Судебный акт
Пенсия по старости с уменьшением пенсионного возраста
Документ от 06.02.2024, опубликован на сайте 14.02.2024 под номером 110964, 2-я гражданская, о признании решения об отказе в назначении досрочной пенсии незаконным, обязании назначить пенсию, решение (осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0014-02-2023-000246-57

Судья Довженко Т.В.                                              Дело № 33-695/2024 (33-6574/2023)

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                6 февраля 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н.,

судей Самылиной О.П., Карабанова А.С.,

при секретаре Герасимове А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2-192/2023 по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение                                   Николаевского районного суда Ульяновской области от 30 октября 2023 года, с учетом определения того же суда от 14 ноября 2023 года об исправлении описок,                             по которому постановлено:

исковые требования Лобачёва Александра Александровича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области удовлетворить частично.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области назначить Лобачёву Александру Александровичу досрочную пенсию по старости с уменьшением пенсионного возраста на 2 года в соответствии со статьей 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», то есть с 2 августа 2023 года.

Заслушав доклад судьи Самылиной О.П., судебная коллегия

 

установила:

 

Лобачёв А.А. обратился в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области) о признании решения об отказе в досрочном назначении пенсии по старости незаконным, возложении обязанности назначить пенсию по старости с уменьшением пенсионного возраста.

Исковые требования мотивированы тем, что 21.12.2022 Лобачёв А.А. обратился в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Решением ОСФР по Ульяновской области от 22.03.2023 № *** ему отказано в назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в связи с тем, что *** не поименованы в Перечне населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.1991 № 237-р, в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 05.04.1993 № 557-р. С вынесенным решением Лобачёв А.А. не согласен, поскольку с рождения проживал и был прописан в ***, после регистрации брака в период с 27.06.1988 по 19.05.1994 был прописан у жены в ***. В перечне населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с 26.04.1986 по 01.02.1998 указан ***. До 23.03.1997 этот населенный пункт назывался *** и входил в состав ***. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 18.12.1997 № 1582 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» территория *** находилась в зоне радиоактивного загрязнения цезием-137 от 1 до 5 КЮРИ на один квадратный километр, образуя зону проживания с льготным социально-экономическим статусом. Поселок был переименован, а зона радиации осталась.

Истец просил суд признать незаконным решение ОСФР по Ульяновской области от 22.03.2023 № ***, возложить на ответчика обязанность назначить ему пенсию по старости с 21.12.2022.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе ОСФР по Ульяновской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В обоснование жалобы указывает, что решение вынесено с нарушением норм процессуального и материального права. Обращает внимание, что перечнем населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.1991 № 237-р, в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 05.04.1993 № 557-р (действовавшим до 01.02.1998), поименованы населенные пункты ***. Населенный пункт ***, населенный пункт ***, в которых проживал истец, Перечнем не предусмотрены. У Лобачёва А.А. отсутствует проживание (работа) в зоне с льготным социально-экономическим статусом, что не дает ему право на снижение пенсионного возраста по статье 34 3акона Российской Федерации от 15 05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Кроме того, отмечает, что авария на Чернобыльской АЭС произошла 26.04.1986. В данном случае период проживания истца в зоне со льготно-экономическим статусом составил бы 8 лет 24 дня, что дало бы ему право на снижение пенсионного возраста на 3 года (с 26.04.1986 по 30.06.1986, с 01.07.1986 по 19.05.1994).

В возражениях на апелляционную жалобу Лобачёв А.А. просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, назначить ему пенсию по старости с уменьшением пенсионного возраста на 3 года в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», то есть с 21.12.2022.

В соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

На основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм материального и процессуального права при вынесении решения, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В силу подпункта 7 пункта 1, пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О страховых пенсиях», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Согласно статье 7 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» действие данного Закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Указанные территории подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения; зона отселения; зона проживания с правом на отселение; зона проживания с льготным социально-экономическим статусом. Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.

Статьей 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установлено, что гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31.12.2018, в порядке, предусмотренном статьями 3037 настоящего Закона.

