Судебный акт
Оспаривание НПА
Документ от 05.04.2024, опубликован на сайте 26.04.2024 под номером 112082, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

Дело № 3а-86/2024

73OS0000-01-2024-000014-34

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

5 апреля  2024 года                                                                             г.Ульяновск

Ульяновский областной суд в составе

судьи  Трифоновой Т.П.

при секретаре Шапошниковой М.В.

с участием прокурора Макейкиной Е.В..

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному  иску ООО «Столмастер» о признании недействующим в части приказа Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области от 4 сентября 2013 года № 27 «О внесении изменений в приказ Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области от 31 января 2013 года № 05»,

 

у с т а н о в и л:

 

ООО «Столмастер» обратилось в суд с административным иском, уточненным в ходе рассмотрения дела (л.д. 227 т.1), в котором просило признать недействующим приказ Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области от 4 сентября 2023 года № 27 «О внесении изменений в приказ Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области от 31 января 2013 года № 05» в отношении приложения № 3 в части, устанавливающей запрет рубок деревьев и кустарников, кроме санитарных рубок, как противоречащий ст. 111.1 ЛК РФ, Особенностям использования, охраны, защиты,  воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях», утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 12 августа 2021 года № 558 (далее также Минприроды РФ), приказу  Минприроды РФ от 1 декабря 2020 года «Об утверждении Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации»».

В обоснование административного иска общество указало на то, что на основании договора аренды № *** от *** года, заключенного с Министерством природы и цикличной экономики Ульяновской области, является арендатором лесного участка площадью 47 874 га, расположенного по адресу: ***. Целевое назначение: эксплуатационные леса- 13 063 га, защитные леса – 34 811 га. Лесной участок предоставлен в целях использования лесов для заготовки древесины.

На момент предоставления в аренду указанного лесного участка истцу было известно о том, что на территории предоставленного лесного участка расположена  особо охраняемая природная территории *** (далее также ***). Согласно действовавшему на тот период времени Положению в отношении ***), утвержденному приказом Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области от 13 января 2013 года № 05, на территории ООПТ было предусмотрено наличие двух функциональных зон: резерватной и зоны традиционного природопользования (п. 5.1 Положения). При этом зона традиционного природопользования предусматривала проведение выборочных рубок. При заключении договора аренды административный истец исходил из того, что в объем древесины, который возможно заготовить в соответствии с договором аренды, входит древесина, находящая на территории ООПТ.

4 сентября 2023 года Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области издало приказ № 27, которым внесло изменения в Положение об ООПТ, а именно: в п. 5.1 Положения установлен запрет на проведение рубок деревьев и кустарников, кроме санитарных рубок и рубок ухода в молодняках. При этом в преамбуле приказа указано, что он составлен по итогам выполнения работ согласно государственному контракту от *** по выполнению услуги по установлению функциональных зон на карте (схеме) согласно положениям об особо охраняемых природных территориях и описанию данных границ. Результатом работ по указанному государственному контракту стал Отчет, подготовленный ***. Вместе с тем данный отчет не содержит запрета на проведение выборочных рубок на территории ООПТ. В отчете говорится о запрете на проведение любой хозяйственной деятельности, противоречащей целям создания ООПТ, за исключением создания и обновления минерализованных полос, ежегодно в период с 1 апреля по 30 июня. В иные периоды времени лесохозяйственные работы, к которым, в частности, относятся и выборочные рубки, разрешены.

Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области № 27 от 4 сентября 2023 года противоречит ч. 3 ст. 111.1 ЛК РФ,  которая не содержит запрета на проведение выборочных рубок в защитных лесах, к которым в соответствии со ст. 111 ЛК РФ относятся леса,  расположенные на особо охраняемой природной территории, и  приказу Минприроды РФ № 558 от 12 августа 2021 года «Об утверждении особенностей использования, охраны, защиты,  воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях».

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

В ходе рассмотрения дела представитель истца Барсукова Н.А. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области Данилина Е.В. просила отказать в удовлетворении требований истца, указав, что приказ принят уполномоченным органом, с соблюдением процедуры его принятия – согласован с Минприроды России и контрольно-надзорными органами – Управлением Министерства юстиции РФ по Ульяновской области, Прокуратурой Ульяновской области, Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой.

