Судебный акт
Взыскание заработной платы
Документ от 12.03.2024, опубликован на сайте 29.03.2024 под номером 111667, 2-я гражданская, о взыскании части оплаты труда, решение (осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2023-004099-04

Судья Бахарева Н.Н.                                                                              Дело № 33-993/2024

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                       12 марта 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н.,

судей Самылиной О.П., Шлейкина М.И.,

при секретаре Герасимове А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу                                    Гайнутдинова Анвара Исхаковича на решение Ленинского районного суда                          города Ульяновска от 12 сентября 2023 года по делу № 2-4009/2023, по которому постановлено:

 

Исковые требования Гайнутдинова Анвара Исхаковича удовлетворить частично.

Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы                                                 по Ульяновской области в пользу Гайнутдинова Анвара Исхаковича недоплаченные премию в сумме 137 416 руб. 09 коп., оплату ежегодного оплачиваемого отпуска                   в сумме 5005 руб. 21 коп., пособие по временной нетрудоспособности в сумме                    587 руб. 46 коп.

В остальной части иске о взыскании задолженности отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения  Гайнутдинова А.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области Калашниковой О.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия 

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Гайнутдинов А.И. обратился в суд с уточненным в ходе рассмотрения дела иском к Управлению Федеральной налоговой службы по Ульяновской области (далее - УФНС России по Ульяновской области) о взыскании недополученных денежных средств. В обоснование иска указал, что в соответствии со служебным контрактом от 28.03.2022 № *** проходил государственную гражданскую службу Российской Федерации в должности *** УФНС России по Ульяновской области. В соответствии с дополнительным соглашением от 18.04.2023 № *** к служебному контракту от 28.03.2022 № *** исполняет должностные обязанности по должности *** УФНС России по Ульяновской области. Начиная с октября 2022 года, он периодически не дополучал денежное содержание (вследствие его не начисления в виде премий, средств материального стимулирования, оплаты к отпуску и т.д.), предусмотренное ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». По условиям служебного контракта гражданскому служащему устанавливается денежное содержание, которое состоит из премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением, утвержденным представителем нанимателя. Условия оплаты труда (размер должностного оклада гражданского служащего, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности) являются одним из существенных условий служебного контракта. В его служебном контракте отсутствуют указания на порядок расчета и выплат премии, не указаны условия снижения и невыплаты премий. Он не был ознакомлен с положением (положениями) о премировании и об иных выплатах. Кроме того, до него не доводилась информация (кроме информации о денежном содержании) о том, каких выплат и на каком основании он был лишен с октября 2022 года. В силу закона к дополнительным выплатам (в части оплаты труда) отнесены премии, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается). Поскольку ответчик никаким образом официально не информировал его о тех суммах оплаты труда, которые ему причитаются, о критериях оценки труда госслужащих, то он мог только предположить, что суммы оплаты труда, которые ему поступали, были ниже сумм, которые начислялись его коллегам, только из-за привлечения его к дисциплинарной ответственности в виде замечания. Решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 30.03.2023 его иск о признании незаконным приказа УФНС России по Ульяновской области от 28.10.2022 № *** о привлечении его к дисциплинарной ответственности удовлетворен. Он был лишен части оплаты труда (в частности, в виде премий) за вмененное ему работодателем дисциплинарное нарушение за июль 2022 года. Однако, он не был официально поставлен в известность об основаниях лишения его части оплаты труда (премий, средств материального стимулирования), о ее суммах, а также не указаны нормы законодательства, на основании которых он был лишен части оплаты труда. С учетом уточненных исковых требований просил взыскать с УФНС России по Ульяновской области сумму премий в размере 137 416,09 руб.; сумму средств материального стимулирования - 81 606 руб.; сумму отпускных за период с 15.08.2022 по 04.09.2022, с 05.12.2022 по 26.12.2022 - 22 672,25 руб.; сумму пособия по временной нетрудоспособности за период с 10.01.2023 по 13.01.2023 - 847,08 руб.

