Судебный акт
О назначении досрочной страховой пенсии
Документ от 06.02.2024, опубликован на сайте 09.02.2024 под номером 110941, 2-я гражданская, о признании права на снижение пенсионого возраста, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Росляков В.Ю.                                                73RS0008-01-2023-000712-94

Дело № 33-691/2024 (33-6569/2023)

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                       6 февраля 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н.,

судей Карабанова А.С., Самылиной О.П.,

при секретаре Герасимове А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Инзенского районного суда  Ульяновской области  от 27 октября 2023 года по гражданскому делу № 2-1-570/2023, по которому постановлено:

 

уточненные исковые требования Самоварова Анатолия Николаевича к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о возложении обязанности назначить досрочную пенсию по старости, удовлетворить.

Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области назначить Самоварову Анатолию Николаевичу  досрочную пенсию по старости на основании Закона №1244-1 от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в связи с постоянным проживанием (работой) на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом со снижением пенсионного возраста на 1 год, с 22 сентября  2023 года.

Взыскать с Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области в пользу Самоварова Анатолия Николаевича расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.

 

Заслушав доклад судьи Карабанова А.С., пояснения истца Самоварова А.Н., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Самоваров А.Н. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области) о возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости.

В обоснование иска указано, что истец обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста в связи с проживанием (работой) в зоне с льготным социально-экономическим статусом, в чем ему было отказано из-за отсутствия требуемой продолжительности проживания (работы) в зоне с льготным социально-экономическим статусом.

Самоваров А.Н. полагает, что данное решение является незаконным и необоснованным, поскольку оно принято без учета того факта, что в период с 04.09.1990 по 25.01.1993 и с 02.04.1993 по 02.04.1995 он проживал в ***, которое относилось к зоне с льготным социально-экономическим статусом.

С учетом изложенного, Самоваров А.Н. просил обязать ОСФР по Ульяновской области назначить ему пенсию со снижением пенсионного возраста на один год в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в связи с постоянным проживанием (работой) в *** с 04.09.1990 по 25.01.1993 и с 02.04.1993 по 02.04.1995.

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ОСФР по Ульяновской области просит отменить решение суда, принять новое решение, отказав в удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование доводов жалобы указывает, что продолжительность проживания Самоварова А.Н. в зоне со льготным социально-экономическим статусом составляет 2 года 4 месяца 22 дня (с 04.09.1990 по 25.01.1993), что не дает ему права на снижение пенсионного возраста. В целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 периоды работы Самоварова А.Н. в *** могут быть включены в страховой стаж только в случае уплаты страховых взносов. Самоваров А.Н., как глава ***, поставлен на учет в пенсионном органе 17.11.1993 и снят с учета 22.05.2009. Сведения о его фактическом доходе и уплате страховых взносов за указанный период отсутствуют. Соответственно, не имеется правовых оснований для включения в страховой стаж периода работы в *** с 02.04.1993 по 25.09.1995 как работы в зоне со льготным социально-экономическим статусом. Полагает, что Самоваровым А.Н. не подтвержден документально период работы с 02.04.1993 по 25.09.1995 на территории со льготным социально-экономическим статусом. Льготный характер работы не может быть подтвержден свидетельскими показаниями. Ссылаясь на судебную практику Ульяновского областного суда, полагает, что факт проживания на загрязненной территории должен быть подтвержден совокупностью представленных доказательств, с достоверностью подтверждающих данный факт.

В соответствии со статьями 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (часть 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Из материалов дела следует, что 06.09.2022 Самоваров А.Н. обратился в ГУ-ОПФР по Ульяновской области (в настоящее время ОСФР по Ульяновской области) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 34 Закона РФ о т 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации впоследствии катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Решением ГУ-ОПФР по Ульяновской области от 18.10.2022 № *** Самоварову А.Н. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в связи с отсутствием требуемой продолжительности проживания или работы в зоне с льготно-экономическом статусом (л.д. 27-28).

При этом ответчиком рассчитана продолжительность проживания (работы) истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом, которая составила 2 года 4 месяца 22 дня (02.04.1993 – 25.09.1995), что не дает ему право на снижение пенсионного возраста.

Не согласившись с этим, Самоваров А.Н. обратился в суд с настоящим иском.

