Судебный акт
О досрочном назначении страховой пенсии по старости
Документ от 27.02.2024, опубликован на сайте 01.03.2024 под номером 111317, 2-я гражданская, о возложении обязанности включить периоды работы в страховой стаж, произвести перерасчет пенсии, решение (не осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

73RS0001-01-2023-005270-80

Судья Фролов В.В.                                                                            Дело № 33-927/2024

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                     27 февраля 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н.,

судей Самылиной О.П., Карабанова А.С.,

при секретаре Герасимове А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4932/2023 по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 7 ноября 2023 года, по которому постановлено:

исковые требования Капитанюка Александра Николаевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о включении периодов работы в стаж, возложении обязанности произвести перерасчет удовлетворить частично.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области включить в страховой стаж Капитанюку Александру Николаевичу периоды его работы с 01.06.1992 по 26.04.1993 в ***, с 14.08.1995 по 30.11.1995 в ***.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области с учетом включения в страховой стаж Капитанюку Александру Николаевичу указанных периодов произвести перерасчет страховой пенсии по старости с 06.04.2022. 

В остальной части иска Капитанюка Александра Николаевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о перерасчете пенсии отказать.

Заслушав доклад судьи Самылиной О.П., пояснения Капитанюка А.Н., его представителя Капкаеву Е.Н., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

 

Капитанюк А.Н. обратился в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области) о включении периодов работы в страховой стаж, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии.

Исковые требования мотивированы тем, что 04.03.2022 Капитанюк А.Н.  обратился в государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ГУ – ОПФР по Ульяновской области) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». При рассмотрении заявления ГУ – ОПФР по Ульяновской области засчитало в страховой стаж истца 22 года 1 месяц 17 дней. При этом не включило в страховой стаж периоды его работы с 01.06.1992 по 26.04.1993 – в качестве подземного слесаря-ремонтника, ***, с 14.08.1995 по 30.11.1995 – в качестве газоэлектросварщика 5 разряда в ***. Причиной отказа во включении периода с 01.06.1992 по 26.04.1993 в страховой стаж послужило его неподтверждение компетентным органом Республики Казахстан. Решение ответчика Капитанюк А.Н. считает незаконным и необоснованным, поскольку указанные периоды работы подтверждаются записями в трудовой книжке.

Истец просил суд обязать ОСФР по Ульяновской области включить в страховой стаж периоды работы: с 01.06.1992 по 26.04.1993 в ***, с 14.08.1995 по 30.11.1995 в ***, произвести перерасчет страховой пенсии по старости с 04.03.2022.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ОСФР по Ульяновской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В обоснование жалобы указывает, что решение суда принято с существенным нарушением норм материального и процессуального права. Спорные периоды работы истца не подлежат включению в страховой стаж в связи с неподтверждением периода с 01.06.1992 по 26.04.1993 компетентным органом Республики Казахстан, отсутствием документального подтверждения факта работы с 14.08.1995 по 30.11.1995 *** и уплаты страховых взносов в данный период. Капитанюк А.Н. обращался в суд с аналогичными требованиями о включении в страховой стаж приведенных периодов работы, по результатам рассмотрения которых решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 03.03.2023 в их удовлетворении отказано. Полагает, что производство по настоящему гражданскому делу подлежит прекращению. Кроме того, перерасчет размера пенсии возможен только с определенной даты, но в любом случае не ранее, чем с даты назначения пенсии. Страховая пенсия назначена                  Капитанюку А.Н. с 01.04.2023, соответственно, для возложения обязанности произвести перерасчет страховой пенсии по старости с 06.04.2022 у суда не имелось законных оснований.

В возражениях на апелляционную жалобу Капитанюк А.Н., полагая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения, обязать ответчика произвести перерасчет с 04.03.2022.

В соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

На основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм материального и процессуального права при вынесении решения, судебная коллегия приходит к следующему.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013            № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Как следует из части 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31.12.2018, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия но старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее – постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665).

