Судебный акт
Заключить социальный контракт
Документ от 26.03.2024, опубликован на сайте 05.04.2024 под номером 111833, 2-я гражданская, о признании незаконным отказа в предоставлении государственной социальной помощи наведение индивидуальной предпринимательской деятельности, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0001-01-2023-006203-94

Судья Шабинская Е.А.                                                                  Дело №33а-1442/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                        26 марта 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Коробова Леонида Владимировича на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 15 ноября 2023 года по делу №2а-5615/2023, которым постановлено:

в удовлетворении административного иска Коробова Леонида Владимировича к Министерству социального развития Ульяновской области о возложении обязанности заключить социальный контракт на ведение индивидуальной предпринимательской деятельности в соответствии с представленным проектом отказать.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения представителя Министерства социального развития Ульяновской области Наумовой В.И., не согласившейся с апелляционной жалобой, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

 

Коробов Л.В. обратился в суд с административным иском к Департаменту Министерства социального развития Ульяновской области в г.Ульяновске о возложении обязанности заключить социальный контракт на ведение индивидуальной предпринимательской деятельности в соответствии с представленным проектом.

В обоснование административного иска указал, что 16.12.2022 он обратился в ОГКУ Социальной защиты населения по Железнодорожному району г.Ульяновска с заявлением о заключении социального контракта на ведение предпринимательской деятельности. По результатам рассмотрения данного заявления им получено уведомление от 28.12.2022 об отказе в предоставлении государственной социальной помощи.

Данный отказ он считает незаконным. Согласно уведомлению ему отказано на основании распоряжения Департамента от 23.12.2022 №6819 и протокола комиссии от 23.12.2022 №70 в связи с тем, что величина среднедушевого дохода не превышает величину прожиточного минимума, по причинам, не являющимся независящими, по установленному перечню в приложении, а также в связи с вынесением областной комиссией заключения о невозможности реализации проекта программы социальной адаптации и нецелесообразности заключения социального контракта.

Считает, что представленный им пакет документов полностью соответствовал требованиям. В части величины среднедушевого дохода он представил сведения о том, что является индивидуальным предпринимателем (главой КФХ), однако какого-либо дохода в этом статусе не получает. Что касается выводов областной комиссии о невозможности реализации проекта и нецелесообразности контракта, то они являются необоснованными, поскольку ничем не подтверждены и носят надуманный характер. Предложенный им проект и бизнес-план ведения предпринимательской деятельности основан на проведенном анализе рынка, подтвержден соответствующими расчетами и сметой расходов, которые комиссией не опровергнуты. Причины отказа административным ответчиком надлежащим образом в уведомлении от 28.12.2022 не указаны.

Административный истец просил обязать административного ответчика заключить с ним социальный контракт на ведение индивидуальной предпринимательской деятельности в соответствии с представленным проектом.

К участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Министерство социального развития Ульяновской области, в качестве заинтересованного лица – Областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения Ульяновской области

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Коробов Л.В. не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении его требований.

Указывает, что отсутствие дохода в подготовительный период производственной деятельности индивидуального предпринимателя соответствует понятию «низкооплачиваемая работа». Считает решение о невозможности реализации проекта и нецелесообразности заключения социального контракта немотивированным.

Отмечает, что пропуск процессуального срока для обращения в суд обусловлен тем, что первоначально его административное исковое заявление было возвращено, и после обжалования в вышестоящей инстанции им был направлен новый иск, но уже с нарушением срока. Указывает, что в связи с несвоевременным получением отзыва административного ответчика, он не смог представить суду свои возражения.

В возражениях на апелляционную жалобу Министерство социального развития Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции, кроме представителя Министерства социального развития Ульяновской области, другие лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия с учетом положений ст.150, ч.2 ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения суда в связи со следующим.

В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Условия и порядок назначения и выплаты (предоставления) государственной социальной помощи установлены Положением о порядке назначения и выплаты (предоставления) государственной социальной, в том числе на основании социального контракта, оказываемой за счет средств областного бюджета Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 30.04.2021 № 164-П «Об оказании государственной социальной помощи в Ульяновской области», Порядком предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта, утвержденным приказом Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области от 20.07.2021 № 37-п «Об отдельных вопросах оказания государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта».

