Судебный акт
О возмещении ущерба в связи с подтоплением
Документ от 09.04.2024, опубликован на сайте 25.04.2024 под номером 112192, 2-я гражданская, о взыскании материального ущерба, причиненного затоплением жилого помещения, компенсации морального вреда, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2023-003709-10

Судья Кузнецова О.В.                                                                Дело №33-1607/2024

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   9 апреля 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Рыбалко В.И.,

судей Тудияровой С.В., Грудкиной Т.М.,

при секретаре Аладине А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Ульяновска на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 25 августа 2023 года по делу №2-3677/2023, по которому постановлено:

исковые требования Филюшкина Александра Михайловича, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней *** Филюшкиной Натальи Михайловны, Филюшкина Игоря Александровича  к администрации города Ульяновска удовлетворить частично.

Взыскать с муниципального образования «город Ульяновск» в лице администрации города Ульяновска за счет казны муниципального образования «город Ульяновск» в пользу Филюшкина Игоря Александровича в возмещение материального ущерба  39 304 руб. 50 коп.

Взыскать с муниципального образования «город Ульяновск» в лице администрации города Ульяновска за счет казны муниципального образования «город Ульяновск» в пользу Филюшкиной Натальи Михайловны в возмещение материального ущерба 117 913 руб. 50 коп.

Взыскать с муниципального образования «город Ульяновск» в лице администрации города Ульяновска за счет казны муниципального образования «город Ульяновск» в пользу Филюшкина Александра Михайловича, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней *** в возмещение материального ущерба 235 827 руб.,  расходы на оплату  услуг по оценке  в размере 13 500 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 7265 руб. 45 коп.

В удовлетворении исковых требований Филюшкина Александра Михайловича, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ***, Филюшкиной Натальи Михайловны, Филюшкина Игоря Александровича к администрации города Ульяновска в остальной части отказать.

В удовлетворении исковых требований Филюшкина Александра Михайловича, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ***,  Филюшкиной Натальи Михайловны, Филюшкина Игоря Александровича к Управлению архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, Министерству природных ресурсов и экологии Ульяновской области, Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска, Управлению дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска, публичному акционерному обществу «Т Плюс», Главному управлению МЧС России по Ульяновской области, Нижне-Волжскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов отказать.

Заслушав доклад судьи Тудияровой С.В., объяснения представителя администрации города Ульяновска – Каримовой Л.И., поддержавшей доводы жалобы, объяснения представителя ПАО «Т Плюс» Буймистр Е.В., не возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия

 

установила:

 

Филюшкин А.М., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ***., Филюшкина Н.М., Филюшкин И.А. обратились в суд с иском к администрации г.Ульяновска, Управлению архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска, Министерству природных ресурсов и экологии Ульяновской области о взыскании материального ущерба, компенсации морального вреда. 

Требования мотивированы тем, что истцам на праве общей долевой собственности принадлежит жилой дом, расположенный в 200 м от реки Свияги, по адресу: ***  Истцы зарегистрированы и проживают в указанном доме. 

В период с 15 марта 2023 года по 17 марта 2023  года в результате разлива реки Свияги из-за таяния снега по вине ответчиков дом и находящееся в нем имущество были затоплены. Ежегодно в период таяния снега образуется скопление поверхностных вод. Длительное время талая вода в больших объемах не поступала к их дому, и не затопляло имущество. Также количество воды регулировалось дамбой, которая осуществляла контроль за уровнем воды. В случае превышения нормы, открывали задвижки и спускали воду, в целях избежания подтопления в период таяния снега. В период с 15 марта 2023 года по 17 марта 2023 года этого сделано не было.

16 февраля 2023 года в администрации города Ульяновска был утвержден план действий в период предстоящего весеннего паводка, где был предусмотрен необходимый план действий, что также сделано не было. При этом, улица *** в плане администрации города значилась как место возможного подтопления.

Согласно отчету ООО «МДЦ» стоимость причиненного ущерба составляет  443 045 руб. 19 апреля 2023 года истцами в адрес администрации города Ульяновска была направлена претензия, которая оставлена без удовлетворения.

Просили суд взыскать с надлежащего ответчика в свою пользу в возмещение материального ущерба, причиненного разливом реки, 443 045 руб., компенсацию морального вреда в размере 1 000 000 руб., расходы на оплату услуг эксперта в размере 13 500 руб., расходы по оплате государственной пошлины 7630 руб. 45 коп.  

