Судебный акт
Предоставление земельного участка
Документ от 23.04.2024, опубликован на сайте 26.04.2024 под номером 112236, 2-я гражданская, о признании бездействия незаконным о возложении обязанности выделить земельный участок, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0001-01-2022-007709-22

Судья Шабинская Е.А.                                                               Дело № 33а-1825/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                   23 апреля 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,

судей Лифановой З.А., Смирновой Ю.В.

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 9 ноября 2023 года по делу №2а-5294/2023, по которому постановлено:

административные исковые требования Пысенковой Светланы Юрьевны к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, выраженное в неисполнении обязанности  осуществить образование земельных участков для установленных  абз. 1 ч. 1  статьи 13.3  Закона  Ульяновской области от 17.11.2003  №059-ЗО         «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области» целей в соответствии с поступившим заявлением Пысенковой Светланы Юрьевны в срок, не превышающий восьми месяцев со дня регистрации заявления о постановке на учет.

Обязать Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области образовать и выделить Пысенковой Светлане Юрьевне земельный участок в установленном законом порядке.

В удовлетворении административных  исковых требований  Пысенковой Светланы Юрьевны к администрации города Ульяновска отказать.

Заслушав доклад председательствующего судьи Пулькиной Н.А., пояснения           представителя Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области Борисовой А.О., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

установила:

 

Пысенкова  С.Ю. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации города Ульяновска о признании незаконным бездействия, возложении обязанности  образовать и выделить земельный  участок.

Требования мотивированы тем, что Пысенкова С.Ю., являясь матерью           4 детей  и  проживая в г. Ульяновске, подала заявление в администрацию города Ульяновска о постановке на очередь для получения земельного участка в качестве многодетной. 18.01.2021 получила уведомление о рассмотрении обращения, в котором факт постановки на учет ответчиком подтвердился.

Ранее правом на получение земельного участка бесплатно или на меру социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями в форме социальной выплаты она не поль­зовалась. Однако, в установленный законом срок ответчик не осуществил образование земельного участка и не выделил его истице.  На момент подачи иска земельный участок в собственность Пысенковой С.Ю. не передан.

Согласно ст. 13.6 Закона Ульяновской области от 17.11.2003 №059-30           «О регулировании земельных ношений в Ульяновской области» решение о предоставлении земельного участка гражданину в собственность бесплатно принимается в течение тридцати календарных дней со дня подачи гражданином заявления.

При отсутствии образованных земельных участков на дату подачи гражданином заявления о постановке на учет либо в случае, когда количество таких заявлений превышает количество образованных земельных участков, органы, уполномоченные на предоставление земельных участков, обязаны осуществить образование земельных участков для установленных пунктами 1 - 3 части 1 и абзацем первым части 1.1 статьи 13.3 настоящего Закона целей в соответствии с поступившими заявлениями в срок, не превышающий восьми месяцев со дня  регистрации заявления о постановке на учет.

В установленный срок административный ответчик не выделил положенный земельный участок, что является нарушением прав административного истца.

Просила признать незаконным бездействие администрации г. Ульяновска, которое выражается в виде отсутствия образования и непредставления земельного участка истице в установленный законом срок, обязать ответчика образовать и выделить истице земельный участок.

Судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, в качестве заинтересованных лиц – Управление муниципальной собственностью администрации города Ульяновска, Пысенков А.И., Васянин Д.А.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований. В обоснование жалобы указывает на несогласие с выводом о том, что полномочия администрации города Ульяновска сводятся к постановке граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на получение земельных участков в собственность бесплатно. Указывает, что ввиду того, что в городе Ульяновске отсутствует достаточное количество земельных массивов, позволяющих обеспечить земельными участками всех многодетных семей, стоящих на учете в качестве лиц, имеющих право на получение земельного участка в собственность бесплатно, требуется образование таких земельных участков, в связи с чем необходимо внесение изменений в Генеральный план города Ульяновска и Правила землепользования и застройки МО «город Ульяновск». Обязанность по разработке проекта территории и проекта межевания территории относится к полномочиям органов местного самоуправления, в связи с чем предъявление требований только к Министерству не основано на действующем правовом регулировании  и приведет к невозможности исполнения решения суда.

