Судебный акт
Перечни
Документ от 25.03.2024, опубликован на сайте 15.04.2024 под номером 111926, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

Дело № 3а-85/2024

73-OS0000-01-2024-000018-22

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

25 марта 2024 года                                                                      город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Трифоновой Т.П.,

при секретаре Шапошниковой М.В.,

с участием прокурора Макейкиной Е.В.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ОАО «Ульяновский научно-исследовательский и проектно-технологический институт машиностроения» о признании недействующими:

- пункта 5782 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 245-пр от 11 ноября 2020 года,

- пункта 11719 Перечня объектов недвижимости имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 214-пр от 29 ноября 2021 года,

- пункта 11052 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 264-пр от 25 ноября 2022 года,

- пунктов 7439, 15883, 15884 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2024 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 278-пр от 28 ноября 2023 года,

 

У С Т А Н О В И Л :

 

11 ноября 2020 года Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области  был издан приказ № 245-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год» (далее также приказ № 245-пр).

29 ноября 2021 года Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области издан приказ № 214-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», на 2022 год» (далее также приказ № 214-пр).

25 ноября 2022 года Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области издан приказ № 264-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», на 2023 год» (далее также приказ № 264-пр).

28 ноября 2023 года Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области издан приказ № 278-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», на 2024 год» (далее также приказ № 278-пр).

Указанными приказами определены Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2021, 2022, 2023 и 2024  годы соответственно. Перечни являются  приложениями  к приказам.

ОАО «Ульяновский научно-исследовательский и проектно-технологический институт машиностроений» (далее также ОАО «УНИПТИМАШ») обратилось в Ульяновский областной суд с административным исковым заявлением к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области (органу исполнительной власти Ульяновской области, в полномочия которого в настоящее время входит определение перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость), в котором просило признать недействующими со дня принятия: пункт 5782 Перечня на 2021 год, утвержденного приказом № 245-пр,  пункт 11719 Перечня на 2022 год, утвержденного  приказом № 214-пр;  пункт 11052 Перечня на 2023 год, утвержденного  приказом № 264-пр;  пункты 7439, 15883, 15884 Перечня на 2024 год, утвержденного  приказом № 278-пр.

В обоснование требований указало, что вышеприведенными пунктами в перечни на 2021, 2022, 2023 и 2024 год (пункт 7439) включено здание с кадастровым номером ***, общей площадью 4 514,5 кв.м, расположенное по адресу: ***.

В 2019 году здание было разделено на 2 самостоятельных помещения с кадастровыми номерами *** и ***, которые были включены в перечни на 2024 год пунктами 15883, 15884 приказа № 278-пр.

Истец считает незаконным включение здания и помещений в перечни, поскольку они не отвечают критериям, установленным ст. 378.3 НК РФ.  Наименование здания – нежилое, оно расположено на земельном участке  с кадастровым номером *** с видом разрешенного использования – «под административным зданием с прилегающей дворовой территорией».   Такой вид разрешенного использования однозначно не предполагает его использование в целях административного и делового управления, а также для размещения объектов торговли и бытового обслуживания.

Технический план здания и помещений не содержит сведений о том, что назначение, разрешенное использование или наименование входящих в состав здания и помещений (как самостоятельных объектов недвижимости) помещений предусматривает размещение в них офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания общей площадью более 20% от общей площади здания.

Мероприятия по обследованию здания с целью определения вида его фактического обследования Министерством не проводились. При таких обстоятельствах оснований для включения здания и помещений в перечни не имелось.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены ООО НПФ «РИТС», ООО «Мостовая», ООО «НБК Экосервис», ООО «Волгофрахт», ООО «Электротех», ООО «Симбирск-подшипник», ООО «ВИРА», ООО «Энергостройсервис», ООО «КТС», ООО «КРАФТ», ООО «Индустрия чистоты», ООО «УЛСК «Демос», ООО «СУ УРП», ООО «КСК» (ООО «Криушинская судоремонтная компания»), ООО «ССК» (ООО «Криушинская судостроительная компания») , ООО «НПО АПМ», ООО «УЛСК «Фобос», ООО «КВТ», ООО «УАПС», ООО «Волгофрахт Лоджистик», ООО «Диалог+», ООО «БАРК», ООО «ИМПУЛЬС», ООО «Возрождение», ООО «ТЭ», ООО «Новые технологии», ООО «Агротех», ООО «Автогрупп», ООО «Эксперт-Энергострой», ООО «Агросфера», ООО «Мирагро», ООО «ЗПСМ «Франке и КО», ООО «Интернет Решение», ООО «Крупный двор», ООО Град Элит», ООО «Профи-М», ООО «Минерал», ООО «Ирбис», ООО Азимут», ООО «СК РЫСЬ», ООО «Тотем», ООО «Металлиард»,  ПАО «МТС», адвокат Николаев Юрий Геннадьевич,  Паймушкина Ирина Валентиновна, Резаев Олег Анатольевич,  Рудько Рамзия Галиевна,  ИП Самойлов А.Н., ООО «СимбирскПринт»,  Трошина Алиса Рузалиновна, Уфимкина Любовь Геннадиевна, ООО «Форвард», ИП Шавкунов В.А., ООО «АМС»,   Белова Лариса Степановна,  адвокат Буранов Георгий Константинович, Ульяновский филиал Академии РАНХиГС, ИП Каталеев Сергей Анатольевич,  Краснова Ирина Михайловна, Ионова Елена Вячеславовна, которые являются арендаторами помещений в здании по ***, в ***, а также ОГБУ «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки» (далее также ОГБУ «БТИГКО»).