Судом к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Ульяновска, Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации г.Ульяновска, публичное акционерное общество «Т Плюс» (далее – ПАО «Т Плюс»), Главное управление МЧС России по Ульяновской области, Нижне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Управление муниципальной собственностью администрации города Ульяновска, МБУ «Управление инженерной защиты», Финансовое управление администрации города Ульяновска, МБУ «Дорремстрой», МБУ «Управление гражданской защиты».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска не соглашается с вынесенным по делу решением, просит его отменить, принять по делу новое решение.

В обоснование доводов жалобы указывает, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным, подлежащим отмене.

Отмечает, что дом истцов согласно выписке из ЕГРН расположен в пределах зон с особыми условиями использования территории: зона затопления территорий, прилегающих к реке Свияга в пределах п.Вырыпаевка муниципального образования «город Ульяновск»; прибрежная защитная полоса реки Свияга на территории г.Ульяновска и Ульяновского района Ульяновской области; водоохранная зона реки Свияга на территории г.Ульяновска и Ульяновского района Ульяновской области. Принимая во внимание предстоящее половодье и то обстоятельство, что дом попадает в зону подтопления, в соответствии с действующим законодательством на истцах как правообладателях земельного участка и жилого дома также лежит обязанность по инженерной защите территории. Вместе с тем истец не предпринял достаточных мер для обеспечения защиты домовладения и негативного воздействия вод. Земельный участок и жилой дом были приобретены истцами в 2012 году. Обращает внимание на то, что согласно сведениям публичной кадастровой карты расстояние от реки Свияга до земельного участка истцов всего 79 м. Истцы, приобретая спорные объекты недвижимости, должны были осознавать все риски и ограничения их использования.

Полагает, что истцами не доказано наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействиями) администрации города Ульяновска и причиненным материальным ущербом их имуществу. Судом указанное обстоятельство принято во внимание не было.

Дополнительно указывает, что судом в своем решении не приведено нормативного обоснования возложения на администрацию города Ульяновска обязанности по возмещению материального ущерба истцам.

Не соглашается с выводом суда о том, что администрацией города Ульяновска не были реализованы мероприятия по предотвращению негативных последствий половодья, считает его необоснованным. Постановлением администрации города Ульяновска от 28 декабря 2022 года №1911 «О проведении мероприятий на период весеннего половодья и паводка на территории муниципального образования «город Ульяновск» в 2023 году» предусмотрен комплекс мероприятий, направленных на защиту населения, объектов недвижимости и объектов жилищно – коммунального хозяйства от последствий половодья. В подтверждение своей позиции ссылается на то, что силами администрации города 13 марта 2023 года была осуществлена откачка воды и очистка ливнеприемников в пос.Вырыпаевка, Баратаевка, а также в других частях города. Таким образом, администрацией города предприняты все необходимые меры для предотвращения последствий весеннего половодья. В период выхода реки Свияги из берегов администрацией города Ульяновска было организовано круглосуточное дежурство в зонах подтопления в целях контроля уровня воды. Таким образом, администрацией города Ульяновска были предприняты все необходимые меры для предотвращения последствий весеннего половодья.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах и возражениях относительно жалобы.     

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Как разъяснено в п.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года №23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч.1 ст.1, ч.3 ст.11 ГПК РФ).

Этим требованиям вынесенное судебное постановление не отвечает. 

Из материалов дела следует, что истцы Филюшкин А.М., Филюшкина Н.М.  являются родителями  несовершеннолетней *** *** года рождения.

Истцам на праве общей долевой собственности принадлежит жилой дом по адресу: ***: Филюшкину А.М. - ½ доля, Филюшкиной Н.М. - 3/10 доли, Филюшкину И.А. - 1/10 доля, *** - 1/10 доля (т.1 л.д.20-23).

Истцы зарегистрированы и проживают в указанном доме. Дом находится в непосредственной близости от реки Свияги в 79 м.

В период с 15 марта 2023 года по 17 марта 2023 года в результате разлива реки из-за таяния снега указанный жилой дом и находящееся в нем имущество были затоплены.

Филюшкин А.М. обратился в ООО «МДЦ» для определения размера причиненного истцам материального ущерба. Согласно отчету ООО «МДЦ» стоимость причиненного истцам ущерба составляет 443 045 руб.

Филюшкин А.М. от имени истцов обратился в администрацию города Ульяновска по вопросу возмещения причиненного ущерба. Претензия оставлена без удовлетворения.

В соответствии со ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ст.211 ГК РФ риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу положений ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Согласно ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (ст.ст. 16, 1069 ГК РФ).

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года  №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Согласно ст.18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года  №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с ч.1 ст.24 указанного Федерального закона финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций муниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования.

