Судебный акт
Об оспаривании решения о возврате заявления без рассмотрения
Документ от 06.03.2024, опубликован на сайте 27.03.2024 под номером 111460, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

                                                                                     Дело № 3а-116/2024

73OS0000-01-2024-000046-35                                                                                  

 

Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

6 марта 2024 года                                                                            г.Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Кинчаровой О.Е.,

при секретаре Трошиной П.И.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Прокопенко Юлии Вячеславовны к областному государственному бюджетному учреждению «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки», Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области  о признании незаконным ответа о возврате без рассмотрения заявления об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости и возложении обязанности рассмотреть указанное заявление,

 

у с т а н о в и л :

 

Прокопенко Ю.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, к областному государственному бюджетному учреждению «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки» (далее также ОГБУ «БТИГКО»), Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании незаконным ответа от 15 декабря 2023 года о возврате без рассмотрения заявления Прокопенко Ю.В. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, в размере рыночной стоимости, обязании принять и  рассмотреть заявление об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***.

В обоснование требований указала, что она являлась арендатором указанного земельного участка. В связи с не возвратом  земельного участка после расторжения указанного договора аренды  на ней лежит обязанность по уплате ежемесячного платежа  за пользование земельным участком, который рассчитываются исходя из кадастровой стоимости земельного участка.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ***утверждена в размере 34 090 993 руб. 89 коп.

Согласно отчету об оценке земельного участка № *** от 6 декабря 2023 года  рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером *** по состоянию на 30 июня 2023 года составляет 17 123 927 руб. 34 коп.

Установленная кадастровая стоимость земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость, что нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку влечет внесение ежемесячной платы за пользование участком в завышенном размере.

Прокопенко Ю.В. 11 декабря 2023 года обратилась в ОГБУ «БТИГКО» с заявлением об установлении кадастровой стоимости   земельного участка с кадастровым номером ***   в размере его  рыночной стоимости,  определенной  отчетом об оценке земельного участка № *** от 6 декабря 2023 года, выполненным оценщиком ***

В январе 2024 года административный истец Прокопенко Ю.В. в ОГБУ «БТИГКО» узнала, что ей ответом от 15 декабря 2023 года заявление было возвращено без рассмотрения со ссылкой на то, что в заявлении её паспортные данные указаны неправильно.

Административный истец не согласен с указанным ответом,  поскольку наличие опечатки в заявлении не являлось основанием для его возврата.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена ППК «Роскадастр».

Представитель Прокопенко Ю.В. – Горгиладзе С.Н. в судебном заседании настаивала на удовлетворении уточненных требований  по доводам, изложенным в административном иске.

Представитель  ОГБУ «БТИГКО» Елистратова А.В. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении требований, указывая, что  в заявлении Прокопенко Ю.В. в  разделе II п. 2.1 (Сведения о заявителе) и в разделе V п. 5.2 (Согласие на обработку персональных данных) паспортные данные Прокопенко Ю.В. указаны некорректно (дата выдачи ***), то есть установлены недостоверные данные. Указанное обстоятельство правомерно явилось основанием для возврата заявления Прокопенко Ю.В. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.

Иные участники процесса в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела судом извещены.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Выслушав  доводы лица, участвующего в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 4 Кодекса   административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному  лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия  к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных КАС РФ и другими федеральными законами.

Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), арендная плата, а также иная плата, предусмотренная данным Кодексом. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка  также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной  деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость  этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной кадастровой оценке.

Как следует из материалов дела, Прокопенко Ю.В. на основании договора аренды земельного участка № *** от *** года, заключенного с Комитетом по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска  на срок до 31 декабря 2018 года, являлась арендатором части земельного участка с кадастровым номером  ***, площадью 8447,3 кв.м, расположенного по адресу: ***, для использования под автостоянкой.

Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области 6 октября 2023 года Прокопенко Ю.В.  уведомлена о том, что указанный договор расторгнут в силу положений статей 610, 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, но в связи с невозвратом земельного участка на Прокопенко Ю.В.   лежит обязанность внести ежемесячную плату за пользование земельным участком, которая  рассчитывается в соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 25 декабря 2007 года № 510 «Об утверждении Порядка  определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ульяновской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленных в аренду без торгов» исходя из кадастровой стоимости земельного участка и в 2023 году составляет 85 227 руб. 49 коп.

