Судебный акт
О защите прав потребителя
Документ от 26.03.2024, опубликован на сайте 16.04.2024 под номером 111962, 2-я гражданская, о возложении обязанности произвести поверку общедомового прибора учета электроэнергии, взыскании судебных расходов, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2023-005758-71

Судья Жилкина А.А.                                                                       Дело № 33-1455/2024

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  26 марта 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Колобковой О.Б.,

судей Камаловой Е.Я.,  Старостиной И.М.,

при секретаре  Дементьевой Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Токарева Александра Михайловича, Несибуллова Эльфика Сейфулловича, Александрова Эдуарда Вячеславовича на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 21 ноября 2023 года по гражданскому делу №2-5490/2023, по которому постановлено:

 

В удовлетворении иска Токарева Александра Михайловича, Несибуллова Эльфика Сейфулловича, Александрова Эдуарда Вячеславовича к акционерному обществу «Ульяновскэнерго», муниципальному унитарному предприятию «Ульяновская городская электросеть» о возложении обязанности произвести поверку общедомового прибора учета электроэнергии, взыскании судебных расходов – отказать.

 

Заслушав доклад судьи Камаловой Е.Я.,  пояснения Токарева А.М., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

установила:

 

Токарев А.М., Несибуллов Э.С., Александров Э.В. обратились в суд с иском к акционерному обществу «Ульяновскэнерго» (далее - АО «Ульяновскэнерго»), муниципальному унитарному предприятию «Ульяновская городская электросеть»  (далее – МУП УльГЭС) о возложении обязанности произвести поверку общедомового прибора учета электроэнергии, взыскании судебных расходов.

В обоснование заявленных требований указано, что истцы являются собственниками жилых помещений многоквартирного жилого дома ***

Истцы неоднократно обращались в органы прокуратуры, а также к ответчикам по вопросу неисправности общедомового прибора учета электрической энергии. Однако, до настоящего времени им не представили свидетельства о поверке указанного прибора учета.

Уточнив исковые требования, просили суд возложить на ответчиков обязанность по поверке демонтированного прибора учета и представить им свидетельство о поверке, взыскать с ответчиков расходы по оплате государственной пошлины.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено ООО УК «Свободный Выбор».

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе и дополнениях к ней Токарев А.М., Несибуллов Э.С., Александров Э.В. просят решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

В обоснование доводов жалобы не соглашаются с выводами суда о том, что прибор учета был заменен в связи с истечением срока межповерочного интервала, указывая, что данный вывод не соответствует действительности.

Отмечают, что ответчиками был произведен только визуальный осмотр прибора учета, при этом дата следующей поверки назначена на 2024 год.

Кроме того, прибор учета был демонтирован по неизвестной им причине, поскольку отсутствует акт о демонтаже.

Полагают, что допущено нарушение положений постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» в части возможности использования прибора учета до истечения срока его эксплуатации, что подтверждается письмом АО «Ульяновскэнерго».

Не соглашаются с доводами ответчика о том, что общедомовой прибор был демонтирован на основании заявлений собственников дома.

Отмечают, что все общедомовое оборудование и приборы учета находятся в собственности жильцов, при этом до 20.12.2022 общедомовой прибор стоял на балансе МУП  УльГЭС. Поверка приборов учета должна производиться соответствующими организациями в течение срока их эксплуатации.

Считают, что судом необоснованно принято решение не по нарушениям, допущенным ответчиками, а по уже демонтированному общедомовому прибору учета, тогда как после демонтажа прибора вся ответственность возлагается на собственников многоквартирного дома, поскольку с даты демонтажа указанный прибор учета на балансе ответчиков не числится. 

В возражениях относительно апелляционной жалобы АО «Ульяновскэнерго» просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

На основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила № 354).

В соответствии с пунктом 1 Правил №354, настоящие Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

Пунктом 80 Правил № 354 предусмотрено, что учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.

Согласно п. 80(1) Правил № 354, установка и эксплуатация индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета электрической энергии в многоквартирном доме, а также эксплуатация коллективных (общедомовых) приборов учета, за исключением случаев организации учета электрической энергии в нежилых помещениях многоквартирного дома, электроснабжение которых осуществляется без использования общего имущества, осуществляются гарантирующим поставщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике с учетом положений настоящих Правил.

Гарантирующие поставщики в целях организации учета электрической энергии после истечения интервала между поверками приборов учета электрической энергии, в том числе не принадлежащих гарантирующему поставщику, вправе в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, осуществлять их поверку в течение срока их эксплуатации, установленного заводом-изготовителем, вместо их замены. Обязанности по организации проведения такой поверки и сопутствующие расходы несут гарантирующие поставщики.

Проведение гарантирующими поставщиками поверки приборов учета электрической энергии, установленных потребителями электрической энергии, допускается до 1 января 2025 г. С даты истечения интервала между поверками приборов учета электрической энергии и до проведения такой поверки, показания такого прибора учета электрической энергии используются для определения объемов потребления коммунальной услуги по электроснабжению. В случае если в результате поверки прибора учета электрической энергии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, не подтверждено их соответствие метрологическим требованиям, то объем потребленной электрической энергии должен быть пересчитан в соответствии с подпунктом «г» пункта 59 настоящих Правил.

Определение мест установки приборов учета, установка, поверка и ввод в эксплуатацию приборов учета, проведение контрольных снятий показаний и проверок приборов учета, установленных в отношении жилых домов (домовладений), установка и ввод в эксплуатацию и проведение проверок коллективных (общедомовых) приборов учета осуществляются сетевыми организациями и гарантирующими поставщиками в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 №442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии».