В судебном заседании представитель истца Горгиладзе С.Н. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области и ОГБУ «БТИГКО» – Тимофеева И.А.  просила отказать в удовлетворении требований истца.  Указала при этом, что здание и помещения были включены в перечни по виду разрешенного использования земельного участка - «под административным зданием с прилегающей дворовой территорией», здание является административно-деловым центром. Статьей 378.2 НК РФ на Министерство не возложена обязанность проводить осмотр объектов недвижимости перед включением их в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Проекты перечней за 2022-2024 годы были разработаны, затем направлены в орган местного самоуправления в целях оказания ими содействия в формировании перечней, а также были размещены на сайте уполномоченного  органа, информация о разработке проекта перечней была размещена в средствах массовой информации, доведена до уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ульяновской области, Корпорации по развитию предпринимательства  Ульяновской области. Заинтересованными лицами в адрес Министерства были направлены замечания и предложения по проекту в части включения либо исключения из него объектов недвижимого имущества. От истца каких-либо замечаний по перечням не поступало.

С учетом проведенного в ходе рассмотрения дела обследования здания и помещений в целях определения вида фактического их использования Министерство признает требования истца об исключении из перечней на 2021-2024 годы здания с кадастровым номером *** и исключения из перечня на 2024 год помещения с кадастровым номером ***. Помещение с кадастровым номером *** включено в перечень на 2024 год обоснованно, поскольку площадь помещений, фактически используемых для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов и объектов бытового обслуживания составляет 24,41% от общей площади указанного помещения.

Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав пояснения участников процесса, заключение прокурора об удовлетворении требования истца, исследовав материалы дела, обозрев инвентарное дело на здание, суд приходит к следующему. 

Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется в соответствии с положениями главы 21 КАС РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В силу положений подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Правительство Ульяновской области является постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Ульяновской области; свои полномочия Правительство Ульяновской области реализует, в том числе посредством издания нормативных правовых актов в форме постановлений (статьи 24, 27 Устава Ульяновской области).

Постановлением Правительства Ульяновской области от 16 ноября 2018г. № 25/557-П (ред. от 21 августа 2019 года)  утверждено Положение о Министерстве строительства и архитектуры Ульяновской области.

В соответствии с п. 1.1 указанного Положения  Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области (далее также - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сферах градостроительной деятельности, строительства, промышленности строительных материалов и изделий, земельных отношений, а также региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

Согласно подпункту «а» пункта 33 раздела 2.2 Положения Министерство не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества (далее - перечень).

Во исполнение вышеуказанных полномочий Министерством изданы приказы № 245-пр от 11 ноября 2020 года, 214-пр от 29 ноября 2021 года которыми утверждены Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, расположенных на территории Ульяновской области, на 2021 и 2022 годы.

Приказ № 245-пр опубликован в газете «Ульяновская правда» от 17 ноября 2020 года № 85 (24.359) и на официальном сайте Министерства https://daig.ulregion.ru.

Приказ № 214-ПР опубликован на официальном интернет-портале правовой информации  http:/publication.pravo.gov.ru, дата публикации – 29 ноября 2021 года, № публикации 7301202111290005.

В настоящее время полномочия по определению Перечня объектов недвижимости, указанных в подпунктах 1 и 2 ст. 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, а также определение вида фактического использования зданий (сооружений, строений) и помещений в соответствии с требованиями, предусмотренным п. 9 ст. 378.2 НК РФ осуществляет Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области (п. 33-34 Положения о Министерстве имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, утверждено Постановлением Правительства Ульяновской области от 27 января 2022 года № 1/51-П).

25 ноября 2022 года Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области издан приказ № 264-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимости на 2023 год». Приказ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации  http:/publication.pravo.gov.ru, дата публикации – 30 ноября 2022 года, № публикации 7301202111290005.

28 ноября 2023 года Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области издан приказ № 278-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимости на 2024 год». Приказ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации  http:/publication.pravo.gov.ru, дата публикации – 29 ноября 2023 года, № публикации 7301202311290001.

Указанными приказами определены Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2021, 2022, 2023 и 2024  годы соответственно. Перечни являются  приложениями  к приказам.

Пунктом 5782 приказа № 245-пр, пунктом 11 719 приказа № 214-пр, пунктом 11 052 приказа № 264-пр и пунктом 7439 приказа № 278-пр в Перечни на 2021, 2022, 2023 и 2024 годы, соответственно, включено здание площадью 4514,5 кв.м, с кадастровым номером ***, расположенное по адресу: ***. В указанном здании располагаются принадлежащие истцу помещения с кадастровыми номерами *** и ***.

Кроме того, пунктами 15 883 и 15 884 приказа № 278-пр в перечень  на 2024 год включены принадлежащие истцу помещения с кадастровыми номерами *** и ***, находящиеся в здании с кадастровым номером ***, расположенном по адресу: ***.

