Судебный акт
О капитальном ремонте жилого помещения
Документ от 26.03.2024, опубликован на сайте 12.04.2024 под номером 111959, 2-я гражданская, об обязывании администрации МО Цильнинский район организовать и провести ремонт жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0024-03-2023-000623-92

Судья Данилина А.В.                                                                          Дело № 33-1411/2024

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  26 марта 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Колобковой О.Б.,

судей Камаловой Е.Я., Старостиной И.М.,

при секретаре Дементьевой Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации МО «Цильнинский район» Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 4 декабря 2023 года по гражданскому делу №2-3-504/2023, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Цильнинского района Ульяновской области в защиту прав и законных интересов Дубовой Маргариты Федоровны, Дубова Сергея Николаевича к администрации МО «Цильнинский район» Ульяновской области об обязании организовать и провести ремонт жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности  удовлетворить. 

Обязать администрацию муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области организовать и провести ремонт жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности МО «Цильнинский район», расположенного по адресу: *** согласно локальной смете  *** а именно организовать  и провести работу по ремонту кровельного покрытия, оконных рам, напольного покрытия, устроить отмостку по периметру квартиры *** капитальный ремонт фундамента, стен дома, в жилом помещении по адресу: *** в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

 

Заслушав доклад судьи Камаловой Е.Я., пояснения представителя администрации МО «Цильнинский район» Сергеева А.Г., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

установила:

 

прокурор Цильнинского района Ульяновской области обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов Дубовой М.Ф. и Дубова С.Н. к администрации МО «Цильнинский район» Ульяновской области об обязании организовать и провести ремонт жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности.

В обосновании иска указано, что в ходе проведенной прокуратурой Цильнинского района проверки установлено, что 25.07.2016 между Дубовой М.Ф. и Управлением муниципальным имуществом и по земельным отношениям администрации МО «Цильнинский район» заключен договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: *** находящегося в муниципальной собственности муниципального образования «Цильнинский район».

Администрацией муниципального образования в нарушение требований действующего законодательства, каких-либо мер, направленных на организацию ремонта и содержание данного жилого помещения, относящегося к муниципальной собственности, не принимается.

Между тем, в жилом помещении, предоставленном семье Дубовых по договору социального найма, требуются: отмостка по периметру квартиры ***, капитальный ремонт фундамента, стен дома, и сеней и кровли сеней, ремонт оконных блоков, остекление. Строительство муниципального жилья на территории муниципального образования не ведется. Денежные средства на указанные цели в бюджете муниципального образования не предусмотрены.

Выявленные нарушения подтверждаются результатами проведенной проверки и составленным по ее результатам актом экспертного исследования помещения в период с 08.09.2020 по 25.09.2020 *** О*** Отсутствие со стороны администрации мер по организации надлежащего содержания муниципального жилья нарушает жилищные права Дубовой М.Ф., которой указанное жилье предоставлено в качестве меры социальной поддержки.

Просил суд обязать администрацию муниципального образования «Цильнинский район» организовать и провести ремонт жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности МО «Цильнинский район» и расположенного по адресу: *** согласно имеющемуся акту экспертного исследования О*** а именно организовать и провести работу по ремонту кровельного покрытия, оконных рам, напольного покрытия, устроить отмостку по периметру квартиры ***, капитальный ремонт фундамента, стен дома, в жилом помещении по адресу: *** в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Управление муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации МО «Цильнинский район» Ульяновской области (далее - УМИЗО администрации МО «Цильнинский район» Ульяновской области), МУ Администрация МО «Большенагаткинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области, Совет депутатов МО «Цильнинский район» Ульяновской области.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе администрация МО «Цильнинский район» Ульяновской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.

В обоснование доводов жалобы указывает, что в соответствии с пп. 16, 19    п. 2.1 раздела 2 Положения об Управлении муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации МО «Цильнинский район» Ульяновской области (далее- Управление) к полномочиям Управления отнесено осуществление управления и распоряжения муниципальным имуществом от имени муниципального образования «Цильнинский район».

Отмечает, что заказчиком на изготовление локальной сметы *** по ремонту жилого дома по адресу: ***, является именно Управление, а не администрация МО «Цильнинский район» Ульяновской области. Кроме того, при формировании бюджета МО «Цильнинский район» именно Управление подает заявки на финансирование данных мероприятий.

