Судебный акт
Организация водоснабжения
Документ от 20.02.2024, опубликован на сайте 26.02.2024 под номером 111204, 2-я гражданская, о возложении обязанности обеспечить круглосуточное и бесперебойное водоснабжение, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0025-01-2023-000964-86

Судья Школенок Т.Р.                                           Дело №33а-760/2024 (33а-6644/2023)

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                     20 февраля 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.                       

судей Васильевой Е.В., Лифановой З.А.

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 20 октября 2023 года по делу №2а-833/2023, которым постановлено:

административные исковые требования прокурора Чердаклинского района Ульяновской области в защиту интересов неопределённого круга лиц к муниципальному учреждению администрация муниципального образования «Чердаклинский район» о возложении обязанности организовать круглосуточное и бесперебойное холодное водоснабжение в объемах, необходимых для обеспечения потребителей холодной питьевой водой надлежащего качества в жилые дома удовлетворить.

Возложить на Муниципальное учреждение Администрация МО «Чердаклинский район» Ульяновской области обязанность организовать на территории с. Богдашкино Чердаклинского района Ульяновской области круглосуточное и бесперебойное холодное водоснабжение, в объемах, необходимых для обеспечения потребителей холодной питьевой водой надлежащего качества, в жилые дома. 

 

Заслушав доклад судьи Пулькиной Н.А., судебная коллегия

 

установила:

 

Прокурор Чердаклинского района Ульяновской области обратился в суд с уточненным в ходе рассмотрения дела административным иском в защиту интересов неопределённого круга лиц к муниципальному учреждению администрация муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области о возложении обязанности организовать круглосуточное и бесперебойное холодное водоснабжение в жилые дома.

В обоснование требований, указал, что прокуратурой Чердаклинского района проведена проверка соблюдения администрацией МО «Чердаклинский район» требований законодательства по обеспечению холодным водоснабжением населения в с. Богдашкино муниципального образования «Богдашкинское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области.

Собственником водопроводных сетей на территории с. Богдашкино Богдашкинского сельского поселения Чердаклинского района Ульяновской области является администрация МО «Чердаклинский район» Ульяновской области.

В соответствии с договором № 7 от 30.04.2021 о передаче муниципального имущества в хозяйственное ведение муниципального унитарного предприятия установлен перечень муниципального имущества переданного в                          МУП  «Чердаклыводоканал» на территории с. Богдашкино, в число которых входит внутрипоселковый водопровод. Износ водопроводных сетей в настоящее время составляет 80%.

Необходимость замены башни Рожновского установлена самим административным ответчиком. Проведенным прокуратурой района анализом причин перебоев с водоснабжением выявлены системные проблемы в данной сфере, для решения которых администрацией района должных мер не принималось.

Нарушения прав граждан на круглосуточное и бесперебойное водоснабжение, в объемах, необходимых для обеспечения потребителей холодной питьевой водой надлежащего качества подтверждается обращениями, поступившими в 2022 и 2023 годы в адрес администрации МО «Чердаклинский район» и Правительства Ульяновской области на качество и бесперебойность водоснабжения в с. Богдашкино. Таким образом, установлено, что потребители не обеспечены питьевой водой в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей. При этом полагают, что  бесперебойная подача воды должна обеспечиваться вне зависимости от сезона и надлежащего качества.

Прокурор просил суд возложить на администрацию муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области обязанность организовать круглосуточное и бесперебойное холодное водоснабжение в с.Богдашкино Чердаклинского района Ульяновской области в объемах, необходимых для обеспечения потребителей холодной питьевой водой надлежащего качества в жилые дома.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований отказать.

Полагает, что надлежащим административным ответчиком по делу является МУП «Чердаклыводоканал», которое несет бремя содержания переданного ему в хозяйственное ведение водопровода, в частности осуществляет ремонт, устраняет аварии, прорывы по мере их возникновения и в процессе эксплуатации.

Отмечает, что в настоящее время население с. Богдашкино питьевой водой обеспечивается. Жалобы от граждан на перебои с водоснабжением в 2022-2023 годах поступали в летний период, в поливной сезон, в который население тратит на полив фактически неучтенное количество питьевой воды, в результате чего из строя выходят насосы, которые незамедлительно ремонтируются, и водоснабжение восстанавливается.

Обращает внимание, что в материалах дела имеется не опровергнутый административным истцом расчет администрации количества питьевой воды на население села, из которого следует, что дефицит питьевой воды отсутствует.

