Судебный акт
О возложении обязанности
Документ от 02.04.2024, опубликован на сайте 09.04.2024 под номером 111902, 2-я гражданская, об обязании выдать распоряжение, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0014-01-2023-000379-96

Судья Ханбекова Н.М.                                                                              Дело № 33а-1502/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город  Ульяновск                                                                                          2 апреля 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.

судей Смирновой Ю.В., Васильевой Е.В.

при секретаре  Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Каймакова Ювеналия Александровича на решение Николаевского районного суда Ульяновской области от 19 декабря 2023 года по делу № 2а-1-289/2023, по которому постановлено:      

в удовлетворении административного искового заявления Каймакову Ювеналию Александровичу к  Министерству природных ресурсов и экологии  Ульяновской области об обязании внести дополнение (уточнение)  в распоряжения Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области № 467 и        № 468 от 22.07.2022, указать в п.2  - «Вид разрешенного использования земель, к которому подлежит отнести испрашиваемый земельный участок: код вида разрешенного использования - 2 «Жилая застройка», отказать.

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения  Каймакова  Ю.А. и Каймаковой  Е.А., поддержавших доводы  апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

установила:

Каймаков Ю.А. обратился в суд с административным иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, к Министерству природных ресурсов и экологии  Ульяновской области о возложении обязанности внести дополнения (уточнения)  в распоряжения.

Требования мотивированы тем, что он является собственником двух жилых домов: жилого дома, кадастровый номер ***, расположенного на земельном участке с кадастровым номером ***, общей площадью 976 кв.м, категория   - земли населенных пунктов, адрес - Российская Федерация Ульяновская область, ***, и жилого дома, кадастровый номер  ***,  расположенного  на земельном участке с кадастровым номером ***, общей площадью 1352 кв.м, категория - земли населенных пунктов, адрес - Российская Федерация Ульяновская область, ***.

Вышеуказанные земельные участки выведены из земель лесного фонда, что подтверждено выписками из ЕГРН на данные земельные участки.

По заявлению о предварительном согласовании предоставления земельных участков Министерством природы и цикличной экономики Ульяновской области 22.07.2022 были вынесены распоряжения № 467 и № 468.

В соответствии с данными распоряжениями он осуществил все необходимые работы, указанные в распоряжениях, в результате  земельные участки были сформированы, поставлены на кадастровый учет, категория земель установлена - земли населенных пунктов, но в изменении вида разрешенного использования на данные земельные участки ему было отказано в связи с отсутствием указания вида разрешенного использования земельных участков в тексте распоряжений.

В утвержденной вышеуказанными распоряжениями схеме расположения земельных участков вид разрешенного использования указан - существующая жилая застройка, также в тексте распоряжений указана цель использования - эксплуатация жилого дома, но для изменения вида разрешенного использования этого недостаточно.

Отсутствие указания вида разрешенного использования земельных участков в тексте распоряжений является нарушением требований закона.

12.09.2022 он обратился в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области по вопросу предоставления вышеуказанных земельных участков в собственность.

07.12.2022 ему было отказано  на основании  п.14 ст.39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, так как разрешенный вид  использования земельных участков  «защитные леса» не соответствует целям использования земельных участков  «жилая застройка».

По вопросу изменения вида разрешенного использования вышеуказанных земельных участков он обращался в администрацию муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области и в муниципальное образование «Дубровское сельское поселение» Николаевского района Ульяновской области, однако были получены ответы, что вышеуказанные земельные участки не входят в границы данных муниципальных образований, правообладателем данных земельных участков является Российская Федерация, изменение вида разрешенного использования указанных участков не входит в  их компетенцию.

В настоящее время вышеуказанные участки имеют вид разрешенного использования «защитные леса», а по факту на данных земельных участках расположены жилые дома.

06.06.2023 он обратился в Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области с заявлением, в котором просил исправить допущенное нарушение, а именно внести дополнение (уточнение) в распоряжения № 467 и                № 468 от 22.07.2022, указав в п.2 «вид разрешенного использования земель, к которому подлежит отнести испрашиваемый земельный участок: код вида разрешенного использования - 2 «жилая застройка».

Срок действия  распоряжений № 467 и № 468 от 22.07.2022, указанный в               п.5 данных распоряжений, составляет 2 года, следовательно, они действуют в настоящее время и соответственно Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области имеет полное право  внести дополнение (уточнение) в распоряжения № 467 и № 468 от 22.07.2022, исправив допущенные ранее нарушения.