По состоянию на 31.12.2018 возраст выхода на пенсию составлял для женщин – 55 лет, для мужчин – 60 лет.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие данного Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Гражданам, указанным в пункте 8 части 1 статьи 13 указанного Закона, пенсия по возрасту назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности (статья 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).

При этом согласно примечанию к статье 35 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 – 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30.06.1986, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Приказом Минтруда России от 04.08.2021 № 538н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее – Перечень).

В подпункте «б» пункта 18 Перечня предусмотрено, что для подтверждения дополнительных условий назначения пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, предусмотренных Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в зависимости от категории гражданина необходимы документы (сведения) о постоянном проживании (периоде постоянного проживания) или работе (периоде работы) в определенных зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Пунктом 109 данного Перечня установлено, что постоянное проживание (период постоянного проживания) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», подтверждается удостоверениями установленного образца, документами, подтверждающими проживание в указанных зонах (регистрацию по месту жительства).

Таким образом, в указанных актах законодатель определил порядок подтверждения права и условий для назначения пенсии, в соответствии с которым факт проживания (период проживания) в зонах радиоактивного загрязнения в целях пенсионного обеспечения требует документального подтверждения.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 21.12.2022 Лобачёв А.А., *** года рождения, обратился в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о назначении пенсии по старости в связи с проживанием (работой) в зоне проживания (работы) с льготным социально-экономическим статусом в соответствии Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»                          (л.д. 67-69).

Решением ОСФР по Ульяновской области от 22.03.2023 № *** Лобачёву А.А. отказано в назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в связи с тем, что *** и *** не поименованы в Перечне населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.1991 № 237-р, в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 05.04.1993 № 557-р.

Лобачёву А.А. рекомендовано обратиться с заявлением о назначении пенсии по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по достижении возраста 65 лет, но не ранее чем за месяц до возникновения права (л.д. 64 оборотная сторона – 66).

Не соглашаясь с решением пенсионного органа и претендуя на снижение пенсионного возраста за проживание и работу в зоне с льготным                          социально-экономическим статусом, Лобачёв А.А. обратился в суд с настоящим исковым заявлением.

Разрешая спор и частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из доказанности факта проживания и работы Лобачёва А.А. в периоды с 26.04.1986 по 30.06.1986, с 30.06.1986 по 19.05.1994 с в зоне с льготным                   социально-экономическим статусом, что дает ему право на уменьшение пенсионного возраста на 2 года и назначение пенсии по старости в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 02.08.2023.

При этом суд первой инстанции отказал в удовлетворении требования о признании решения Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области от 22.03.2023 № *** незаконным. Решение суда в данной части не обжалуется, в связи с чем предметом оценки суда апелляционной инстанции не является.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда о наличии у истца права на снижение пенсионного возраста в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в связи с проживанием и работой в населенных пунктах, относящихся к территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению.

В Перечень населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.1991 № 237-р, в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 05.04.1993 № 557-р (действовавшем до 01.02.1998), включены населенный пункт ***, а также населенные пункты ***.

Факт  проживания  и работы истца Лобачёва А.А. в зоне с льготным социально-экономическим статусом в период с 26.04.1986 по 19.05.1994 подтверждается совокупностью исследованных в суде первой инстанций  доказательств, надлежащая оценка которых приведена в судебном постановлении.

Так, из выданной  *** справки  от 18.08.2004 № *** следует, что  в состав  *** входит ***, который ранее назывался *** (л.д. 10).

Представленными в материалы дела доказательствами объективно подтверждается, что *** и населенный пункт *** фактически являются одним и тем же населенным пунктом, который до 01.02.1998 относился к зоне с льготным социально-экономическим статусом.

Также из материалов дела следует, что Лобачёв А.А. был зарегистрирован по месту жительства и работал в ***» (впоследствии – ***) на территории с*** в период с 28.12.1985 по 27.06.1988 года.

Согласно справке № *** от 01.02.2023, выданной администрацией муниципального образования ***, сельхозугодия и хозяйственные постройки ***  находились на территории ***.