Учитывая вышеприведенные положения законодательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые истцом нормативные правовые акты были приняты уполномоченными органами - Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области и Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области с соблюдением установленного порядка, в пределах их компетенции, установленной федеральным и региональным законодательством, и в той форме, в которой эти органы вправе принимать нормативные правовые акты, с соблюдением процедуры официального опубликования.

Определяя правомерность включения в перечни здания и двух принадлежащих истцу  помещений, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии со ст. 374 НК РФ, принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), является объектом налогообложения.

Согласно пункту 1 статьи 375 налогового кодекса РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса.

В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В ходе рассмотрения дела установлено, что ОАО «УНИПТИМАШ» является собственником двух помещений: с кадастровым номером ***, площадью 2106,6 кв.м, назначение – нежилое, и помещения с кадастровым номером ***,  площадью  1951,7 кв.м, назначение – нежилое, имущество общего пользования (л.д.207- 216, 217-226 т.5).  Указанные помещения находятся в здании с кадастровым номером ***, площадью 4514,5 кв.м, расположенном по адресу: *** (л.д. 227-240 т.5). Назначение здания – нежилое,  наименование – нежилое здание. Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером *** с видом разрешенного использования – под административным зданием с прилегающей дворовой территорией (***).

Как было указано выше, здание было включено в перечни на 2021, 2022, 2023 и 2024 год.

Оценивая правомерность включения в перечни здания, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение, соответственно, офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения либо торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется, соответственно, в целях делового, административного или коммерческого назначения либо предназначено для использования или фактически используется для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения либо предназначено для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение, соответственно, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), либо предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения либо в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения, соответственно, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), либо для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Пунктам 2 и 7 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, а также перечень указанных объектов недвижимости определяется законом субъекта Российской Федерации после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Законом Ульяновской области от 2 сентября 2015 года № 99-ЗО «О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области» установлен и введен в действие на территории Ульяновской области налог на имущество организаций, в том числе определены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, налоговая ставка налога в пределах, установленных главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога, а также предусмотрены налоговые льготы по налогу и основания для их использования налогоплательщиками.

На момент принятия приказа № 245-пр редакция статьи 1.1 Закона № 99-ЗО предусматривала, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них при условии, что площадь указанных центров и помещений в них составляет 150 и более квадратных метров.

На момент издания приказов 214-пр, 264-пр и 278-пр пункт 1 статьи 1.1 указанного закона предусматривал, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (в ред. Закона Ульяновской области от 26 ноября 2021 № 135-ЗО).

Законом Ульяновской области от 26 ноября 2021 года № 135-ЗО «О внесении изменений в статьи 1.1 и 2 Закона Ульяновской области «О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области» из закона была исключена фраза «при условии, что площадь указанных центров и помещений в них составляет 150 и более квадратных метров». 

Согласно статье 1 Закона Ульяновской области от 22 сентября 2017 года           № 112-ЗО «О единой дате начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» единой датой начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения является 1 января 2018 года.

Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 27 марта 2018г. № 136-П утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организация определяется как их кадастровая стоимость.

Согласно пункту 1.3 указанного Порядка определение Уполномоченным органом вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, документах технического учета (инвентаризации), документах исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, органов местного самоуправления муниципальных образования Ульяновской области  и собственников объектов недвижимости, сведений об объектах недвижимости, размещенных в форме открытых данных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сведений из иных источников информации.

По результатам сбора и анализа указанных сведений Уполномоченный орган принимает решение об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, являющееся основанием для подготовки Перечня.

В случае недостаточности указанных в пункте 1.3 настоящего раздела сведений для определения вида фактического использования здания (строений, сооружений) и помещений Уполномоченный орган организует их обследование (п. 1.4).

При проведении обследования осуществляется визуальный осмотр объектов недвижимого имущества по месту их нахождения (п. 1.5).

Данный Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организация определяется как их кадастровая стоимость, действовал на момент принятии приказов № 245-пр, 214-пр, 264-пр, то есть до 2024 года.

28 сентября 2023 года Постановлением Правительства Ульяновской области № 512-П утверждено Положение о порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как их кадастровая стоимость. Данное Положение применялось при определении перечня на 2024 год. 

В соответствии с п. 1.2 Положения мероприятия, направленные на определение вида фактического использования объектов (далее - мероприятия), организуются Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области (далее - уполномоченный орган) и проводятся подведомственным ему областным государственным бюджетным учреждением «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки».

Согласно п. 1.3 Положения вид фактического использования объекта определяется в соответствии с методикой, установленной приложением № 1 к настоящему Положению (далее - методика).

Согласно разделу 2 Положения уполномоченный орган с целью выявления объектов запрашивает информацию о них в органах государственной власти Ульяновской области, органах местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и организациях, располагающих сведениями об объектах и об их фактическом использовании.

Уполномоченный орган по результатам анализа информации, представленной органами государственной власти Ульяновской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и организациями, располагающими сведениями об объектах и их фактическом использовании, в случае обнаружения неполноты или противоречивости содержащихся в указанной информации сведений о наименовании, назначении и (или) разрешенном использовании объектов, а равно отсутствия в ней таких сведений принимает решения об организации проведения мероприятий.

