Судебный акт
Об оспаривании отказа в утверждении схемы и предварительном согласовании предоставления земельного участка на праве аренды
Документ от 26.03.2024, опубликован на сайте 05.04.2024 под номером 111835, 2-я гражданская, об оспаривании отказа в утверждении схемы и предварительном согласовании предоставления земельного участка на праве аренды, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0024-01-2023-000654-02

Судья Трифонова А.И.                                                                  Дело №33а-1513/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                        26 марта 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В..

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального учреждения «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 5 декабря 2023 года по делу №2а-1-541/2023, которым постановлено:

административный иск Кузнецовой Надежды Анатольевны удовлетворить.

Признать незаконным отказ муниципального учреждения «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области в предварительном согласовании предоставления на праве аренды земельного участка Кузнецовой Надежде Анатольевне, выраженный в письме от 17 августа 2023 года, исх. №1114.

Возложить на муниципальное учреждение «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области обязанность предварительно согласовать предоставление Кузнецовой Надежде Анатольевне на праве аренды без проведения торгов земельного участка с условным кадастровым номером *** ориентировочной площадью 4092 кв.м, местоположение: Ульяновская область, ***, цель использования – для ведения личного подсобного хозяйства (на полевых участках), согласно приложенной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Взыскать с муниципального учреждения «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области в пользу Кузнецовой Надежды Анатольевны расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб. 

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения Кузнецовой Н.А., не согласившейся с апелляционной жалобой, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

 

Кузнецова Н.А. обратилась в суд с административным иском к муниципальному учреждению «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области (далее - МУ «КУМИЗО МО «Ульяновский район» Ульяновской области) об оспаривании отказа в утверждении схемы и предварительном согласовании предоставления земельного участка на праве аренды.

В обоснование административного иска указала, что 31.07.2023 она обратилась в МУ «КУМИЗО МО «Ульяновский район» Ульяновской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, ориентировочной площадью 4092 кв.м, расположенного по адресу: ***, для ведения личного подсобного хозяйства (на полевых участках). В предварительном согласовании предоставления испрашиваемого участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории административным ответчиком отказано со ссылкой на то, что земельный участок находится на склоне оврага в зоне возможных оползневых процессов. Однако в аналогичных местах сформированы земельные участки с кадастровыми номерами *** Доводы о возможных негативных последствиях предоставления земельного участка носят предположительный характер. Ни Федеральный закон «Об охране окружающей среды», ни Земельный кодекс Российской Федерации не содержат такого основания для отказа в предоставлении земельного участка.

Кузнецова Н.А. просила признать незаконным отказ МУ «КУМИЗО МО «Ульяновский район» Ульяновской области от 17.08.2023, исх. № 1114 в предварительном согласовании предоставления на праве аренды земельного участка; возложить на административного ответчика обязанность предварительно согласовать предоставление ей на праве аренды без проведения торгов земельного участка с условным кадастровым номером ***, ориентировочной площадью 4 092 кв.м, местоположение: ***, цель использования – для ведения личного подсобного хозяйства (на полевых участках), согласно приложенной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области, администрация муниципального образования «Ундоровское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе МУ «КУМИЗО МО «Ульяновский район» Ульяновской области просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.

Указывает, что в соответствии с п.6 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельного участка не должно приводить к вклиниванию, вкрапиванию, изломанности границ, черезполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональное использование и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.

Образуемый земельный участок *** расположен на холмистой местности, характеризуется волнистым характером земной поверхности, образующей неровности (холмы).

Кроме того, в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Ундоровское сельское поселение», утвержденными решением Совета депутатов муниципальное образование «Ундоровское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области от 23.07.2013 №19/7 спорный земельный участок расположен в пределах территориальной зоны СХ-1. Вид разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках» в основных видах градостроительного регламента данной территориальной зоны отсутствует, в связи с чем, земельный участок под испрашиваемую цель не может быть предоставлен.

