Судебный акт
Перечни
Документ от 04.04.2024, опубликован на сайте 16.04.2024 под номером 111886, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

3а-128/2024

73OS0000-01-2024-000061-87

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

4 апреля 2024 года                                                                                 г.Ульяновск

Ульяновский областной суд в составе

судьи  Трифоновой Т.П.,

при секретаре Шапошниковой М.В.,

с участием прокурора Макейкиной Е.В.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Симол» о признании недействующими:

- пункта 5998 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 245-пр от 11 ноября 2020 года,

- пункта 12 045 Перечня объектов недвижимости имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 214-пр от 29 ноября 2021 года,

- пункта 11 361 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 264-пр от 25 ноября 2022 года,

 

У с т а н о в и л:

 

11 ноября 2020 года Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области  был издан приказ № 245-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год» (далее также приказ № 245-пр).

29 ноября 2021 года Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области издан приказ № 214-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», на 2022 год» (далее также приказ № 214-пр).

25 ноября 2022 года Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области издан приказ № 264-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимости на 2023 год».

Указанными приказами определены Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2021, 2022 и 2023  годы соответственно. Перечни являются  приложениями  к приказам.

Истец обратился в Ульяновский областной суд с административным иском к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании недействующими:

- пункта 5998 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 245-пр от 11 ноября 2020 года,

- пункта 12 045 Перечня объектов недвижимости имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 214-пр от 29 ноября 2021 года,

- пункта 11 361 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 264-пр от 25 ноября 2022 года.

В обоснование заявленных требований указал на то, что является собственником здания с кадастровым номером ***,  расположенного по адресу: ***.  наименование здания – «Офисно-складское здание».

Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером ***, вид разрешенного использования – «под производством».

Включение здания в Перечни произведено незаконно, поскольку оно не отвечает критериям, установленным ст. 378.2 НК РФ.

В связи с  этим истец просил удовлетворить свои требования и взыскать с ответчика расходы по госпошлине в сумме 13 500 руб.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены арендаторы помещений в здании, являющемся предметом спора: ООО Герметизирующие материалы», ООО «Доставкин», ИП Купцов Анатолий Иванович, ООО «Регион Групп», ООО «ТеплоЭнергоКомплект», ООО «Алустон».

В судебном заседании представитель административного истца        Романычева Л.В. поддержала заявленные требования.

Представитель Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области Тимофеева И.В. просила отказать в удовлетворении требования истца. Указала на то, что здание было включено в перечни на основании сведений, поступивших из ЕГРН, по виду разрешенного использования земельного участка и по наименованию здания. Действующим законодательством на Министерство не возложена обязанность по обязательному осмотру объектов недвижимости перед включением их в Перечни. Истец с 2021 года не обращался в Министерство по вопросу установления вида фактического использования принадлежащего ему здания, что свидетельствует о его согласии с включением здания в перечни. Проведенным в ходе рассмотрения дела осмотром здания подтверждено фактическое использование более 20% общей площади здания в целях размещения в нем офисных и торговых помещений.

Заслушав пояснения представителя истца, заключение прокурора об удовлетворении требований истца, исследовав материалы дела, обозрев инвентарное дело на здание по адресу: ***, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Правительство Ульяновской области является постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Ульяновской области; свои полномочия Правительство Ульяновской области реализует, в том числе посредством издания нормативных правовых актов в форме постановлений (статьи 24, 27 Устава Ульяновской области).

Постановлением Правительства Ульяновской области от 16 ноября 2018 года № 25/557-П (ред. от 21 августа 2019 года)  утверждено Положение о Министерстве строительства и архитектуры Ульяновской области.

В соответствии с п. 1.1 указанного Положения  Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области (далее также - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сферах градостроительной деятельности, строительства, промышленности строительных материалов и изделий, земельных отношений, а также региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

Согласно подпункту «а» пункта 33 раздела 2.2 Положения Министерство не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества (далее - перечень).