Указывает, что Управление муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации МО «Цильнинский район» Ульяновской области является самостоятельным юридическим лицом и несет ответственность по своим обязательствам.

Считает, что судом не приняты во внимание доводы представителя администрации о том, что ремонт оконных рам относится к текущему, а не к капитальному ремонту, а также тот факт, что в судебном заседании Дубов С.Н. пояснил, что фактически фундамент под домом и отмостка отсутствуют. Дом установлен на деревянных столбиках, отмостки никогда не было, соответственно судом не установлено, что подлежит ремонту  при их отсутствии.

Полагает, что проведение ремонта вышеуказанных частей жилого дома может повлечь нецелевое расходование бюджетных средств.

Кроме того, отмечает, что судом не принят во внимание тот факт, что Дубов С.Н. не проводил текущего ремонта спорного жилого помещения, что могло привести к разрушению несущих частей жилого дома.

Считает, что судом необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства о проведении дополнительного осмотра спорного жилого дома, с целью установления наличия фундамента и отмостки.

В возражениях относительно апелляционной жалобы прокурор Цильнинского района Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

На основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений, суд апелляционной инстанции приходит  к следующему.

В силу пункта 3 части 2 статьи 65 Жилищного кодекса Российской Федерации наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 681 Гражданского кодекса Российской Федерации капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения.

В соответствии со статьей 676 Гражданского кодекса Российской Федерации наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении.

В соответствии со статьями 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

Как  установлено в  судебном  заседании, между Дубовым С.Н. и  администрацией МО «Большенагаткинское сельское поселение» 09.06.2009  заключен договор *** социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда о предоставлении Дубову С.Н.  изолированного жилого помещения, находящегося в муниципальной  собственности, состоящего из 1 комнаты в квартире по адресу: ***

25.07.2016 между Управлением муниципальным имуществом и по земельным отношениям администрации МО «Цильнинский район» Ульяновской области, действующим от имени собственника жилого помещения МО «Цильнинский район», и Дубовой М.Ф. заключен договор *** социального найма жилого помещения.

Согласно данному договору, в жилое помещение, расположенное по адресу: *** кв. 1, совместно с нанимателем Дубовой М.Ф. вселились Дубов С.Н. (супруг), Д*** Д***

В обязанности наймодателя, согласно п. 5 договора, входит осуществление капитального ремонта жилого помещения.

В обязанности нанимателя, согласно п.4 договора, входит обязанность производить текущий ремонт занимаемого жилого помещения.

Согласно справке, выданной МО «Большенагаткинское сельское посещение» Цильнинского района Ульяновской области от 21.04.2021, в квартире *** зарегистрированы Дубов С.Н., его супруга Дубова М.С., д*** с***

Дубов С.Н. обратился в прокуратуру Цильнинского района Ульяновской области с заявлением о проведении проверки о длительном отсутствии ремонта в квартире ***, находящемся в аварийном состоянии и выделении недостаточного финансирования на капитальный ремонт спорного жилого помещения.

Прокуратурой Цильнинского района Ульяновской области 31.08.2023 внесено представление об устранении нарушений закона, в которой указано, что ***

Прокуратурой установлено, что в квартире *** необходим ремонт, рекомендованный перечень работ приведен  в графе 9 таблицы 1 акта экспертного исследования  №*** также указано, что техническое состояние фундамента и стен дома неудовлетворительное, данная квартира не соответствует нормативным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.

Из дела следует, что по заказу УМИЗО администрации МО «Цильнинский район» Ульяновской области О*** подготовлена локальная смета *** по ремонту жилого дома по адресу: *** а именно ремонту кровли, оконных проемов, напольного покрытия, устройству отмостки,  ремонту фундамента, стен.

В соответствии с  п. 1, 2, 3, 5 ч.4 ст. 37  устава муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области, принятого решением Совета депутатов муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области от 24.04.2014 *** администрация МО «Цильнинский район» Ульяновской области  решает вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности МО «Цильнинский район» Ульяновской области; решает вопросы создания и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, финансирования муниципальных учреждений; от имени МО «Цильнинский район» субсидиарно отвечает по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивает их исполнение в порядке, установленном ФЗ; ведет учет объектов муниципальной собственности.

