Судебный акт
Перечень
Документ от 28.03.2024, опубликован на сайте 05.04.2024 под номером 111787, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

3а-127/2024

73OS0000-01-2024-000060-90

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

28 марта 2024 года                                                                                 г.Ульяновск

Ульяновский областной суд в составе

судьи  Трифоновой Т.П.,

при секретаре Шапошниковой М.В.,

с участием прокурора Макейкиной Е.В.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску открытого акционерного общества «УльяновскСтройИнвест» о признании недействующим  пункта 7982  Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2024 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области от 28 ноября 2023 года № 278-пр,

 

У с т а н о в и л:

 

28 ноября 2023 года Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области издан приказ № 278-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимости на 2024 год». Указанным приказом определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2024 год». Перечень является  приложением  к приказу.

Истец обратился в Ульяновский областной суд с административным иском о признании недействующим пункта 7982 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2024 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 278-пр от 28 ноября 2023 года.

В обоснование заявленных требований указал на то, что является собственником здания с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***. 

Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером ***, вид разрешенного использования – «под административным зданием с 3х-этажным пристроем».

Включение здания в Перечни произведено незаконно, поскольку оно не отвечает критериям, установленным ст. 378.2 НК РФ.

В связи с  этим истец просил удовлетворить свои требования и взыскать с ответчика расходы по госпошлине в сумме 4500 руб.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечены ОГБУ «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки», а также арендаторы помещений в спорном здании: автономная  некоммерческая организация «Центр социально-правовой и психолого-педагогической поддержки семьи и детства «Родные люди», ООО «Геопроектизыскания», ИП Дегтярева Юлия Ивановна, ООО «Карета», ГУЗ «Ульяновский областной медицинский информационно-аналитический центр», ООО «Лингвасити», ООО «Ризон», ООО «Эврика», АО «Независимая регистраторская компания Р.О.С.Т.», Ульяновская областная коллегия адвокатов «Норма-Адвокат», ИП Ибрагимова Елена Александровна, ОГАУ «Корпорация развития строительства и инфраструктурных проектов Ульяновской области «ДОМ.73», Ассоциация содействия развитию здравоохранения «Медицинская палата Ульяновской области»,  ООО «Промпроект Центр», ООО «ЛЗК», ОГКУ «Ульяновский областной закупочный центр», Долгова Жанна Евгеньевна, Лаушин Дмитрий Сергеевич,  Разенкова Сабина Кямилевна, ООО «Центр ценообразования и экономического анализа».

В судебном заседании представитель административного истца        Романычева Л.В. поддержала заявленные требования.

Представитель Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области Тимофеева И.В., одновременно представляющая также интересы ОГБУ «БТИГКО», в ходе рассмотрения дела пояснила, что изначально здание было включено перечень на основании вида разрешенного использования земельного участка и наименования здания. После проведения в ходе рассмотрения дела обследования здания с целью определения вида его фактического использования было установлено, что площадь помещений, фактически используемых для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, объектов общественного питания, бытового обслуживания, торговых объектов и объектов, доступ к которым не предоставлен,   составляет 13,01% от общей площади здания. В связи с этим Министерство признает исковые требования истца.

Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены.

Суд определили рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав пояснения сторон, заключение прокурора об удовлетворении требований истца, исследовав материалы дела, обозрев инвентарное дело на здание по адресу: ***, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Правительство Ульяновской области является постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Ульяновской области; свои полномочия Правительство Ульяновской области реализует, в том числе посредством издания нормативных правовых актов в форме постановлений (статьи 24, 27 Устава Ульяновской области).

Согласно Указу Губернатора Ульяновской области от 10 декабря 2021 года № 118 «О мерах по совершенствованию деятельности исполнительных органов государственной власти Ульяновской области» с 1 апреля 2022 года образовано Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области (далее – Министерство), в полномочия которого входит определение Перечня объектов недвижимости, указанных в подпунктах 1 и 2 ст. 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, а также определение вида фактического использования зданий (сооружений, строений) и помещений в соответствии с требованиями, предусмотренным п. 9 ст. 378.2 НК РФ (п. 33-34 Положения о Министерстве имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, утверждено Постановлением Правительства Ульяновской области от 27 января 2022 года № 1/51-П).