Бездействие Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области, выразившееся в не предоставлении ему распоряжений о внесении дополнений (уточнений) в распоряжения № 467 и № 468 от 22.07.2022 с указанием вида разрешенного использования земельных участков влечет нарушение его законных прав и законных интересов, а именно создает препятствие  в оформлении земельных участков в собственность либо аренду.

Просил суд обязать административного ответчика внести дополнения (уточнения) в распоряжения Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области № 467 и № 468 от 22.07.2022, указав в п.2  «вид разрешенного использования земель, к которому подлежит отнести испрашиваемый земельный участок: код вида разрешенного использования –           2 «Жилая застройка».

Судом к участию в деле в качестве административного соистца привлечена Каймакова Е.А., которая самостоятельных требований не заявила, в качестве заинтересованных лиц - Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области, администрация муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области, администрация муниципального образования «Дубровское сельское поселение» Николаевского района Ульяновской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Каймаков Ю.А. не соглашается с решением суда, просит его отменить и вынести новое решение об удовлетворении административных исковых требований. В обоснование доводов жалобы указывает на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неверное применение норм материального права, и несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Указывает, что им не заявлялись требования об изменении категории земельных участков, а заявлялось требование о признании незаконным бездействия Министерства природных ресурсов и цикличной экономики Ульяновской области, выразившегося в непредставлении в установленный законом срок ответа на поданное им 06.03.2023 заявление по устранению допущенных нарушений, заключающихся в отсутствии указанного вида разрешенного использования земельных участков

Не соглашается с выводом суда об отсутствии нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, поскольку он не имеет возможности приобрести в собственность или оформить в аренду земельные участки под жилыми домами, полноценно пользоваться данными земельными участками.

В возражениях на апелляционную жалобу Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области,  администрация муниципального образования  «Николаевский район» Ульяновской области просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседание  кроме  Каймакова Ю.А., Каймаковой  Е.А., иные лица, участвующие в деле, не явились,  извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия с учетом положений ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Министерством природных ресурсов  и экологии Ульяновской области распоряжениями  от 22.07.2022 № 467, № 468 утверждены схемы расположения земельных участков на кадастровом плане  территории, имеющей расположение: Ульяновская область, МО *** лесничество, *** участковое лесничество, квартал ***, части выделов 3,4,5,7, площадью 976 кв.м, площадью 1352 кв.м, образуемых из земельного участка с кадастровым номером ***.

В соответствии с п.2 указанных распоряжений установлена категория земель, к которой подлежит отнести испрашиваемые земельные участки: земли населенных пунктов.

Указанными распоряжениями по результатам рассмотрения заявлений Каймакова Ю.А., Каймаковой Е.А. Министерством  природы и цикличной экономики Ульяновской области согласовано предоставление земельных участков в аренду и их образование из состава земельного участка с кадастровым номером ***, относящегося  к землям лесного фонда и находящегося в федеральной собственности, а также изменение их категории и отнесение  к землям населенных пунктов.

Решением Николаевского районного суда Ульяновской области от 21.03.2023 по делу № 2а-1-60/2023  отказано в удовлетворении  административных исковых требований прокурора Николаевского района Ульяновской области в  защиту прав и законных интересов Российской Федерации к Министерству природных ресурсов и экологии Ульяновской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, ГКУ Ульяновской области «Николаевское лесничество» о признании действий по согласованию и выделению земельных участков, их переводе из одной категории земель в другую незаконными, отмене распоряжений, признании незаконной постановки земельных участков на кадастровый учет, возложении обязанностей на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, ГКУ Ульяновской области «Николаевское лесничество», признании бездействия ГКУ Ульяновской области «Николаевское лесничество» по осуществлению надлежащего лесного контроля незаконным.

Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам  Ульяновского областного суда от 11.07.2023,  кассационным определением судебной коллегии по административным  делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции  от 13.02.2024 решение Николаевского районного суда Ульяновской области от 21.03.2023 оставлено без изменения.

При рассмотрении дела суды пришли к выводу о том, что  факт изменения  в ЕГРН категории земельных участков  на «земли  населенных пунктов», при сохранении  вида разрешенного использования «защитные леса», что предусматривает  соблюдение установленных действующим законодательством требований и запретов, не противоречит требованиям земельного и лесного законодательства.