Указывает, что исполнение Министерством обязанности по образованию и предоставлению земельных участков многодетным семьям возможно только после совершения органами местного самоуправления действий по разработке проекта межевания и проекта планировки территории. В соответствии с законом Ульяновской области №210-ЗО с 01.01.2023 полномочия по разработке и утверждению документов территориального планирования и градостроительного зонирования МО «город Ульяновск» отнесены к компетенции Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области. Ссылаясь на государственный контракт по разработке проектов внесения изменений в Генеральный план города Ульяновска и Правила землепользования и застройки МО «город Ульяновск», по которому срок окончания работ установлен 13.11.2024, а срок внесения сведений о границах городского округа и населенных пунктов в составе МО «город Ульяновск» - 13.11.2025, полагает, что судом не учтены доводы Министерства о том, что для проведения мероприятий для образования земельных участков требуется длительное время.

Обращает внимание, что Министерство не уклоняется от исполнения обязанности и принимает исчерпывающие меры по формированию и предоставлению земельных участков многодетным семьям. 

Судом не приняты во внимание положения ч.2 ст.13.6 Закона Ульяновской области от 17.11.2003 № 059-ЗО о необходимости направления органом местного самоуправления извещения гражданину о возможности получения земельного участка в собственность бесплатно с указанием органа, уполномоченного на предоставление земельных участков. Полагает, что отсутствие в решении суда требования к органу местного самоуправления по совершению указанных действий влечет невозможность исполнения решения суда.

Просит учесть, что в 2022 году Пысенковой С.Ю. направлялось извещение о возможности получения земельного участка в собственность бесплатно, содержащее перечень земельных участков для ведения садоводства, однако от нее не поступало соответствующих заявлений на получение земельного участка в собственность бесплатно. Отмечает, что законодательством не установлена обязанность для уполномоченных органов по образованию земельных участков с конкретным видом разрешенного использования, а именно: для индивидуального жилищного строительства, при наличии на территории муниципального образования свободных земельных участков для ведения садоводства.

Полагает, что права административного истца министерством не нарушены.

В заседание суда апелляционной инстанции иные лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия с учетом положений ст.150, ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда в связи со следующим.

Согласно ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и принимает решение об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч.2 ст.227 КАС РФ).

Полномочия по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам бесплатно в качестве меры государственной поддержки многодетных семей и в иных случаях, связанных с обеспечением социальной поддержки определенных категорий граждан, закреплены за органами государственной власти субъектов Российской Федерации и взаимосвязаны с положениями Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации».

Пунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено бесплатное предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

В Ульяновской области указанные отношения регулируются Законом Ульяновской области от 17.11.2003 № 059-ЗО «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области».

В силу п. 1 ч. 1 ст. 13.3 названного Закона Ульяновской области земельные участки, находящиеся в государственной собственности Ульяновской области или муниципальной собственности муниципальных образований Ульяновской области, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства на приусадебном земельном участке с возведением жилого дома в собственность бесплатно проживающему на территории Ульяновской области и состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении гражданину Российской Федерации, имеющему трех и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с гражданином и воспитываемых им, и (или) детей в возрасте от 18 до 23 лет, проживающих совместно с гражданином и обучающихся в очной форме по образовательным программам среднего общего, среднего профессионального или высшего образования, реализуемым общеобразовательными организациями, профессиональными образовательными организациями или образовательными организациями высшего образования, имеющими лицензию на осуществление соответствующей образовательной деятельности и свидетельство о государственной аккредитации, а также осуществляющему опеку и (или) попечительство над тремя и более детьми в возрасте до 18 лет по договору о приемной семье, заключаемому между органами опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем.