Полагает, что решение суда не соответствует принципу исполнимости.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса в соответствии со статьей 150, частью 2 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решения, действия (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решение, действие (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что в течение 2022-2023 годов в администрацию МО «Чердаклинский район», в Правительство Ульяновской области поступали индивидуальные и коллективные обращения граждан – жителей с. Богдашкино Чердаклинского района по вопросам отсутствия воды и нормализации водоснабжения в селе.

По результатам рассмотрения запроса в  связи с проводимой  проверкой   в прокуратуру Чердаклинского  района Ульяновской  области административным  ответчиком   сообщено, что степень  износа  водопроводных сетей в с.  Богдашкино  составляет  80%. В период с  14.02.2023 по 31.07.2023 в с. Богдашкино                     МО  «Богдашкинское сельское поселение»  были  проведены  следующие ремонтные  работы:  22.02.2023 – замена  вышедшего  из  строя  устройства  контроля  уровня; 17.05.2023 – ремонт  порыва  ничейной  врезки  и центральный водопровод, 01.06.2023 – ремонт порыва  центрального  водопровода, ремонт  порыва  опоры  гидранта, 07.07.2023 – замена  насоса  ЭЦВ  6-16-110;  24.07.23 – замена  насоса  ЭЦВ, 26.07.2023 – ремонт  порыва  стального  патрубка в колодце.   Кроме того, администрация МО «Чердаклинский район» подтвердила  необходимость  замены башни Рожновского, финансирование которой внесено  в  перечень  мероприятий  по строительству, реконструкции ремонту  объектов  водоснабжения  на  территории Чердаклинского  района  и  будет  рассмотрено при  формировании  областного бюджета  Ульяновской  области  на  2024 год  и  на плановый  2025-2026 г.г.    

Таким образом, установлено, что проблемы обеспечения бесперебойного водоснабжения потребителей в с. Богдашкино Богдашкинского сельского поселения Чердаклинского района Ульяновской области носят систематический характер, возникают ежегодно (особенно в летний период), что  не  оспаривалось и  административным  ответчиком в ходе рассмотрения дела.

Из материалов дела следует, что собственником водопроводных сетей на территории с. Богдашкино Богдашкинского сельского поселения Чердаклинского района Ульяновской области является администрация МО «Чердаклинский район» Ульяновской области.

В соответствии с договором №7  от 30.04.2021 о передаче муниципального недвижимого имущества в    оперативное  управление,  с учетом  дополнительного соглашения от 30.04.2021, МУП «Чердаклыводоканал» передано имущество по   согласованному сторонами акту: внутрипоселковый  водопровод  в  с. Богдашкино  Чердаклинского района Ульяновской  области в хозяйственное ведение. 

МУП «Чердаклыводоканал» является исполнителем услуг по обеспечению населения с.Богдашкино Чердаклинского района Ульяновской области коммунальными услугами по холодному водоснабжению, для чего использует систему водоснабжения, переданную муниципалитетом для использования в указанных целях.

Разрешая спор и удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из того, что обязанность по организации бесперебойного водоснабжения лежит именно на органе местного самоуправления, то есть относится к полномочиям администрации МО «Чердаклинский район» Ульяновской области в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку он соответствует содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу, и не вызывает у судебной коллегии сомнений в законности и обоснованности.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003            № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относится организация в границах поселения тепло-, водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003              № 131-ФЗ ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

Как предусмотрено пунктом 1.1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Как установлено пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011           № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение).

Из вышеприведенных норм следует, что организация водоснабжения относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Судебная коллегия с учетом вышеприведенных обстоятельств также приходит к выводу о том, что судом верно установлено незаконное бездействие администрации    МО «Чердаклинский район» Ульяновской области, выраженное в ненадлежащей организации водоснабжения, что повлекло принятие судом решения об удовлетворении иска.

Доводы жалобы о том, что бремя содержания имущества должно возлагаться на МУП «Чердаклыводоканал», были предметом оценки суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда о возложении обязанности по организации водоснабжения именно на администрацию района, поскольку МУП «Чердаклыводоканал» не в состоянии самостоятельно обеспечить бесперебойную подачу коммунальных ресурсов по холодному водоснабжению надлежащего качества в объемах, необходимых потребителям с. Богдашкино. Передача муниципального имущества в хозяйственное ведение МУП «Чердаклыводоканал» не освобождает администрацию района как собственника муниципального имущества от обязанности по его надлежащему содержанию.

Вопросы, которые могут возникнуть при исполнении судебного решения, подлежат разрешению в порядке, предусмотренном главой 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное, основания для отмены решения суда  отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 20 октября 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21.02.2024.