Согласно п. п. 8, 23 ч. 1 ст. 14, п. п. 7, 21 ч. 1 ст. 15 и п. п. 8, 28 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устанавливающего общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации и определяющего государственные гарантии его осуществления, к вопросам местного значения поселения, муниципального района и городского округа относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, муниципального района и городского округа; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения, муниципального района и городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

По смыслу перечисленных норм, основанием для возложения гражданско-правовой ответственности за неисполнение обязательств в форме возмещения убытков является совокупность следующих юридически значимых обстоятельств: наличие убытков, вины ответчика, противоправности действий, причинно-следственной связи между допущенными нарушениями и возникшими у истца убытками.

Согласно п.12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года  №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков.

При недоказанности хотя бы одного из указанных юридически значимых обстоятельств наступление гражданско-правовой ответственности невозможно.

Факт (событие) причинения ущерба истцам от повреждения их жилого дома по адресу: ***, в результате подтопления в период с 15 марта 2023 года по 17 марта 2023 года подтверждается материалами дела, никем не оспаривается. Вместе с тем, дом и земельный участок истцов расположен в непосредственной близости от водного объекта – реки Свияги.

Земельный участок и жилой дом по адресу: *** расположены в пределах зон с особыми условиями использования территории: зона затопления территорий, прилегающих к реке Свияга в пределах п.Вырыпаевка муниципального образования «город Ульяновск»; прибрежная защитная полоса реки Свияга на территории г.Ульяновска и Ульяновского района Ульяновской области; водоохранная зона реки Свияга на территории г.Ульяновска и Ульяновского района Ульяновской области.

Вышеуказанный земельный участок находится в зоне затоплений территорий, прилегающих к реке Свияга.

Постановлением администрации города Ульяновска от 28 декабря 2022 года №1911 «О проведении мероприятий на период весеннего половодья и паводка на территории муниципального образования «город Ульяновск» в 2023 году» утвержден комплекс мероприятий, направленных на защиту населения, объектов недвижимости и объектов жилищно – коммунального хозяйства от последствий половодья и паводка на территории муниципального образования «город Ульяновск» (т.1 л.д.202 – 205).

Контроль за выполнением плана мероприятий на период весеннего половодья и паводка на территории муниципального образования «город Ульяновск» возложен в с соответствии с указанным постановлением на МБУ «Управление гражданской защиты города Ульяновска».

Согласно сведениям, предоставленным Главным управлением МЧС России по Ульяновской области, информации о подтоплении за период с 06:00 15 марта 2023 года до 06:00 18 марта 2023 года поступала в Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Ульяновской области из единой дежурно – диспетчерской службы г.Ульяновска. Был проведен комплекс профилактических противопаводковых мероприятий. Составлен план превентивных мероприятий для организации работы оперативных групп местных пожарно – спасательных гарнизонов и муниципальных образований по мониторингу за паводковой обстановкой: работа оперативных групп с 10 марта с посещением жителей домов, подверженных угрозе подтопления, в рамках проведения бесед с населением, вручением памяток о порядке действий в сложившейся ситуации; центром управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Ульяновской области в ежедневном режиме организован мониторинг фактических и прогнозируемых метеорологических условий; с помощью  геоинформационных ресурсов проводился космический мониторинг обстановки на водных объектах (т.2 л.д.19-20).

МБУ «Управление гражданской защиты г.Ульяновска» представлена подробная информация об организации пропуска паводковых вод в 2023 году в муниципальном образовании «город Ульяновск». Согласно данной информации вопросы подготовки к прохождению паводка находятся на особом контроле администрации города Ульяновска. 3 марта 2023 года проведено комиссионное обследование ГТС филиала «Ульяновский» ПАО «Т-Плюс» (ТЭЦ-1») на реке Свияга сотрудниками Управления Ростехнадзора на предмет готовности к безаварийному прохождению паводкового периода 2023 года. Акт обследования представлен в МБУ «Управление гражданской защиты г.Ульяновска. 9 марта 2023 года разработан и утвержден четырехсторонний регламент взаимодействия персонала Ульяновской ТЭЦ-1 с дежурным персоналом по плотине в р.п.Ишеевка муниципального образования «Ульяновский район» для регулирования уровня воды в период прохождения весеннего паводка в 2023 году. 10 марта 2023 года проведено комиссионное обследование гидротехнического сооружения на реке Свияга в р.п.Ишеевка муниципального образования «Ульяновский район» о готовности к пропуску паводковых вод в 2023 году (т.2 л.д.36-49).

Представлен комплексный план мероприятий по уменьшению риска возникновения чрезвычайной ситуации на период веселенного половодья и паводка на территории муниципального образования «город Ульяновск» в 2023 году (т.2 л.д.50-57).  

