Судебный акт
Оспаривание бездействия
Документ от 06.02.2024, опубликован на сайте 12.02.2024 под номером 110974, 2-я гражданская, о признании бездействие выразившееся во вневнесении актуальных изменений в действующую документацию планировки территорий раойнов муниципального образования незаконным, решение (осн. требов.) отменено полностью с направлением дела на новое рассмотрение

     У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0001-01-2023-003750-81

Судья Царапкина К.С.                                    Дело № 33а-540/2024 (№ 33а-6414/2023)

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город Ульяновск                                                                               6 февраля 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Лифановой З.А.,

судей Смирновой Ю.В., Васильевой Е.В.

при секретаре  Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Ульяновска, Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 5 сентября 2023 года по делу № 2а-4635/2023, по которому постановлено:

административное исковое заявление прокурора Ленинского района               города Ульяновска удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации города Ульяновска и Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, выразившееся во невнесении актуальных изменений в действующую документацию планировки территории Ленинского, Железнодорожного, Засвияжского и Заволжского районов муниципального образования «город Ульяновск», отражающих существующую потребность в детских дошкольных учреждениях.

Обязать администрацию города Ульяновска и Управление архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска внести изменения в проекты планировки территории Ленинского (за исключением территории центральной части г. Ульяновска, площадью 1500 га), Железнодорожного, Засвияжского и Заволжского районов муниципального образования «город Ульяновск» в части утверждения расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения, коэффициентов, рекомендуемых для расчета показателей минимальной обеспеченности населения объектами социальной, транспортной инфраструктур местного значения; коэффициентов, рекомендуемых для показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности объектов социальной инфраструктуры местного значения в течение 5 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения представителя администрации г.Ульяновска, Управления архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска Бодуновой Т.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы,  пояснения прокурора  Михайловой Т.В., полагавшей решение суда подлежащим отмене,   судебная коллегия

 

установила:

прокурор Ленинского района г.Ульяновска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации г.Ульяновска, Управлению архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска о признании незаконным бездействия, выразившегося в невнесении актуальных изменений в действующую документацию планировки территорий районов муниципального образования «город Ульяновск», возложении обязанности внести изменения.

Требования мотивированы тем, что в ходе проверки исполнения законодательства о градостроительной деятельности администрацией г.Ульяновска и Управлением архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска выявлены факты бездействия, выразившиеся в невнесении изменений в документацию планировки территории Ленинского района  г.Ульяновска.

Согласно основной части проекта планировки территории Ленинского района муниципального образования «город Ульяновск» (за исключением территории центральной части г.Ульяновска, площадью 1500 га), утвержденного постановлением мэрии города Ульяновска от 29.06.2010 № 3242, проектом предлагается первоочередное освоение в целях многоэтажного жилищного строительства территорий в северной части района общей площадью 32,56 га, в том числе в микрорайоне «Искра» 15,32 га и на территории, ограниченной улицами Любови Шевцовой, Ульяны Громовой и Юности - 15,32 га. При этом действующий проект не учитывает возросшую потребность Ленинского района г.Ульяновска в объектах социально-культурного и коммунально-бытового обслуживания.

Так, проектная вместимость существующих дошкольных учреждений составляет 1095 мест. При этом нормативная потребность в дошкольных учреждениях микрорайона «Искра» составляет 2991 место. Фактическая потребность 1896 мест. Расчетные данные, используемые в проекте, датируются 2007 г. Аналогичным образом не учтены актуальные изменения в проекте планировки территории Железнодорожного района г.Ульяновска, утвержденном постановлением Главы г.Ульяновска от 07.07.2009 № 5294, в проекте планировки территории Заволжского района г.Ульяновска, утвержденном постановлением Главы г.Ульяновска от 26.06.2009 № 5046, в проекте планировки территории Засвияжского района г.Ульяновска, утвержденном постановлением Главы г.Ульяновска от 07.07.2009 № 5293.

В соответствии с п.4 ст.161 Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», утвержденных постановлением администрации г.Ульяновска от 10.08.2021 № 1166, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения принимаются в соответствии с местными нормативами градостроительного проектирования муниципального образования «город Ульяновск». Непосредственно сами Правила каких-либо расчетов указанных показателей, а также коэффициенты, рекомендуемые для расчета показателей минимальной обеспеченности населения объектами социальной, транспортной инфраструктур местного значения и коэффициенты, рекомендуемые для показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности объектов социальной инфраструктуры местного значения не содержат.