Рассмотрев спор по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Гайнутдинов А.И. просит решение суда изменить, взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области премию в сумме 137 416,09 руб.; сумму средств материального стимулирования в размере 81 606 руб.; сумму отпускных за период с 15.08.2022 по 04.09.2022, с 05.12.2022 по 26.12.2022 - 22 672,25 руб.; сумму пособия по временной нетрудоспособности - 587,46 руб. В обоснование жалобы указывает, что решение суда является незаконным. Полагает, что порядок премирования и порядок материального стимулирования государственных гражданских служащих идентичны, единственным существенным отличием является лишь источник средств финансирования. Выплата премий производится в пределах установленного фонда оплаты труда с учетом имеющейся экономии, выплата материального стимулирования производится за счет средств, выделенных сверх фондов оплаты труда. Порядком премирования и порядком материального стимулирования не установлены критерии оценки качества и эффективности выполнения должностных обязанностей, отсутствуют конкретные способы расчета средств материального стимулирования исходя из конкретных определенных параметров. Считает, что УФНС России по Ульяновской области не соблюдает письмо Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 01.04.2011 №КЕ-4-3/5156, в котором указывается, что совокупность документов, определяющих обязанность работодателя по оплате и стимулированию труда, должна четко определять систему отношений по выплате премий за труд. По мнению автора жалобы, доводы УФНС России по Ульяновской области о наличии у него отрицательных критериев качества эффективности выполнения им своих должностных обязанностей не подтверждены доказательствами. Полагает, что ответчик необоснованно низко оценил эффективность его труда, указав на недостатки в ходе проверок в отношении  общества с ограниченной ответственностью «***» и общества с ограниченной ответственностью «***». Обращает внимание, что в информационном ресурсе налогового органа отсутствуют указания на нарушения им сроков выездных проверок общества с ограниченной ответственностью «***», общества с ограниченной ответственностью «***» и в документах, сформированных в ходе выездных проверок. Действительно, решением Арбитражного суда Ульяновской области от 24.11.2022 решение по выездной проверке акционерного общества «***» признано недействительным, что повлекло потери бюджета в размере 16 487 руб. Однако, просит учесть, что УФНС России по Ульяновской области само приняло решение о привлечении акционерного общества «***» к налоговой ответственности и взыскании с него налогов и пени. Начальник отдела выездных проверок намеренно искажает результаты его трудовой деятельности. Представленные ответчиком в суд первой инстанции сведения о низкой результативности его работы противоречат фактическим обстоятельствам дела, поскольку в 2022 году им были проведены 3 выездные налоговые проверки с доначислением значительных сумм. Не соглашается с доводами ответчика о неисполнении им поручений начальника отдела о предоставлении еженедельного отчета о проведении выездных налоговых проверок. Указывает, что УФНС России по Ульяновской области не разъясняет, в чем заключается неисполнение поручения и не приводит письменных доказательств, подтверждающих указанный факт. По вопросу нарушения трудовой дисциплины, выразившейся в неоднократных опозданиях на рабочее место, указывает, что случаи его опоздания не рассматривались как дисциплинарный проступок, служебная проверка по данному факту не проводилась. Вывод начальника отдела выездных проверок о затягивании инспектором сроков проведения выездной налоговой проверки сделан только исходя из наличия отклонений от неких средних арифметических значений. Просит учесть, что как работник УФНС России по Ульяновской области он ни разу не был ознакомлен ни с положениями о выплате премий, ни с положениями о выплате средств материального стимулирования. Ссылаясь на то, что выплата материального стимулирования работникам по результатам трудовой деятельности является правом, а не обязанностью работодателя, суд первой инстанции не дал оценку его доводам. По мнению автора жалобы, суд первой инстанции неверно рассмотрел дело в части исковых требований о взыскании с ответчика сумм незаконно выплаченных средств материального стимулирования в размере 81 606 руб., и сумм незаконно выплаченных отпускных за периоды с 15.08.2022 по 04.09.2022, с 05.12.2022 по 26.12.2022 в размере 22 672,25 руб., а также с нарушением срока рассмотрения дела.

В отзыве на апелляционную жалобу УФНС России по Ульяновской области, просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции Гайнутдинов А.И. пояснил, что в суде первой инстанции был лишен возможности произвести верный расчет сумм оплаты отпусков, так как у него отсутствовали расчетные листки по заработной платы за периоды, необходимые для расчета, просил взыскать в его пользу верные суммы задолженности.