Согласно подпункту «б» пункта 1 данного постановления при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются:

Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;

Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173 «Об утверждении списков производств, исков, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», – для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившего в силу с 01.01.2015, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

С 01.01.2021 вступило в силу Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза (подписано в Санкт-Петербурге 20.12.2019), участником которого является также Республика Казахстан, в соответствии с которым назначение пенсии с учетом положений настоящего Соглашения производится компетентным органом государства-члена при возникновении у трудящегося (члена семьи) права на пенсию в соответствии с законодательством этого государства-члена независимо от даты возникновения у этого трудящегося (члена семьи) права на пенсию согласно законодательству другого государства-члена.

В соответствии со статьей 7 Соглашения каждое государство-член определяет право на пенсию в соответствии со своим законодательством исходя из стажа работы, приобретенного на его территории, с учетом положений настоящего Соглашения. В случае если стажа работы, приобретенного на территории одного государства-члена, недостаточно для возникновения права на пенсию, то учитывается стаж работы, приобретенный на территориях других государств-членов в соответствии с законодательством каждого из государств-членов, за исключением случаев, когда такой стаж работы совпадает по времени.

Согласно статье 12 Соглашения назначение и выплата пенсии осуществляются в следующем порядке:

за стаж работы, приобретенный после вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы;

за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992, а для Республики Беларусь и Российской Федерации – Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24.01.2006.

В соответствии со статьей 6 Соглашения от 13.03.1992 назначение пенсий гражданам государств-участников Соглашения производится по месту жительства.

Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31.01.1994 № 1-369-18 разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время не только до 13.03.1992, а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения.

Аналогичные по своей природе разъяснения в отношении применения Соглашения от 13.03.1992 даны в Распоряжении Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР», в котором указано, что трудовой стаж, имевший место в государствах-участниках Соглашения, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ.

При этом периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств-участников Соглашения от 13.03.1992, и имевших место за пределами Российской Федерации до 01.01.2002, учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств-участников Соглашения от 13.03.1992, за пределами Российской Федерации после 01.01.2002 (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства-участника Соглашения от 13.03.1992 должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Таким образом, в соответствии с переходным положением статьи 12 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов ЕАЭС, заключенного в г. Санкт-Петербурге 20.12.2019, следует, что за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством Российской Федерации и Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992.

Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.

В соответствии с Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 «О трудовых книжках» в трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводе на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора (п. 4).

При увольнении работника (прекращении трудового договора) все записи, внесенные в его трудовую книжку за время работы у данного работодателя, заверяются подписью работодателя или лица, ответственного за ведение трудовых книжек, печатью работодателя (п. 35).

Аналогичный порядок внесения записей в трудовые книжки был предусмотрен ранее действовавшей Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 № 162.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 06.04.2022 Капитанюк А.Н., *** года рождения, обратился в ГУ – ОПФР по Ульяновской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 частью 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013  № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д. 67 оборотная сторона-69).

Решением ГУ – ОПФР по Ульяновской области от 26.12.2022 № *** Капитанюку А.Н. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 частью 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013  № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемой продолжительности страхового стажа. Рекомендовано обратиться за назначением досрочной страховой пенсии по старости при наличии страхового стажа не менее 25 лет (л.д. 54-58).

В страховой стаж для определения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не засчитаны периоды, в том числе:

  с 01.06.1992 по 26.04.1993 – работа в качестве подземного слесаря-ремонтника, ***,

– с 14.08.1995 по 30.11.1995 – работа в качестве газоэлектросварщика  5 разряда в ***,

– с 01.09.1982 по 15.04.1985 – учеба в ***.

На дату обращения (06.04.2022) стаж работы Капитанюка А.Н. в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» составил 14 лет 1 месяц 21 день, при требуемом – не менее 12 лет 6 месяцев, страховой стаж – 22 года 1 месяц 17 дней, при требуемом – не менее 25 лет. Требуемая величина индивидуального пенсионного коэффициента имеется.

Решением ГУ – ОПФР по Ульяновской области от 19.04.2022 № *** Капитанюку А.Н. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 частью 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013  № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа 25 лет (л.д. 59-62).

Решением ОСФР по Ульяновской области от 04.04.2023 № *** ему отказано в зачете в общий трудовой и страховой стаж периодов работы: с 13.03.1992 по 26.04.1993 в ***, с мая 1993 по 30.08.1993 в *** в связи с неподтверждением АО «Единый накопительный Пенсионный фонд» (компетентный орган Республики Казахстан) запрошенных в отношении данных периодов сведений (л.д. 18).

