Судебный акт
О перерасчете пособия по безработице
Документ от 05.03.2024, опубликован на сайте 27.03.2024 под номером 111703, 2-я гражданская, о признании отказа перерасчета выплат пособия по безработице не законным и обязание произвести перерасчет выплат, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

73RS0003-01-2023-002675-96                                                 

Судья Земцова О.Б.                                                                             Дело № 33-1080/2024

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   5 марта 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В.,

судей Федоровой Л.Г., Завгородней Т.Н.,

при секретаре Абдрахмановой Р.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Красновой Екатерины Валерьевны на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 7 ноября 2023 года, с учетом определения того же суда от 9 января 2023 года об исправлении описки, по гражданскому делу №2-2505/2023, по которому постановлено:

 

в удовлетворении исковых требований Красновой Екатерины Валерьевны к областному государственному казённому учреждению «Кадровый центр Ульяновской области» о  признании незаконным отказа в перерасчете пособия по безработице, возложении обязанности произвести перерасчет пособия по безработице и выплату пособия по безработице,  отказать.

 

Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя областного государственного казённого учреждения «Кадровый центр Ульяновской области» Орловой В.Н., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

 

Краснова Е.В. обратилась в суд с иском к областному государственному казённому учреждению (далее - ОГКУ «Кадровый центр Ульяновской области») о признании незаконным отказа в перерасчете пособия по безработице, возложении обязанности произвести перерасчет пособия по безработице и выплату пособия по безработице. 

В обоснование заявленных требований указала, что 16.01.2023 она подавала заявление в ОГКУ «Кадровый центр Ульяновской области» о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы, претендуя на получение пособия по безработице. Ею была предоставлена справка о доходах, с прежнего места работы с указанием заработной платы за каждый месяц периода, предыдущего увольнению. Однако, ОГКУ «Кадровый центр Ульяновской области» потребовало справку другой формы, за выдачей которой она обратилась по месту работы, где ей выбрали справку датированную 6 апреля 2023 года. По состоянию на 13.03.2023 ей выплачивали пособие по безработице в размере 750 рублей, как ей пояснили, перерасчет будет произведен после получений другой справки о средней заработной плате.

После получения справки 11.05.2023 она сразу обратилась в ОГКУ «Кадровый центр Ульяновской области» с просьбой о перерасчете  пособия исходя из предоставленной справки с места работы. Однако в перерасчете ей было отказано  со ссылкой на то, что выплаты пособия по безработице были прекращены 13.03.2023.

Считает не законным отказ в перерасчете и выплате пособия по безработице, исходя из предоставленной справки с места работы.

Просила суд признать отказ ОГКУ «Кадастровый центр Ульяновской области» в перерасчете пособия по безработице незаконным, обязать ОГКУ «Кадровый центр Ульяновской области» произвести перерасчет сумм пособия по безработице исходя из справки от 06.04.2023 и выплатить ей пособие по безработице.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Краснова Е.В. не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.

В обоснование доводов жалобы указывает, что решение суда является незаконным, необоснованным, судом неверно установлены обстоятельства дела.

Считает, что её права на выплату пособия по безработице нарушены. Отказ ответчика в перерасчете размера пособия в соответствии с представленной ею справкой о средней заработной плате с предыдущего места работы является незаконным. Обращает внимание суда на то, что ответчик признал факт предоставления ею справки 2 НДФЛ с места работы за весь период её работы по месяцам. При этом ответчик пояснил, что сведения о заработной плате истца за три месяца они не смогли истребовать в электронном виде в связи с  отсутствием единой базы электронного обмена с военными организациями.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о месте и времени судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Выслушав представителя ответчика, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует и судом установлено, что Краснова Е.В.  обратилась с заявлением о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы с использованием Единой Цифровой платформы в сфере занятости трудовых отношений «Работа в России» в филиал ОГКУ «Кадровый центр Ульяновской области» в Ленинском районе г. Ульяновска, которое принято 16.01.2023. В заявлении указала, что претендует на признание ее безработной (л.д. 29).

Приказом от 31.01.2023 № 031П64/2306 Краснова Е.В. признана безработной, ей назначено пособие по безработице в соответствии со статьями 30, 31, 33, 34, 34.1, 34.2 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в  Российской Федерации» с 16.01.2023.  Данным приказом установлен период выплаты пособия по безработице 3 месяца с 16.01.2023 по 15.04.2023. Установлена выплата пособия по безработице на 3 месяца с 16.01.2023 по 15.04.2023  в размере 1500 рублей (л.д. 53).