Во исполнение вышеуказанных полномочий Министерством изданы приказы № 245-пр от 11 ноября 2020 года, 214-пр от 29 ноября 2021 года, которыми утверждены Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 и 2022 годы, соответственно.

Приказ № 245-пр опубликован в газете «Ульяновская правда» от 17 ноября 2020 года № 85 (24.359) и на официальном сайте Министерства https://daig.ulregion.ru.

Приказ № 214-пр опубликован на официальном интернет-портале правовой информации  http:/publication.pravo.gov.ru, дата публикации – 29 ноября 2021 года, № публикации 7301202111290005.

Согласно Указу Губернатора Ульяновской области от 10 декабря 2021 года № 118 «О мерах по совершенствованию деятельности исполнительных органов государственной власти Ульяновской области» с 1 апреля 2022 года упразднено Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области, образовано Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области (далее – Министерство), в полномочия которого входит определение Перечня объектов недвижимости, указанных в подпунктах 1 и 2 ст. 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, а также определение вида фактического использования зданий (сооружений, строений) и помещений в соответствии с требованиями, предусмотренным п. 9 ст. 378.2 НК РФ (п. 33-34 Положения о Министерстве имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, утверждено Постановлением Правительства Ульяновской области от 27 января 2022 года № 1/51-П).

Во исполнение указанных полномочий Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области издан приказ № 264-пр от 25 ноября 2022 года, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год. 

Приказ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http:/publication.pravo.gov.ru, дата публикации – 30 ноября 2022 года, № публикации 7301202211300001.

Пунктом 5998 приказа №245-пр, пунктом 12 045  приказа № 214-пр, пунктом 11 361  приказа № 264-пр в Перечни на 2021, 2022 и 2023 годы включено принадлежащее истцу на праве собственности здание с кадастровым номером ***.

Учитывая вышеприведенные положения законодательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые истцом нормативные правовые акты были приняты уполномоченными органами –Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области, Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, с соблюдением установленного порядка, в пределах их компетенции, установленной федеральным и региональным законодательством, и в той форме, в которой эти органы вправе принимать нормативные правовые акты, с соблюдением процедуры официального опубликования.

Определяя правомерность включения принадлежащего истцу на праве общей долевой собственности здания в  перечни, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 374 НК РФ, принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), является объектом налогообложения.

Согласно пункту 1 статьи 375 налогового кодекса РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.

В соответствии с пунктами 3 и 4 указанной статьи административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение, соответственно, офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения либо торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется, соответственно, в целях делового, административного или коммерческого назначения либо предназначено для использования или фактически используется для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения либо предназначено для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение, соответственно, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), либо предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения либо в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения, соответственно, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), либо для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Согласно пункту 7 указанной статьи уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее в настоящей статье - перечень); направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Законом Ульяновской области от 2 сентября 2015 года № 99-ЗО «О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области» установлен и введен в действие на территории Ульяновской области налог на имущество организаций, в том числе определены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, налоговая ставка налога в пределах, установленных главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога, а также предусмотрены налоговые льготы по налогу и основания для их использования налогоплательщиками.

Статья 1.1 указанного закона на момент принятия приказа № 245-пр предусматривала, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них при условии, что площадь указанных центров и помещений в них составляет 150 и более квадратных метров.

На момент издания приказов № 214-пр и № 264-пр пункт 1 статьи 1.1 указанного закона предусматривал, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (в ред. Закона Ульяновской области от 26 ноября 2021 № 135-ЗО).

Согласно статье 1 Закона Ульяновской области от 22 сентября 2017 года № 112-ЗО «О единой дате начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» единой датой начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения является 1 января 2018 года.

В соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 27 марта 2018 года № 136-П утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организация определяется как их кадастровая стоимость.

Согласно пункту 1.3 указанного Порядка определение Уполномоченным органом вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, документах технического учета (инвентаризации), документах исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, органов местного самоуправления муниципальных образования Ульяновской области  и собственников объектов недвижимости, сведений об объектах недвижимости, размещенных в форме открытых данных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сведений из иных источников информации.