Представитель УФНС России по Ульяновской области Калашникова О.В. в суде апелляционной инстанции просила в удовлетворении жалобы отказать, настаивала на том, что суммы материального стимулирования истцу были определены в соответствии с установленным порядком, и они не подлежат учету при расчете оплаты отпусков.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, приказом УФНС по Ульяновской области от 28.03.2022 № *** в связи с проведением организационно-штатных мероприятий Гайнутдинов А.И. с 28.03.2022 был назначен на должность *** (том 1, л.д. 102).

28.03.2023 с Гайнутдиновым А.И. был заключен служебный контракт, в п. 9 которого указано, что гражданскому служащему устанавливается денежное содержание, которое состоит из: месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (должностного оклада) в размере 5637 руб. в месяц; месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином гражданской службы (оклада за классный чин) в размере 1977 руб. в месяц; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации в размере 30% этого оклада; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы Российской Федерации в размере 90% этого оклада; ежемесячного денежного поощрения в размере 5637 руб. в месяц; премии за выполнение особо важных и сложных заданий с учетом обеспечения задач и функций Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области, исполнения должностного регламента; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи.

Согласно п. 10 служебного контракта гражданскому служащему производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации (том 1, л.д. 103-105).

Приказом УФНС по Ульяновской области от 18.04.2023 № *** Гайнутдинов А.И. с 18.04.2023 переведен на должность ***; ему установлены: месячный оклад – 15 225 руб.; оклад за классный чин (советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса) – 11 732 руб.; надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы – 3807 руб. (25%); ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет – 4568 руб. (30%); ежемесячное денежное поощрение – 4568 руб. (0,30 оклада) (том 1, л.д. 108).

18.04.2023 с истцом было заключено дополнительное соглашение к служебному контракту от 28.03.2022 (том 1, л.д. 110).

Приказом УФНС России по Ульяновской области от 28.10.2022 № *** в отношении  истца  применено  дисциплинарное взыскание в виде замечания в соответствии с п.1 ч.1 ст. 57 Федерального закона  от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной  гражданской службе Российской Федерации», которое  было отменено вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 30.03.2023 (том 2, л.д. 229-232).   

Из материалов дела следует, что на основании приказа УФНС России по Ульяновской области от 13.10.2022 №*** работникам Управления, в том числе истцу, было выплачено материальное стимулирование за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности отделов за 2 квартал 2022 года; Гайнутдинову А.И. выплата назначена в размере 34 756 руб. 00 коп. (том 1, л.д.93-94)

На основании приказа УФНС России по Ульяновской области от 12.12.2022 №*** работникам Управления было выплачено материальное стимулирование за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности отделов за 3 квартал 2022 года; Гайнутдинову А.И. выплата назначена в размере 17 576 руб. 00 коп. (том 1, л.д.95-96)

Согласно приказу УФНС России по Ульяновской области от 24.04.2023 №*** истцу было выплачено материальное стимулирование за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности отделов за 4 квартал 2022 года в размере 1000 руб. 00 коп. (том 1, л.д.98-99)

Согласно приказу УФНС России по Ульяновской области от 18.07.2023 №*** истцу было выплачено материальное стимулирование за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности отделов за 1 квартал 2023 года в размере 4086 руб. 00 коп. (том 1, л.д.100-101)

Материалами дела подтверждено и сторонами не оспаривалось, что Гайнутдинову А.И. в период действия приказа УФНС России по Ульяновской области о применении дисциплинарного взыскания от 28.10.2022 №*** были выплачены премии в следующем размере: июль 2022 года – 20 017 руб. 00 коп. (100%), август 2022 года – 20 017 руб. 00 коп. (100%), сентябрь 2022 года – 40 034 руб.  00 коп. (200%), октябрь  2022 года – 41 638 руб. 00 коп. (200%), декабрь 2022 года – 48 977 руб. 00 коп. (235,25%), июнь  2023 года – 13 965 руб.  00 коп. (35%).

Гайнутдинов А.И., ссылаясь на то, что, начиная с октября 2022 года ему необоснованно не выплачивали часть заработной платы (вследствие неначисления премий, средств материального стимулирования, оплаты отпуска), предусмотренную ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к верному по существу спора выводу о частичном удовлетворении иска.