В отношении Красновой Е.В. в рамках межведомственного взаимодействия поступили следующие сведения: 23.03.2020– прием на работу ***, 24.03.2021 увольнение (л.д. 38-40).

Согласно военного билета 24.03.2021 поступила на военную службу, 31.12.2022 уволена с военной службы (л.д. 42-43).

Приказом от 01.03.2023 Красновой Е.В. на период с 14.02.2023  по 13.03.2023 приостановлена выплата пособия по безработице в связи с нарушением безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного (неявкой на назначенное посещение 28.02.2023) (л.д. 54).

Приказами от 14.03.2023 Краснова Е.В. с 13.03.2023 снята с регистрационного учета в целях поиска подходящей работы (в качестве безработного) и ей прекращена выплата пособия по безработице (л.д. 21, 22).

Поскольку, при приеме на учет в качестве безработной справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы) Красновой Е.В. для расчета размера пособия не предоставлялась, пособие было рассчитано истцу в минимальном размере.

11.05.2023 Красновой Е.В. вместе с заявлением о перерасчете размера выплаченного пособия по безработице за период с 16.01.2023 по 13.03.2023 предоставлена справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту службы (л.д. 9, 10).

Уведомлением от 12.05.2023 истцу отказано в перерасчет пособия, поскольку выплата Красновой Е.В. пособия прекращена 13.03.2023 со ссылкой на пункт 14 Правил, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам, утвержденных Приказом Минтруда России от 22.02.2019 № 116н.

Полагая, что данный отказ является незаконным, Краснова Е.В. обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор и отказывая в иске, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об отсутствии правовых оснований для перерасчета выплаченного Красновой Е.В. пособия по безработице.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Согласно пункта 1 статьи 3 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1) безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и среднего месячного заработка за период трудоустройства и (или) единовременной компенсации гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанные порядки содержат в том числе перечень необходимых для регистрации документов и (или) сведений.

В силу пункта 1 статьи 30 Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1, действовавшей до 01.01.2024, пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, начисляется в процентном отношении к среднему заработку по последнему месту работы (службы), исчисленному в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель.

Пособие по безработице гражданам, уволенным в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, с военной службы по призыву в связи с истечением ее срока и состоявшим до увольнения в связи с призывом на военную службу в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, начисляется в процентном отношении к среднему заработку по последнему месту работы (службы), исчисленному в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 1.1 вышеназванной статьи).

Пунктом 2 статьи 30 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032‑1 было установлено, что пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим), за исключением граждан, указанных в пункте 1 статьи 34.1 настоящего Закона, гражданам, в отношении которых отсутствуют сведения о среднем заработке по последнему месту работы (службы), исчисленном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, либо сведения о том, что они состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, или не менее 26 недель до увольнения в связи с призывом на военную службу, гражданам, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, гражданам, уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, гражданам, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, гражданам, прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством порядке, гражданам, вышедшим из членов крестьянского (фермерского) хозяйства, гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице, если иное не предусмотрено настоящим Законом.

В силу пункта 2 статьи 33 Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1, действовавшей до 01.01.2024, пособие по безработице гражданам, уволенным в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, с военной службы по призыву в связи с истечением ее срока и состоявшим до увольнения в связи с призывом на военную службу в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, начисляется в размерах, установленных пунктом 1 настоящей статьи, исходя из среднего заработка по последнему месту работы (службы), исчисленного в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Абзацем 6 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.11.2021 № 1909, в редакции действовавшей в спорный период, постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется центрами занятости населения на основании:

заявления в электронной форме, направленного в соответствии с Правилами регистрации граждан, содержащего сведения о том, что зарегистрированный гражданин претендует на признание его безработным;

документов и (или) сведений о действительности паспорта зарегистрированного гражданина, сведений о регистрации по месту жительства, об образовании и (или) о квалификации, о среднем заработке по последнему месту работы (службы), исчисленному в порядке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 14.09.2021 № 1552 «Об утверждении Правил исчисления среднего заработка по последнему месту работы (службы)», о трудовой деятельности зарегистрированного гражданина, о трудовом стаже, а для граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), - о действительности паспорта, сведений о регистрации по месту жительства, об образовании (или) о квалификации.

Указанные документы и (или) сведения запрашиваются центром занятости населения самостоятельно в порядке межведомственного информационного взаимодействия с использованием единой цифровой платформы в соответствии с пунктом 19 Правил регистрации граждан или представляются зарегистрированным гражданином в соответствии с пунктами 20 и 21 Правил регистрации граждан. Документы представляются зарегистрированным гражданином в день его явки в центр занятости населения, дата которой установлена в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил. Центр занятости населения подтверждает получение от зарегистрированного гражданина указанных документов путем направления зарегистрированному гражданину соответствующего уведомления в день представления зарегистрированным гражданином документов.