На основании решения Мелекесского районного суда Ульяновской области по делу № *** на Министерство в отношении Положения об особо охраняемой природной территории регионального (областного) значения *** была возложена обязанность по установлению функциональных зон на карте (схеме) согласно утвержденному положению и описанию границ функциональных зон на особо охраняемой природной территории в течение 12 месяцев в момента вступления решения суда в законную силу

В целях исполнения требований решения суда Министерством с *** был заключен государственный контракт от *** на выполнение услуг по разработке предложений по функциональному зонированию особо охраняемых природных территорий, в том числе, и  отношении  ***, обоснования количества и расположения функциональных зон.  В ходе  проведенных работ *** был сделан вывод, что, исходя из цели создания заказника (охрана и воспроизводство видов животных, отнесенных к объектам охоты), его функциональное зонирование нецелесообразно. Предложена одна зона особой охраны, границы которой совпадают с границами заказника. В зоне особой охраны (ранее резерватная зона) установлен соответствующий охранный режим. На основании данных проведенного исследования и полученного заключения Министерством были внесены изменении в приказ Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области от 31 января 2013 года № 05 «Об утверждении положений об особо охраняемых природных территориях регионального (областного) значения», которыми из пункта 5.1 положения об ООПТ исключено условие о выделении на территории заказника двух функциональных зон: резерватной и зоны традиционного природопользования. Режим особой охраны установлен Министерством в соответствии с режимом, ранее установленным в резерватной зоне, то есть предусмотрен запрет на проведение рубок деревьев и кустарников, кроме  санитарных рубок и рубок ухода в молодняках. Зона традиционного природопользования была исключена, её режим также был исключен.

Вместе с тем в ходе рассмотрения дела представитель Министерства пояснила, что, начиная с конца 2023 года Министерством ведется работа по внесению изменений в приказ Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области от 31 января 2013 года № 05 «Об утверждении положений особо охраняемых природных территорий регионального (областного) значения» - предлагается в п. 5.1 раздела V слова «проведение рубок деревьев и кустарников, кроме санитарных рубок и рубок ухода в молодняках» заменить на «проведение сплошных рубок». Указанный проект приказа  15 января 2024 года был согласно с Министерством природных ресурсов  и экологии РФ. Непринятие данных изменений до настоящего времени вызвано длительной процедурной согласования приказа с контрольно-надзорными органами. 18 января 2024 года проект приказа для согласования был направлен Министерством в Управление Министерства юстиции РФ по Ульяновской области,  в Волжскую межрайонную природоохранную прокуратуру, прокуратуру Ульяновской области (л.д. 216-218 т.1). Согласование проекта приказа от Управления Министерства  юстиции РФ по Ульяновской области было получено 29 февраля 2024 года (л.д. 215 т.1). Прокуратура Ульяновской области согласовала данный проект приказа  25 марта 2024 года (л.д. 239, 242 т.1).  Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура согласовала приказ только 29 марта 2024 года (л.д. 241 т.1).

Представитель Минприроды РФ в судебное заседание не явился, извещен.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав пояснения представителей сторон, свидетеля  – ***, заключение прокурора Макейкиной Е.В. об удовлетворении требований истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В ходе рассмотрения дела установлено, что истец на основании договора № ***, заключенного с Министерством природы и цикличной экономики Ульяновской области на основании протокола о результатах аукциона по продаже прав на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, от ***, является арендатором лесного участка, площадью 47 874 га, расположенного по адресу: ***. Целевое назначение: эксплуатационные леса- 13 063 га, защитные леса – 34 811 га. Лесной участок предоставлен в целях использования лесов для заготовки древесины.

На территории предоставленного истцу лесного участка расположена  особо охраняемая  природная территория *** (далее также ***). На момент заключения договора аренды лесного участка в отношении *** действовало положение, утвержденное приказом Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области» от 13 января 2013 года № 05. Согласно п. 5.1 указанного Положения об ООПТ на его территории было предусмотрено наличие двух функциональных зон: резерватной и зоны традиционного природопользования. При этом зона традиционного природопользования предусматривала проведение выборочных рубок.

4 сентября 2023 года Министерством природных ресурсов и экологии Ульяновской области издан приказ № 27, которым в Положение об ООПТ были внесены изменения: в п. 5.1 Положения установлен запрет на проведение рубок деревьев и кустарников, кроме санитарных рубок и рубок ухода в молодняках.

Учитывая вышеизложенное, истец является субъектом отношений, регулируемых приказом Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области № 27 от 4 сентября 2023 года и вправе обратиться в суд с требованием о его оспаривании.

