Судебный акт
Оспаривание бездействия
Документ от 20.02.2024, опубликован на сайте 26.02.2024 под номером 111213, 2-я гражданская, о заключении концессиального соглашения в отношении муниципальных объектов централизованных систем теплоснабжения МО Вешкаймский район, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Связанные судебные акты:

Об обязании передать объекты теплоснабжения по концессионному соглашению

Документ от 25.07.2023, опубликован на сайте 08.08.2023 под номером 107487, 2-я гражданская, о заключении концессиального соглашения в отношении муниципальных объектов централизованных систем теплоснабжения МО Вешкаймский район, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

     У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0011-02-2023-000100-72

Судья Мерзляков К.В.                                   Дело № 33а-824/2024 (№ 33а-6720/2023)

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город Ульяновск                                                                             20 февраля 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Пулькиной Н.А.

судей Смирновой Ю.В., Васильевой Е.В.

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального учреждения администрация муниципального образования Чуфаровское  городское  поселение  Вешкаймского  района  Ульяновской   области на решение Майнского районного суда Ульяновской  области от 20 апреля                  2023 года по делу № 2а-2-108/2023, по которому постановлено:

административные исковые требования прокурора Вешкаймского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению администрация муниципального образования Чуфаровское городское поселение Вешкаймского района Ульяновской области о признании незаконным бездействия по передаче объектов теплоснабжения, возложении обязанности организовать передачу объектов централизованных систем теплоснабжения удовлетворить.

Признать незаконным бездействие муниципального учреждения администрации муниципального образования Чуфаровское городское поселение Вешкаймского района Ульяновской области, выразившееся в непринятии мер по передаче объектов теплоснабжения в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Обязать муниципальное учреждение администрацию муниципального образования Чуфаровское городское поселение Вешкаймского района Ульяновской области в течение десяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать передачу объектов централизованных систем теплоснабжения а именно: теплосеть протяженностью 2,7 км, теплосеть протяженностью 0,6 км, в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения прокурора            Макейкиной Е.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

прокурор Вешкаймского района Ульяновской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к муниципальному учреждению администрации муниципального образования Чуфаровское городское поселение Вешкаймского района Ульяновской области (далее - администрация Чуфаровского городского поселения) о признании незаконным бездействия по передаче объектов теплоснабжения, возложении обязанности организовать передачу объектов централизованных систем теплоснабжения.

В обоснование требований указал, что в результате проведенной прокуратурой Вешкаймского района проверкой в деятельности администрации муниципального образования  «Чуфаровское городское поселение» выявлены нарушения требований действующего законодательства,  в том числе                        ст.13.21 Федерального закона от 07.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», а также Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».   

Просил суд признать незаконным бездействие муниципального учреждения администрации муниципального образования Чуфаровское городское поселение Вешкаймского района Ульяновской области, выразившееся в непринятии мер по передаче объектов теплоснабжения, в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»; обязать административного ответчика в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать передачу объектов централизованных систем теплоснабжения, в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях», а именно: теплосеть протяженностью 2,7 км, теплосеть протяженностью 0,6 км.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ОГКП «Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация Чуфаровского городского поселения Вешкаймского района Ульяновской области не соглашается с решением, просит его отменить. В  обоснование доводов жалобы, ссылаясь на нормы Федеральных законов № 190-ФЗ  от 27.07.2010 «О теплоснабжении» и № 131-ФЗ от 06.10.2003  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»  полагает, что к полномочиям администрации относится определение организаций, осуществляющей деятельность в сфере ЖКХ, ответственную за бесперебойное предоставление коммунальной услуги теплоснабжения надлежащего качества. Однако требования  об определении такой организации прокурором заявлены не были.

Требования об организации передачи объектов централизованных систем теплоснабжения, в течение десяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, не могут быть исполнены. Порядок заключения концессионного соглашения регламентирован главой 3 Федерального закона от 21.07.2005                         № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», где предусмотрена обязанность проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.  В рамках исполнения данного концессионного соглашения, заключенного в соответствии с действующим законодательством с теплоснабжающей организацией, осуществляющей бесперебойное предоставление коммунальной услуги теплоснабжения в Чуфаровском городском поселении, последней будут предаваться указанные объекты в ведение.

Исполнить решение в указанной части не предоставляется возможным при отсутствии указания в судебном решении организации, которой надлежит передать объекты централизованных систем теплоснабжения.    

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 25.07.2023 решение суда первой инстанции было отменено, принято новое решение, которым административные исковые требования прокурора оставлены без удовлетворения.   

Кассационным определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 23.11.2023 апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 25.07.2023  отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в Ульяновский областной суд.

В судебное заседание кроме  прокурора другие лица, участвующие в деле, не явились, извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса в соответствии со ст.150, ч.2 ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца (ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Судом установлено, что в  собственности  муниципального образования Чуфаровское городское поселение  Вешкаймского района Ульяновской области  находятся объекты  теплоснабжения: теплосеть, протяженностью 2,7 км и  теплосеть, протяженностью 0,6 км.