Кадастровая стоимость  земельного участка с кадастровым номером  *** по состоянию на 1 января 2022 года утверждена  в размере 34 090 993 руб. 89 коп., она применяется с 1 января 2023 года.

Указанная кадастровая стоимость  земельного участка является действующей на момент рассмотрения настоящего дела.

Согласно отчету об оценке земельного участка № *** от 6 декабря 2023 года, выполненному оценщиком ***, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером *** по состоянию на 30 июня 2023 года составляет 17 123 927 руб. 34 коп.

Прокопенко Ю.В. обратилась 11 декабря 2023 года в ОГБУ «БТИГКО» с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** в размере его рыночной стоимости по состоянию на 30 июня 2023 года - 17 123 927 руб. 34 коп., приложив предусмотренные Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» документы, в том числе отчет об оценке земельного участка № *** от 6 декабря 2023 года, выполненный оценщиком ***

ОГБУ «БТИГКО» письмом от 15 декабря 2023 года возвратило  заявителю  указанное заявление без рассмотрения со ссылкой на то, что в  разделе II п. 2.1 (Сведения о заявителе) и в разделе V п. 5.2 (Согласие на обработку персональных данных) паспортные данные Прокопенко Ю.В. указаны неправильно. В ходе судебного разбирательства установлено, что  содержится описка в указании года даты выдачи паспорта, а именно: указана дата ***, тогда как правильно – ***.

Разрешая требования административного истца  о признании незаконным указанного ответа ОГБУ «БТИГКО», суд руководствуется следующим.

Порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости регулируется КАС РФ, Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ) и Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ) с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ).

Как следует из части 1 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ, к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием её результатов, устанавливается переходный период применения данного закона с 1 января 2017 года до 1 января 2020 года (далее – переходный период).

В течение переходного периода государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ или Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ с учетом особенностей, предусмотренных  федеральными законами (часть 2 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года  № 237-ФЗ).

При этом, как следует из части 6 статьи 24 и части 1 статьи 25 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ, положения данного закона не применяются к государственной кадастровой оценке и оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до 1 января 2017 года, в связи с чем оспаривание результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до названной даты, осуществляется  в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ.

Положениями части 3 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года  № 237-ФЗ установлено, что решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом принимается  высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Частью 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ, в редакции Федерального закона от 19 декабря 2022 года № 546-ФЗ,  до 1 января 2026 года устанавливается переходный период применения статьи 22 и статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ в течение  переходного периода высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1  Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере их рыночной стоимости (далее – Решение).

В силу пункта 3 части 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ с даты, указанной в Решении (в случае отсутствия Решения – с 1 января 2023 года), в субъекте Российской Федерации:

а) применяются положения статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в ЕГРН;

б) не применяются положения статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ;

в) рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ не осуществляется.

Если в субъекта Российской Федерации принято Решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, то независимо от того, на основании какого закона была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, оспаривание результатов определения такой кадастровой стоимости возможно только по правилам статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ, то есть после января 2023 года или с даты, указанной в Решении, может быть оспорено только решение бюджетного учреждения, принятое в соответствии со статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 21 октября 2020 года № 775-П «Об установлении даты перехода к применению на территории Ульяновской области  положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» установлена дата перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»  - с 1 января 2021 года.

Распоряжением  Правительства Ульяновской области  от 14 декабря 2018 года № 621-пр «О создании областного государственного бюджетного учреждения  «Центр государственной кадастровой оценки» создано  областное государственное бюджетное учреждение  «Центр государственной кадастровой оценки» (ныне  после переименования – областное государственной бюджетное учреждение «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки»), в чьи полномочия входит проведение государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ульяновской области.

Как следует  из части 2 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ, заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (далее – заявление об установлении рыночной стоимости) может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета.

При этом заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (часть 7 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ).

В соответствии  с частью 8  статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ заявление об установлении рыночной стоимости возвращается без рассмотрения в случае:

1) если такое заявление подано без приложения соответствующего требованиям настоящей статьи отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости;

2) если такое заявление подано по истечении шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости;

3) если к такому заявлению приложен отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленный лицом, являющимся на дату составления отчета или на день поступления заявления об установлении рыночной стоимости работником бюджетного учреждения, в которое такое заявление подано;

4) если такое заявление не соответствует требованиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи.