По результатам сбора и анализа указанных сведений Уполномоченный орган принимает решение об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, являющееся основанием для подготовки Перечня.

В случае недостаточности указанных в пункте 1.3 настоящего раздела сведений для определения вида фактического использования здания (строений, сооружений) и помещений Уполномоченный орган организует их обследование (п. 1.4).

При проведении обследования осуществляется визуальный осмотр объектов недвижимого имущества по месту их нахождения (п. 1.5).

В ходе судебного разбирательства установлено, что истец является собственником 2х-этажного здания с кадастровым номером ***, площадью 411,7 кв.м, расположенного по адресу: ***,  назначение – «нежилое», наименование – «офисно-складское здание» (л.д. 17 т.1).

Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером ***, категория земель – «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования – «под производством» (л.д.23-37 т.1). На указанном земельном участке также располагается одноэтажное торгово-производственное здание площадью 1469,2 кв.м, с кадастровым номером ***.

Вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено принадлежащее истцу здание, не предполагает размещение на нем  административно-делового  или торгового центра.

Таким образом, принадлежащее истцу здание могло быть включено в перечни на основании подпункта 2 пункта 3 ст. 378.2 НК РФ – здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.

Вместе с тем документы технической инвентаризации при включении здания в перечни ответчиком не исследовались.

Согласно данным технического паспорта на здание площади в нем классифицируются следующим образом: складская – 157,1 кв.м, учрежденческая – 202,4 кв.м, служебная – 52,2 кв.м. При этом к учрежденческой площади отнесены помещения с наименованием «кабинет» (л.д. 38-47 т.1). Вместе с тем наименование «кабинет» не тожественно наименованию «офис».

Таким образом, документы технического учета безусловно не подтверждают, что не менее 20% общей площади здания предназначено для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры,  торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

С учетом вышеизложенного, здание могло быть включено в перечни, если до издания приказов было установлено, что не менее 20% общей площади здания фактически используется в целях размещения в нем офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры,  торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Вместе  с тем до включения здания в перечни Министерством не производилось его обследование с целью установления вида его фактического использования.

Относительно довода представителя Министерства о том, что действующее законодательство не обязывает Министерство в обязательном порядке проводить осмотр объектов недвижимости до включения их перечень, суд считает необходимым указать следующее. 

Действительно, акты обследования в силу положений главы 6 КАС РФ не могут являться единственно возможными доказательствами по делу.

Вместе с тем, к числу таких доказательств могут быть отнесены лишь те документы и сведения, возможность использования которых в качестве подтверждения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений предусмотрена соответствующим порядком, установленным высшим исполнительным органом государственной власти конкретного субъекта Российской Федерации.

Из анализа вышеприведенного Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 27 марта 2018 года № 136-П (далее - Порядок), следует, что к числу документов и сведений, которые подлежат оценке уполномоченным органом при определении вида фактического использования объекта недвижимости, могут быть отнесены, среди прочих, как документы технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости, так и договоры аренды.

При этом в случае их недостаточности (наряду с иными документами и сведениями, указанными в пункте 1.3 Порядка) для определения вида фактического использования объекта недвижимости уполномоченный орган организует и проводит обследование с составлением акта, форма которого установлена приложением № 1 к Порядку.

Таким образом, объект недвижимости, находящийся на территории Ульяновской области, подлежит включению в перечень по основанию определения вида его фактического использования без составления акта лишь в том случае, если по результатам анализа документов и сведений, указанных в пункте 1.3 Порядка, следует однозначный вывод уполномоченного органа о том, что их достаточно и при этом они с достоверностью подтверждают фактическое использование объекта недвижимости в установленных статьей 378.2 НК РФ целях. В противном случае, при недостаточности названных документов и сведений, наличии в них каких-либо сомнений и противоречий объект недвижимости без проведения обследования и составления акта в перечень по указанному основанию включен быть не может.