Рассмотрев по существу заявленные требования, суд, верно применив закон и дав правильную правовую оценку представленным доказательствам, обоснованно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 13 Закона от 15 мая 1991 № 1244-ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закон № 1244-1) к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на которых распространяются нормы Закона №1244-1, относятся в том числе граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Указанной категории граждан в соответствии со статьей 34 Закона №1244- 1 пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально- экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

При этом согласно примечанию к статье 35 Закона № 1244-1 первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Согласно статье 7 Закона Закон № 1244-1 действие данного Закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Указанные территории подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения; зона отселения; зона проживания с правом на отселение; зона проживания с льготным социально- экономическим статусом.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.04.1993 № 557 село *** было включено в Перечень населенных пунктов, территории которых подвергались радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и отнесено к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Согласно Перечню населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.1997 № 1582 село *** с 01.02.1998 не относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28.11.2014 № 958н утвержден «Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению».

В соответствии с пунктом 100 названного перечня периоды проживания или работы в загрязненной зоне подтверждаются соответствующими документами, к числу которых относятся удостоверение установленного образца и документы, подтверждающие проживание в указанных зонах (регистрацию по месту жительства или месту пребывания).

Согласно справки администрации МО «***», Самоваров А.Н. был зарегистрирован и постоянно проживал в с. *** с 24.07.1990. Дата выписки отсутствует. С 26.04.2012 зарегистрирован и проживает в данном населенном пункте по настоящее время (л.д. 5).

Из справки ООО «Р***» следует, что в период с 17.10.1995 по 09.06.2004 истец был зарегистрирован в общежитии по адресу*** (л.д. 6).

По сведениям индивидуального лицевого счета застрахованного лица Самоваров А.Н. осуществлял трудовую деятельность с 04.09.1990 по 25.01.1993 в колхозе «Н***» и с 02.04.1993 по 25.09.1995 в Крестьянском хозяйстве «С***» ***. Данные организации находились в селе ***.

Оценив указанные обстоятельства в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в период с 04.09.1990 по 25.01.1993 и с 02.04.1993 по 25.09.1995 Самоваров А.Н. постоянно проживал на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.

Вопреки доводам апелляционной жалобы оснований для иной оценки представленных доказательств у суда апелляционной инстанции не имеется.

Отказывая во включении Самоварову А.Н. периода работы с 02.04.1993 по 02.04.1995 в Крестьянском хозяйстве «С***» ***. в расчет времени проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом, ответчик сослался на отсутствие уплаты страховых взносов в отношении истца за указанный период.

Между тем, материалами дела подтверждается, что на основании протокола общего собрания колхозников колхоза «Н***» от 01.04.1993 Самоваров А.Н. был выведен из состава данного колхоза в связи с организацией с 01.04.1993 фермерского хозяйства. Самоварову А.Н. предоставлен земельный участок площадью 6 Га в с. *** (л.д. 8).

Постановлением Главы администрации Инзенского района от 17.11.1993 № *** зарегистрировано крестьянское хозяйство «С***» (л.д. 10).

Из протокола Государственной налоговой инспекции по Инзенскому району от 22.11.1996 № *** усматривается, что налоговым органом в действиях главы крестьянского хозяйства «С***» Самоварова А.Н. выявлено нарушение требований п.1 ст. 11 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ» в части ведения бухгалтерского учета за период с 4 квартала 1993 г. по 4 квартал 1996 г. (л.д. 94).

Решением Государственной налоговой инспекции по *** району по акту проверки КХ «С***» от 25.11.1996 доначислен НДС, спецналог, штраф на общую сумму 367,3 тыс. руб. (л.д. 95).

Оплата задолженности по НДС и спецналогу подтверждается квитанциями от 13.11.1996 и 23.05.1997 (л.д. 99-100).

Таим образом, указанными документами подтверждается, что государство в лице уполномоченных органов признавало факт осуществления КХ «С***» своей деятельности в период с 4 квартала 1993 г. по 4 квартал 1996 г., в связи с чем отсутствие уплаты страховых взносов в спорный период не опровергает факт проживания и работы Самоварова А.Н. в указанный период в зоне с льготным социально-экономическим статусом.

Судебная коллегия также отмечает, что ответчиком со своей стороны каких-либо доказательств, опровергающих факт проживания Самоварова А.Н. на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом в период с с 02.04.1993 по 02.04.1995, не представлено.

С учетом указанных периодов постоянного проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом Самоваров А.Н. имеет право на снижение пенсионного возраста на 1 год, в связи с чем такое право у него возникло 22.09.2023.

Выводы суда мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и оснований для признания их неправильными не имеется.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Инзенского районного суда  Ульяновской области от 27 октября 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Инзенский районный суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи:       

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 07.02.2024