Таким образом, в нарушение ст.42, а также ч.10 ст.45 Градостроительного кодекса Российской Федерации действующие проекты планировки территории Ленинского (за исключением территории центральной части г.Ульяновска, площадью 1500 га), Железнодорожного, Засвияжского и Заволжского районов муниципального образования «город Ульяновск» не предусматривают размещение объектов социально-культурного и коммунально-бытового обслуживания в количестве, позволяющем обеспечить существующую потребность, то есть содержат устаревшие не актуализированные сведения.

Кроме того, не утверждены расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения; коэффициенты, рекомендуемые для расчета показателей минимальной обеспеченности населения        объектами социальной, транспортной инфраструктур местного значения; коэффициенты, рекомендуемые для показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности объектов социальной инфраструктуры местного значения.

Просил признать незаконным бездействие администрации г.Ульяновска и Управления архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска, выразившееся в невнесении актуальных изменений в действующую документацию планировки территории Ленинского, Железнодорожного, Засвияжского и Заволжского районов муниципального образования «город Ульяновск», отражающих существующую потребность в детских дошкольных учреждениях; возложить обязанность на администрацию г.Ульяновска и Управление архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска внести изменения в проекты планировки территории Ленинского (за исключением территории центральной части г.Ульяновска, площадью 1500 га), Железнодорожного, Засвияжского и Заволжского районов муниципального образования «город Ульяновск» в части утверждения расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения, коэффициентов, рекомендуемых для расчета показателей минимальной обеспеченности населения объектами социальной, транспортной инфраструктур местного значения; коэффициентов, рекомендуемых для показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности объектов социальной инфраструктуры местного значения в течение 5 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация г.Ульяновска, Управление архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска не соглашается с решением суда, просят  его отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора. В обоснование жалобы указывают, что в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации  проект планировки территории не должен содержать расчетные показатели и коэффициенты, на которые указывает прокурор в административном иске. Полагает, что данные коэффициенты и показатели подлежат утверждению не в составе документации по планировке территории, а в составе местных нормативов градостроительного проектирования городского округа. В целях актуализации показателей, указанных в местных нормативах градостроительного проектирования муниципального образования «город Ульяновск», 26.05.2023 заключен муниципальный контракт на разработку местных нормативов. В связи с изложенным, считает требования прокурора незаконными и необоснованными. Указывает, что судом не исследована документация по планировке территории, наличие или отсутствие коэффициентов и показателей в документации по планировке территории, а также не проверены полномочия прокурора Ленинского района г.Ульяновска обращаться в суд с требованиями относительно документации по планировке территории иных районов города Ульяновска. Кроме того, судом не исследована возможность исполнения решения суда, поскольку  с 01.01.2023  исполнительные органы Ульяновской области осуществляют утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования муниципальных районов, городских округов и поселений  Ульяновской области документации  по планировке территории.  

В возражениях на  апелляционную жалобу прокурор Ленинского района г.Ульяновска просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме в соответствии с ч.1 ст.308 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации,  обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений не  нее,  судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

В силу п.4 ч.1 ст.310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения суда первой инстанции подлежат безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

Как усматривается из материалов дела, прокурор Ленинского района г.Ульяновска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации г.Ульяновска, Управлению архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска о признании незаконным бездействия, выразившегося в невнесении актуальных изменений в действующую документацию планировки территорий районов муниципального образования «город Ульяновск», возложении обязанности внести изменения.

Решением суда  исковые требования  удовлетворены в полном объеме.

Однако, судом при вынесении решения не  учтены  положения Закона Ульяновской области от 18.12.2014 №  210-ЗО «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области» в части  передачи с 01.01.2023 на региональный уровень полномочий по утверждению подготовленной на основании документов территориального планирования  муниципальных районов, городских округов и поселений Ульяновской области документации по планировке территории.

Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области не было привлечено к участию в деле.

На основании изложенного, исходя из предмета заявленных требований, суду первой инстанции следовало рассмотреть вопрос о привлечении к участию в деле вышеназванное Министерство, однако этого судом сделано не было.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что судом допущено существенное процессуальное нарушение, которое влечет отмену принятого по делу решения и направление дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует устранить допущенные нарушения закона, правильно определить круг лиц, участвующих в деле, установить обстоятельства, имеющие значение для дела, проверить все доводы и возражения лиц, участвующих в деле, и разрешить спор в соответствии с требованиями материального и процессуального законов.

Поскольку дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции, судебная коллегия не дает оценку доводам, изложенным в апелляционной жалобе администрации г.Ульяновска, Управления архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 5 сентября      2023 года отменить.

Дело направить в тот же суд на новое рассмотрение.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий         

 

Судьи

 

Мотивированное  апелляционное определение изготовлено в окончательной  форме 09.02.2024.