Судом установлено, что истцам на праве собственности принадлежат жилые помещения, расположенные в МКД ***

МКД *** находится в управлении ООО «УК Свободный выбор» на основании договора от 23.03.2021.

Между АО «Ульяновскэнерго» и собственниками жилых помещений по адресу: г. ***, заключены прямые договоры энергоснабжения (открыты лицевые счета).

До 20.12.2022 учет объема потребления электрической энергии в МКД по адресу: *** осуществлялся на основании показаний общедомового прибора учета электрической энергии типа ПСЧ-3А.06Т.112.2, заводской номер ***.

Очередной срок поверки общедомового прибора учета электрической энергии типа ПСЧ-3А.06Т.112.2 – 2024 г. (л.д. 27).

17.11.2022 ООО «УК Свободный выбор» в адрес АО «Ульяновскэнерго» направлена заявка на замену общедомового прибора учета в МКД по адресу***

Согласно акту допуска в эксплуатацию прибора учета электрической энергии №27868 от 20.12.2022, установлен прибор учета ВРУ-0,4кВ, заводской номер 012507174218664. Прибор учета *** типа ПСЧ-3А.06Т.112.2 был демонтирован (л.д.121).

Установив, что истцами заявлены требования о возложении на ответчиков обязанности по проведению поверки демонтированного общедомового прибора учета электрической энергии типа ПСЧ-3А.06Т.112.2, прибора, выбывшего из эксплуатации, суд  первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных истцами требований.

С выводами суд соглашается и суд апелляционной инстанции.

Пунктами 3 и 4 Правил №354 установлено, что под прибором учета электрической энергии, присоединенным к интеллектуальной системе учета, понимается прибор учета электрической энергии, допущенный в эксплуатацию для целей коммерческого учета электрической энергии предоставления коммунальных услуг по электроснабжению и присоединенный к интеллектуальной системе учета в соответствии с настоящими Правилами; прибор учета должен соответствовать требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 17.06.2015  № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации».

С 01.07.2020 действует постановление Правительства РФ от 19.06.2020        № 890 «О порядке предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности)».

Как указано в ст. 13 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку. Поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Пунктом 80(1) Правил №354 предусмотрено, что эксплуатация индивидуальных приборов учета электрической энергии в жилом доме (домовладении) осуществляется собственником прибора учета электрической энергии в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.

В указанных случаях собственники (пользователи) помещений в многоквартирном доме и жилых домов (домовладений) или исполнитель, управляющая организация, товарищество, кооператив и (или) иные лица, если эти организации и (или) иные лица уполномочены на совершение таких действий, обеспечивают допуск гарантирующего поставщика (сетевой организации - в отношении жилого дома (домовладения) к местам установки приборов учета для организации учета электрической энергии, в том числе для присоединения прибора учета электрической энергии к интеллектуальной системе учета электрической энергии.

Абзацем 4 пункта 5 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ установлено, что сетевые организации в ходе обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) для оказания коммунальных услуг по электроснабжению обязаны осуществлять приобретение, установку, замену, допуск в эксплуатацию приборов учета электрической энергии... при отсутствии, выходе из строя, истечении срока эксплуатации или истечении интервала между поверками приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, которые используются для коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе не принадлежащих сетевой организации.

Для учета потребляемой электрической энергии подлежат использованию приборы учета класса точности, соответствующие требованиям Правил предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), а также требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации», при условии наличия таких приборов учета в свободном доступе на соответствующем товарном рынке.

Гарантирующие поставщики и сетевые организации вправе по обращению собственника жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме, жилого дома за отдельную плату осуществлять установку (замену) приборов учета электрической энергии до истечения срока их поверки или эксплуатации в случаях, не связанных с утратой, выходом из строя или неисправностью прибора учета, либо ранее наступления предусмотренных пунктом 80(2) сроков для установки (замены) приборов учета электрической энергии гарантирующим поставщиком, сетевой организацией.

Таким образом, прибор учета как средство измерения подлежит поверке, в том числе периодической. Поверка приборов учета проводится при эксплуатации прибора учета.

На основании пункта 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.

Учитывая, что поверка  приборов учета на гарантирующего поставщика может быть возложена только в отношении установленных  приборов учета, правовых оснований для возложения на ответчиков обязанности по  проведению поверки снятого в декабре 2022 года общедомового прибора учета электроэнергии, у суда первой инстанции не имелось.

Как следует из дела, прибор учета, демонтированный в декабре 2022 года, находится  в МУП УльГЭС.

Учитывая, что данный прибор учета является общим имуществом собственников многоквартирного дома, они не лишены права  обращения в МУП УльГЭС  о предоставлении данного прибора учета, и не лишены права обращения в специализированную организацию для проведения проверки работоспособности данного прибора учета электроэнергии типа ПСЧ-3А.06Т.112.2

Рассмотрев доводы жалобы, изучив материалы дела, проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм материального и процессуального права при вынесении решения, судебная коллегия не находит оснований к его отмене.

Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были предметом исследования суда или опровергали бы выводы судебного решения, а по существу сводятся к иному толкованию действующего законодательства, иной субъективной оценке исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем на законность и обоснованность состоявшегося судебного постановления не влияют.

Оснований, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, для отмены решения суда не установлено.           

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 21 ноября 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Токарева Александра Михайловича, Несибуллова Эльфика Сейфулловича, Александрова Эдуарда Вячеславовича - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27 марта 2024 года.