С выводами суда о взыскании с ответчика сумм премий, отсутствии оснований для взыскания в пользу истца средств материального стимулирования, а также о том, что эти выплаты подлежат учету при расчете оплаты отпуска, судебная коллегия соглашается.

Статьей 11 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ).

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Правила оплаты труда государственного служащего установлены ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (ч. 2 ст. 50).

Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. По отдельным должностям гражданской службы указом Президента Российской Федерации может устанавливаться денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учтены должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, но не учтены премии и ежемесячное денежное поощрение (ч. 3 ст. 50).

Часть 5 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ к дополнительным выплатам относит: ежемесячную надбавку к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе (пункт 1); ежемесячную надбавку к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада (пункт 2); ежемесячную процентную надбавку к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации (пункт 3); премии, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается) (пункт 4); ежемесячное денежное поощрение (пункт 5);  единовременную выплату при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальную помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (пункт 6).

Размеры ежемесячного денежного поощрения, выплачиваемого федеральным гражданским служащим, устанавливаются по федеральным государственным органам дифференцированно указами Президента Российской Федерации (часть 6 ст. 50).

Порядок выплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы определяется представителем нанимателя (часть 7 ст. 50).

Порядок выплаты материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих определяется соответствующим положением, утверждаемым представителем нанимателя (часть 8 ст. 50).

В соответствии с ч. 10 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Частью 1 ст. 51 Федерального закона № 79-ФЗ установлено, что фонд оплаты труда гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями гражданской службы, составляют фонд оплаты труда гражданских служащих и работников государственного органа.

Согласно ч. 2 ст. 51 Федерального закона № 79-ФЗ при формировании фондов оплаты труда гражданских служащих государственных органов предусматриваются средства для осуществления выплат, установленных частями 2 и 5 статьи 50 данного Федерального закона.

Как указано в ч. 3 ст. 51 Федерального закона № 279-ФЗ, фонды оплаты труда федеральных гражданских служащих федеральных государственных органов и фонды оплаты труда гражданских служащих субъектов Российской Федерации государственных органов субъектов Российской Федерации формируются за счет средств соответствующих бюджетов, предусмотренных для финансового обеспечения выплат, установленных частями 2 и 5 статьи 50 данного Федерального закона, а также для финансового обеспечения: выплаты районного коэффициента (коэффициента) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, в размерах, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации соответственно (пункт 1); выплаты в отдельных государственных органах повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации соответственно (пункт 2); иных выплат, установленных данным Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации соответственно (пункт 3).

В спорный период правоотношений сторон действовали Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных служащих, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562, а с 01.01.2023 действуют Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.2002 № 554.

Пунктом 2 Правил  06.09.2007 № 562 установлено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Согласно п. 6 Правил  06.09.2007 № 562 при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

Размер денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске определяется путем деления исчисленного денежного содержания на 29,3 (среднемесячное число календарных дней) и умножения на число календарных дней отпуска.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2007 № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» (с последующими дополнениями) предусмотрено осуществление материального стимулирования федеральных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда.

Во исполнение вышеуказанного постановления Правительства Российской Федерации приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.10.2007 № 90н утвержден Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов федеральной налоговой службы (далее - Порядок № 90н), в соответствии с которым материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания государственного служащего (пункт 2).

Вместе с тем, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 Минфин России ежегодно разрабатывает и вносит в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект постановления о материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих.

Согласно разъяснениям, содержащимся в Письме Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 № 14-04-05/34482, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержащие федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенным статьей 50 Федерального закона № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 № 237-7.

Руководствуясь приведенными нормативными актами и разъяснениями, приняв во внимание, что в соответствии с положениями части третьей статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, суд первой инстанции пришел к верному по существу спора выводам о том, что предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, средства материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, сверх установленного фонда оплаты труда, входят в состав денежного содержания гражданского служащего, являются гарантированной выплатой обязательного характера, осуществляются в пределах лимитов, доводимых Федеральной налоговой службой на основании постановлений Правительства Российской Федерации.

Вопреки доводам апелляционной жалобы истца, суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для взыскания с ответчика сумм материального стимулирования в размере большем, чем Гайнутдинову А.И. было определено решением соответствующей комиссии и приказом ответчика.

Утверждения истца о том, что он был лишен части средств материального стимулирования в связи с привлечением к дисциплинарной ответственности, несостоятельны, так как противоречат материалам дела.