Во исполнение указанных полномочий Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области издан приказ № 278-пр от 28 ноября 2023 года, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2024 год. 

Приказ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http:/publication.pravo.gov.ru, дата публикации – 29 ноября 2023 года, № публикации 7301202311290001.

Пунктом 7982 приказа в Перечень на 2024 год включено принадлежащее истцу на праве собственности здание с кадастровым номером ***.  

Учитывая вышеприведенные положения законодательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый истцом нормативный правовой акт был принят уполномоченным органом, с соблюдением установленного порядка, в пределах его компетенции, установленной федеральным и региональным законодательством, и в той форме, в которой этот орган вправе принимать нормативные правовые акты, с соблюдением процедуры официального опубликования.

Определяя правомерность включения принадлежащего истцу на праве общей долевой собственности здания в  Перечень, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 374 НК РФ, принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), является объектом налогообложения.

Согласно пункту 1 статьи 375 налогового кодекса РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.

В соответствии с пунктами 3 и 4 указанной статьи административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение, соответственно, офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения либо торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется, соответственно, в целях делового, административного или коммерческого назначения либо предназначено для использования или фактически используется для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения либо предназначено для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение, соответственно, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), либо предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения либо в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения, соответственно, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), либо для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Согласно пункту 7 указанной статьи уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее в настоящей статье - перечень); направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Законом Ульяновской области от 2 сентября 2015 года № 99-ЗО «О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области» установлен и введен в действие на территории Ульяновской области налог на имущество организаций, в том числе определены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, налоговая ставка налога в пределах, установленных главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога, а также предусмотрены налоговые льготы по налогу и основания для их использования налогоплательщиками.

Пунктом 1 статьи 1.1 указанного Закона предусмотрено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.

Согласно статье 1 Закона Ульяновской области от 22 сентября 2017 года № 112-ЗО «О единой дате начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» единой датой начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения является 1 января 2018 года.

В соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

28 сентября 2023 года Постановлением Правительства Ульяновской области № 512-П утверждено Положение о порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как их кадастровая стоимость.

Согласно п. 1.2 указанного Положения мероприятия, направленные на определение вида фактического использования объектов (далее - мероприятия), организуются Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области (далее - уполномоченный орган) и проводятся подведомственным ему областным государственным бюджетным учреждением «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки» (далее - учреждение).

Вид фактического использования объекта определяется в соответствии с методикой, установленной приложением № 1 к настоящему Положению (далее - методика) (п. 1.3 Положения).

Согласно разделу 2 Положения Уполномоченный орган с целью выявления объектов запрашивает информацию о них в органах государственной власти Ульяновской области, органах местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и организациях, располагающих сведениями об объектах и об их фактическом использовании.

Уполномоченный орган по результатам анализа информации, представленной органами государственной власти Ульяновской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и организациями, располагающими сведениями об объектах и их фактическом использовании, в случае обнаружения неполноты или противоречивости содержащихся в указанной информации сведений о наименовании, назначении и (или) разрешенном использовании объектов, а равно отсутствия в ней таких сведений принимает решения об организации проведения мероприятий.

В Методике определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как их кадастровая стоимость (Приложение № 1 к положению) приведены используемые в документе понятия. Так, офис - объект, используемый для административной деятельности, оборудованный стационарными рабочими местами, оргтехникой, средствами связи, используемый преимущественно для непроизводственной сферы деятельности, для размещения административных служб, приема клиентов, хранения и обработки документов и не используемый непосредственно для производства товаров.

Объект бытового обслуживания - объект, оснащенный специализированным оборудованием, предназначенным и (или) фактически используемым для оказания услуг, относящихся к видам экономической деятельности, включенным приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 10 мая 2016 года № 1471 «Об утверждении собирательной классификационной группировки видов экономической деятельности «Бытовые услуги» к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и собирательной классификационной группировки продукции (товаров и услуг) «Бытовые услуги» к Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)» в собирательную классификационную группировку видов экономической деятельности «Бытовые услуги» к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2).