Также в соответствии с проектом «О внесении изменений в Генеральный план Ундоровского сельского поселения, разработанным в 2019 году ООО «Геоземстрой» по заказу Агентства архитектуры и градостроительства Ульяновской области, испрашиваемый земельный участок будет расположен в территориальной зоне СХ1, где вид разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках» отсутствует в основных видах градостроительного регламента территориальной зоны. Зона сельскохозяйственных угодий в составе земель сельхозназначения выделена для обеспечения правовых условий использования сельхозугодий – пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями. Данный проект прошел публичные слушания и находится на утверждении в Министерстве имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области.

В заседание суда апелляционной инстанции не явились представители административного ответчика и заинтересованных лиц, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия с учетом положений ст.150, ч.2 ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов установлен статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации и включает в том числе: подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; подачу в уполномоченный орган заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»; принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» (подп. 1-3 п.1 ст. 39.14 ЗК РФ).

Согласно подп.2 п.8 ст.39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

В силу п.17 ст.39.15 Земельного кодекса Российской Федерации решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.

Как установлено судом, Кузнецова Н.А., имея намерение в соответствии с подп.15 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса Российской Федерации приобрести в аренду без проведения торгов земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, обратилась 14.08.2023 в МУ «КУМИЗО МО «Ульяновский район» Ульяновской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка *** на праве аренды на срок 20 лет, местоположение: *** площадью 4092 кв.м, с разрешенным использованием «для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках».

Письмом от 17.08.2023 исх. №1114 МУ «КУМИЗО МО «Ульяновский район» Ульяновской области отказало Кузнецовой Н.А. в предварительном согласовании на праве аренды названного земельного участка со ссылкой на то, что из представленной схемы расположения земельного участка усматривается, что образуемый земельный участок находится на склоне оврага в зоне возможных оползневых процессов; формирование и последующее предоставление земельного участка может создать угрозу жизни и здоровью граждан.

Принимая решение об удовлетворении требований Кузнецовой Н.А. о признании незаконным отказа административного ответчика в предварительном согласовании предоставления на праве аренды испрашиваемого земельного участка, суд первой инстанции возложил на МУ «КУМИЗО МО «Ульяновский район» Ульяновской области обязанность предварительно согласовать Кузнецовой Н.А. предоставление на праве аренды без проведения торгов земельного участка с условным кадастровым номером ***, ориентировочной площадью 4092 кв.м, местоположение: *** для ведения личного подсобного хозяйства (на полевых участках), согласно приложенной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

При этом суд пришел к выводу об отсутствии достаточных и объективных доказательств наличия оснований для принятия административным ответчиком оспариваемого отказа, а также несоответствии его содержания нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В ходе рассмотрения дела административным ответчиком в обоснование своей позиции были приведены следующие основания отказа в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка:

расположение образуемого земельного участка на холмистой местности;

нарушение п.6 ст.11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами, то есть, основание, предусмотренное подп. 1 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ;

расположение земельного участка в пределах территориальной зоны СХ-1 зона сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, где согласно проекту «О внесении изменений в Генеральный план Ундоровского сельского поселения, разработанный в 2019 году, вид разрешенного использования «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках» отсутствует в основных видах градостроительного регламента территориальной зоны.

В нарушение требований п.17 ст.39.15 Земельного кодекса Российской Федерации указанные основания не были приведены МУ «КУМИЗО МО «Ульяновский район» Ульяновской области в оспариваемом отказе.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления при недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения.

Судом при принятии решения о восстановлении нарушенных прав административного истца путем возложения на административного ответчика обязанности предварительно согласовать предоставление на праве аренды без проведения торгов испрашиваемого земельного участка не принято во внимание, что административным ответчиком в нарушение приведенных норм земельного законодательства заявление Кузнецовой Н.А. от 31.07.2023 не было рассмотрено надлежащим образом, в отказе не установлены все основания для предварительного согласования предоставления земельного участка на праве аренды либо отказа в таком согласовании. Отказ не содержит нормы права, послужившие основаниями для принятия административным ответчиком решения об отказе в предварительном согласовании административному истцу предоставления на праве аренды земельного участка.