Согласно п. 1.2 названного Положения право на получение государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, имеют проживающие на территории Ульяновской области граждане Российской Федерации, величина среднедушевого дохода членов семей которых (совокупного дохода в случае одинокого проживания гражданина) по независящим от них причинам, перечень которых определен в приложении к настоящему Положению, не превышает величину прожиточного минимума, установленного в Ульяновской области для соответствующих социально-демографических групп населения на очередной год.

В силу подп. 1 и 5 п. 2.4 указанного Положения о порядке назначения и выплаты (предоставления) государственной социальной, в том числе на основании социального контракта, оказываемой за счет средств областного бюджета Ульяновской области, основания для отказа в предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта перечислены в пункте 1.19 раздела 1 настоящего Положения. Также основаниями к отказу являются: несоответствие заявителя условиям, установленным пунктом 1.2 раздела 1 настоящего Положения (величина среднедушевого дохода не превышает величину прожиточного минимума по причинам, не являющимися независящими, по установленному перечню в приложении); вынесение областной комиссией заключения о невозможности реализации проекта программы социальной адаптации и нецелесообразности заключения социального контракта.

Как установлено судом, 16.12.2022 Коробов Л.В. обратился в Департамент Министерства социального развития Ульяновской области в г.Ульяновске с заявлением об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта по направлению – осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (л.д. 63-72) и соответствующим пакетом документов.

Указанные документы были рассмотрены на заседании межведомственной комиссии по оказанию государственной социальной помощи.

На основании распоряжения от 23.12.2022 №6819 Департаментом Министерства социального развития Ульяновской области в г.Ульяновске было принято решение от 28.12.2022 №*** об отказе Коробову Л.В. в предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта по следующим причинам: в соответствии с подп. 1 и 5 п. 2.4 раздела 2 Положения о порядке назначения и выплаты (предоставления) государственной социальной, в том числе на основании социального контракта, оказываемой за счет средств областного бюджета Ульяновской области: величина среднедушевого дохода не превышает величину прожиточного минимума по причинам, не являющимися независящими, по установленному перечню в приложении; вынесение областной комиссией заключения о невозможности реализации проекта программы социальной адаптации и нецелесообразности заключения социального контракта.

В соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 30.04.2021 № 164-П «Об оказании государственной социальной помощи в Ульяновской области» решение о предоставлении (об отказе в предоставлении) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, принимается территориальным органом с учетом предложений областной и муниципальной комиссий по рассмотрению вопросов об оказании государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта.

Межведомственная областная комиссия по рассмотрению вопросов об оказании государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, в соответствии с приказом Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области от 20.07.2021 № 37-п «Об отдельных вопросах оказания государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта» рассматривает представленные в установленном порядке заявления и документы граждан о предоставлении государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта; обсуждает условия социального контракта и мероприятия программы социальной адаптации; выносит в отношении каждого конкретного заявителя, учитывая материальное положение, возраст, состояние трудоспособности членов семьи или одиноко проживающего гражданина, трудность жизненной ситуации, нуждаемость в помощи, реализацию возможностей самообеспечения, заключения.

Согласно протоколу заседания областной комиссии по рассмотрению вопроса об оказании государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта от 20.12.2022 № 48 принято решение об отказе Коробову Л.В. в заключении социального контракта по причине невозможности реализации проекта программы социальной адаптации и нецелесообразности заключения социального контракта.

Поскольку областной межведомственной комиссией по рассмотрению вопросов об оказании государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, от 23.12.2022 в отношении Коробова Л.В. принято решение об отказе в предоставлении государственной социальной помощи, административный ответчик, руководствуясь приведенными выше нормами права, обоснованно принял распоряжение от 23.12.2022 №6819 об отказе в предоставлении административному истцу государственной социальной помощи, о чем сообщил Коробову Л.В. в уведомлении от 28.12.2022 (л.д. 20, 89, 90, 91).

Судом верно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно и объективно оценены представленные доказательства, надлежаще применены нормы материального и процессуального права.

Изложенные в апелляционной жалобе доводы направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств, оснований для чего судебная коллегия не усматривает.

Несогласие административного истца с выводом суда о пропуске установленного статьей 219 КАС РФ срока на обращение в суд с административным иском, не нарушает права Коробова Л.В., поскольку его требования рассмотрены судом по существу.

Принятое по делу решение суда является законным и обоснованным.

Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 15 ноября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Коробова Леонида Владимировича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 01.04.2024.