Частью 3 статьи 22.1  Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ  предусмотрено, что заявление об установлении рыночной стоимости подается в бюджетное учреждение или многофункциональный центр заявителем лично, регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая портал государственных и муниципальных услуг. Форма заявления об установлении рыночной стоимости и требования к его заполнению, а также требования к формату такого заявления и представляемых с ним документов в электронной форме утверждаются федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки.

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 6 августа 2020 года № П/0287 утверждены форма заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (приложение № 1), требования к заполнению заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, требования к формату такого заявления и предоставляемых с ним документов в электронной форме (приложение № 2).

Согласно данной форме заявления в разделе V в п. 5.2 «Согласие на обработку персональных данных» необходимо указать, в том числе сведения о документе, удостоверяющем личность субъекта персональных данных, его серии и номере, дате выдачи и выдавшем органе); в разделе  II в п. 2.1 «Сведения о заявителе» отсутствует указание на обязательность приведения данных сведений.

В соответствии с  Требованиями к заполнения заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, требованиями к формату такого заявления и предоставляемых с ним документов в электронной форме в случае подачи заявления юридическим или физическим лицом, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органом государственной власти или органом местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся соответственно в государственной или муниципальной собственности (далее - заявитель), заполнению подлежит раздел II заявления (п.2).

Заявление составляется в отношении одного объекта недвижимости на русском языке без сокращений слов, аббревиатур:

1) на бумажном носителе, каждый лист которого заверяется собственноручной подписью заявителя или его представителя;

2) в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя или его представителя (п. 4).

Заявление, составляемое на бумажном носителе, заполняется разборчиво, без исправлений, подчисток или иных помарок печатными буквами (п. 5).

Заявление должно содержать номер телефона для связи, а также почтовый адрес с указанием почтового индекса, наименования субъекта Российской Федерации, района, города, населенного пункта, улицы, номера дома (здания, владения), корпуса (строения, литеры), номера квартиры (помещения) (п. 8).

В разделе IV заявления указывается информация о документах, прилагаемых к заявлению, в том числе реквизиты и наименование отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, реквизиты и наименование документа, удостоверяющего полномочия представителя заявителя, в случае если заявление подается представителем заявителя, а также иные прилагаемые к заявлению документы при их наличии (п.9).

Проанализировав документы, с которыми обратилась Прокопенко Ю.В. 11 декабря 2023 года в ОГБУ «БТИГКО», в том числе содержание её заявления, суд приходит к выводу о том, что оснований, предусмотренных частью 8 статьи 22.1 Федерального закона   от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ, для возврата заявления Прокопенко Ю.В. без рассмотрения не имелось.

К данному заявлению приложен отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка; оно подано до истечения шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка  земельного участка, заявление  составлено по форме и с соблюдением требований к его заполнению,  утвержденных  Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 6 августа 2020 года № П/0287.

С учетом этого суд приходит к выводу о незаконности ответа ОГБУ «БТИГКО» о возврате без рассмотрения заявления Прокопенко Ю.В. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, в размере рыночной стоимости.

То обстоятельство, что в заявлении Прокопенко Ю.В. в паспортных данных была допущена описка в  указании года даты выдачи паспорта, не могло являться основанием к возврату без рассмотрения указанного заявления, поскольку данная описка не влияла на существо подлежащего рассмотрению вопроса, соответственно, не препятствовала рассмотрению заявления Прокопенко Ю.В. 

Более того, из отчета об оценке земельного участка № *** от 6 декабря 2023 года, выполненного оценщиком ***, усматривается в сведениях о заказчике содержатся  полные паспортные данные Прокопенко Ю.В., включая верные сведения о дате выдачи паспорта. 

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что заявленные Прокопенко Ю.В. исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

Административное исковое заявление Прокопенко Юлии Вячеславовны удовлетворить.

Признать незаконным  ответ областного государственного бюджетного учреждения «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки» о возврате без рассмотрения заявления Прокопенко Юлии Вячеславовны об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, в размере рыночной стоимости.

Обязать областное государственное бюджетное учреждение «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки» рассмотреть заявление Прокопенко Юлии Вячеславовны об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, в размере рыночной стоимости по состоянию на 30 июня 2023 года 17 123 927 руб. 34 коп.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                                              О.Е.Кинчарова