Пунктом 3 Порядка № 90н предусмотрено, что материальное стимулирование гражданских служащих осуществляется при условии достижения соответствующими территориальными органами Федеральной налоговой службы показателей эффективности их деятельности.

Согласно п. 4 Порядка № 90н решения о конкретных размерах премирования гражданских служащих принимаются в соответствии с данным порядком: начальниками межрегиональных инспекций, руководителями управлений в отношении гражданских служащих соответствующих межрегиональных инспекций, управлений, а также начальников инспекций по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекций межрайонного уровня, находящихся в непосредственном подчинении управления; начальниками нижестоящих налоговых органов в отношении гражданских служащих соответствующих налоговых органов.

В соответствии с п. 5 Порядка № 90н для проведения оценки эффективности деятельности территориальных органов Федеральной налоговой службы, качества исполнения должностных обязанностей гражданскими служащими, а также подготовки предложений об объемах материального стимулирования гражданских служащих создаются Комиссии по оценке эффективности деятельности в центральном аппарате Федеральной налоговой службы и всех ее территориальных органах, основными задачами которых является оценка эффективности деятельности отделов соответствующих инспекций и управлений, качества исполнения должностных обязанностей их гражданскими служащими.

Из документов, представленных ответчиком в суд апелляционной инстанции, следует, что вопрос об определении размера материального стимулирования Гайнутдинова А.И. за спорные периоды (2, 3, 4, кварталы 2022 года, 1 квартал 2023 года) был разрешен ответчиком в установленном порядке в соответствии с Механизмом распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России, по результатам оценки эффективности деятельности государственного служащего  в каждом из спорных периодов работы.

Оснований для иной оценки результата работы истца, что в силу закона является прерогативой представителя нанимателя, суд апелляционной инстанции по доводам апелляционной жалобы не усматривает.

При этом непривлечение государственного служащего к дисциплинарной ответственности за те или иные упущения в работе не свидетельствует о том, что они не могут быть учтены при оценке эффективности работы государственного служащего.

Заявленные истцом требования о взыскании с ответчика сумм премий, которых Гайнутдинов А.И. был лишен ввиду привлечения его к дисциплинарной ответственности, судом первой инстанции удовлетворены, ответчиком не оспаривались. Решение суда в указанной части лицами, участвующими в деле, не обжалуется.

При разрешении требований Гайнутдинова А.И. суд первой инстанции на основании приведенных выше положений закона и разъяснений пришел к обоснованному выводу о том, что выплаченные истцу суммы материального стимулирования, премии подлежат учету при расчете его среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в периоды с 15.08.2022 по 04.09.2022 и с 05.12.2022 по 26.12.2022, а также на период временной нетрудоспособности с 10.01.2023 по 13.01.2023.

Вместе с тем, производя такой расчет, суд первой инстанции исходил только из сумм, которые были предметом настоящего спора, принял во внимание расчет оплаты отпуска, который производился ответчиком, и производя расчет оплаты отпуска с 05.12.2022 по 26.12.2022 добавил к расчету ответчика суммы материального стимулирования и премий за соответствующие периоды, которые были взысканы настоящим решением.

Однако, производя расчет сумм оплаты отпуска таким образом, суд первой инстанции не учел, что в расчетах сумм оплаты отпусков ответчиком не учитывались суммы материального стимулирования, которые Гайнутдинову А.И. были выплачены в период, подлежащий учету для расчета отпусков (том 1, л.д. 116, 117).

Материалами дела подтверждено, что Гайнутдинов А.И. находился в отпуске в период с 15.08.2022 по 04.09.2022 (21 день) и с 05.12.2022 по 26.12.2022 (22 дня).

Для расчета оплаты первого отпуска подлежит учету заработок за период с августа 2021 года по июль 2022 года, а для расчета оплаты второго отпуска – заработок за период с декабря 2021 года по ноябрь 2022 года.

Суммы оплаты отпуска составили у истца по отпуску с 15.08.2022 по 31.08.2022 31 893,54 руб., по отпуску с 05.12.2022 по 26.12.2022 – 33 152,02 руб.