В Приложении № 1 к Положению – Методика определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как их кадастровая стоимость – приведены понятия:

«торговый объект» - объект, оснащенный оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров;

«офис» - объект, используемый для административной деятельности, оборудованный стационарными рабочими местами, оргтехникой, средствами связи, используемый преимущественно для непроизводственной сферы деятельности, для размещения административных служб, приема клиентов, хранения и обработки документов и не используемый непосредственно для производства товаров;

«объект бытового обслуживания» - объект, оснащенный специализированным оборудованием, предназначенным и (или) фактически используемым для оказания услуг, относящихся к видам экономической деятельности, включенным приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 10 мая 2016 года № 1471 «Об утверждении собирательной классификационной группировки видов экономической деятельности «Бытовые услуги» к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и собирательной классификационной группировки продукции (товаров и услуг) «Бытовые услуги» к Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)» в собирательную классификационную группировку видов экономической деятельности «Бытовые услуги» к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2).

Как следует из позиции ответчика по делу, здание было включено в перечни, исходя из вида разрешенного использования земельного участка, на котором оно расположено. Вместе с тем такой вид разрешенного  использования земельного участка – «под административным зданием с прилегающей дворовой территорией»  безусловно не позволяет отнести здание к административно-деловому центру или торговому центру (комплексу). 

Таким образом, здание могло быть включено в перечни при условии, что не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) предназначено или фактически используется в целях размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), либо в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Из инвентарного дела на здание следует, что здание состоит из ***. Площадь здания по техническому паспорту составляет 4052,70 кв. м (по сведениям ЕГРН -  4514,5 кв.м).  20% от  общей площади здания составляет 810,54 кв.м от площади 4052,70 кв.м, 902,9 кв.м от площади здания 4514,5 кв.м.

Классификация помещений в здании следующая: 31,71 кв.м – торговая (включено помещение с наименованием «магазин»), 103,38 кв.м – производственная площадь, 447,47 кв.м – складская, 1208,18 кв.м. – учрежденческая площадь (включены помещения с наименованием «кабинет», «приемная» ), 33,04 кв.м – буфет, 536,12 кв.м – учебная (включены помещения с наименованием «учебная аудитория», «библиотека), 374,40 кв.м – культурно-бытовая (включены два помещения с наименованием «актовый зал»), 1318,19 кв.м – служебная площадь.

Наименование «кабинет» не является тожественным наименованию «офис». Таким образом, документы технического учета здания не подтверждают, что здание предназначено для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения либо в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, поскольку назначение, наименование и разрешенное использование помещений общей площадью не менее 20% общей площади этого здания в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости не предусматривает размещение, соответственно, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), либо торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Таким образом, здание могол быть включено в перечни при условия фактического использования помещений общей площадью не менее 20% от общей площади здания в целях делового, административного или коммерческого назначения либо в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

До включения здания в перечни его фактическое использование уполномоченным органом не исследовалось.

Фактическое использование здания было проверено в ходе рассмотрения дела.

По сведениям налогового органа, а также с учетом предоставленных истцом договоров аренды в юридические значимые период (с 2021 по 2024 годы) в здании располагались следующие организации, индивидуальные предприниматели и физические лица: ООО НПФ «РИТС», ООО «Мостовая», ООО «НБК Экосервис», ООО «Волгофрахт», ООО «Электротех», ООО «Симбирск-подшипник», ООО «ВИРА», ООО «Энергостройсервис», ООО «КТС», ООО «КРАФТ», ООО «Индустрия чистоты», ООО «УЛСК «Демос», ООО «СУ УРП», ООО «КСК», ООО «ССК», ООО «НПО АПМ», ООО «УЛСК «Фобос», ООО «КВТ», ООО «УАПС», ООО «Волгофрахт Лоджистик», ООО «Диалог+», ООО «БАРК», ООО «ИМПУЛЬС», ООО «Возрождение», ООО «ТЭ», ООО «Новые технологии», ООО «Агротех», ООО «Автогрупп», ООО «Эксперт-Энергострой», ООО «Агросфера», ООО «Мирагро», ООО «ЗПСМ «Франке и КО», ООО «Интернет Решение», ООО «Крупный двор», ООО Град Элит», ООО «Профи-М», ООО «Минерал», ООО «Ирбис», ООО Азимут», ООО «СК РЫСЬ», ООО «Тотем», ООО «Металлиард»,  ПАО «МТС», адвокат Николаев Ю.Г.,  Паймушкина И.В., ИП Резаев О.А., Рудько Р.Г.,  ИП Самойлов А.Н., ООО «СимбирскПринт»,  Трошина А.Р., Уфимкина Л.Г., ООО «Форвард», ИП Шавкунов В.А., ООО «АМС»,   Белова Л.С., адвокат Буранов Г.К., Ульяновский филиал Академии РАНХиГС, ИП Каталеев С.А.,  Краснова И.М., Ионова Е.В. (л.д. 138-139 т.1).

2123,6 кв.м от общей площади здания занимает Ульяновский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», помещения используются в образовательных целях (л.д. 2-13 т.6).

