Судебный акт
Обеспечение лекарственным препаратом
Документ от 05.03.2024, опубликован на сайте 18.03.2024 под номером 111511, 2-я гражданская, об обязании обеспечить изделиями медицинского назначения, взыскании компенсации морального вреда, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2023-004932-27

Судья Кузнецова О.В.                                                                          Дело № 33-1173/2024

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                         5 марта 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда                    в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н.,

судей Карабанова А.С., Шлейкина М.И.,

при секретаре Герасимове А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу                        Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение                               Ленинского районного суда города Ульяновска от 4 октября 2023 года с учетом определения того же суда от 23 ноября 2023 года об исправлении описки по делу № 2-4663/2023, по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора Засвияжского района г. Ульяновска, действующего в интересах несовершеннолетнего Б*** Д*** И***, к государственному учреждению здравоохранения «Детская городская клиническая больница г. Ульяновска» удовлетворить.

Обязать государственное учреждение здравоохранения «Детская городская клиническая больница г. Ульяновска» выписывать Б*** Д*** И*** льготные рецепты на ***. в месяц на заполнение *** из расчета 1 упаковка в месяц (замена 1 раз в 3 дня); *** из расчета 1 упаковка в месяц (замена 1 раз в 3 дня); *** из расчета 1 упаковка в месяц (замена 1 раз в 3-6 дней); *** из расчета в месяц - 2,5 упаковки; *** из расчета 1 раз в квартал.

Исковые требования прокурора Засвияжского района г. Ульяновска, действующего в интересах несовершеннолетнего Б*** Д*** И***, к Министерству здравоохранения Ульяновской области удовлетворить частично.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области бесплатно обеспечивать Б*** Д*** И*** лекарственным *** из расчета по 50 ед. в сутки +100 ед. в месяц на заполнение *** из расчета 1 упаковка в месяц (замена 1 раз в 3 дня); *** из расчета 1 упаковка в месяц (замена 1 раз в 3 дня); *** из расчета 1 упаковка в месяц (замена 1 раз в 3-6 дней); *** из расчета в месяц - 2,5 упаковки; *** из расчета 1 раз в квартал

Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Бойковой Анны Вальдемаровны, являющейся законным представителем несовершеннолетнего Б*** Д*** И***, компенсацию морального вреда в размере 10000 руб.

В удовлетворении исковых требований прокурора Засвияжского района г. Ульяновска, действующего в интересах несовершеннолетнего Б*** Д*** И***, к Министерству здравоохранения Ульяновской области в остальной части отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., судебная коллегия 