В ходе судебного разбирательства установлено, что истец является собственником здания с кадастровым номером ***, площадью 4339,6 кв.м, расположенного по адресу: *** (ранее ***). Назначение – «нежилое», наименование – «здание».

Изначально данное здание имело кадастровый номер ***, состояло из следующих литер: ***, общая площадь здания составляла 5454,9 кв.м.

Впоследствии здание было снято с кадастрового учета в связи с его разделом на два самостоятельных объекта недвижимости: здания с кадастровым номером *** общей площадью 4339,6 кв.м и здания с кадастровым номером *** общей площадью 1115,3 кв.м.

Здание с кадастровым номером ***, являющееся предметом спора, расположено на земельном участке с кадастровым номером ***, категория земель – «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования – «под административным зданием с 3-этажным пристроем» (л.д.37-54 т.1).

Вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, однозначно не предполагает размещение на нем  административно-делового  или торгового центра.

Таким образом, принадлежащее истцу здание могло быть включено в перечни на основании подпункта 2 пункта 3 ст. 378.2 НК РФ – здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.

В данном случае 20% от общей площади здания – 4339,6 кв.м составляют 867,92 кв.м.

Вместе с тем документы технической инвентаризации при включении здания в перечни ответчиком не исследовались.

Согласно данным технического паспорта на здание площади в нем классифицируются следующим образом: складская, гаражи, учрежденческая, коммунально-бытовая, служебная. При этом к учрежденческой площади отнесены помещения с наименованием «кабинет». К площади коммунально-бытового назначения отнесены помещения с наименованием «спорт. зал».

Наименование помещений в здании следующее:  кабинет, туалет, умывальная, подсобное, лестничная клетка, коридор, шкаф, спорт. зал, вент. камера, раздевалка, комната отдыха, эл. щитовая, раздевалка, сауна, гараж.

Таким образом, документы технического учета безусловно не подтверждают, что не менее 20% общей площади здания предназначено для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры,  торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

С учетом вышеизложенного, здание могло быть включено в перечни, если до издания приказов было установлено, что не менее 20% общей площади здания фактически используется в целях размещения в нем офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры,  торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Вместе  с тем до включения здания в перечни Министерством не производилось его обследование с целью установления вида его фактического использования.

Вид фактического использования здания был проанализирован судом в ходе рассмотрения дела.

Согласно ответу ИФНС России по Ульяновской области в здании по адресу: *** зарегистрированы следующие юридически лица: ***, ***, ООО «Карета», ООО «ЭВРИКА, ***, ***, ***, ООО «Лингвасити», ООО «Ризон», ***, ОГАУ «Корпорация развития и строительства и инфраструктурных проектов Ульяновской области Дом73», ***, ***, ООО «Геопроектизыскания», ***, ООО «Центр ценообразования и Экономического анализа».

Согласно акту обследования здания от 22 марта 2024 года, составленному представителями Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области и ОГБУ «БТИГКО», площадь помещений, фактически используемых для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, объектов общественного питания, бытового обслуживания, торговых объектов и объектов, доступ к которым не предоставлен,   составляет 13,01% от общей площади здания.

С учетом вышеизложенного, оснований для включения здания в Перечень на 2024 год не имелось.

При таких обстоятельствах требований истца подлежат удовлетворению.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим в оспариваемой части, суд принимает во внимание, что административный истец является плательщиком налога на имущество за 2024 год и оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на год, на который утвержден перечень). Признание отдельных положений приказа с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 КАС РФ. Следовательно, оспариваемый административным истцом пункт нормативного правового акта следует признать недействующим с момента его принятия.

На основании ст. 111 КАС РФ в пользу истца подлежат взысканию расходы по госпошлине в сумме 4500 руб.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

административное исковое заявление открытого акционерного общества «УльяновскСтройИнвест» удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия пункт 7982  Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2024 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 278-пр от 28 ноября 2023 года.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в газете «Ульяновская правда».

Взыскать с Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области в пользу открытого акционерного общества «УльяновскСтройИнвест» расходы  по госпошлине в сумме 4500 руб.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                             Трифонова Т.П.

 

Решение изготовлено 4 апреля 2024 года.