Указанные объекты ранее находились в пользовании  ОГКП  «Корпорация развития коммунального  комплекса Ульяновской области»  на основании договора аренды от  01.09.2022 № 408, который расторгнут 24.01.2023, имущество возвращено  администрации.

Со дня введения  в эксплуатацию  названных объектов  прошло более пяти лет (л.д.19,20).

Концессионные соглашения в отношении объектов теплоснабжения, расположенных на территории  муниципального образования Чуфаровское городское поселение Вешкаймского района Ульяновской области  и находящихся в муниципальной собственности, не заключены, что административным ответчиком не оспаривается.

Разрешая административный спор и удовлетворяя заявленные прокурором Вешкаймского района Ульяновской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 06.10.2003 №  131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,                        ст.ст.1,3,4,13 Федерального закона от 21.07.2005 №  115-ФЗ «О концессионных соглашениях», ст.28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», принимая во внимание, что срок ввода в эксплуатацию объектов теплоснабжения, расположенных на территории  муниципального образования Чуфаровское городское поселение  Вешкаймского района Ульяновской области и находящихся в муниципальной собственности, превышает пять лет, пришел к выводу о возможности передачи права владения и (или) пользования названными объектами исключительно на основании концессионных соглашений. В силу законодательства о концессионных соглашениях, с момента поступления имущества в муниципальную собственность администрация обязана была в установленном законом порядке предпринять меры по организации конкурса на право заключения концессионных соглашений, выступив самостоятельно с инициативой о заключении таких соглашений и создав необходимые условия для их заключения в наиболее ранние сроки. Конкурсные процедуры, необходимые для заключения концессионных соглашений в отношении спорных объектов теплоснабжения, административным ответчиком не проводились.

Учитывая цели института концессионных соглашений, суд также пришел к выводу о том, что передача объектов теплоснабжения в ином порядке, чем это предусмотрено законом, сама по себе нарушает права неопределенного круга лиц на получение коммунальных услуг надлежащего качества, безопасные и благоприятные условия проживания, в связи с чем, требования прокурора  Вешкаймского района  Ульяновской области  о признании незаконным бездействия администрации, выразившегося в незаключении концессионных соглашений на объекты теплоснабжения, расположенные на территории муниципального образования «Чуфаровское городское поселение» и  находящиеся в муниципальной собственности, подлежат удовлетворению.

Доводы административного ответчика о нарушении права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения, в том числе по распоряжению муниципальным имуществом, суд признал несостоятельными, поскольку решение вопросов местного значения не может осуществляться с нарушением положений действующего законодательства.

Определяя срок исполнения администрацией обязанности по заключению концессионного соглашения, суд исходил из особой социальной значимости услуг, предоставляемых посредством использования спорных объектов, характера, объема и сложности подлежащих выполнению мероприятий.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных прокурором Вешкаймского района Ульяновской области  требований, поскольку они соответствуют нормам действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, сделаны по результатам всестороннего исследования и оценки по правилам                     ст.84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации имеющихся в материалах административного дела доказательств.

Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в обжалуемом решении, их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений.

В соответствии с ч.1 ст.16  Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения  относятся  в том числе  организация в границах  муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу п.4.2 ч.1 ст.17 названного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении».

В соответствии с ч.2 ст.28.1 Федерального закона от 27.07.2010  № 190-ФЗ «О теплоснабжении» осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа теплоснабжения населения посредством передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

Из содержания ч.3 ст.28.1 Федерального закона от 27.07.2010  № 190-ФЗ «О теплоснабжении» следует, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Из приведенного правового регулирования следует, что если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению.

Однако администрация указанные требования действующего законодательства не выполнила и меры, направленные на заключение соответствующих концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения, находящихся в муниципальной собственности, не приняла, что свидетельствует о допущенном незаконном бездействии, влекущем нарушение прав неопределенного круга лиц, в частности жителей муниципального образования, пользующихся услугами теплоснабжения, предоставляемыми посредством указанных объектов.

При этом обстоятельства, объективно препятствующие административному ответчику осуществить мероприятия по передаче вышеуказанного имущества на основании концессионных соглашений, по административному делу не установлены.

Оценив установленные при рассмотрении административного дела обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, являются правильными.

Вопреки доводам апелляционной жалобы отсутствие  указания в судебном  решении  концессионера, которому надлежит передать объекты,  не имеет правового значения, а определяющим является сам факт передачи, иное противоречит основным принципам государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения.

Заключение концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения в данном случае является обязательным в силу закона.

Поскольку суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения и разрешения административного дела по существу, дал надлежащую оценку имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены судебного акта по доводам апелляционной жалобы Администрации не имеется.

При таких обстоятельствах судебная коллегия признает законным и обоснованным решение суда первой инстанции.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Майнского районного суда Ульяновской  области от 20 апреля   2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального учреждения администрация муниципального образования Чуфаровское  городское  поселение  Вешкаймского  района  Ульяновской   области - без удовлетворения. 

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 22.02.2024.