Судебный акт
Обеспечение техническим средством реабилитации
Документ от 05.03.2024, опубликован на сайте 11.03.2024 под номером 111418, 2-я гражданская, о возложении обязанности обеспечить техническим средством реабилитации, взыскании компенсации морального вреда, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2023-004360-94

Судья Грачева Т.Л.                                                                                    Дело 33-1153/2024

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                         5 марта 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н.,

судей Самылиной О.П., Шлейкина М.И.,

при ведении протокола помощником судьи Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4364/2023 по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение                                        Ленинского районного суда города Ульяновска от 5 сентября 2023 года, с учетом определения того же суда от 30 октября 2023 года об исправлении описки, по которому постановлено:

исковые требования прокурора Сурского района Ульяновской области удовлетворить.

Возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (ОГРН 1027301162580, ИНН 7325000479) обязанность обеспечить Хапугину Галину Михайловну, *** года рождения, ***. в соответствии индивидуальной программой реабилитации № ***.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (ОГРН 1027301162580, ИНН 7325000479) в пользу Хапугиной Галины Михайловны в счет компенсации морального вреда 2000 рублей.

Заслушав доклад судьи Самылиной О.П., судебная коллегия

 

установила:

 

прокурор Сурского района Ульяновской области в интересах Хапугиной Г.М. обратился в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области) о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации, компенсации морального вреда.

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Сурского района Ульяновской области проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов, в ходе которой установлено нарушение прав инвалида Хапугиной Г.М. на предоставление мер государственной социальной поддержки в виде обеспечения техническими средствами реабилитации. Согласно справке серии *** № *** от 21.01.2015 Хапугина Г.М., *** года рождения, является инвалидом *** группы, инвалидность установлена бессрочно. В соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (далее – ИПРА) № *** к акту освидетельствования № *** от 24.12.2014 Хапугиной Г.М. в качестве мероприятий медицинской реабилитации предусмотрено предоставление ***. Указанным техническим средством реабилитации Хапугина Г.М. не обеспечена до настоящего времени. Бездействие ответчика, выразившееся в ущемлении прав инвалида на бесплатное обеспечение необходимым техническим средством реабилитации на протяжении длительного времени, причиняет Хапугиной Г.М. моральные страдания.

Истец просил суд обязать ОСФР по Ульяновской области обеспечить                 Хапугину Г.М*** в соответствии индивидуальной программой реабилитации № ***, взыскать с ответчика в пользу Хапугиной Г.М. компенсацию морального вреда в размере 2000 руб.

Судом к участию в дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

Рассмотрев спор по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ОСФР по Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.

В обоснование жалобы указывает, что решение суда первой инстанции является незаконным, вынесенным с нарушением и неправильным применением норм материального права. В соответствии с индивидуальной программой реабилитации             № *** от 21.01.2015 Хапугина Г.М. состоит на учете в качестве нуждающейся в обеспечении ***. Отделением принимаются необходимые меры по закупке технического средства реабилитации, а именно размещались запросы о предоставлении ценовой информации. С учетом поступивших ценовых предложений, ОСФР по Ульяновской области проведен анализ рынка на предмет возможности поставки аналогичных технических средств реабилитации, осуществлен подбор государственного контракта на поставку аналогичных технических средств реабилитации из реестра государственных контрактов, исполненных отделениями Фонда, граничащими с Ульяновской областью, сформирована начальная максимальная цена контракта, в единой информационной системе размещена конкурентная закупочная процедура от 30.08.2023 № ***, по результатам которой заключен государственный контракт от 19.09.2023 № ***. Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации планируется в первой половине октября 2023 года. Приобретенный *** фактически будет соответствовать техническим характеристикам ***, указанного в ИПРА истца. Вместе с тем Хапугина Г.М. имела возможность реализовать право на обеспечение техническими средствами реабилитации за счет средств федерального бюджета как через самостоятельное приобретение и получение в последующем компенсации, так и через получение электронного сертификата. В данном случае не представлены доказательства того, что в результате действий ответчика истец был лишен принадлежащего ему права на обеспечение техническим средством реабилитации, а также причинно-следственной связи между несвоевременным предоставлением технического средства реабилитации и ухудшением состояния здоровья, моральными страданиями истца. Действующим законодательством не предусмотрена компенсация морального вреда в связи с нарушением имущественных прав инвалида. Нарушение гарантированного государством права инвалида на своевременное обеспечение за счет средств федерального бюджета техническим средством реабилитации не является основанием для компенсации морального вреда. Компенсации морального вреда будет произведена из бюджетных средств, выделенных на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, что повлечет в дальнейшем ущемление прав других получателей технических средств реабилитации (инвалидов), и выразится в сокращении бюджетных средств на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации. При определении размеров компенсации морального вреда необходимо принять во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства, а также степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред. Доказательств причинения физических страданий истцу в результате действий отделения, выразившихся в несвоевременном обеспечении инвалида техническим средством реабилитации, не представлено.

В соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

До рассмотрения апелляционной жалобы по существу со стороны истца в суд апелляционной инстанции поступил письменный отказ от исковых требований в части возложения обязанности обеспечить *** в связи с добровольным исполнением заявленных требований.

В соответствии со статьей 39 ГПК РФ истец вправе отказаться от иска. Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

В силу абзаца 4 статьи 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от заявления и отказ принят судом.