Из трудовой книжки истца *** относительно спорных периодов работы следует:

– 03.09.1991 Капитанюк А.Н. принят в *** подземным учеником слесаря,

– 01.11.1991 переведен подземным слесарем ремонтником по 4 разряду,

– 01.06.1992 переведен подземным горнорабочим по 4 разряду,

– 26.04.1993 уволен по статье 32 КЗоТ Республики Казахстан по собственному желанию в связи с выездом за пределы Казахстана,

– 14.08.1995 принят в *** газоэлектросварщиком                       5 разряда,

– 30.11.1995 уволен по статье 31 КЗоТ РФ по собственному желанию                     (л.д. 11-15, 71-81).

В системе обязательного пенсионного страхования истец зарегистрирован 04.10.2000.

Не соглашаясь с действиями ответчика, Капитанюк А.Н. неоднократно обращался в Ленинский районный суд г. Ульяновска с требованиями о досрочном назначении страховой пенсии по старости.

Решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 03.03.2023 по гражданскому делу № 2-867/2023 в удовлетворении исковых требований Капитанюка А.Н. о возложении обязанности включить периоды работы в страховой стаж, назначении льготной страховой пенсии отказано (л.д. 22-32).

Решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 20.01.2023 по гражданскому делу № 2-116/2023 исковые требования Капитанюка А.Н. удовлетворены частично. На ОСФР по Ульяновской области возложена обязанность включить период обучения в *** с 01.09.1982 по 20.06.1985 по специальности газоэлектросварщик в стаж Капитанюка А.Н. для назначения льготной досрочной пенсии. В остальной части иска отказано (л.д. 40-41).

Определением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 17.07.2023 Капитанюку А.Н. отказано в удовлетворении заявления о пересмотре решения Ленинского районного суда г. Ульяновска от 03.03.2023 (л.д. 42-43).

Ссылаясь на необоснованный отказ во включении в страховой стаж периодов работы с 01.06.1992 по 26.04.1993, с 14.08.1995 по 30.11.1995, наличие права на досрочное назначение страховой пенсии по старости с даты первоначального обращения в пенсионный орган с соответствующим заявлением, Капитанюк А.Н. обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая исковые требования, суд первой инстанции исходил из подтверждения заявленных периодов трудовой книжкой, архивной справкой Республики Казахстан, возникновения права истца на досрочное назначение страховой пенсии по старости по состоянию на 06.04.2022 (дату первоначального обращения), в результате чего пришел к выводу о частичном удовлетворении требований, возложении на ответчика обязанности включить в страховой стаж истца периоды работы: с 01.06.1992 по 26.04.1993 в ***, с 14.08.1995 по 30.11.1995 в *** и с учетом включения указанных периодов произвести перерасчет страховой пенсии по старости с 06.04.2022.

При этом суд первой инстанции указал, что сведений о более раннем обращении истца к ответчику по вопросу досрочного назначения пенсии не представлено.

Вывод суда о включении приведенных периодов в страховой стаж для определения права заявителя на досрочное назначение страховой пенсии по старости, возникновении у Капитанюка А.Н. права на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 06.04.2022 по существу является правильным.

В рамках заявленных требований – о перерасчете пенсии с 06.04.2022 суду первой инстанции следовало установить, правильно ли определена пенсионным органом продолжительность страхового стажа истца на дату первоначального обращения с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости (06.04.2022), имеет ли истец право на включение в страховой стаж спорных периодов, а также с какой даты Капитанюк А.Н. приобретает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в случае зачета в страховой стаж спорных периодов.

Согласно части 1 статьи 12 ГПК РФ, конкретизирующей положения статьи 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В развитие указанных принципов статья 56 ГПК РФ предусматривает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

В суде апелляционной инстанции Капитанюк А.Н. пояснил, что его требования о перерасчете пенсии фактически являются требованием о назначении ему страховой пенсии по старости с момента его первого обращения в пенсионный орган – 06.04.2022. Имеющаяся у него архивная справка в подтверждение периода работы с 01.06.1992 года по 26.04.1993 год в *** и получения в этот период заработной платы необоснованно не принята ответчиком. Последующий запрос пенсионного органа в АО «Единый накопительный пенсионный фонд» в виде формуляра «Запрос» не соответствует требованиям закона, поскольку в отношении него следовало направлять запросы без использования формуляра непосредственно по месту работы либо в архивные учреждения. В результате действий ответчика на один год был лишен права на получение страховой пенсии по старости.