Согласно составленному в ходе рассмотрения дела представителями Министерства акта о фактическом использовании здания  площадь помещений, используемых другими организациями, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами в целях делового, административного или коммерческого назначения либо в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, составляет более 20% от общей площади всего здания, а именно: в целях размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры используется 348,5 кв.м, что составляет 7,72% от общей площади здания. В целях размещения объектов торговли используется 5,61 кв.м, что составляет 0,12% от общей площади здания, в целях размещения объектов бытового обслуживания используется 143,4 кв.м, что составляет 3,17 % от общей площади всего здания. Всего в целях, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ, используется 11,01% от общей площади здания (л.д. 75-77 т.6).

Учитывая вышеизложенное, оснований для включения здания в перечни на 2021-2024 годы не имелось.

Определяя правомерность включения в перечень  на 2024 год принадлежащих истцу помещений, суд исходит их следующего.

Из смысла ст. 378.2 ГК РФ следует, что помещение может быть включено в перечень при условии, что оно располагается в здании административно-делового или торгового центра, либо само помещение отвечает критериям, установленным в подпункте 2 пункта 1 ст. 378.2 НК РФ.

Выше было установлено, что здание по *** не является ни административно-деловым, ни  торговым центром. Следовательно, по данному основанию принадлежащие истцу помещения не могли быть включены в перечень на 2024 год.

Также выше было установлено, что документы технического учета (инвентаризации) также не предусматривают возможность размещения в них офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), либо торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Таким образом, включение помещений с кадастровыми номерами *** и *** в перечень на 2024 год было возможно только при установлении, что 20%  общей площади указанных помещений фактически используется для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Вместе с тем фактическое использование указанных помещений до издания Министерством приказа № 278-пр уполномоченным органом не проверялось, осмотр данных помещений не проводился, договоры аренды помещений в указанных объектах недвижимости у истца не запрашивались.

Фактическое использование помещений с кадастровыми номерами *** и *** было проверено в ходе рассмотрения дела.

Из акта о фактическом использовании помещений от 29 февраля 2024 года, составленного представителями Министерства, следует, что в помещении с кадастровым номером  ***, общей площадью 2106,6 кв.м для целей, указанных в ст. 378.2 НК РФ, используется 1% от общей площади (л.д. 85-88 т.6). В связи с этим представитель Министерства в ходе рассмотрения дела признала требования истца о необоснованности включения указанного помещения в перечень на 2024 год.

Относительно правомерности включения в перечень на 2024 год помещения с кадастровым номером  *** суд приходит к следующему.

Общая площадь указанного помещения составляет 1951,7 кв.м., соответственно,  20% от общей площади помещения составляет 390,34 кв.м.

Как было указано выше, на момент утверждения перечня на 2024 год (28 ноября 2023 года) вид фактического использования помещения уполномоченным органом не исследовался.

Относительно довода представителя Министерства о том, что действующее законодательство не обязывает Министерство в обязательном порядке проводить осмотр объектов недвижимости до включения их перечень, суд считает необходимым указать следующее. 

Действительно, акты обследования в силу положений главы 6 КАС РФ не могут являться единственно возможными доказательствами по делу.

Вместе с тем, к числу таких доказательств могут быть отнесены лишь те документы и сведения, возможность использования которых в качестве подтверждения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений предусмотрена соответствующим порядком, установленным высшим исполнительным органом государственной власти конкретного субъекта Российской Федерации.

Из анализа вышеприведенного Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 27 марта 2018 года № 136-П (далее - Порядок), следует, что к числу документов и сведений, которые подлежат оценке уполномоченным органом при определении вида фактического использования объекта недвижимости, могут быть отнесены, среди прочих, как документы технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости, так и договоры аренды.

При этом в случае их недостаточности (наряду с иными документами и сведениями, указанными в пункте 1.3 Порядка) для определения вида фактического использования объекта недвижимости уполномоченный орган организует и проводит обследование с составлением акта, форма которого установлена приложением № 1 к Порядку.

Таким образом, объект недвижимости, находящийся на территории Ульяновской области, подлежит включению в перечень по основанию определения вида его фактического использования без составления акта лишь в том случае, если по результатам анализа документов и сведений, указанных в пункте 1.3 Порядка, следует однозначный вывод уполномоченного органа о том, что их достаточно и при этом они с достоверностью подтверждают фактическое использование объекта недвижимости в установленных статьей 378.2 НК РФ целях. В противном случае, при недостаточности названных документов и сведений, наличии в них каких-либо сомнений и противоречий объект недвижимости без проведения обследования и составления акта в перечень по указанному основанию включен быть не может.

В данном случае, как было указано выше, сведений из ЕГРН и документов технического учета было недостаточно для включения спорного помещения в перечень на 2024 год.

В материалы дела представлены договоры аренды, которые действовали в юридически значимую  дату (дату утверждения Перечня на 2024 год – 28 ноября 2023 года).