Согласно ч.1 ст.8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 названной статьи.

В силу п.16 ст.1 Водного кодекса Российской Федерации негативное воздействие вод - затопление, подтопление или разрушение берегов водных объектов.

В соответствии с ч.ч.3,4 ст.67.1 Водного кодекса Российской Федерации в границах зон затопления, подтопления запрещается, в том числе строительство объектов капитального строительства, не обеспеченных сооружениями и (или) методами инженерной защиты территорий и объектов от негативного воздействия вод.

Инженерная защита территорий и объектов от негативного воздействия вод (строительство водоограждающих дамб, берегоукрепительных сооружений и других сооружений инженерной защиты, предназначенных для защиты территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, и (или) методы инженерной защиты, в том числе искусственное повышение поверхности территорий, устройство свайных фундаментов и другие методы инженерной защиты) осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешений на строительство в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, юридическими и физическими лицами - правообладателями земельных участков, в отношении которых осуществляется такая защита.

Приведенные нормы права свидетельствуют о том, что предотвращение негативного воздействия вод на объекты капитального строительства на земельных участках, расположенных в зоне с особыми условиями использования территорий (затопления и подтопления), возможно также при обеспечении собственником земельного участка инженерной защиты таких объектов от затопления и подтопления.

Доказательств того, что истцами также принимались меры по инженерной защите территорий от негативного воздействия вод в отношении принадлежащего им на праве собственности земельного участка и домовладения, не представлено.

В данном случае, с учетом того, что земельный участок и жилой дом по адресу: ***, расположены в пределах зон с особыми условиями использования территории: зона затопления территорий, прилегающих к реке Свияга, истцы как собственники земельного участка и расположенного на нем жилого дома несут риск случайного повреждения имущества.

Как следует из материалов дела, истцы в обоснование заявленных требований ссылаются на то, что контроль за уровнем воды в случае превышения нормы с помощью дамбы не осуществлялся, задвижки открыты не были, спуска воды не было,  в связи с чем произошло затопление их жилого дома. Расчистка русла реки Свияги также не проводилась. Данные доводы являются несостоятельными в связи со следующим.

В 2020 году река Свияга, протекающая по территории Ульяновска, была включена в проект «Сохранение уникальных водных объектов» части нацпроека «Экология». В региональном центре определены границы зон затопления и подтопления населенных пунктов поселков Вырыпаевка, Дачный, Мостовая и Сельдь. Для защиты их населения от негативного воздействия вод необходима расчистка русла Свияги. Федеральным агентством водных ресурсов планируется заключить контракт на разработку проектной документации расчистки первой очереди – от поселка Вырыпаевка вниз по течению до Минаевского моста (т.1 л.д.181). Ориентировочная стоимость работ составляет 450 миллионов рублей. Все работы планируется провести полностью за счет федеральных средств (т.1 л.д.183).

Из сообщения Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области следует, что в апреле 2021 года начата разработка проектной документации по расчистке участка №1 реки Свияга (от пос.Вырыпаевка до Минаевского моста протяженностью 9 км). В 2022 году получены все положительные заключения экспертизы на проектную документацию. Срок реализации мероприятия 2025-2026 гг., денежные средства федерального бюджета предусмотрены. По информации ФГБВУ «Центррегионводхоз» по участку №3 в период 2025 – 2026 гг. будет разработана проектная документация по расчистке русла реки Свияга от пос.Мостовая до пос.Сельдь протяженностью 5,7 км. Работы по расчистке запланированы к началу 2026 года, завершить работы планируется в 2027 году. Данные работы позволят защитить от негативного воздействия вод поселок Мостовая и поселок Сельдь. 

Согласно ответу Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в лице Отдела водных ресурсов по Ульяновской области работы по расчистке русла реки Свияга в целях предотвращения затопления и подтопления во время весеннего паводка населенных пунктов Сельдь и Мостовая в рамках проекта «Расчистка русла реки Свияга» в г.Ульяновске – 1 очередь – от пос. Новосельдинский до плотины ТЭЦ-1 начаты в 2006 году и остановлены в связи с отсутствием софинансирования сопутствующих расчистке русла реки Свияги работ и не проведением процедуры изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд у владельцев частных домов по ул.Старосельдинская в поселке Сельдь и садовых некоммерческих товариществ СНТ «Сюрприз» и СНТ «Отдых», попадающих в зону проведения земляных работ. Подрядной организацией произведена расчистка протяженностью 1,1 км.

