца о неправомерности включения в расходы по статье «Аренда прочего имущества» расходов по договорам аренды недвижимого имущества, заключенным ООО «Заволжская сетевая компания» с ИП К*** Р.Р. 5 октября 2022 года, с ИП З*** О.В. 1 октября 2021 года, ИП Л*** Г.А. 1 октября 2022 года и ООО «***» 1 октября 2022 года за 12 месяцев со ссылкой на то, что указанные договоры заключены на срок 11 месяцев, несостоятельны.

В ходе судебного разбирательства  было установлено, что между указанными арендодателями  и ООО «Заволжская сетевая компания» были  заключены дополнительные соглашения к договорам аренды,  которыми стороны продлили срок действия договоров аренды.

Данные обстоятельства были объективны подтверждены пояснениями представителей Агенства и ООО «Энергопромгрупп», показаниями свидетелей   К*** А.Н., С*** Т.В., - сотрудников Агентства, копиями дополнительных соглашений к  указанным договорам аренды.

Доводы административного иска о подложности договора аренды, заключенного ООО «Заволжская сетевая компания» с ИП Л*** Г.А., основанные на пояснениях последнего, данных в ходе проведения прокурорской проверки, о том, что он не заключал указанный договор аренды и не подписывал его, были опровергнуты исследованными в судебном заседании доказательствами, в том числе и показаниями Л*** Г.А., допрошенного в судебном заседании в качестве свидетеля, а также его письменными пояснениями, из которых следует, что Ляхов Г.А. подтверждает факт заключения договора аренды нежилых помещений № 1 от 1 октября 2022 года с ООО «Заволжская сетевая компания» и приводит причины, по которым он дал неверные пояснений в ходе его опроса сотрудником прокуратуры.

Проверяя доводы административного истца  о неправомерности учета  в составе НВВ расходов на страхование автотранспортных средств КАМАЗ 43101, экскаватора  погрузчика и экскаватора, мотивированные непредставлением подтверждающих документов, судом были исследованы материалы тарифного дела ООО «Заволжская сетевая компания» на электронном носителе и было установлено, что документы, подтверждающие расходы на обязательное страхование гражданской ответственности в отношении экскаватора  погрузчика и экскаватора (копии полисов), были представлены.

С учетом этого Агентством правомерно при определении НВВ ООО «Заволжская сетевая компания»  учтены расходы на страхование экскаватора погрузчика – 1613,56 руб. и экскаватора  - 1973,05 руб. 

В подтверждение расходов на страхование автомобиля КАМАЗ 43101 представлен счет на оплату, выставленный страховой компанией АО «***». Однако, в данном счете отсутствует указание, что это счет на оплату страховой премии  за страхование по договору ОСАГО автомобиля КАМАЗ 43101.

При таких обстоятельствах суд не может признать правомерным включение в расчет НВВ расходов на страхование автомобиля КАМАЗ 43101 в размере 17 583,81 руб., поскольку доказательств, объективно подтверждающих данные расходы на страхование, не представлено.

На предложение ООО «Энергопромгрупп»  представить суду действующий страховой полис ОСАГО на указанный автомобиль и доказательства несения указанных расходов, представителем  общества было сообщено, что договор аренды автомобиля КАМАЗ 43101, копия которого представлена в тарифный орган, был расторгнут, соответственно, расходы на его страхование не были понесены.  

Доводы  административного истца о том, что общие суммы затрат по статьям «Аренда электросетевого оборудования» и «Аренда прочего имущества»  не соответствуют сведениям, приведенным в экспертном заключении, по суммам строк по конкретным видам расходов, не могут являться основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку, как следует из показаний представителей Агентства Стекловой П.В., Долгова О.В., сотрудника С*** Т.В., К*** А.Н., допрошенных судом в качестве свидетелей, при оформлении экспертного заключения были допущены технические ошибки, некорректно указаны суммы по вышеуказанным статьям расходов, однако они были исправлены. Данные обстоятельства  подтверждаются  представленными суду корректными расшифровками, основанными на смете расходов, учтенной при расчете тарифа на 2023 год.

Указание в административном иске на отсутствие в материалах тарифного дела документов, подтверждающих величину начисленной амортизации (инвентарных карточек, оборотно-сальдовых ведомостей, справок собственника имущества о начисленное амортизации), по договорам аренды с ООО «***», ООО «***», ООО «***», является необоснованным, поскольку при исследовании материалов тарифного дела ООО «Заволжская сетевая компания» на электронном носителе было установлено наличие  указанных документов, представленных регулируемой организацией.

Доводы административного иска о том, что не подтверждена учтенная  в составе НВВ сумма расходов по договору аренды автомобиля ГАЗ СОБОЛЬ на сумму 216 тыс. руб., не могут быть признаны обоснованными.

Как следует из материалов тарифного дела, регулируемая организация представила изначально в тарифный орган договор аренды транспортного средства без экипажа № 54 от 30 сентября 2022 года, заключенного ООО «Заволжская сетевая компания» с арендодателем  ООО «***» на сумму 170,53 тыс. руб.  Затем было представлено в тарифный орган дополнительное соглашение к данному договору аренды от 31 октября 2022 года, по которому сумма составила 216 тыс. руб., которая обоснованно была учтена Агентством при расчете НВВ.

Ссылки на отсутствие экономического обоснования учтенных в составе НВВ ООО «Заволжская сетевая компания»  расходов по статьям «Сырье, материалы, запасные части, инструмент, топливо»  на общую сумму 8807,61 тыс.руб., «Работы и услуги производственного характера» на общую сумму 7669,14 тыс. руб., «Другие прочие расходы» на общую сумму 7294,27 тыс. руб. несостоятельны.