Согласно части 1 статьи 326.1 ГПК РФ отказ истца от иска, признание иска ответчиком или мировое соглашение сторон, совершенные после принятия апелляционных жалобы, представления, должны быть выражены в поданных суду апелляционной инстанции заявлениях в письменной форме. В случае, если отказ истца от иска, признание иска ответчиком, условия мирового соглашения сторон были заявлены в судебном заседании, такие отказ, признание, условия заносятся в протокол судебного заседания и подписываются соответственно истцом, ответчиком, сторонами мирового соглашения.

С учетом обеспечения Хапугиной Г.М. заявленным техническим средством реабилитации, отказ от иска в данной части не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.     

Последствия прекращения производства по делу в связи с отказом от иска в указанной части, предусмотренные статьей 221 ГПК РФ, о том, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается, истцу известны и понятны.

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает возможным принять отказ прокурора Сурского района Ульяновской области и Хапугиной Галины Михайловны от исковых требований к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области в части возложения обязанности по обеспечению Хапугиной Галины Михайловны техническим средством реабилитации – ***. в соответствии индивидуальной программой реабилитации инвалида № 52 к акту освидетельствования № *** от 24.12.2014.

Решение суда в данной части подлежит отмене, производство по делу в указанной части – прекращению.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм материального и процессуального права при вынесении решения, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации».

Согласно статьи 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 11 указанного Федерального закона индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а так же организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 2 указанного закона). 

Частью 7 статьи 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации или абилитации в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.

Согласно части 1 статьи 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.

Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний (часть 3).

Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями (часть 14).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее – Правила), согласно пункту 4 которых заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее – уполномоченный орган).

При подаче заявления представляются документ, удостоверяющий личность инвалида, или документ, удостоверяющий личность лица, представляющего интересы инвалида, а также документ, подтверждающий его полномочия, программа реабилитации (заключение).

В силу пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием).

При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.

Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, – 60 календарных дней.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Хапугина Г.М., *** года рождения, является инвалидом *** группы, инвалидность установлена бессрочно, ей разработана индивидуальная программа реабилитации инвалида № *** к акту освидетельствования № *** от 24.12.2014 (л.д. 38-40).

В соответствии с ИПРА № *** в качестве мероприятий медицинской реабилитации Хапугиной Г.М. предусмотрено предоставление ***.

22.11.2022 Хапугина Г.М. обратилась с заявлением об обеспечении техническим средством реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.

Указанным техническим средством реабилитации она обеспечена в октябре 2023 года, что явилось основанием для отказа от исковых требований в данной части в суде апелляционной инстанции.

Разрешая заявленные прокурором требования и принимая решение об их удовлетворении, суд исходил из того факта, что ответчиком нарушены установленные сроки обеспечения инвалида положенным ему техническим средством реабилитации,  наличия предусмотренных законом оснований для взыскания в пользу инвалида денежной компенсации морального вреда.

Судебная коллегия в полной мере соглашается с выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на верном установлении юридически значимых обстоятельств дела и правильном применении норм материального и процессуального права.

Пунктом 2 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.

Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Согласно части 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

По смыслу приведенных правовых норм, по общему правилу обязательными условиями наступления ответственности за причинение вреда (как материального, так и морального вреда) являются противоправность поведения причинителя вреда, вина и причинно-следственная связь между названными действиями и причиненным вредом.

В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 – 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Исходя из предназначения социального государства, механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том числе в виде обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Бездействие ответчика, выразившееся в несвоевременном обеспечении  инвалида техническим средством реабилитации, существенно нарушает личные неимущественные права истца.

Учитывая приведенные обстоятельства, состояние здоровья истца, характер имеющегося у него заболевания, инвалидность, нуждаемость инвалида в техническом средстве реабилитации, его необеспечение техническим средством реабилитации, период нарушенного права, степень вины ответчика, не исполнившего возложенную законом обязанность в установленный срок, что повлекло нарушение прав истца как инвалида, гарантированных Конституцией Российской Федерации, а также принцип разумности и справедливости, необходимость соблюдения баланса интересов сторон, суд пришел к правильному выводу о компенсации истцу морального вреда в размере 2000 руб.

Определенный судом первой инстанции размер морального вреда соответствует принципам разумности, справедливости и снижению не подлежит.

Данная денежная компенсация обеспечивает баланс прав и законных интересов сторон, способствует смягчению эмоционально-психологического состояния истца, восстановлению его нарушенного права.

Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были предметом исследования суда или опровергали бы выводы судебного решения, а по существу сводятся к иному толкованию действующего законодательства, иной субъективной оценке исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем на законность и обоснованность состоявшегося судебного постановления не влияют.

Оснований, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, для отмены либо изменения решения суда не установлено.

В силу изложенного решение суда в части компенсации морального вреда  является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьями 326.1, 328  Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

принять отказ прокурора Сурского района Ульяновской области и Хапугиной Галины Михайловны от исковых требований к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области в части возложения обязанности по обеспечению Хапугиной Галины Михайловны техническим средством реабилитации – ***. в соответствии индивидуальной программой реабилитации инвалида № *** к акту освидетельствования № *** от 24.12.2014.

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска                                                     от 5 сентября 2023 года, с учетом определения того же суда от 30 октября 2023 года               об исправлении описки, отменить в части возложения на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области обязанности по обеспечению Хапугиной Галины Михайловны техническим средством реабилитации – ***. в соответствии индивидуальной программой реабилитации инвалида № *** к акту освидетельствования № *** от 24.12.2014.

Производство по делу в указанной части прекратить.

Разъяснить сторонам, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  06.03.2024