Согласно пункту 11 раздела 2 Положения о порядке владения, пользования и распоряжения имуществом и земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области, утвержденного Советом депутатов муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области от 19.04.2018 ***, вопрос принятия в собственность муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области объектов из федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, иных видов собственности, а также передача объектов из муниципальной собственности в другие формы собственности администрации района Ульяновской области оформляется решением Совета депутатов муниципального образование «Цильнинский район», на основании которого в последующем оформляются соответствующие документы по принятию объектов в муниципальную собственность в соответствии с действующим законодательством.

Исходя из выписки из реестра жилых и нежилых помещений муниципальной собственности (казны) МО «Цильнинский район» Ульяновской области спорное жилые помещения, расположенные по адресу: ***  находятся в реестре муниципальной собственности.

Согласно заключению о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от 02.12.2020, утвержденному председателем межведомственной комиссией главой администрации МО «Большенагаткинское сельское поселение» Л*** отношении помещения  в жилом двухквартирном доме, находящегося по адресу: *** части жилого дома путем проведения капитального ремонта квартиры *** в части несоответствия технического состояния части жилого дома, указанного в акте экспертного исследования ***, предоставленного О*** (л.д.93-97).

Перечень необходимых ремонтных работ определен в локальной смете       (л.д. 97-112).

Ссылаясь на то, что ответчик обязан произвести ремонт спорного жилого помещения, прокурор в интересах Дубовой М.Ф. обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об удовлетворении требований прокурора.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Как указано в статье 60 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных данным Кодексом (часть 1).

В соответствии с частью 1 статьи 61 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с данным Кодексом, договором социального найма данного жилого помещения.

Статьей 67 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены права и обязанности нанимателя жилого помещения по договору социального найма.

Так, в соответствии с ч. 3 указанной нормы, наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан: использовать жилое помещение по назначению и в пределах, которые установлены данным Кодексом (пункт 1); обеспечивать сохранность жилого помещения (пункт 2); поддерживать надлежащее состояние жилого помещения (пункт 3); проводить текущий ремонт жилого помещения (пункт 4); своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (пункт 5); информировать наймодателя в установленные договором сроки об изменении оснований и условий, дающих право пользования жилым помещением по договору социального найма (пункт 6).

В силу части 2 статьи 65 Жилищного кодекса РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан: 1) передать нанимателю свободное от прав иных лиц жилое помещение; 2) принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение; 3) осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.

На основании части 1 статьи 66 Жилищного кодекса РФ, наймодатель жилого помещения по договору социального найма, не исполняющий обязанностей, предусмотренных жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения, несет ответственность, предусмотренную законодательством.

Учитывая, что жилое помещение, предоставленное ответчиком Дубовой М.Ф., находится в неудовлетворительном состоянии, длительное время требует проведения капитального ремонта, суд первой инстанции правомерно возложил на администрацию  МО «Цильнинский район» обязанность по  проведению данных работ.

Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что надлежащим ответчиком по делу является Управление муниципальным имуществом и по земельным отношениям администрации муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской  области не могут быть приняты во внимание.

Как следует из дела, спорное жилое помещение включено в реестр муниципальной собственности.

В соответствии с Положением о порядке владения пользования и распоряжения имуществом и земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области, утвержденным решением Совета депутатов МО «Цильнинский район» Ульяновской области *** от 19.04.2018, управление имуществом, находящимся в собственности муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области, его формирование и содержание являются расходными обязательствами муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области. К таким расходам относятся, в частности, расходы  работ и услуг по содержанию муниципального имущества. Объем средств, необходимых на исполнение расходных обязательств определяется администрацией муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области (л.д.127).

В соответствии с Уставом муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области, принятым решением Совета депутатов МО «Цильнинский район» Ульяновской области от 24.04.2014 ***,  администрация МО «Цильнинский район» Ульяновской области составляет  проект бюджета МО «Цильнинский район», осуществляет исполнение бюджета, решает вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности МО «Цильнинский район» Ульяновской области; решает вопросы создания и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, финансирования муниципальных учреждений; от имени МО «Цильнинский район» субсидиарно отвечает по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивает их исполнение в порядке, установленном ФЗ; ведет учет объектов муниципальной собственности (подпункты 10,11 пункта 3, подпункты 1,2,3,5  пункта 4 статьи 37 Устава) (л.д.56-57).

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно возложил обязанность по  организации и проведению ремонта жилого помещения на администрацию МО «Цильнинский район».