В случае отсутствия в центре занятости населения документов и (или сведений), необходимых для постановки на регистрационный учет безработных граждан, центр занятости населения направляет зарегистрированному гражданину уведомление не позднее 3 календарных дней до даты явки, установленной в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил, о необходимости представления недостающих документов и (или) сведений.

Согласно пункту 1 статьи 33 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032‑1 пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям (за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, статьях 34, 34.1 и 34.2 настоящего Закона) в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель и признанным в установленном порядке безработными, начисляется в первые три месяца в размере 75 процентов их среднего заработка по последнему месту работы (службы), исчисленного в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в следующие три месяца - в размере 60 процентов указанного заработка. При этом размер пособия по безработице не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.

Пособие по безработице гражданам, уволенным в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, с военной службы по призыву в связи с истечением ее срока и состоявшим до увольнения в связи с призывом на военную службу в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, начисляется в размерах, установленных пунктом 1 настоящей статьи, исходя из среднего заработка по последнему месту работы (службы), исчисленного в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 33 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032‑1).

Согласно пункту 3 статьи 33 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032‑1 размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными, за исключением граждан, указанных в статье 34.2 настоящего Закона, ежегодно определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 14.11.2022 № 2046 на 2023 год для граждан, признанных в установленном порядке безработными, за исключением граждан предпенсионного возраста, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 34.2 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», установлены минимальная величина пособия по безработице в размере 1500 рублей, максимальная величина пособия по безработице в размере 12792 рублей - в первые три месяца периода выплаты пособия по безработице, 5000 рублей - в следующие три месяца периода выплаты пособия по безработице.

Судом установлено, что справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы) истцом при постановке на учет не предоставлялась. Соответствующие сведения не могли быть получены  ответчиком в порядке межведомственного взаимодействия, так как Краснова Е.В. по 31.12.2022 проходила военную службу.

Таким образом, на момент постановки Красновой Е.В. на учет в качестве безработной у ответчика отсутствовали надлежащие сведения о среднем заработке  истца, необходимые для расчета пособия, что в силу пункта 2 статьи 30 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032‑1 позволяло ответчику произвести расчет пособия исходя из его минимального размера.

При этом, вопреки доводам апелляционной жалобы, на момент назначения у ответчика отсутствовали основания для расчета пособия исходя из среднего заработка на основании представленной справки о доходах, выданной войсковой частью по месту службы (л.д. 81), так как указанная справка не содержит достаточных данных для расчета среднего заработка согласно в соответствии с Правилами исчисления среднего заработка по последнему месту работы (службы), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.09.2021 № 1552, действующими в спорный период.

Кроме того, вопреки доводам истца, у ответчика отсутствовали правовые основания для перерасчета размера пособия после предоставления Красновой Е.В. справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы).

Пунктом 4 части 3 статьи 7 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032‑1, действовавшим в спорный период, к полномочиям уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти было отнесено утверждение обязательных правил, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам.

Во исполнение указанной нормы Приказом Минтруда России от 22.02.2019 № 116н утверждены Правила, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам.

Согласно абзацу 1 пункта 14 указанных Правил при поступлении сведений, влияющих на размер и/или сроки выплаты пособия по безработице, центром занятости издается приказ о внесении изменений в приказ о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным и назначении, размерах и сроках выплаты пособия по безработице. Изменения производятся со дня представления указанных сведений.

Учитывая, что на момент предоставления справки о среднем заработке Краснова Е.В. уже была снята с учета в качестве безработной и не являлась получателем соответствующего пособия, а также отсутствие со стороны ответчика какого-либо нарушения при первоначальном назначении пособия, оснований для перерасчета  его размера не имелось.

При таком положении, вопреки доводам апелляционной жалобы, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований Красновой Е.В. о признании отказа в перерасчете пособия по безработице  незаконным и возложения на ответчика обязанности осуществить такой перерасчет.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, не содержат каких‑либо обстоятельств, которые не были предметом исследования суда или опровергали бы выводы судебного решения, а по существу сводятся к иному толкованию действующего законодательства, иной субъективной оценке исследованных доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем на законность и обоснованность состоявшегося судебного постановления не влияют.

При таком положении, решение суда по доводам апелляционной жалобы отмене не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 7 ноября 2023 года, с учетом определения того же суда от 9 января 2023 года об исправлении описки, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Красновой Екатерины Валерьевны – без удовлетворения.        

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Железнодорожный районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи        

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 12.03.2024.