Учитывая пояснения истца в суде апелляционной инстанции, неоднократное обращение в суд с требованиями о досрочном назначении страховой пенсии по старости, необходимость защиты прав гражданина на своевременное пенсионное обеспечение, с целью окончательного разрешения спора по вопросу досрочного назначения страховой пенсии по старости, судебная коллегия необходимым разрешить требования Капитанюка А.Н. о назначении страховой пенсии по старости с учетом спорных периодов работы с даты его первоначального обращения в пенсионный орган.

Периоды работы с 01.06.1992 по 26.04.1993 в ***, с 14.08.1995 по 30.11.1995 в *** правомерно включены истцу в страховой стаж, поскольку подтверждены надлежащим образом, а именно записями в трудовой книжке, которая в силу норм действующего в настоящее время и действовавшего ранее законодательства (статья 39 Кодекса законов о труде Российской Федерации) является основным документом о трудовой деятельности работника.

Записи о трудовой деятельности в указанные периоды последовательны, записаны под следующими друг за другом номерами, отражают календарные периоды работы, имеются ссылки на приказы о приеме, переводе и увольнении.

В соответствии с пунктами 6 – 8 приведенных выше Рекомендаций правило о необходимости подтверждения стажа работы сведениями об уплате страховых взносов применимо в отношении лиц, прибывших из государств, которые не являются участниками Соглашения от 13.03.1992 (Литовская Республика, Республики Молдова и Грузия), а в отношении лиц, прибывших из государств-участников Соглашения от 13.03.1992, данное правило действует с 01.01.2002  (после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ).

При определении права на пенсию и исчислении ее размера, периоды работы с 01.01.1991 по 31.12.2001, приобретенные на территории государств-участников Содружества Независимых Государств, учитываются до 01.01.2002 независимо от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Непредставление либо несвоевременное представление компетентными органами Казахстана испрашиваемых сведений в отношении спорных периодов не должно нарушать пенсионных прав истца.

Истцом представлена архивная справка коммунального государственного учреждения «Государственный архив города Каражал» от 07.08.2019 № ***, подтверждающая сведения о наличии первичных документов, явившихся основанием для внесения записи в трудовую книжку, свидетельствующих о возникновении и прекращении трудовых отношений, а также сведения о начислениях заработной платы в спорный период (л.д. 46-47).

Аналогичная архивная справка коммунального государственного учреждения «Государственный архив города Каражал» направлена в адрес ГУ – ОПФР по Ульяновской области 08.02.2022 *** (л.д. 144-145).

При этом архивные справки от 08.02.2022 № *** приняты ОСФР по Ульяновской области от Капитанюка А.Н. только 28.03.2023 после их перевода, выполненного в этот же день (28.03.2023).

Судом первой инстанции принято во внимание, что у истца отсутствует объективная возможность получения первичных документов (приказов о приеме на работу, увольнении, справок по заработной плате) в отношении второго периода с 14.08.1995 по 30.11.1995 в ***. Представить дополнительные документы по этому периоду не представляется возможным. Указанная организация зарегистрирована 18.04.1995 и 29.01.2007 прекратила свою деятельность. Архивных документов по данной организации не сохранилось.

Капитанюк А.Н. являлся добросовестным участником трудовых правоотношений, тем самым, его права не должны ущемляться и ставиться в зависимость от последующего статуса юридического лица (работодателя).

Кроме того, в статье 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» закреплен порядок установления страховых пенсий.

Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (часть 7).

Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8).

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, оказывает содействие гражданину в истребовании документов, необходимых для назначения страховой пенсии, запрашиваемых у заявителя в соответствии с частью 7 настоящей статьи, подтверждающих обстоятельства, имевшие место на территории Российской Федерации, а также на территории иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, регулирующий правоотношения в сфере пенсионного обеспечения, путем направления соответствующих запросов в адрес работодателей, архивных учреждений, компетентных органов иностранных государств (часть 8.1).

Частью 3 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ закреплено, что в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 данного федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно.