Из расчетов, произведенных ответчиком, следует, что при определении среднего заработка были учтены только суммы премий и материальной помощи за счет фонда оплаты труда, но не учтены суммы материального стимулирования, которые в этот период были начислены и выплачены истцу, а именно: в сентябре 2021 года – 34 010 руб.; в декабре 2021 года – 30 025,50 руб., 36 132,00 руб.; в апреле 2022 года – 60 051 руб.; в мае 2022 года – 43 000 руб.; в июне 2022 года – 34 610 руб.; в октябре 2022 года – 34 756 руб.; в ноябре 2022 года – 41 638 руб. (премия, установленная обжалуемым судебным решением).

Выплата указанные средств материального стимулирования подтверждена расчетными листками по заработной плате истца (том 2, л.д. 66-82, л.д. 103-122).

Таким образом, оплата отпуска у Гайнутдинова А.И. за период с 15.08.2022 по 04.09.2022 должна составить 46 098,36 руб. из расчета среднедневного заработка 2195,16 руб. ((20 017 руб. (оклад)+24 482,12 (1/12 часть премий и материальной помощи по расчету ответчика)+19 819,04 руб. (1/12 часть от средств материального стимулирования (34 010 руб.+30 025,50 руб.+36 132 руб.+60 051 руб.+43 000 руб.+34 610 руб.))/12/29,3х21 день).

Поскольку истцу при уходе в отпуск была выплачена сумма 31 893,54 руб., в его пользу подлежит взысканию 14 204,82 руб.

Оплата отпуска у Гайнутдинова А.И. за период с 05.12.2022 по 26.12.2022 должна составить 50 685,14 руб. из расчета среднедневного заработка 2303,87 руб. ((20 819 руб. (оклад)+23 333,33 (1/12 часть премий и материальной помощи по расчету ответчика)+23 351,03 руб. (1/12 часть от средств материального стимулирования и премии за ноябрь 2022 года (30 025,50 руб.+36 132 руб.+60 051 руб.+43 000 руб.+34 610 руб.+34 756 руб.+41 638 руб.))/12/29,3х22 дня).

Поскольку истцу при уходе в отпуск была выплачена сумма 33 152,02 руб., в его пользу подлежит взысканию 17 533,12 руб.

Из содержания искового заявления Гайнутдинова А.И., заявления об уточнении требований следует, что им заявлялись требования о взыскании с ответчика недополученных сумм оплаты отпуска в связи с тем, что при расчете отпускных ответчиком не учитывались средства материального стимулирования, о чем истцом также указано в апелляционной жалобе и в судебном заседании суда апелляционной инстанции, в связи с чем суд апелляционной инстанции приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца всей суммы оплаты отпуска, а не в пределах того расчета, который производился самим истцом при уточнении требований в отсутствие необходимых для расчета документов.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что при определении среднего заработка для расчета суммы пособия по временной нетрудоспособности ответчиком были учеты все выплаченные истцу суммы, в том числе суммы материального стимулирования, не учитывались только суммы премий, взысканных настоящим судебным решением за ноябрь 2022 года – 41 638 руб. и за декабрь 2022 года – 48 977 руб.

Данное обстоятельство Гайнутдинов А.И. в суде апелляционной инстанции не оспаривал.

С учетом изложенного судебная коллегия соглашается с позицией ответчика, изложенной в возражениях на апелляционную жалобу, о том, размер доначисленной суммы пособия по временной нетрудоспособности за период с 10.01.2023 по 13.01.2023 составит 496,52 руб.

Таким образом, решение суда подлежит изменению, взысканные с Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области в пользу Гайнутдинова Анвара Исхаковича суммы оплаты ежегодного оплачиваемого отпуска подлежат увеличению до 31 737,94 руб. (14 204,82 руб.+17 533,12 руб.), пособия по временной нетрудоспособности - уменьшению до 496,52 руб. 

В остальной части решение суда является правильным, отмене, а равно изменению по доводам апелляционной жалобы Гайнутдинова А.И. не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А: 

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска                                                    от 12 сентября 2023 года изменить, взысканные с Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области в пользу Гайнутдинова Анвара Исхаковича суммы оплаты ежегодного оплачиваемого отпуска увеличить до 31 737,94 руб., пособия по временной нетрудоспособности уменьшить до 496,52 руб. 

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Гайнутдинова Анвара Исхаковича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18.03.2024.