По постановлению Правительства Российской Федерации от 18.12.1997                  № 1582 «Утверждение перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской  АЭС» территория *** находилась в зоне радиоактивного загрязнения цезием-137 от  1 до 5 КЮРИ на один квадратный километр (зона проживания с льготным социально-экономическим статусом).

Учитывая регистрацию ответчика в ***, местонахождение ***, регистрацию брака 25.06.1988 между Лобачёвым А.А. и В*** Т.В. в ***, оснований сомневаться, что населенный пункт *** не входил в состав ***, относящегося к зоне с льготным социально-экономическим статусом, у судебной коллегии не имеется.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии в Перечне населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.1991 № 237-р, в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 05.04.1993 № 557-р, населенных пунктов *** не влекут отмену решения суда, поскольку не опровергают выводы суда первой инстанции о проживании истца в населенных пунктах, наименование которых изменилось, однако фактически находившихся в зоне радиоактивного загрязнения.

С целью необходимости проверки правильности применения судом первой инстанции норм материального права для восстановления нарушенного права Лобачёва А.А., его социальной защиты, действительного соблюдения баланса прав и интересов сторон возникших правоотношений, обеспечения права истца на своевременное получение пенсии по старости в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» судебная коллегия в силу абзаца второго части 2 статьи 327.1 ГПК РФ полагает необходимым проверить решение в части назначения указанной пенсии с 02.08.2023.

Выводы суда о том, что у Лобачёва А.А. не возникло право на назначение пенсии по старости со снижением пенсионного возраста в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 21.12.2022, не соответствуют обстоятельствам дела.

Данная пенсия по старости назначается гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год за проживание на момент аварии (26.04.1986) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания (работы) на такой территории, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Первоначальная величина снижения пенсионного возраста (1 год) предусматривается для граждан, проживающих (работающих) на территории зоны загрязнения в период с 26.04.1986 по 30.06.1986, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента выезда с этой территории или до принятия решения Правительства Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Период проживания (работы) истца в зоне с льготным                                  социально-экономическим статусом (26.04.1986 по 19.05.1994) составил                              8 лет 24 дня, что дает ему право на снижение пенсионного возраста на 3 года.

На момент обращения в пенсионный орган (21.12.2022) Лобачёв А.А. достиг возраста 57 лет.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что Лобачёв А.А. имеет право на снижение пенсионного возраста в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 в связи с проживанием (работой) в населенных пунктах, относящихся к территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, на три года, то есть на один год за проживание в указанной зоне  в период с 26.04.1986 по 30.06.1986 и на один год за каждые четыре года проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом в период  с 26.04.1986 по 19.05.1994 (что составляет более 8 лет).

Поскольку право на назначение пенсии по указанному основанию возникло у Лобачёва А.А. при достижении возраста 57 лет, то есть 02.08.2022, а с заявлением о назначении пенсии он обратился 21.12.2022, на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области следует возложить обязанность назначить Лобачёву А.А. пенсию по старости с уменьшением пенсионного возраста на 3 года в соответствии со статьей 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», то есть с 21.12.2022.

Решение суда подлежит изменению в части назначения Лобачёву А.А. пенсии по старости с уменьшением пенсионного возраста на  2 года, назначении пенсии с 02.08.2023, с вынесением в данной части нового решения о возложении на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области обязанности назначить истцу пенсию по старости с уменьшением пенсионного возраста на 3 года в соответствии со статьей 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», то есть с 21.12.2022.

В остальной части решение суда изменению не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Николаевского районного суда Ульяновской области                                         от 30 октября 2023 года, с учетом определения того же суда от 14 ноября 2023 года об исправлении описок, изменить в части назначения Лобачёву Александру Александровичу пенсии по старости с уменьшением пенсионного возраста на 2 года в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», то есть с 02.08.2023.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области обязанности назначить Лобачёву Александру Александровичу пенсию по старости с уменьшением пенсионного возраста на 3 года в соответствии со статьей 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», то есть с 21.12.2022.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Николаевский районный суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  08.02.2024