Судебный акт
Обязанность по ликвидации несанкционированной свалки
Документ от 19.03.2024, опубликован на сайте 01.04.2024 под номером 111603, 2-я гражданская, об обязании ликвидировать несанкционированную свалку на земельном участке находящемся в федеральной собственности, расположенном в Чердаклинском районе, ФГУП «Учхоз УГСХА», прилегающем к северо-западной границе поселка Первомайский, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0025-01-2023-000728-18

Судья Школенок Т.Р.                                                                    Дело № 33а-1277/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город  Ульяновск                                                                                     19 марта  2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.

судей Васильевой Е.В., Лифановой З.А.

при секретаре Чичкиной А.П.          

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Ульяновская Нива» на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 30 октября 2023 года по делу № 2-875/2023, по которому постановлено:      

исковые требования прокурора Чердаклинского  района Ульяновской  области,  действующего в защиту интересов Российской Федерации и в интересах  неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Обязать общество с  ограниченной ответственностью  «Ульяновская Нива» (ИНН  *** ОГРН ***) ликвидировать  несанкционированную свалку на земельном участке с кадастровым  номером  ***, находящемся в федеральной собственности, расположенном в ***, до 01.06.2024.

Заслушав доклад председательствующего судьи Пулькиной Н.А., пояснения представителя ООО «Ульяновская Нива» Насибуллиной Р.Р., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора Холодилиной Ю.О., полагавшей решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене, судебная коллегия

 

установила:

прокурор Чердаклинского района Ульяновской области обратился в суд с  иском в защиту интересов Российской Федерации в лице Межрегионального  территориального управления Федерального агентства по управлению  государственным  имуществом  в Республике Татарстан и Ульяновской области, а также в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Ульяновская Нива» об обязании ликвидировать  несанкционированную свалку. 

В обоснование иска указал, что в ходе проверки исполнения требований  природоохранного законодательства при размещении твердых бытовых отходов на  земельном участке с кадастровым номером ***, находящемся в федеральной собственности, расположенном в ***,  установлено наличие несанкционированной свалки (строительные отходы, твердые  коммунальные отходы, сухие ветки). Правообладателем данного земельного участка  является Российская Федерация. Договором аренды земельных участков, находящихся  в федеральной собственности от 09.02.2023 № 23-04з земельный участок  предоставлен в аренду ООО «Ульяновская Нива» сроком на 49 лет. Наличие  несанкционированной свалки свидетельствует о нарушениях в сфере  природоохранного законодательства, влечет за собой негативное воздействие на  окружающую среду, а также  существенно ухудшает качество окружающей среды.

Просил суд обязать ответчика ликвидировать несанкционированную свалку в срок до 01.06.2024. 

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены администрация муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области, администрация муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью «Ульяновская Нива» не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение, отказав  в удовлетворении требований в полном объеме.

В обоснование жалобы ссылается на недоказанность и неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права.

Принимая во внимание большой размер площади земельного участка, для обеспечения исполнения решения, суду следовало указать географические координаты и площадь выявленной несанкционированной свалки отходов. Отсутствие в решении сведений о географических координатах и площади выявленной несанкционированной свалки не позволяет её идентифицировать на местности.  

Судом не исследован материал проверки органа внутренних дел по факту образования свалки.

Определением от 31.01.2024 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.

В заседание суда апелляционной инстанции кроме прокурора и представителя административного ответчика иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса в соответствии со ст.150, ч.2 ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материал об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Законодательство в области охраны окружающей среды в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством (пункт 6 статьи 2).

Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).

Пункт 1 статьи 3.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст (далее - ГОСТ 30772-2001), являются несанкционированными свалками отходов.

Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абзацы четвертый и восьмой статьи 42).

С 1 января 2019 года в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003       № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к числу вопросов местного значения городского поселения стало относиться участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному) и транспортированию твердых коммунальных отходов, при этом на территориях сельских поселений, входящих в состав муниципального района, данный вопрос решается органом местного самоуправления соответствующего муниципального района, если его решение не отнесено к ведению органов местного самоуправления сельских поселений законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений; к числу же вопросов местного значения муниципального района отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории соответствующего муниципального района (пункт 18 части 1, части 3 и 4 статьи 14 и пункт 14 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 31.12.2017 № 503-ФЗ).

Как указывает Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30.05.2023 № 27-П, предусмотренное статьей 42 Конституции Российской Федерации право каждого на благоприятную окружающую среду - в контексте провозглашенных в ее преамбуле цели обеспечения благополучия и процветания России и ответственности за страну перед нынешним и будущими поколениями, а также конституционного требования о сбалансированности прав и обязанностей гражданина (статья 75.1) - неразрывно связано с конституционной обязанностью сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58). Исполнению данной конституционной обязанности, являющейся одновременно частью обеспечительного механизма реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду и других экологических прав, и вместе с тем достижению конституционно значимой цели сохранения благоприятной окружающей среды, включая ее защиту от негативного воздействия отходов производства и потребления, призван содействовать, в частности, Федеральный закон «Об охране окружающей среды», который в развитие упомянутых конституционных предписаний устанавливает правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, в том числе определяет полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в данной сфере, а также предусматривает требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, включая требования при обращении с отходами производства и потребления (статья 51).

Данный Федеральный закон исходит из принципа ответственности органов всех трех уровней публичной власти за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях (абзац одиннадцатый статьи 1 и абзац шестой статьи 3), что согласуется с конституционными предписаниями о единстве системы публичной власти.