Верховный Суд Российской Федерации в постановлении Пленума от 28.06.2022 № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» обратил внимание судов, что законность оспариваемых решений, действий (бездействия) органов наделенных государственными и иными публичными полномочиями нельзя рассматривать лишь как формальное соответствие требованиям правовых норм; подчеркнул необходимость проверять, исполнена ли органом или лицом, наделенным публичными полномочиями, при принятии оспариваемого решения, совершении действия (бездействии) обязанность по полной и всесторонней оценке фактических обстоятельств, поддержанию доверия граждан и их объединений к закону и действиям государства, учету требований соразмерности (абзацы 3, 5 пункта 17).

Верховный Суд Российской Федерации в пункте 26 названного выше постановления дал разъяснение о том, что, если в соответствии с законом за наделенными публичными полномочиями органом или лицом сохраняется возможность принять то или иное решение по существу вопроса, затрагивающего права, свободы, законные интересы административного истца, суд вправе ограничиться возложением на него обязанности повторно рассмотреть поставленный гражданином, организацией вопрос.

Принимая во внимание приведенные нормы права, установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что у суда первой инстанции при рассмотрении в порядке главы 22 КАС РФ требований Кузнецовой Н.А. о признании незаконным отказа МУ «КУМИЗО МО «Ульяновский район» Ульяновской области от 17.08.2023 исх. №1114 в предварительном согласовании предоставления земельного участка и схемы расположения земельного участка отсутствовали основания для обязания административного ответчика предварительно согласовать предоставление Кузнецовой Н.А. испрашиваемого земельного участка, поскольку административный ответчик при рассмотрении заявления административного истца от 31.07.2023 не привел в отказе фактических обстоятельств, перечисленных в указанных выше нормах земельного кодекса, из которых можно было бы судить о наличии или отсутствии основания для отказа в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка; поставленный в обращении административным истцом вопрос по существу с учетом указанных положений Земельного кодекса Российской Федерации административным ответчиком не рассмотрен; вопреки положениям п. 17 ст. 39.15 ЗК РФ оспариваемое решение не содержит указание на все основания отказа в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка. Отказ административного ответчика является формальным.

Суд не учел, что в отсутствие мотивированного решения и без учета оснований, перечисленных в п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ, суд не может подменять собой орган, уполномоченный на согласование предоставления земельного участка.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что принятое по делу решение суда не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене в соответствии с п.4 ч.2 ст.310 КАС РФ, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права

Решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения о признании незаконным отказа МУ «КУМИЗО МО «Ульяновский район» Ульяновской области от 17.08.2023 исх. №1114, принятого без соблюдения требований п. 17 ст. 39.15 Земельного кодекса российской Федерации.

На МУ «КУМИЗО МО «Ульяновский район» Ульяновской области следует возложить обязанность повторно рассмотреть заявление Кузнецовой Н.А. в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Оснований для удовлетворения требований административного истца об обязании административного ответчика принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в настоящее время не имеется.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 5 декабря 2023 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Административный иск Кузнецовой Надежды Анатольевны удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ муниципального учреждения «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области от 17 августа 2023 года, исх. №1114 в предварительном согласовании Кузнецовой Надежде Анатольевне предоставления земельного участка с условным кадастровым номером ***, ориентировочной площадью 4 092 кв.м, на праве аренды, для ведения личного подсобного хозяйства (на полевых участках), местоположение***

Обязать муниципальное учреждение «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области повторно рассмотреть заявление Кузнецовой Надежды Анатольевны от 31 июля 2023 года (вх. №2021/14.08.23) о предварительном согласовании предоставления земельного участка с условным кадастровым номером ***, ориентировочной площадью 4 092 кв.м, на праве аренды, для ведения личного подсобного хозяйства (на полевых участках), местоположение: ***, на которое предоставить Кузнецовой Надежде Анатольевне мотивированный ответ.

В удовлетворении требований Кузнецовой Надежды Анатольевны об обязании муниципального учреждения «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области предварительно согласовать предоставление земельного участка отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 02.04.2024.