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

прокурор Засвияжского района г. Ульяновска в интересах несовершеннолетнего Б*** Д.И. обратился в суд с иском к государственному учреждению здравоохранения «Детская городская клиническая больница г. Ульяновска» (далее – ГУЗ «ДГКБ г. Ульяновска»), Министерству здравоохранения Ульяновской области о возложении обязанностей выписывать льготные рецепты, обеспечить лекарственными препаратами, взыскании компенсации морального вреда. В обоснование иска указал, что Б*** Д.И. является ребенком-инвалидом, страдает ***, в связи с чем с мая 2023 года  наблюдается в ГУЗ «ДГКБ г.Ульяновска», нуждается в лекарственном препарате: ***. в месяц на заполнение ***; в используемых расходных материалах и ***. Потребность в месяц - 1 упаковка (замена 1 раз в 3 дня); ***; потребность в месяц 1 упаковка (замена 1 раз в 3 дня); ***; потребность в месяц 1 упаковка (замена 1 раз в 3-6 дней); *** 50 потребность в месяц - 2,5 упаковки; *** потребность 1 раз в квартал. При обращении в лечебное учреждение законному представителю Б*** Д.И. - Бойковой А.В. было отказано в выписке льготных рецептов на указанные лекарственные препараты и изделия медицинского назначения в связи с отсутствием данных о ребенке-инвалиде в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. До настоящего времени Министерством здравоохранения Ульяновской области меры, направленные на обеспечение Б*** Д.И. спорными лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения, не приняты. Льготные рецепты на получение лекарственных препаратов и медицинских изделий ГУЗ «ДГКБ г. Ульяновска» не выписываются. Бойкова А.В. вместе с несовершеннолетним сыном Б*** Д.И.  проживают по месту пребывания в г. ***, в связи с чем имеют право на получение лекарственных препаратов для детей-инвалидов. Просил обязать ГУЗ «ДГКБ г. Ульяновска» выписывать Б*** Д.И. льготные рецепты на *** из расчета по 50 ед. в сутки +100 ед. в месяц на *** из расчета 1 упаковка в месяц (замена 1 раз в 3 дня); *** из расчета 1 упаковка в месяц (замена 1 раз в 3 дня); *** из расчета 1 упаковка в месяц (замена 1 раз в 3-6 дней); *** из расчета в месяц - 2,5 упаковки; *** из расчета 1 раз в квартал; обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области бесплатно обеспечивать Б*** Д.И. указанными лекарственными препаратами и медицинскими изделиями; взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Б*** Д.И. в лице его законного представителя Бойковой А.В. компенсацию морального вреда в размере 25 000 руб.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство здравоохранения Самарской области, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области и, рассмотрев спор по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить. В обоснование жалобы указывает, что в настоящее время данные Б*** Д.И. в региональном сегменте Ульяновской области Федерального регистра отсутствуют, поскольку пенсионное дело несовершеннолетнего находится в г. ***. В случае направления законным представителем в адрес Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области заявления на перевод пенсионного дела Б*** Д.И. в Ульяновскую область, данные ребенка будут переданы из регионального сегмента Самарской области Федерального регистра в региональный сегмент Ульяновской области. После чего у медицинской организации появится возможность выписки льготных рецептов на получение лекарственных препаратов и медицинских изделий и позволит ГУЗ «ДГКБ г.Ульяновска» включить в заявку на обеспечение пациента в 2024 году необходимыми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, поскольку целевые денежные средства для обеспечения Б*** Д.И. будут направлены в Ульяновскую область. В настоящее время закупка медицинских изделий приведет к нарушению Министерством норм бюджетного законодательства. В части взыскания компенсации морального вреда считает, что истцом не представлено исчерпывающих доказательств, свидетельствующих о причинении ему физических или нравственных страданий, которые были бы следствием бездействия Министерства. Не представлено доказательств наличия причинно-следственной связи между действиями ответчика и причинением морального вреда. По мнению автора жалобы, при определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости, степень нравственных или физических страданий, индивидуальные особенности потерпевшего и иные конкретные обстоятельства, свидетельствующие о тяжести перенесенных им страданий. Полагает, что взысканная сумма компенсации морального вреда в размере 10 000 руб. является необоснованно завышенной.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, несовершеннолетний Б*** Д.И., *** года рождения, является ребенком-инвалидом, страдает заболеванием ***, в связи с чем нуждается в лекарственных препаратах и медицинских изделиях: *** из расчета по 50 ед. в сутки +100 ед. в месяц на заполнение *** из расчета 1 упаковка в месяц (замена 1 раз в 3 дня); *** из расчета 1 упаковка в месяц (замена 1 раз в 3 дня); *** из расчета 1 упаковка в месяц (замена 1 раз в 3-6 дней); *** из расчета в месяц - 2,5 упаковки; *** из расчета 1 раз в квартал (л.д. 15-16, 18).

Право несовершеннолетнего Б*** Д.И. на получение набора социальных услуг, в том числе медицинских изделий подтверждено справкой клиентской службы в *** области (л.д. 17).

Материалами дела подтверждено, что несовершеннолетний Б*** Д.И. имеет постоянную регистрацию по месту жительства в ***, в *** прибыл из г. ***, с мая 2023 года с имеющимся диагнозом находится под наблюдением в детской поликлинике № 5 ГУЗ «Детская городская больница города Ульяновска» (л.д. 15).

На внеочередном заседании врачебной комиссии ГУЗ «Детская городская клиническая больница города Ульяновска» от 21.06.2023 (протокол № ***) был рассмотрен вопрос о льготном обеспечении лекарственными препаратами и медицинскими изделиями несовершеннолетнего Б*** Д.И. (л.д. 31-32).