По состоянию на указанную дату в помещении с кадастровым номером *** располагались следующие арендаторы:

- ООО «Импульс», договор от *** года до *** года и далее договор от *** года до *** года (л.д. 184-189 т.2), арендуемая площадь 14,6 кв.м, цель аренды в договоре не указана (л.д. 187 т.2);

- ООО «Волгофрахт Лоджистик», договор от *** года до *** года, арендуемая площадь 18,3 кв.м, цель аренды по договору - под офис (л.д. 144-148 т.2);

- ООО «Эксперт-Энергострой», договор от *** года до *** года, арендуемая площадь 11 кв.м, цель аренды в договоре не указана (л.д. 58- т.4);

- ООО «Волгофрахт», договор аренды от *** года до *** года, арендуемая площадь 21,3 кв.м, цель аренды – под офис (л.д. 139 т.2);

- ООО «Криушинская судоремонтная компания» (ООО «КСК»), договор аренды от *** 2023 года, арендуемая площадь 42,2 кв.м, цель аренды – под офисы (л.д.22 т.3);

- ООО «Криушинская судостроительная компания» (ООО «ССК»), договор аренды от *** года до *** года, арендуемая площадь 11 кв.м, цель аренды – под офис (л.д. 200 т.3);

- ООО «Энергостройсервис», договор аренды от *** года на срок до *** года, арендуемая площадь 32,8 кв.м, цель аренды – под офис (л.д. 108 т.4);

- ООО «Экосервис», договор аренды от *** года до *** года, арендуемая площадь 5 кв.м, цель аренды в договоре не указана (л.д. 52 т.4);

- ООО «СУ Ульяновского речного порта» (ООО «СУ УРП»), договор аренды от *** года до *** года, арендуемая площадь5 кв.м, цель аренды не указана (л.д. 215 т.3); 

- НПО «Автопромеханизация», договор аренды от *** года до *** года, арендуемая площадь – 5 кв.м, цель аренды не указана (л.д. 26 т.2);

- ООО « УлСК «Демос», договор аренды от *** года до *** года, арендуемая площадь 5 кв.м, цель аренды не указана (л.д. 160 т.2);

- ООО «Форвард», договор аренды от *** года до *** года, арендуемая площадь 33,8 кв.м, цель аренды – под офис (л.д. 10 т.4), договор аренды от *** года по *** года, арендуемая площадь 32,3, цель аренды – под офис (л.д. 23-25 т.4);  

- «ООО «Индустрия чистоты», договора аренды от *** года до *** года, арендуемая площадь 5 кв.м, цель аренды не указана (л.д. 202 т.2);

- ООО «Диалог+», договор аренды от *** года до *** года, арендуемая площадь 18 кв.м, цель аренды не указана (л.д. 172 т.2);

- ИП Самойлов А.Н., договор аренды от *** года до *** года, арендуемая площадь 26,6 кв.м, из которых 5,61 кв.м – торговая площадь (л.д. 129 т. 3);

- ООО «СимбирскПринт», договора аренды от *** года до *** года, арендуемая площадь 20,7 кв.м, цель аренды – под мастерскую (л.д. 170 т.3), договор аренды от *** года до *** года, арендуемая площадь 20 кв.м, цель аренды – под склад (л.д. 182 т.3);

- ИП Каталеев С.А., договор аренды от *** года до *** года, арендуемая площадь 21 кв.м, цель аренды не указана (л.д. 230 т.2); 

- ИП Краснова И.М., договор аренды от *** года до *** года, арендуемая площадь  10,8 кв.м, цель аренды – под парикмахерскую (л.д. 242 т.2);

- физическое лицо Рудько Р.Г., договор аренды от *** года до *** года, арендуемая площадь 10,8 кв.м, цель аренды – под парикмахерскую (л.д. 120 т.3);

- физическое лицо Белова Л.С., договор аренды от *** года до *** года, арендуемая площадь 21,6 кв.м, цель аренды – под ногтевой сервис (л.д. 91 т.2);

- физическое лицо Ионова Е.В., договор аренды от *** года до *** года, арендуемая площадь 18,5 кв.м, цель аренды – под мастерскую (л.д. 218 т.2);

-  ИП Резаев О.А., договор аренды от *** года до *** года, арендуемая площадь 14,6 кв.м, цель аренды в договоре не указана (л.д. 93 т.3);

- физическое лицо Трошина  А.Р., договор аренды от *** года до *** года, арендуемая площадь 27 кв.м, цель аренды в договоре не указана (л.д. 224 т.3).

Таким образом, правомерность включения в перечень на 2024 года могли подтверждать только договоры аренды, содержащие условия о целевом использовании помещений в соответствии со ст. 378.2 НК РФ.

Площадь помещений, фактически используемых для размещения офисов, торговых объектов и объектов бытового обслуживания составляет: 18,3 кв.м (ООО «Волгофрахт Лоджистик») + 21,3 кв.м (ООО «Волгофрахт») + 42,2 кв.м («Криушинская судоремонтная  компания») + 11 кв.м (ООО «Криушинская судостроительная компания») + 32,8 кв.м (ООО «Энергостройсервис») + 33,8 кв.м + 32,3 кв.м (ООО «Форвард») + 5,61 кв.м (ИП Самойлов А.Н.) + 10,8 кв.м (ИП Краснова И.М.) + 10,8 кв.м (Рудько Р.Г.) + 21,6 кв.м (Белова Л.С.), всего 218,91 кв.м, что менее 20% (390,34 кв.м) от общей площади помещения с кадастровым номером ***. 