В данном случае, как было указано выше, сведений из ЕГРН и документов технического учета было недостаточно для включения спорного здания в перечни на 2021-2023 годы.

В материалы дела истцом представлены следующие договоры аренды, которые действовали в юридически значимые даты (даты утверждения Перечней на 2021 - 2023 годы).

По состоянию на 2021 год в здании располагались следующие организации:

- ООО «Герметизирующие материалы», договор от *** года на 11 месяцев, арендуемая площадь 16,84 кв.м, целевое использование – для размещения персонала по организации и обслуживанию складских помещений, поскольку эта организации арендует склад площадью 150 кв.м в соседнем здании с кадастровым номером ***, по адресу: *** (л.д. 70, 88-93, 94-98 т.1);

- ООО «Доставкин» - договор от *** года, арендуемая площадь 25,6 кв.м, без указания цели аренды. Организация дополнительно арендует склад в здании с кадастровым номером *** по адресу: *** (л.д. 70,107-113, 114-119 т.1);

- ИП Купцов Анатолий Иванович – договор от *** года, арендуемая площадь 15,7 кв.м, цель аренды - для организации розничной торговли *** (л.д. 70, 124-129 т.1);

- ООО «Регион Групп» - договор от *** года на срок 11 месяцев, договор пролонгирован на 2021 год без заключения дополнительных соглашений, расторгнут *** года, арендуемая площадь 18 кв.м, без указания цели аренды, организация арендует также 100 кв.м земельного участка по *** (л.д. 70, 143- 149, 135-142 т.1).

Таким образом, условия аренды в предусмотренных статьей 378.2 НК РФ целях содержатся только в одном договоре  – с ИП Купцовым А.И. Следовательно, без проведения на момент утверждения перечня на 2021 год осмотра здания в расчет могла быть принята только площадь 15,7 кв.м, что менее 20% от общей площади всего здания (20% от площади здания составляют 82,34 кв.м).

По состоянию на 2022 и на 2023 годы в здании располагались следующие организации:

1. ООО «Герметизирующие материалы», договор от *** года на 11 месяцев, продолжил свое действие на 2022 и 2023 год без заключения дополнительных соглашений, арендуемая площадь 16,84 кв.м, целевое использование – для размещения персонала по организации и обслуживанию складских помещений, поскольку организация арендует склад в соседнем здании с кадастровым номером ***, по адресу: *** (л.д. 70, 88-93, 94-98 т.1);

2. ООО «Доставкин» - договор от *** года, договор пролонгирован на 2022 и 2023 годы без заключения дополнительных соглашений, арендуемая площадь 25,6 кв.м, без указания цели аренды, дополнительно организация арендует склад в здании с кадастровым номером *** по адресу: *** (л.д. 70,107-113, 114-119 т.1);

3. ИП Купцов Анатолий Иванович – договор от *** года, договор пролонгирован на 2022 и 2023 годы без заключения дополнительных соглашений, арендуемая площадь 15,7 кв.м, цель аренды - для организации розничной торговли *** (л.д. 70, 124-129 т.1);

4. ООО «ТеплоЭнергоКомплект» - договор  от *** года на срок 11 месяцев, пролонгирован на 2022 и 2023 годы без заключения дополнительных соглашений, арендуемая площадь 18,3 кв.м, цель аренды - для размещения персонала по организации и обслуживанию складских помещений, поскольку данная организация арендует в этом же здании склад площадью 157,1 кв.м (л.д. 70, 155-160 т.1);

5. ООО «Алустон»  - договор от *** на срок 11 месяцев, пролонгирован на 2022 и 2023 годы без заключения дополнительных соглашений, арендуемая площадь 22,7 кв.м, цель аренды - для использования под офис (л.д. 70, 165 т.1).