Доводы апелляционной жалобы администрации МО «Цильнинский район» об отсутствии  фундамента под домом и отмостки, о не проведении дополнительного осмотра для установления их отсутствия, не свидетельствуют об отсутствии у ответчика обязанности по капитальному ремонту фундамента и  монтажу отмостки.

Как следует из акта экспертного исследования ***, составленного  О*** спорная квартира не соответствует нормативным требованиям, предъявляемым к жилым, в части отсутствия  отмостки для предотвращения размыва основания фундамента, неудовлетворительного технического состояния фундамента и стен дома, фундамента, стен и кровли сарая (л.д.15).

Доказательств полного отсутствия фундамента ответчиком суду не было представлено.

Как следует из акта экспертного исследования *** О*** у дома имеется фундамент – деревянные стулья,  фундамент деревянный с забиркой с обшивкой тесом, фрагментарно устроен  бетонный цоколь. Экспертом указано на необходимость полной  замены забирки (завалинки), ремонт оголовков столбов, устройство отмостки по периметру квартиры (л.д.13).

В заключении о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от 02.12.2020  и акте обследования помещения от 02.12.2020, межведомственная комиссия указала на неудовлетворительное состояние фундамента, в также на отсутствие отмостки для предотвращения размыва оснований фундамента (л.д.91).

В локальной смете *** утвержденной УМИЗО администрации МО «Цильнинский район», предусмотрены как работы по  капитальному ремонту фундамента, так и  по устройству отмостки (л.д.103-106).

Соответственно, ответчиком признавалась необходимость  капитального ремонта фундамента и устройства отмостки.

Кроме того, согласно пункт 5.1 Ведомственных строительных нормы ВСН 58-88(р) «Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», утвержденных приказом Госкомархитектуры РФ при Госстрое СССР от 23.11.1988 № 312 (далее - ВСН 58-88(р)), капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории.

При капитальном ремонте производятся комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов и оборудования жилого дома, смена, восстановление или замена их на более долговечные и экономичные (п.2.4.2 Правил № 170, п.21 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491).

Примерный перечень работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда, приведен в Приложении № 8 к  Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, в числе которых поименованы, это:  ремонтно-строительные работы по смене, восстановлению или замене элементов жилых зданий (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов (п.2 Приложения № 8).

Кроме того, 01.03.2023 в силу вступил приказ Минстроя России от 29.12.2022 № 1159/пр «Об утверждении методических рекомендаций по определению услуг и работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта…».

В приложении к этому документу (пункт 1) демонтаж, монтаж и восстановление отмостки  отнесены к работам по ремонту  фундамента.

Соответственно, судом обоснованно на ответчика возложена обязанность по капитальному ремонту фундамента  и устройству отмостки.

Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что  ремонт оконных рам относится к текущему ремонту, не могут быть приняты во внимание.

Как следует из акта экспертного исследования *** предоставленного О*** установлен перекос оконных проемов,   необходим ремонт створок (при необходимости замена отдельных створок, замена недостающих оконных приборов, сплошная окраска окон), требуется ремонт оконных блоков (л.д.13)

Из локальной сметы *** ремонта  *** предоставленной ответчиком, следует, что ею предусмотрен демонтаж деревянных оконных блоков с установкой оконных блоков из ПВХ, как глухих, так и с поворотно-откидных профилем,  предусмотрены затраты на  блоки оконные пластиковые, установка подоконных досок из ПВХ, доски подоконные ПВХ (л.д.98-99).

Соответственно, ответчиком признается необходимость замены оконных блоков на сумму 43 896 руб. (л.д.100).

Доводы ответчика о том, что Дубовым С.Н. не был произведен текущий ремонт, в связи с чем помещение доведено до состояния, требующего капитального ремонта, не находят своего подтверждения в материалах дела. Доказательств тому, администрацией МО «Цильнинский район» Ульяновской области суду не представлено.

Кроме того, из материалов дела следует, что администрации муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области фактически признавала свою обязанность по ремонту данного жилого помещения.

Рассмотрев доводы жалобы, изучив материалы дела, проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм материального и процессуального права при вынесении решения, судебная коллегия не находит оснований к его отмене.

Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были предметом исследования суда или опровергали бы выводы судебного решения, а по существу сводятся к иному толкованию действующего законодательства, иной субъективной оценке исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем на законность и обоснованность состоявшегося судебного постановления не влияют.

Оснований, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, для отмены решения суда не установлено.           

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 4 декабря 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации МО «Цильнинский район» Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи        

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27 марта 2024 года.