Из указанного протокола врачебной комиссии следует, что врачами установлена нуждаемость несовершеннолетнего в спорных лекарственных препаратах и медицинских изделиях; принято решение о том, что Б*** Д.И. не может быть включен в список детей, имеющих право на выписку лекарственных препаратов и медицинских изделий по федеральной льготе, ввиду отсутствия у него пенсионного дела в г. Ульяновске и Ульяновской области.

Решением врачебной комиссии отказано в направлении дополнительной заявки на 2023 год в отдел лекарственного обеспечения Министерства здравоохранения Ульяновской области на обеспечение Б*** Д.И. лекарственными препаратами и медицинскими изделиями до появления федеральной льготы в регистре льготников Ульяновской области; рекомендовано обратиться в Пенсионный фонд для прохождения процедуры идентификации в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

Ссылаясь на нарушение прав ребенка-инвалида на обеспечение льготными лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, прокурор обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к верному выводу о частичном удовлетворении иска.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Статьей 2 Конституции Российской Федерации установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 2 Федерального закона № 323-ФЗ здоровье - это состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма.

Охрана здоровья граждан - это система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи (пункт 2 части 1 статьи 2 Федерального закона № 323-ФЗ).

В статье 4 Федерального закона № 323-ФЗ закреплены такие основные принципы охраны здоровья граждан, как соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья (пункты 1, 5 статьи 4 Федерального закона № 323-ФЗ).

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона № 323-ФЗ).

Статьей 29 Федерального закона № 323-ФЗ определены способы обеспечения охраны здоровья граждан, где в пункте 5 части 1 данной статьи предусмотрено, что организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона № 323-ФЗ гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона № 323-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 №715 утвержден перечень социально значимых заболеваний, к числу которых отнесен *** (коды заболеваний по международной классификации болезней (***).

В Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890, в разделе «категории заболеваний» поименован ***, при амбулаторном лечении которого все лекарственные средства, *** (100 гр в месяц), *** к ним, средства диагностики отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2018 № 3053-р утверждены Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, и Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг.

В Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, включены расходные материалы к ***.

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее по тексту - Федеральный закон № 178-ФЗ), в статье 6.1 которого перечислены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды, дети-инвалиды.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона № 178-ФЗ в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

Учет права граждан на получение социальных услуг, указанных в статье 6.2 Федерального закона № 178-ФЗ, осуществляется по месту жительства гражданина с даты установления ему в соответствии с законодательством Российской Федерации ежемесячной денежной выплаты.

Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (части 1 и 2 статьи 6.3 Федерального закона № 178-ФЗ).

Частями 1 и 3 статьи 6.4 Федерального закона № 178-ФЗ предусмотрено, что в целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, социальных доплат к пенсии, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

Орган, осуществляющий ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и порядок ведения указанного Федерального регистра устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.

Приказом Минздравсоцразвития России от 30.09.2004 № 143 определен орган, осуществляющий ведение федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, - Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы.

В целях координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, медицинских организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в части обеспечения граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации уполномоченным федеральным органом исполнительной власти осуществляется ведение Федерального регистра граждан, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, содержащего сведения об адресе места жительства, места пребывания или места фактического проживания гражданина (пункт 5 части 1 статьи 44.1 Федерального закона № 323-ФЗ),

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют ведение региональных сегментов Федерального регистра граждан и своевременное представление сведений, содержащихся в них, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 44.1 Федерального закона №323-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2020 № 1656 утверждены Правила ведения Федерального регистра граждан, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Согласно подпунктам «с», «т» пункта 11 названных Правил Федеральный регистр содержит, в том числе информацию о включении сведений о гражданине в федеральные регистры, предусмотренные частью 2.1 статьи 43, частями 4 и 8 статьи 44 Федерального закона № 323-ФЗ, статьей 6.4 Федерального закона №178-ФЗ, в целях обеспечения его лекарственными препаратами за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, сведения о наличии (отсутствии) у гражданина права на получение социальной услуги в виде обеспечения лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов в текущем году.