Таким образом, условия аренды в предусмотренных статьей 378.2 НК РФ целях содержатся только в двух договорах  – с ИП Купцовым А.И. (15,7 кв.м) и ООО «Алустон» (22,7 кв.м). Следовательно, без проведения на момент утверждения перечней на 2022 и 2023 годы в расчет могли быть приняты только площади 15,7 кв.м и 22,7 кв.м (всего 38,4 кв.м), что менее 20% (82,34 кв.м) от общей площади всего здания.

Договоры аренды, не содержащие условия о целевом использовании арендуемых помещений в здании, а также содержащие условие об использовании помещения «для размещения персонала по организации и обслуживанию складских помещений» без проведения на момент утверждения перечней осмотра здания в целях установления вида его фактического использования, не могли быть приняты во вынимание при расчете площади, используемой в целях, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ.

При рассмотрении дела суд оценивает представленные в материалы дела договоры аренды по правилам статьи 84 КАС РФ во взаимосвязи с иными доказательствами (документы технического учета (инвентаризации) здания, сведениями УФНС России по Ульяновской области об отсутствии в ЕГРЮЛ сведений о регистрации юридических лиц в период с 2020-2023 по адресу: ***).  

В соответствии со ст. 213 КАС РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, лежит на органе, принявшем оспариваемый нормативный правой акт.

В данном случае Министерством таких доказательств суду не представлено. Как было указано выше, принадлежащее истцу здание было включено в перечень только на основании сведений из ЕГРН о наименовании здания и виде разрешенного использования земельного участка, на котором оно расположено. Вместе с тем указанных сведений было недостаточно для включения  здания в перечни.

Составленный в ходе рассмотрения дела акт обследования здания от  18 марта 2024 года не может быть принят во внимание в качестве доказательства, подтверждающего правомерность включения здания в перечни на 2021-2023 годы, поскольку отражает фактическое использование здания на момент его осмотра (на 18 марта 2024 года). В данный акт включены, в том числе, площади по договорам с ООО «Регион групп» - договор от *** года, *** - договор от *** года, договор с *** – от *** года. Данные договоры были заключены в 2023 году, в связи с чем не подлежали учету на дату утверждения перечней на 2021, 2022 и 2023 годы.

Также суд отмечает, что включение в перечни на 2021, 2022 и 2023 год на основании акта осмотра от 18 марта 2024 года в качестве офисных помещений,  занимаемых ООО «Герметизирующие материалы», ООО «Доставкин», ООО «ТеплоЭнергоКомплект», является необоснованным, поскольку до 2024 года законодательство Ульяновской области (Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организация определяется как их кадастровая стоимость) не содержало определения понятия «офис». Данное понятие впервые было дано в  Постановлении Правительства Ульяновской области от 28 сентября 2023 года № 512-П «Об утверждении Положения о порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как их кадастровая стоимость» (Приложение № 1  - Методика определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как их кадастровая стоимость).

Учитывая вышеизложенное, оснований для включения принадлежащего истцу здания в перечни на 2021, 2022 и 2023 годы не имелось.

При таких обстоятельствах требований истца подлежат удовлетворению.

Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими в оспариваемой части, суд принимает во внимание, что административный истец является плательщиком налога на имущество за период с 2021 по 2023 год и оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия (на год, на который утвержден перечень). Признание отдельных положений приказов с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 КАС РФ. Следовательно, оспариваемые административным истцом пункты нормативных правовых актов следует признать недействующими с момента их принятия.

На основании ст. 111 КАС РФ в пользу истца подлежат взысканию расходы по госпошлине в сумме 13 500 руб.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Симол» удовлетворить.

Признать недействующими со дня принятия:

- пункт 5998 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 245-пр от 11 ноября 2020 года,

- пункт 12 045 Перечня объектов недвижимости имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 214-пр от 29 ноября 2021 года,

- пункт 11 361 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 264-пр от 25 ноября 2022 года.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в газете «Ульяновская правда».

Взыскать с Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Симол» расходы  по госпошлине в сумме 13 500 руб.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                             Трифонова Т.П.

 

Решение изготовлено 5 апреля 2024 года.