Определяя полномочия Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области на издание оспариваемого приказа, суд исходит из следующего.

В соответствии с пунктом «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся особо охраняемые природные территории.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Отношения в области охраны и использования, в том числе создания, особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, объектов растительного и животного мира, естественных экологических систем, биоразнообразия, проведения научных исследований в области охраны окружающей среды, экологического мониторинга, экологического просвещения, регулируются Федеральным законом от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее также Закон об ООПТ).

Согласно ст. 1 указанного закона законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона об ООПТ отношения, возникающие при пользовании землями, водными, лесными и иными природными ресурсами особо охраняемых природных территорий, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 23 Закона об ООПТ создание государственных природных заказников регионального значения осуществляется решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 6 статьи 2 настоящего Федерального закона.

Подпунктом «а» пунктом 6 статьи 2 указанного закона предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации согласовывают решения о создании особо охраняемых природных территорий регионального значения, об изменении режима их особой охраны с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

В ходе рассмотрения дела установлено, что решением Ульяновского областного исполнительного Комитета *** года образован государственный охотничий заказник ***.

Приказом Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области от 31 января 2013 года № 05 утверждены Положения об особо охраняемых природных территориях регионального (областного)  значения, в том числе и Положение об особо охраняемой природной территории регионального (областного)  значения *** (Приложение № 3 к Приказу). (л.д. 152, 156 -159 т.1).

В соответствии с п. 1.1 Положения о Министерстве лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области», утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 14 декабря 2012 года № 594-П, Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области (далее - Министерство) являлось исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, возглавляемым Правительством Ульяновской области, созданным в целях выполнения на территории Ульяновской области установленных законодательством задач, функций и полномочий в сфере лесного хозяйства, природопользования и охраны окружающей среды, охраны и использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов, реализации системы мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в сфере охраны окружающей среды, а также органом, осуществляющим лицензирование отдельных видов деятельности на территории Ульяновской области.

Постановлением Правительства Ульяновской области  от 2 октября 2013 года № 452-П утверждено Положение о Министерстве сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области.

В соответствии с п. 1.2 Положения Министерство является правопреемником Министерства сельского хозяйства Ульяновской области и Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области.

Указом Губернатора Ульяновской области от 19 июня 2018 года № 57 с 16 июня 2018 года создано Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области, которому были переданы функции Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области в сфере лесного хозяйства, природопользования и охраны окружающей среды, охраны и использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов, реализации системы мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в сфере охраны окружающей среды, а также по осуществлению лицензирования отдельных видов деятельности на территории Ульяновской области.

Указом Губернатора Ульяновской области от 24 августа 2022 года № 105 с 1 сентября 2022 года Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области переименовано в Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 6 июля 2018 года № 16/299-П утверждено Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Ульяновской области», в соответствии с которым  Министерство подготавливает проекты положений об особо охраняемых природных территориях регионального значения, относящихся к категориям природных парков, государственных природных заказников, дендрологических парков и ботанических садов, оформляет охранные обязательства, паспорта и другие документы в отношении особо охраняемых природных территорий регионального значения, относящихся к категории памятников природы.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области № 27 от 4 сентября 2023 года были внесены изменений в приложения № 1,2,3,5,6, утвержденные Приказом Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области от 31 января 2013 года № 05 «Об утверждении положений особо охраняемых природных территорий регионального (областного) значения». Пункт 5.1 раздела V изложен в следующей редакции:

«5.1. На территории Заказника запрещаются любые виды деятельности, если они противоречат цели создания Заказника или причиняют вред природным комплексам и их компонентам,  в том числе:

-проведение рубок деревьев и кустарников, кроме санитарных рубок и рубок ухода в молодняках;

- подсочка деревьев.

-предоставление земельных участков под застройку, разведку и добычу полезных ископаемых;

-распашка и иное использование земель, за исключением создания и обновления минерализованных полом и подготовки почв по созданию лесных культур;

- охота и рыбная ловля, кроме регулирования численности объектов животного мира в установленных законодательством случаях;

- выпас и прогон скота;

-применение ядохимикатов и химических средств защиты растений сельскохозяйственными, лесохозяйственными и другими организациями и предприятиями без предварительного согласования со специально уполномоченным органом;

- разведение костров, выжигание растительности, кроме работ, связанных со сжиганием порубочных остатков и профилактического выжигания сухих горючих материалов с целью предупреждения возникновения лесных пожаров;

- загрязнение (ингредиентное, шумовое, электромагнитное, радиационное);

-движение и стоянка автотранспорта вне существующих дорог;

- иные виды хозяйственной деятельности, рекреационного и другого природопользования, препятствующие сохранению и восстановлению ландшафтного облика Заказника, без согласования в установленном  порядке с уполномоченным органом» (л.д.103-104 т.1).

