Судебный акт
Освобождение от взыскания исполнительского сбора
Документ от 02.04.2024, опубликован на сайте 09.04.2024 под номером 111916, 2-я гражданская, об освобождении от уплаты исполнительского сбора, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0011-01-2023-000536-75

Судья Николаева Н.Д.                                                                    Дело №33а-1542/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                        2 апреля 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области на решение Майнского районного суда Ульяновской области от 14 декабря 2023 года по делу №2а-1-452/2023, которым постановлено:

административное исковое заявление Министерства здравоохранения Ульяновской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора и прекращении исполнительного производства удовлетворить частично.

Освободить Министерство здравоохранения Ульяновской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по постановлению о взыскании исполнительского сбора от 15 сентября 2023 года по исполнительному производству *** МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области.

В удовлетворении исковых требований Министерства здравоохранения Ульяновской области к врио начальника отделения – старшему судебному приставу ММОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Аксеновой Анне Николаевне об освобождении от взыскания исполнительского сбора, а также в полном объеме в иске о прекращении исполнительного производства №*** МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области отказать.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., судебная коллегия

 

установила:

 

Министерство здравоохранения Ульяновской области обратилось в суд с административным иском к врио начальника отделения – старшему судебному приставу МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Аксеновой А.Н. об освобождении от взыскания исполнительского сбора и прекращении исполнительного производства, указав, что 15.09.2023 ведущим судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области в адрес Министерства здравоохранения Ульяновской области было направлено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству *** от 12.09.2023, предметом исполнения по которому являлось обязание Министерства обеспечить Миндиахметову Г.И. медицинскими изделиями - ***

Не соглашаясь с взысканием исполнительского сбора, указывает, что Министерство здравоохранения Ульяновской области не является организацией, которая самостоятельно за счет внутренних резервов может исполнить требования исполнительного документа. Для надлежащего исполнения решения суда Министерству необходимо запрашивать у Министерства финансов Ульяновской области дополнительное целевое финансирование. Финансовое обеспечение деятельности Министерства осуществляется за счет средств областного бюджета Ульяновской области. Сослалось на то обстоятельство, что с 2022 года *** оказались в списке запрещенных к импорту товаров.

Административный истец просил освободить Министерство здравоохранения Ульяновской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб., прекратить исполнительное производство №*** от 12.09.2023.

К участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств Столярова Е.А., УФССП России по Ульяновской области, Специализированное отделение судебных приставов по Ульяновской области Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов (СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП России), Главное межрегиональное (специализированное) управление Федеральной службы судебных приставов (ГМУ ФССП России), в качестве заинтересованных лиц – прокурор Майнского района Ульяновской области, Миндиахметова Г.И.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе УФССП России по Ульяновской области просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.

Указывает, что исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться с учетом обеспечения баланса прав и законных интересов взыскателя и должника. При объективной невозможности исполнить решение суда должник по исполнительному производству не был лишен права обратиться в суд с ходатайством об отсрочке исполнения судебного акта, заключить соглашение с взыскателем по исполнительному листу и использовать иные правовые способы. Отсутствие у должника необходимых финансовых возможностей для исполнения решения суда не может служить безусловным основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия с учетом положений ст.150, ч.2 ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения суда в связи со следующим.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц определяет Федеральный закон от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

В соответствии с ч.ч. 11 и 12 ст.30 Федерального закона «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Согласно ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и не предотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (часть 2).

В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей (часть 3).

В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.07.2001 №13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства, следовательно, привлечение должника к ответственности за неисполнение требований исполнительного документа в виде взыскания исполнительского сбора возможно исключительно при наличии признака противоправности в поведении должника.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п.78 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» по смыслу ч.1 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Согласно ч.7 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Таким образом, одним из обстоятельств, имеющим значение для правильного рассмотрения административного иска, является наличие в поведении должника признака противоправности.

Следовательно, для правильного разрешения заявленных требований правовое значение имеет решение вопроса, принял ли должник все зависящие от него меры в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства, имеются ли причины, находящиеся вне его контроля и препятствующие исполнению требований исполнительного документа в срок для добровольного исполнения.

Как установлено судом, решением Майнского районного суда Ульяновской области от 07.08.2023 на Министерство здравоохранения Ульяновской области возложена обязанность обеспечить Миндиахметову Г.И. медицинскими изделиями *** в количестве 2 упаковок по рецептам от 20.04.2023 серии 732360 № 9192 и от 22.05.2023 серии 732360 № 11625. Решение в части обеспечения Миндиахметовой Г.И. медицинскими изделиями подлежало немедленному исполнению (л.д. 151-155).

12.09.2023 в МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области (в настоящее время - СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП России) на основании исполнительного листа серии ФС №*** от 08.08.2023, выданного по данному решению суда, было возбуждено исполнительное производство №*** в отношении должника Министерства здравоохранения Ульяновской области (л.д. 32-34).

В постановлении о возбуждении исполнительного производства должнику установлен срок исполнения – в течение суток с момента получения копии постановления.

Постановление о возбуждении исполнительного производства было вручено Министерству здравоохранения Ульяновской области 13.09.2023.

15.09.2023 судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительный производств УФССП России по Ульяновской области Столяровой Е.А. вынесено постановление о взыскании с Министерства здравоохранения Ульяновской области исполнительского сбора в размере 50 000 руб. в связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в срок для добровольного исполнения (л.д. 36).

Принимая решение об удовлетворении требований административного истца об освобождении от взыскания исполнительского сбора, судом первой инстанции были приняты во внимание установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии со стороны должника виновного неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения.

Судом обоснованно принято во внимание то обстоятельство, что в спорный период имело место увеличение сроков поставок в Россию по контрактам медицинских изделий – ***, что явилось препятствием своевременного исполнения Министерством здравоохранения Ульяновской области решения суда об обеспечении Миндиахметовой Г.И. названными *** по рецептам от 20.04.2023 и от 22.05.2023.

По сообщению главного врача ГУЗ «Майнская районная больница» от 06.12.2023 в связи с отсутствием указанных *** 16.10.2023 произведена замена *** за счет средств Министерства здравоохранения Ульяновской области. *** выписаны и получены Миндиахметовой Г.И. в день получения *** (л.д. 95).

ГУ «Ульяновская государственная аптека» представлены сведения о том, что при обращении Миндиахметовой Г.И. с рецептами на складе отсутствовали ***, совместимые с ***», 17.11.2023 во исполнение решения суда взыскателю были выданы *** для определения уровня *** 30х5 мм №50, ООО МедТехСервис (л.д. 62-63).

В силу указанного судом обоснованно удовлетворены требования Министерства здравоохранения Ульяновской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя от 15.09.2023 *** по исполнительному производству №***

Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что со стороны административного истца отсутствует виновное неисполнение требований исполнительного документа, поскольку им принимались меры, направленные на исполнение решения суда.

Изложенные в апелляционной жалобе доводы направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств, оснований для чего судебная коллегия не усматривает.

Принятое по делу решение является правильным, судом верно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно и объективно оценены представленные доказательства, надлежаще применены нормы материального и процессуального права, регулирующие спорные правоотношения, процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, не допущено.

Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Майнского районного суда Ульяновской области от 14 декабря 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 03.04.2024.