В ЕГРН содержатся актуальные сведения о принадлежащих на праве собственности Российской Федерации земельных участках: 1) о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером ***, расположенном по адресу: Ульяновская область, муниципальное образование *** лесничество, *** участковое лесничество, квартал *** часть выдела 11, квартал 87 выдел 4, части выделов 2,3,5,7,9, категория «земли лесного фонда», вид разрешенного использования «защитные леса», с уточненной площадью 107 672 кв.м;

2) о земельном участке с кадастровым номером ***, расположенном по адресу: Российская Федерация, Ульяновская область,                       ***, категория земель «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «защитные леса», с уточненной площадью 976 кв.м;

3) о земельном участке с кадастровым номером ***, расположенном по адресу: Российская Федерация, Ульяновская область,                     ***, категория земель «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «защитные леса», с уточенной площадью 1352 кв.м.

Земельные участки с кадастровыми номерами *** и *** образованы путем раздела с измененным земельным участком из земельного участка с кадастровым номером ***.

Государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности Российской Федерации на образованные земельные участки осуществлены 27.07.2022.

Отказывая в удовлетворении исковых требований административного  истца, суд первой инстанции   пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований  для удовлетворения  иска.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции.

В отношении земельного участка в соответствии с федеральным законом могут быть установлены один или несколько основных, условно разрешенных или вспомогательных видов разрешенного использования. Любой основной или вспомогательный вид разрешенного использования из предусмотренных градостроительным зонированием территорий выбирается правообладателем земельного участка в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о градостроительной деятельности.  

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Перевод земель или земельных участков из одной категории в другую и (или) изменение основных или вспомогательных видов разрешенного использования, предоставление разрешения на условно разрешенный вид разрешенного использования земельного участка не влекут за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, лиц, в пользу которых установлены сервитут, публичный сервитут, а также лиц, использующих земли или земельные участки по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.

Установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения.

Подготовка и утверждение проекта генерального плана осуществляются в соответствии с требованиями ст.ст.9, 23, 24, 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

В соответствии со ст.23 Градостроительного кодекса Российской Федерации  к генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт.

Материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме содержат, в частности, перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, или исключаются из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования. Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают в том числе границы существующих населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, особо охраняемые природные территории федерального, регионального, местного значения, территории объектов культурного наследия, границы лесничеств, лесопарков.

В соответствии с информацией, предоставленной администрацией муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области, существующим проектом Генерального плана муниципального образования Дубровское сельское поселение Николаевского района Ульяновской области установлено, что земельный участок *** и выделенные Каймаковым  участки *** и *** расположены  вне границ  населенного пункта, в зоне лесов.

В связи  с отсутствием утвержденных в установленном порядке Генерального плана, а значит установленных границ поселка, а также учитывая, что выделенные Каймаковым  вышеуказанные земельные участки находятся вне границ населенного пункта, его отнесение к категории земель населенных пунктов не представляется возможным.

Как правильно указал суд первой инстанции распоряжения Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области от 22.07.2022 № 467 и № 468 о предварительном согласовании предоставления указанных земельных участков Каймакову  Ю.А. не являются документами, устанавливающими границы населенного пункта п.***.

22.09.2023 на заседании Комиссии в целях определения при подготовке проекта генерального плана муниципального образования  Дубровское сельское поселение Николаевского района Ульяновской области границ населенных пунктов образуемых из лесных поселков, а также определения местоположения границ земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, на которые возникли права граждан и юридических лиц, в целях их перевода  из земель лесного фонда в земли населенных пунктов, было рассмотрено предложение относительно местоположения границы поселка ***, с расположенными земельными участками и объектами недвижимого имущества с правами граждан, в целях перевода из земель лесного фонда в земли данного населенного пункта  на  территории: выделов 20,21,22 квартала 75 *** участкового лесничества *** лесничества, выделов 4,5 квартала 86 *** участкового лесничества *** лесничества. Общая площадь земельных участков составляет 9,6 га.

Протокол заседания Комиссии находится на проверке в Министерстве жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области.

Отсутствие  сведений о территориальной зоне, в пределах которой  расположены земельные участки, не позволяют проверить  сведения о виде разрешенного использования земельных участков на предмет их соответствии градостроительному регламенту.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, при установлении судом  данных обстоятельств,  отсутствуют  основания, свидетельствующие о неправомерности  в  действиях (бездействии) административного ответчика.

Административный иск рассмотрен судом исходя из его предмета и оснований в соответствии с положениями ч.1 ст.178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решение суда принято по заявленным административным истцом требованиям.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не влекут отмену оспариваемого решения суда.

Принятое по делу решение является по существу верным. Процессуальных нарушений, служащих основанием для безусловной отмены решения, судом не допущено. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Николаевского районного суда Ульяновской области от 19 декабря       2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Каймакова Ювеналия Александровича - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 05.04.2024.