Данный приказ во исполнение положений подпункта «а» пункта 6 ст. 2 Закона об ООПТ был согласован с Министерством природных ресурсов и экологии РФ (л.д. 100 т.1), а также с Управлением Министерства юстиции РФ по Ульяновской области, (л.д. 99т.1), Прокуратурой Ульяновской области (л.д.101 т.1), Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой (л.д. 102 т.1).

В соответствии с пунктом 1.3 Порядка подготовки и издания правовых актов исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области  от 12 июля 2013 года № 288-П, Правовые акты исполнительных органов, имеющие нормативный характер, издаются в форме приказов.

В силу статьи 5 Закона Ульяновской области от 29 ноября 2005 года № 136-ЗО  «О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Ульяновской области» официальным опубликованием нормативных правовых актов Ульяновской области считается первая публикация их полного текста в газетах «Народная газета», «Ульяновская правда» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Данный приказ опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 6 сентября 2023 года за номером 730120230960009.

Таким образом, оспариваемый         нормативный правовой акт принят уполномоченным органом с соблюдением формы и порядка принятия нормативного правового акта, официального опубликования и по этим основаниям административным истцом не оспаривается.

Проверяя приказ на соответствие  нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 24 Закона об ООПТ на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам (п.1).

Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника (п.3).

Законом Ульяновской области от 2 ноября 2020 года № 127-ЗО «Об особо охраняемых природных территориях регионального значения Ульяновской области и об установлении категорий особо охраняемых природных территорий местного значения в Ульяновской области» предусмотрена возможность создания на территории области государственных природных заказников (ст. 2 Закона).

Статьей 9 указанного Закона предусмотрено, что положение об особо охраняемой природной территории должно содержать, в том числе  режим охраны и использования особо охраняемой природной территории.

Согласно ст. 11 Закона Ульяновской области особо охраняемые природные территории создаются на основании решения Правительства Ульяновской области в порядке, установленном Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» и другими нормативными правовыми актами. При этом в соответствии с указанным Федеральным законом обязательным приложением к решению Правительства Ульяновской области о создании особо охраняемой природной территории являются сведения о границах такой территории, которые должны содержать графическое описание местоположения границ такой территории, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

Режим охраны и использования особо охраняемых природных территорий устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ульяновской области.

Особо охраняемая природная территория считается созданной со дня утверждения ее границ.

Как было указано выше, решением Ульяновского областного исполнительного Комитета № *** года образован государственный охотничий заказник ***.

Положение об особо охраняемой природной территории регионального (областного)  значения *** утверждено Приказом Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области от 31 января 2013 года № 05 (Приложение № 3 к приказу) (л.д. 156 -159 т.1).

В первоначальной редакции Положение об *** (раздел V. Режим особой охраны территории заказника) предусматривало выделение на территории заказника двух функциональных зон: резерватной и зоны традиционного природопользования. Резерватная зона служит для сохранения наиболее ценных участков природы ООПТ. Здесь запрещается любая хозяйственная деятельность, противоречащая целям создания зоны, в том числе проведение рубок деревьев и кустарников, кроме санитарных рубок и рубок ухода  в молодняках, согласованных в установленном порядке с органом исполнительной власти Ульяновской области, уполномоченным в  сфере организации охраны и функционирования особо охраняемых природных территорий (л.д. 157 т.1).

Зона традиционного  природопользования служит для поддержания целостного облика и структуры степных и лесных ландшафтов ООПТ и допускает регламентированную хозяйственную деятельность, имитирующую исторически сложившийся режим воздействия на степные сообщества и ведение лесного хозяйства без ущерба целостности лестным сообществам, в том числе – выборочные рубки.(л.д. 157 оборот т.1).

Решением Мелекесского районного суда Ульяновской области от 20 апреля 2021 года по делу № *** был удовлетворен иск Ульяновского межрегионального природоохранного прокурора  в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц - на Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области возложена обязанность  в отношении Положения об особо охраняемой природной территории регионального (областного) значения *** по установлению функциональных зон на карте (схеме) согласно утвержденному положению и описанию границ функциональных зон на территории ООПТ в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу (л.д. 192-194 т.1).