В ходе рассмотрения дела по заданию суда Министерством было проведено обследование помещения с кадастровым номером *** с целью определения вида его фактического использования.

Согласно акту о фактическом использовании помещения от 29 февраля 2024 года для размещения офисов используется 327,6 кв.м, (что составляет 16,78%) от общей площади всего помещения с кадастровым номером ***; для размещения торговых объектов используется 5,61 кв.м, что составляет 0,29% от общей площади помещения; для размещения объектов бытового обслуживания используется 143,3 кв.м, что составляет 7,34% от общей площади помещения. Всего для целей, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ, используется 476,51 кв.м, что составляет 24,41% от общей площади помещения с кадастровым номером *** (л.д. 89-96 т.6).

При этом в офисную площадь Министерством включены следующие помещения:

На ***: *** площадью 11 кв.м, арендатор ООО «Импульс», в договоре площадь указана 14,6 кв.м, цель аренды не указана (л.д. 184-189 т.2);

*** площадью 18,3 кв.м, арендатор ООО «Волгофрахт Лоджистик», цель аренды по договору - под офис (л.д. 144-148 т.2);

*** площадью 11 кв.м, арендатор ООО «Эксперт-Энергострой», в договоре цель аренды не указана (л.д. 58 т.4),

На ***: *** площадью 21,3 кв.м.  арендатор ООО «Волгофрахт», цель аренды по договору – под офис (л.д. 139 т.2); 

*** площадью, соответственно 10,5 16,5, 11,9 кв.м (всего 38,98 кв.м) – арендатор ООО «Криушинская судоремонтная компания», по договору цель аренды под офис (л.д.22 т.3);

*** площадью 11 кв.м, арендатор ООО «Криушинская судостроительная компания», цель аренды по договору – под офис (л.д. 200 т.3);

*** площадью 32,8 кв.м, арендатор ООО «Энергостройсервис», цель аренды по договору – под офис (л.д. 108 т.4);

*** площадью 31,6 кв.м, *** площадью 32,5 кв.м, *** площадью 24,8 кв.м (всего 88,9 кв.м) – находится в пользовании ОАО «УНИПТИМАШ». При этом помещение *** арендуют ООО «Экосервис», по договору занимает 5 кв.м, цель аренды в договоре не указана (л.д. 52 т.4); ООО «СУ Ульяновского речного порта» - по договору арендует 5 кв.м без указания цели аренды (л.д. 215 т.3),  НПО «Автопромеханизация» - по договору арендует 5 кв.м, без указания цели аренды (л.д. 26 т.2), ООО « УлСК «Демос» - по договору арендует 5 кв.м, без указания цели аренды (л.д. 160 т.2);

*** площадью 33,8 кв.м и *** площадью 32,3 кв.м. - арендатор ООО «Форвард», цель аренды в договоре – под офис (л.д. 10, 23-25 т.4).  

***  площадью 12,5 кв.м, арендатор «ООО «Индустрия чистоты», по договору арендует 5 кв.м, фактически занимает все помещение площадью 12,5 кв.м, цель аренды не указана (л.д. 202 т.2);

***  площадью 15,8 кв.м, арендатор - ООО «Диалог+», в договоре указана площадь 18,0 кв.м без указания цели аренды (л.д. 172 т.2).

В торговую площадь Министерством включено помещение на *** *** площадью 5,61 кв.м, арендатор ИП Самойлов А.Н., по договору цель аренды – под торговую площадь (л.д. 129 т.3).

Под объекты бытового  обслуживания Министерством включены помещения: в цокольном этаже  - *** площадью 20,7 кв.м – арендатор ООО «СимбирскПринт», по договору цель аренды – под мастерскую (л.д. 170 т.3);

*** площадью 20,9 кв.м, арендатор ИП Каталеев С.А., в договоре цель аренды не указана, фактически производится ремонт компьютеров и электронной бытовой техники  (л.д. 230 т.2); 

***  площадью 21,6 кв.м, арендаторы  ИП Краснова И.М. (л.д. 242 т.2) и Рудько Р.Г. (л.д. 120 т. 3), по договору цель аренды – под парикмахерскую; 

*** площадью 21,6 кв.м, арендатор - физическое лицо Белова Л.С., в договоре цель аренды не указана, фактически - ногтевой сервис (л.д. 91 т.2);

***  площадью 16,9 кв.м, арендатор – физическое лицо Ионова Е.В., в договоре указана площадь 18,5 кв.м, цель аренды - под мастерскую (л.д. 218 т.2), фактически проводит мастер-классы. 

*** и *** по 7,3 кв.м каждое, всего 14,6 кв.м, арендатор  -  ИП Резаев О.А., цель аренды в договоре не указана,  фактически производит ремонт обуви (л.д. 93 т.3, л.д. 141 т.5):

*** площадью 14,4 кв.м. и *** площадью 12,6 кв.м,  всего 27 кв.м, арендатор физическое лицо Трошина  А.Р., в договоре цель аренды не указана, фактически -*** (л.д. 224 т.3).

Из акта осмотра следует, что частично имеет место различие между арендуемой площадью, указанной с договорах аренды, и  фактически используемой арендаторами.