При приеме заявления гражданина об установлении страховой пенсии по старости и представленных для этого документов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений представленным документам; разъясняет заявителю, какие документы он должен представить дополнительно; выдает уведомление и указывает в нем, в частности, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, запрашиваемых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе.

В силу части 2 статьи 26 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.

Доказательств того, что пенсионный орган возложил на Капитанюка А.Н.  обязанность по представлению документов в отношении спорных периодов работы, известил его о необходимости представления дополнительных документов в подтверждение заявленных периодов работы, а также необходимости перевода поступивших ответчику архивных справок в более ранние сроки, материалы дела не содержат.

Из пункта 2 уведомления от 06.04.2022 усматривается обязанность заявителя по представлению справки работодателя о периодах работы с 22.05.1993 по 30.08.1993, с 14.08.1985 по 30.11.1985, 10.05.2000 по 09.06.2000, с 27.04.2001 по 15.10.2001, которые не затрагивают указанные в иске периоды (л.д. 70).

С 23.03.2023 Капитанюк А.Н. является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013  № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д. 134). При этом согласно уведомлениям (л.д. 140 оборот-142) решение о назначении страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» принято после представления истцом решения Ленинского районного суда г. Ульяновска от 20.01.2023 по гражданскому делу № 2-116/2023, перевода двух справок от 08.02.2022 № ***.

Зачтенные ответчиком после представления указанных документов периоды, а также спорные периоды работы, подлежали включению в страховой стаж истца изначально (06.04.2022). Исключение пенсионным органом периодов с 01.09.1982 по 20.06.1985, с 01.06.1992 по 26.04.1993, с 14.08.1995 по 30.11.1995 из подсчета страхового стажа для определения права на досрочное назначение страховой пенсии заявителя привело к неоднократному обращению Капитанюка А.Н. в суд за защитой нарушенного права, выразившегося в несвоевременном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»

Исходя из положений части 1 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», по общему правилу страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

С учетом включения в страховой стаж периодов: с 01.09.1982 по 20.06.1985, с 01.06.1992 по 26.04.1993, с 14.08.1995 по 30.11.1995, его необходимая  продолжительность выработана на 14.01.2021, соответственно, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» у Капитанюка А.Н. возникло в 55 лет, что является основанием для ее назначения с 06.04.2022 (с даты первоначального обращения истца с соответствующим заявлением).

Удовлетворяя исковые требования Капитанюка А.Н. в части включения в страховой стаж спорных периодов работы, а также о перерасчете пенсии с 06.04.2022 с учетом включения в страховой стаж данных периодов, суд фактически разрешил требования о назначении пенсии с даты первоначального обращения истца к ответчику – с 06.04.2022, в связи с чем абзац третий резолютивной части судебного решения должен быть изложен в иной редакции: «Признать за Капитанюком Александром Николаевичем право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 06.04.2022.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области досрочно назначить Капитанюку Александру Николаевичу страховую пенсию по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 06.04.2022».

В остальной части решение суда изменению не подлежит.

Доводам ответчика о необходимости прекращения производства по делу в связи с наличием вступившего в законную силу решения Ленинского районного суда г. Ульяновска от 03.03.2023 по гражданскому делу № 2-867/2023 дана оценка в обжалуемом решении суда, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется. В исковом заявлении по гражданскому делу № 2-867/2023 Капитанюк А.Н. просил включить ему спорные периоды в стаж для назначения льготной досрочной страховой пенсии по старости (л.д. 22 оборот-23), что и было разрешено судом, в то время как в рамках настоящего дела заявлены требования о зачете данных периодов в страховой стаж. Основания подачи исков различны, что препятствует прекращению производства по делу в соответствии со статьей 220 ГПК РФ.

Другие доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были предметом исследования суда или опровергали бы выводы судебного решения, а по существу сводятся к иному толкованию действующего законодательства, иной субъективной оценке исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем на законность и обоснованность состоявшегося судебного постановления в остальной части не влияют.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска                                            от 7 ноября 2023 года изменить.

Изложить абзац третий резолютивной части решения в следующей редакции:

Признать за Капитанюком Александром Николаевичем право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 06.04.2022.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области досрочно назначить Капитанюку Александру Николаевичу страховую пенсию по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 06.04.2022.

В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  29.02.2024