Во исполнение указанного судебного решения, а также письма Министерства природный ресурсов и экологии РФ (л.д. 105 т.1), возлагающего на администрации субъектов РФ в целях получения согласования решения органа государственной власти субъекта РФ об изменении режима особой охраны существующей ООПТ регионального значения представить в Минприроды РФ материалы, обосновывающие необходимость и целесообразность указанных изменений, Минприроды Ульяновской области заключило  с *** года. Целью данного контракта было оказание услуги про установлению функциональных зон на карте (схеме) согласно положениям об особо охраняемых природных территориях и описанию данных границ функциональных зон. (л.д. 67 т.1).

Во исполнение указанного контракта *** составило отчет (л.д. 109- 151 т.1) в отношении ***. Данным отчетом было предусмотрено установление на территории ООПТ одной функциональной зоны - зоны особой охраны, границы которой совпадают с границами охотничьего заказника  (л.д. 122 оборот т.1).

В отчете указано, что зона особой охраны заказника служит для сохранения ценных участков природы ООПТ. Здесь запрещается любая  деятельность, противоречащая целям создания ООПТ, в том числе (среди прочих) проведение любых лесохозяйственных работ, за исключением создания и обновления  минерализованных полос, ежегодно в период с 1 апреля по 30 июня.

В зоне особой охраны допускается (среди прочего) ведение лесного хозяйства в строгом соответствии с действующим законодательством (л.д. 123 оборот т.1).

В ходе рассмотрения дела был допрошен в качестве свидетеля ***, который пояснил, что установленный Положением о государственном охотничьем заказнике *** режим охраны противоречит выводам, приведенным в отчете ***. В отчете содержится вывод о запрете проведение любых лесохозяйственных работ, за исключением создания и обновления минерализованных полос, ежегодно в период с 1 апреля по 30 июня. Данное ограничение введено с целью соблюдения тишины в период размножения животных. При этом омоложение леса является благоприятным фактором для ООПТ. В связи с этим к разрешенным видам использования ООПТ было отнесено ведение лесного хозяйства в строгом соответствии с законодательством.

Статьей 10 ЛК РФ предусмотрено деление лесов, расположенных на землях лесного фонда, по их целевому назначению, на следующие виды: 1) защитные леса; 2) эксплуатационные леса; 3) резервные леса.

Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются статьями 110 - 119 настоящего Кодекса (ч. 2).

Согласно ст. 110 ЛК РФ защитные леса, эксплуатационные леса, резервные леса подлежат освоению в целях, предусмотренных статьей 12 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 12 ЛК РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесного комплекса.

Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.

Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Согласно ст. 111 ЛК РФ к защитным лесам относятся леса, которые являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.

В соответствии с ч. 2 указанной статьи леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, относятся к защитным лесам.

Пунктом 4 указанной статьи предусмотрено, что виды использования лесов, допустимые к осуществлению в защитных лесах, расположенных на землях лесного фонда, определяются лесохозяйственными регламентами лесничеств.

В защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (ч.6).

Согласно ст. 111.1 ЛК РФ осуществление рубок лесных насаждений допускается в защитных лесах, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Сплошные рубки лесных насаждений в защитных лесах запрещаются, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 статьи 21 настоящего Кодекса, и случаев, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций, если иное не установлено настоящим Кодексом (ч. 2).

Заготовка древесины допускается в защитных лесах, если проведение сплошных и выборочных рубок не запрещено или не ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 3).

Согласно ст. 112 ЛК РФ к лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях, относятся леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников и на иных установленных федеральными законами особо охраняемых природных территориях (ч.1).

В лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий в соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (ч. 3).

Таким образом, приведенное выше законодательство не содержит безусловного запрета на проведение выборочных рубок в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях.

В соответствии с ч. 5 ст. 112 ЛК РФ  Приказом Минприроды России от 12 августа 2021 года № 558 утверждены Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях».

Данные особенности повторяют вышеприведенные положения ЛК РФ.

В частности, п. 2 Особенностей определено, что   леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, относятся к защитным лесам.

Леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, в соответствии с частью 4 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, используются в соответствии с режимом особой охраны особо охраняемой природной территории и целевым назначением земель, определяемыми лесным законодательством, законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях и положением о соответствующей особо охраняемой природной территории.

В лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.