Согласно ответу Ульяновского ЦГМС – филиал ФГБУ «Приволжское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» ближайший к пер.*** водомерный пост находится на реке Свияга в г.Ульяновске (пос.Вырыпаевка) рядом с домом ***. В период с 15 по 17 марта 2023 года на этом водомерном посту наблюдалось повышение уровня воды. 16 марта 2023 года в 20:00 отмечался максимальный уровень за период половодья – 489 см, превышающий неблагоприятную отметку (450 см) на 39 см. До опасной отметки уровень воды не поднялся (опасная отметка - 550 см).

Из сообщения МБУ «Управление гражданской защиты города Ульяновска» следует, что пер.Прокофьева территориально расположен в Засвияжском районе г.Ульяновска вблизи реки Свияга, на которой расположено гидротехническое сооружение Ульяновской ТЭЦ-1 Ульяновского филиала ПАО «Т Плюс». На территории муниципального образования «город Ульяновск» контроль за уровнем рек постоянно осуществляется на водомерных постах Ульяновского цента по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды – филиал ФГБУ «Приволжское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды». На период прохождения паводка заключено соглашение по взаимодействию персонала Ульяновской ТЭЦ-1 с дежурным персоналом по плотине в р.п.Ишеевка муниципального образования «Ульяновский район», Ульяновское линейное производственное управление магистральных газопроводов ООО «Газпром трансгаз Самара», ЕДДС муниципального образования «город Ульяновск» и ЕДДС муниципального образования «Ульяновский район» при открытии и закрытии затворов Ульяновской ТЭЦ-1. Сотрудники Ульяновской ТЭЦ-1 Ульяновского филиала ПАО «Т Плюс» в соответствии с производственной инструкцией по эксплуатации гидротехнических сооружений Ульяновской ТЭЦ-1 производится открытие затворов при достижении предельного уровня воды в реке.

Из регламента взаимодействия персонала Ульяновской ТЭЦ-1 в период прохождения весеннего паводка 2023 года следует, что открытие и закрытие затворов Ульяновской ТЭЦ-1 осуществляются при достижении критической отметки уровня в водохранилище по уровню водомерной линейки, находящейся в помещении ГТС Ульяновской ТЭЦ-1 в соответствии с инструкцией по эксплуатации ГТС Ульяновской ТЭЦ-1.

В журнале регистрации открытия и закрытия затворов в паводковый период в 2023 году отражено время и дата открытия и закрытия затвора. Затвор открывался и закрывался несколько раз 15 марта 2023 года. В последний раз 15 марта 2023 года был открыт в 20:03, закрыт 20 марта 2023 года в 21:30. Таким образом, в спорный период затвор дамбы был поднят. 

Производственной инструкцией по эксплуатации гидротехнических сооружений Ульяновской ТЭЦ-1 предусмотрен порядок эксплуатации ГТС, в том числе в паводковый период.

Допрошенный судом апелляционной инстанции в качестве свидетеля ***. пояснил, что он работает заместителем начальника ТЭЦ -1 в филиале ПАО «Т Плюс». Контроль за уровнем воды на ТЭЦ-1 ведется постоянно, в том числе и в случае подтопления. Данная плотина перекрывает реку Свиягу. Она также используется в целях противопаводковых мероприятий, с помощью нее осуществляется контроль воды в связи с таяньем снега. В спорный период имел место паводок.

Оснований не доверять показаниям указанного свидетеля не имеется, поскольку они согласуются с материалами дела.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что ответчиками был проведен весь комплекс необходимых мероприятий на период весеннего половодья и паводка на территории муниципального образования «город Ульяновск» в 2023 году. Указанные обстоятельства истцами не опровергнуты.

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что истцами не представлены относимые и допустимые доказательства наличия противоправных действий ответчиков и причинно-следственной связи между бездействиями ответчиков, на которые указывают истцы, и наступившими последствиями в виде причинения им материального ущерба.

Предоставление истцам социальной помощи в размере 50 000 руб. не влечет обязанность муниципальных органов компенсировать ущерб, причиненный в результате разлива реки Свияги из-за таяния снега.

В связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, содержащихся в решении суда, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права по заявленным требованиям решение суда на основании п.4 ч.1 ст.330 ГПК РФ подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 25 августа 2023 года отменить. Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Филюшкина Александра Михайловича, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ***, Филюшкиной Натальи Михайловны, Филюшкина Игоря Александровича к администрации г.Ульяновска, Управлению архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска, Министерству природных ресурсов и экологии Ульяновской области, Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Ульяновска, Управлению дорожного хозяйства и транспорта администрации г.Ульяновска, публичному акционерному обществу «Т Плюс», Главному управлению МЧС России по Ульяновской области, Нижне-Волжскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов о взыскании материального ущерба, компенсации морального вреда отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Ленинский районный суд г.Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи:

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 16 апреля 2024 года.