Сведения, размещенные в региональных сегментах Федерального регистра, автоматически в режиме реального времени включаются в федеральный сегмент Федерального регистра.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 № 25/565-П утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, согласно п. 1.1 которого Министерство здравоохранения Ульяновской области является исполнительным органом Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сфере охраны здоровья и в силу п. 2.1 реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (подп. 20); организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации (подп. 21).

Согласно пункту 9 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минтруда России №929н, Минздрава России № 1345н от 21.12.2020 периодом предоставления гражданам набора социальных услуг полностью, одной из социальных услуг, предусмотренных пунктами 1, 1.1 и 2 части 1 статьи 6.2 Федерального закона «О государственной социальной помощи», двух любых социальных услуг, предусмотренных пунктами 1, 1.1 и 2 части 1 статьи 6.2 Федерального закона «О государственной социальной помощи», является календарный год.

В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение набора социальных услуг, периодом предоставления ему набора социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение набора социальных услуг до 31 декабря текущего года.

В абзаце втором пункта 20 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан указано, что в случае выезда гражданина за пределы территории субъекта Российской Федерации, в котором он проживает, на территорию другого субъекта Российской Федерации на срок, превышающий 6 месяцев, или в случае изменения места жительства, такому пациенту назначаются лекарственные препараты, медицинские изделия или специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов на срок применения не более 1 месяца либо органом государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья организуется обеспечение такого пациента лекарственными препаратами, медицинскими изделиями или специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов на срок применения не более 1 месяца.

В случае, указанном в абзаце втором данного пункта, после прохождения процедуры идентификации в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, сведения о гражданах подлежат включению в региональный сегмент Федерального регистра по месту его пребывания и передаются в уполномоченные органы государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья в рамках действующего межведомственного соглашения.

Сведения о количестве назначенных и отпущенных пациенту или его законному представителю в соответствии с абзацами первым и вторым данного пункта лекарственных препаратах, медицинских изделиях или специализированных продуктах лечебного питания для детей-инвалидов вносятся в Федеральный регистр граждан, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Из приведенных выше положений закона следует, что несовершеннолетний, страдающий заболеванием «***», имеет право на получение лекарственных препаратов и медицинских изделий по месту пребывания.

Факт нахождения пенсионного дела Б*** Д.И. в *** области и отсутствие в региональном сегменте Федерального регистра сведений о ребенке-инвалиде, на что обращено внимание в апелляционной жалобе, не может служить основанием для отказа в предоставлении пакета социальных услуг.

Факта получения несовершеннолетним лекарственных препаратов и медицинских изделий за счет областного или федерального бюджета в двойном размере не установлено.

Доводы жалобы о том, что сведения о праве гражданина на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг включаются в региональный сегмент Федерального регистра одновременно со сведениями о назначении ежемесячной денежной выплаты, для включения в региональный сегмент Федерального регистра указанных лиц необходимо перевести выплатное (пенсионное) дело получателя ежемесячной денежной выплаты, являются несостоятельными, поскольку вопрос лекарственного обеспечения в рамках набора социальных услуг в случае выезда гражданина за пределы территории субъекта Российской Федерации, в котором он проживает, урегулирован пунктом 20 Порядка № 929н/1345н, в соответствии с которым не требуется перевода пенсионного (выплатного) дела в другой субъект Российской Федерации

Вопреки доводам апелляционной жалобы, правильным является решение суда и в части взыскания с ответчика в пользу истца денежной компенсации морального вреда.

Как указано в ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

В соответствии со ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме (пункт 1).

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2).

Исходя из предназначения Российской Федерации как социального государства, механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том числе в виде обеспечения льготных категорий граждан необходимыми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Руководствуясь положениями статей 150, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции, установив, что в связи с необеспечением ребенка, страдающего заболеванием «сахарный диабет» необходимыми ему медицинскими изделиями, ему были причинены нравственные страдания, пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для взыскания с Министерства в пользу истца компенсации причиненного морального вреда в разумном размере.

Взысканная в пользу истца сумма компенсации морального вреда определена судом с учетом всех заслуживающих внимание обстоятельств, требований разумности и справедливости. Оснований для снижения данной суммы по доводам апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 4 октября 2023 года с учетом определения того же суда от 23 ноября 2023 года об исправлении описки оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 06.03.2024.