Лица, которым земельные участки, расположенные на особо охраняемых природных территориях, предоставлены в аренду, осуществляют использование лесов, расположенных на таких земельных участках, в соответствии с положением о соответствующей особо охраняемой природной территории и проектом освоения лесов, а также на условиях договора аренды соответствующего земельного участка (п. 3 особенностей).

Согласно п. 6 Особенностей в лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий в соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

С учетом вышеприведенных положений законодательства суд приходит к выводу о том, что запрет на проведение выборочных рубок в лесах, расположенных в ООПТ, должен иметь объективное обоснование.

В данном случае в качестве основания для принятия оспариваемого приказа Министерство указывает на отчет ***. Вместе с тем данный отчет  не содержит вывода о запрете на территории ООПТ выборочных рубок деревьев, а указывает на запрет  проведения любых лесохозяйственных работ, за исключением создания и обновления минерализованных полос, ежегодно в период с 1 апреля по 30 июня.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что приказ Минприроды Ульяновской области № 27 от 4 сентября 2023 года «О внесении изменений в приказ Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области от 31 января 2013 года № 05» противоречит вышеприведенным положениям законодательства, имеющим большую юридическую силу, в связи с  чем требования истца о признании недействующим указанного приказа подлежат удовлетворению.

Кроме того, выше было указано,  частью 4 ст. 111 ЛК РФ определено, что виды использования лесов, допустимые к осуществлению в защитных лесах, расположенных на землях лесного фонда, определяются лесохозяйственными регламентами лесничеств.

Приказом Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области от 7 декабря 2018 года № 27 утвержден лесохозяйственный регламент Новочеремшанского лесничества Ульяновской области.

В разделе  1.2. Виды разрешенного использования лесов на территории лесничества с распределением по кварталам указанного лесохозяйственного регламента заготовка древесины предусмотрена, в том числе для кварталов  ***.

Государственный охотничий заповедник ***.

Таким образом, лесохозяйственным регламентом *** предусмотрена возможность заготовки древесины в лесах, расположенных в ***.

Также суд отмечает, что возможность проведения выборочных рубок в лесах, расположенных в ООПТ, не является бесконтрольной.

Так, в соответствии со ст. 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.

Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минприроды России от 16 ноября 2021 года № 864  утвержден Состав проекта освоения лесов, порядка его разработки и внесения в него изменений, требований к формату проекта освоения лесов в форме электронного документа.

В соответствии с п. 3 Состава проекта освоения лесов (рекомендуемый образец приведен в приложении к Составу проекта освоения лесов) проект освоения лесов содержит, в том числе, сведения о разрешенных лесохозяйственным регламентом лесничества видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию и эксплуатации объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов.

В соответствии со ст. 89 ЛК РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела было установлено, что Минприроды Ульяновской области подготовлен проект внесения изменений в приказ Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области от 31 января 2013 года № 05 «Об утверждении положений особо охраняемых природных территорий регионального (областного) значения». Согласно данному проекту предполагается в п. 5.1 раздела V слова «проведение рубок деревьев и кустарников, кроме санитарных рубок и рубок ухода в молодняках» заменить на «проведение сплошных рубок». Указанный проект приказа  15 января 2024 года был согласован Министерством природных ресурсов  и экологии РФ.  29 февраля 2024 года проект приказа о внесении изменений был согласован Управлением Министерства юстиции РФ по Ульяновской области,  25 марта 2024 года Прокуратурой Ульяновской области, 29 марта 2024 года Волжской межрайонной природоохранной прокуратурой. Непринятие данного приказа на настоящий момент вызвано техническими причинами. Данное обстоятельство также косвенно подтверждает обоснованность требований административного истца.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного истца.

В соответствии со ст. 111 КАС РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по госпошлине.

Руководствуясь ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л :

 

Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Столмастер» удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия п. 1 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области от 4 сентября 2023 года № 27 «О внесении изменений в приказ Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области от 31 января 2013 года № 05» в части запрета на проведение рубок деревьев и кустарников, кроме санитарных рубок и рубок ухода в молодняках, в отношении Приложения № 3 к Приказу Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области от 31 января 2013 года № 05 – Положение об особо охраняемой природной территории регионального (областного) значения ***.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в газете «Ульяновская правда».

Взыскать с Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Столмастер» расходы по госпошлине в сумме 4500 руб.    

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                                 Трифонова Т.П.

 

Решение изготовлено 16 апреля 2024 года.