Из вышеперечисленных позиций истец не согласен с включением в расчет в качестве офисных помещений *** и *** общей площадью 88,9 кв.м, занимаемых ОАО «УНИПТИМАШ». Указывает на то, что они используются для размещения сотрудников ОАО «УНИПТИМАШ», в связи с чем не могут быть отнесены к офисным помещениям. 

ООО «Экосервис», ООО «СУ Ульяновского речного порта», НПО «Автопромеханизация», ООО « УлСК «Демос» фактически в *** не располагаются, а арендуют каждое по 5 кв.м в указанном помещении с целью получения почтовой корреспонденции.

В данном случае суд соглашается с позицией истца, поскольку фактическое использование *** вышеперечисленными организациями в ходе рассмотрения дела не установлено.

Использование *** и *** для размещения сотрудников  ОАО «УНИПТИМАШ» под понятие «офисного» помещения не подпадает, поскольку данные помещения используются для осуществления обществом своей уставной деятельности, к которой, в частности, относятся научные исследования и разработки в области естественных и технических наук (прочие). 

Также истец не согласен с включением в расчет как используемой для размещения объектов бытового обслуживания площади, арендуемой         Ионовой Е.В. под мастерскую.

Суд также соглашается с позицией истца, поскольку в ходе рассмотрения дела было установлено, что в данном помещении Ионова Е.В. проводит мастер-классы по декорированию старой мебели, индивидуальным предпринимателем не является.

Данный вид деятельности не подпадает под понятие «бытовое обслуживание», которое приведено в «ГОСТ Р 57137-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Бытовое обслуживание населения. Термины и определения» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 11.10.2016 N 1356-ст) (бытовое обслуживание населения: Отрасль экономики, состоящая из предприятий различных организационно-правовых форм собственности и индивидуальных предпринимателей, занимающихся оказанием бытовых услуг (выполнением работ).

Бытовая услуга: Услуга, связанная с удовлетворением конкретной бытовой потребности индивидуального клиента (заказчика) или группы клиентов.

Результат бытовой услуги: Результат деятельности исполнителя бытовой услуги, направленный на удовлетворение потребности индивидуального клиента или группы клиентов).

Данный вид деятельности можно отнести к образовательной деятельности.

Истец также не согласен с включением в расчет как используемой в целях размещения объекта бытовых услуг площади, занимаемой ООО «СимбирскПринт» (*** площадью 20,7 кв.м,  по договору цель аренды – под мастерскую (л.д. 170 т.3).

В ходе рассмотрения дела установлено, что основным видом деятельности ООО «СимбирскПринт» является ремонт компьютеров и периферийного компьютерного оборудования код по ОКВЭД ОК 029-2014 (КДУС ред.2) 95.11 (л.д. 151-152 т.5),  данная деятельность в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 24 ноября 2016 года № 2496-р «Об утверждении кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, и кодов услуг в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам» относится к бытовым услугам.

Из фотоматериалов в сети «Интернет» (скрншот в материалах дела) следует, что ООО «СимбиркПринт» производит ремонт и продажу оргтехники (компьютеры, принтеры, картриджи).

Согласно ответу УФНС России по Ульяновской области (л.д. 1 т.6) по *** за ООО «СимбиркПринт» зарегистрирована контрольно-кассовая техника.

С учетом вышеизложенного площадь помещений, фактически используемых для размещения офисов, торговых объектов и объектов бытового обслуживания составляет: 476,51 кв.м (по акту осмотра) – (31,6 кв.м +32,5 кв.м + 24,8 кв.м ООО «УНИПТИМАШ») – 16,9 кв.м (Ионова Е.В.) (л.д. 89-95 т.6)= 370,71 кв.м, что  составляет  18,99% от общей площади помещения с кадастровым номером ***.

Учитывая вышеизложенное, оснований для включения принадлежащего истцу помещения с кадастровым номером *** в Перечень на 2024 год не имелось.

При таких обстоятельствах требований истца подлежат удовлетворению.

Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими в оспариваемой части, суд принимает во внимание, что административный истец является плательщиком налога на имущество за 2021 – 2024 годы, и оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия (действуют на один год), признание отдельных положений приказов с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 КАС РФ.

Следовательно, оспариваемые административным истцом пункты нормативных правовых актов следует признать недействующими с момента их принятия.

На основании ст. 111 КАС РФ в пользу истца подлежат взысканию расходы по госпошлине в сумме 18 000 руб.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

административное исковое заявление ОАО «Ульяновский научно-исследовательский и проектно-технологический институт машиностроения» удовлетворить.

Признать недействующими со дня принятия:

- пункт 5782 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 245-пр от 11 ноября 2020 года,

- пункт 11719 Перечня объектов недвижимости имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 214-пр от 29 ноября 2021 года,

- пункт 11052 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 264-пр от 25 ноября 2022 года,

- пункты 7439, 15883, 15884 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2024 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 278-пр от 28 ноября 2023 года.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в газете «Ульяновская правда».

Взыскать с Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области в пользу открытого акционерного общества «Ульяновский научно-исследовательский и проектно-технологический институт машиностроения» расходы по оплате госпошлины  в сумме 18 000 руб. 

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                             Трифонова Т.П.

 

Решение изготовлено  3 апреля 2023 года.