В соответствии с ч. 5 ст. 13.6 Закона Ульяновской области «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области» решение о предоставлении земельного участка гражданину в собственность бесплатно принимается в течение четырнадцати рабочих дней со дня подачи гражданином заявления на получение земельного участка в собственность бесплатно при отсутствии основания для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно:

1) в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности Ульяновской области, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые находятся в границах территории муниципального образования «город Ульяновск», – уполномоченным исполнительным органом государственной власти;

2) в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципальных образований Ульяновской области, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей части, – органами местного самоуправления, осуществляющими управление и распоряжение такими земельными участками.

Как следует из ч.11 ст.13.6 Закона Ульяновской области «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области», при отсутствии по состоянию на дату подачи гражданином заявления о постановке на учёт образованных земельных участков либо в случае, когда количество таких заявлений превышает количество образованных земельных участков, органы, уполномоченные на предоставление земельных участков, обязаны осуществить образование земельных участков для установленных пунктами 1 – 3 части 1 и абзацем 1 части 1.1 статьи 13.3 названного Закона целей в соответствии с поступившими заявлениями в срок, не превышающий восьми месяцев со дня регистрации заявления о постановке на учет.

В соответствии с п.2.5 Положения о Министерстве имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 27.01.2022 № 1/51-П, Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области в сфере управления и распоряжения земельными ресурсами осуществляет образование земельных участков (подпункт 11); принимает решение о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной собственности Ульяновской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые находятся в границах территории муниципального образования «город Ульяновск», гражданам, имеющим в соответствии со статьей 13.3 Закона Ульяновской области от 17.11.2003 № 059-ЗО «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области» право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно (подпункт 30); осуществляет формирование и ведение сводного по Ульяновской области перечня земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам в собственность бесплатно (подпункт 30.2).

Судом установлено и из материалов дела следует, что Пысенкова С.Ю. является матерью Васянина Д.А., *** года рождения,  несовершеннолетних детей *** года рождения, *** года рождения,  *** года рождения (л.д.58,59,60,61).

Семья Пысенковой  С.Ю. включена  администрацией города Ульяновска в очередь за №*** на основании  заявления от 24.05.2019, до настоящего времени семья земельным участком не обеспечена.

Установив, что семья Пысенковой С.Ю. земельным участком в установленный законом срок не обеспечена, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о бездействии Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области. Совершенных Министерством действий явно недостаточно для реализации государственных мер по обеспечению указанной категории лиц земельными участками.

Довод Министерства в апелляционной жалобе о наличии обязанности по предоставлению земельного участка у администрации города Ульяновска, не может быть признан состоятельным, поскольку в силу приведенных выше норм права вопросы по формированию и предоставлению земельных участков указанной категории граждан, к которой относится Пысенкова С.Ю., отнесены к полномочиям Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, и надлежащим ответчиком по заявленным прокурором требованиям является названное Министерство.

Ссылка административного ответчика об отсутствии возможности формирования земельных участков по причине невнесения изменений в Генеральный план города Ульяновска и Правила землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», отсутствии проекта межевания и планировки территории, не опровергает правильность принятого по делу решения, поскольку не освобождает административного ответчика от установленной законом обязанности по предоставлению земельного участка семье         Пысенковой С.Ю.

Довод в жалобе о том, что законом предусмотрено предоставление земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства вместо предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства, также не опровергает установленные судом обстоятельства, свидетельствующие о необходимости совершения административным ответчиком действий, направленных на обеспечение истца земельным участком для индивидуального жилищного строительства, поскольку выбор земельного участка для конкретной цели является правом административного истца.

Принятое по делу решение является правильным, судом надлежаще установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применены нормы права, регулирующие спорные правоотношения, процессуальных нарушений влекущих отмену решения суда не допущено.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 9 ноября          2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме  25.04.2024