При этом Конституционный Суд Российской Федерации отмечает, что органы местного самоуправления могут являться субъектами, непосредственно ответственными за содержание (в том числе за недопущение размещения отходов) не только земель и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, но и расположенных в границах этих муниципальных образований земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также земельных участков, находящихся в государственной собственности и не закрепленных за конкретным пользователем, в тех ситуациях, когда твердые коммунальные отходы размещены исключительно или преимущественно населением муниципального образования и при этом их размещение находится в прямой зависимости от ненадлежащего исполнения органом местного самоуправления данного муниципального образования возложенных на него полномочий в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (прежде всего в части организации на территории муниципального образования удовлетворяющих потребностям жителей мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов) и муниципального земельного контроля. То есть возникновение или продолжение функционирования конкретного места размещения отходов вызвано умышленными неправомерными действиями органа местного самоуправления или должностного лица данного муниципального образования.

Положениями статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены общие основания ответственности за причинение вреда, в соответствии с которым вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом.

При этом лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

Учитывая приведенное правовое регулирование, ответственным лицом по очистке земельного участка от свалки ТКО является собственник земельного участка либо иное лицо, осуществляющее полномочия собственника, если не установлено юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, либо физическое лицо, производящие отходы. При этом собственник земельного участка может быть освобожден от этой обязанности, если докажет, что вред причинен по вине иных лиц.

Из материалов административного дела следует, что правообладателем   земельного участка с кадастровым номером *** является Российская Федерация, земельный участок относится к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, имеет вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства (том 1 л.д. 57-147).

На дату обнаружения несанкционированной свалки владельцем земельного участка на основании договора аренды являлось ООО «Ульяновская Нива». Право аренды зарегистрировано в ЕГРН 28.02.2023 на основании договора аренды  09.02.2023  №23-04, заключенного между межрегиональным  территориальным управлением  Федерального агентства  по управлению  государственным  имуществом  в Республике  Татарстан  и Ульяновской области (арендодатель) и ООО «Ульяновская  Нива» (арендатор), по  условиям которого арендатору во временное владение и пользование были предоставлены земельный участок с кадастровым номером  *** по адресу: Ульяновская область, ***, площадью  32 567 559 кв.м, и земельный  участок с кадастровым  номером *** по адресу: Ульяновская область, ***, площадью 4 404 017 кв.м (том 1 л.д. 21-26).    

По акту приема-передачи от 09.02.2023 земельные участки приняты без замечаний (том 1 л.д. 31-32).

В соответствии с договором аренды арендатор обязан использовать участки в соответствии с их целевым назначением, принадлежностью к категории земель и разрешенным использованием способами, не приносящими вреда окружающей среде, в том числе, как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, установленные законодательством РФ; не допускать загрязнения, деградации и ухудшения  плодородия  почв  на участках.

Ранее между теми же сторонами в отношении земельных участков, в том числе,  земельного участка с кадастровым номером ***, был заключен договор аренды от 13.08.2012, предусматривающего аналогичные обязанности арендатора  на срок  15 лет (том 3 л.д. 47-51).

Представленными фотоматериалами, актами обследования подтверждено размещение на земельном участке несанкционированной свалки, состоящей из строительных отходов, твердых коммунальных отходов, сухих веток (том 1 л.д. 45-49, том 3 л.д. 87-91).

С обращениями к Главе администрации МО «Чердаклинский район», Главе администрации МО «Октябрьское сельское поселение» Чердаклинского района по вопросу размещения несанкционированной свалки на земельном участке с кадастровым номером *** ООО «Ульяновская Нива» обратилась лишь 01.06.2023 (том 3 л.д. 25-26), на что был дан ответ об установке мусорных контейнеров в соответствии с требованиями действующего законодательства в границах сельского поселения, размещение же контейнеров на земельном участке, которым владеет ООО «Ульяновская Нива» не предусмотрено (том 3 л.д. 105).

Доказательств, подтверждающих факт постоянного и неоднократного  обращения в органы местного самоуправления по вопросу размещения свалки, иных доказательств, подтверждающих принятие ООО «Ульяновская Нива» мер, направленных на ее предотвращение, ликвидацию, административным ответчиком представлено не было.

Из пояснений прокурора Холодилиной Ю.О. в суде апелляционной инстанции, не опровергнутых административным ответчиком, следует, что согласно сведениям публичной кадастровой карты место размещения несанкционированной свалки находится на расстоянии 2-4 км от границ населенного пункта.

Учитывая дальность размещения свалки от границ населенного пункта, длительное владение административным ответчиком земельным участком, обязанности арендатора по содержанию земельного участка, судебная коллегия приходит к выводу, что у администраций района и сельского поселения отсутствует обязанность по предупреждению и пресечению образования свалки ТКО на спорном земельном участке, следовательно, об отсутствии их вины в образовании свалки.

Факт обращения ООО «Ульяновская Нива» в МО МВД России «Чердаклинский» в июне 2023 года по факту образования свалки не свидетельствует о наличии вины органов местного самоуправления в ее образовании.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о  наличии у ООО «Ульяновская Нива» обязанности по надлежащему содержанию территории, находящейся в его ведении, и как следствие, об обязанности по устранению негативных последствий для окружающей среды вследствие несанкционированного складирования отходов.

Доводы апелляционной жалобы о невозможности исполнить решение суда ввиду отсутствия в нем указания на географические координаты места размещения свалки и ее площадь основанием для отмены решения не являются. Из материалов дела следует, что административному ответчику известно о месте размещения отходов, о чем он заявлял при обращении в органы местного самоуправления и орган полиции.

При наличии обстоятельств, объективно препятствующих исполнению решения суда административный ответчик вправе подать заявление об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного акта (ст.ст.189, 358  Кодекса административного  судопроизводства  Российской Федерации).

При таких обстоятельствах принятое по делу решение является правильным, нормы материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 30 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Ульяновская Нива» - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                             Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме  20.03.2024.