Пунктом 29 Основ ценообразования  определено, что при определении фактических  значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):

установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных  цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

Агентством в опровержение позиции административного истца были представлены произведенные специалистом Агентства С*** Т.В. расчеты по данным статьям расходов с приложением использованных ею при анализе расходов по данным статьям материалов, подтверждающих принятые в расчеты цены.

С учетом этого, суд не находит оснований для вывода о неправомерности включения в состав НВВ вышеуказанных расходов по статьям «Сырье, материалы, запасные части, инструмент, топливо», «Работы и услуги производственного характера», «Другие прочие расходы».

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что необходимая валовая выручка ООО «Инза Сервис» и ООО «Заволжская сетевая компания»  были определены с нарушением требований действующего законодательства.

В соответствии с пунктом 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 года № 20-э/2 расчет единых на территории субъекта Российской Федерации тарифов на услуги по передаче электрической энергии, дифференцированных по уровням напряжения, для потребителей услуг по передаче электрической энергии (кроме сетевых организаций), независимо от того, к сетям какой сетевой организации они присоединены (далее – единые (котловые) тарифы, производится на основе НВВ, рассчитанной в соответствии с пунктом 47 Методических указаний для каждой сетевой организации, расположенной на территории субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 14 Методических указаний № 98-э необходимая валовая выручка регулируемой организации при расчете тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, с использованием которых услуги по передаче электрической энергии оказываются территориальными сетевыми организациями, определенная в соответствии с методическими указаниями, принимается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов при определении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, а также индивидуальных тарифов для взаиморасчета между парой регулируемых организаций.

Поскольку необходимая валовая выручка ООО «Инза Сервис» и ООО «Заволжская сетевая компания» на 2023 год рассчитана неверно, суд на основании приведенных положений действующего законодательства приходит к выводу о том, что подлежат удовлетворению заявленные административным истцом требования о признании недействующим приказа Агентства по регулированию  цен  и  тарифов  Ульяновской  области от 22 ноября 2022 года № 97-П «Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на территории Ульяновской области на 2023 год»     

- в части таблицы приложения № 1  «Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ульяновской области, поставляемой не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей на 2023 год»;

- таблицы 1  Приложения № 1 в части установления необходимой валовой выручки без учета оплаты потерь, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии ООО «Инза Сервис»  - 69 974, 32 тыс. руб. (строка 9 таблицы № 1 приложения № 1 к указанному приказу) и ООО «Заволжская сетевая компания» - 89 495,11 тыс. руб. (строка 18 таблицы № 1 приложения № 1 к указанному приказу).

Доводы  представителей административного ответчика и заинтересованных лиц, суть которых сводится к тому, что заместитель прокурора не является надлежащим административным истцом по делу, поскольку оспариваемым постановлением права и законные интересы неопределенного круга лиц, Ульяновской области не нарушаются, являются несостоятельными.

В силу части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами, в том числе о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части.

Согласно пункту 49  Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 6 августа 2004 года № 20-э/2 индивидуальные  тарифы  на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых  организаций, определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации – получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях  и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).

При этом расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых её услуг по передаче электрической энергии прочими сетевыми организациями включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии электрической энергии для иных потребителей её услуг. Поскольку НВВ и  тарифы, установленные для заинтересованных лиц ООО «Инза Сервис», ООО «Энергопромгрупп», оказывают влияние на формирование тарифов для потребителей услуг по передаче электрической энергии, оспариваемый нормативный правовой акт влияет на права и законные интересы неопределенного круга лиц.

Кроме того, потребителем ООО «Инза Сервис» является – ГУЗ «***», учредителем которого  является Ульяновская область в лице Министерства здравоохранения Ульяновской области, соответственно, оспариваемым нормативным правовым актом затрагиваются также интересы Ульяновской области.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается, в том числе, решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Определяя момент, с которого нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими, суд принимает во внимание, что оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия, признание их недействующими с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 КАС РФ.

Следовательно, оспариваемый административным истцом приказ следует признать не действующим в оспариваемой части с момента его принятия.

В соответствии с частью 4 статьи 216 КАС РФ следует возложить на Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области обязанность по принятию нового заменяющего нормативного акта в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Из положений части 3 статьи 178 КАС РФ следует, что при принятии решения суд решает вопросы о распределении судебных расходов.

Положения Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в том числе глава 21 КАС РФ, не устанавливают и не определяют особенностей в отношении взыскания и распределения судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых актов, поэтому следует исходить из того, что вопрос в отношении взыскания и распределения судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых актов разрешается судом на основании правил, предусмотренных главой 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Как предусмотрено частью 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

Материалы рассмотренного административного дела не содержат никаких сведений о понесенных административным истцом судебных расходах, за исключением уплаченных 4500 рублей государственной пошлины. Поэтому, принимая решение об удовлетворении иска, суд считает необходимым взыскать с административного ответчика в пользу административного истца расходы по уплате государственной пошлины.

На основании пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании – газете «Ульяновская правда».

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

административное исковое заявление заместителя прокурора Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц, Ульяновской области об оспаривании нормативного правового акта в части удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия приказ Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 22 ноября 2022 года № 97-П «Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на территории Ульяновской области на 2023 год»      

- в части таблицы приложения № 1  «Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ульяновской области, поставляемой не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей на 2023 год»;

- таблицы 1  Приложения № 1 в части установления необходимой валовой выручки без учета оплаты потерь, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии ООО «Инза Сервис»  - 69 974, 32 тыс. руб. (строка 9 таблицы № 1 приложения № 1 к указанному приказу) и ООО «Заволжская сетевая компания» - 89 495,11 тыс. руб. (строка 18 таблицы № 1 приложения № 1 к указанному приказу).

Возложить на Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области обязанность по принятию нового заменяющего нормативного акта в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в газете «Ульяновская правда».

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                                     О.Е.Кинчарова