У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело-33-***-2008 г.
Судья Петрова И.И.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
14 октября 2008 года
г. Ульяновск
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Шлотгауэр Л.Л.,
судей Николаевой
Р.И. и Булгакова Г.М.
рассмотрела дело по кассационной
жалобе Н***. на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 19 августа
2008 года, которым
исковые требования Н***
к Управлению внутренних дел по Ульяновской области о выдаче удостоверения
«Ветеран боевых действий» оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад
председательствующего, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Н***. обратился в
суд с иском к Управлению внутренних дел по Ульяновской области о выдаче
удостоверения «Ветеран боевых действий».
В обоснование своих
требований указал, что 12.05.2005, работая в должности оперуполномоченного
ОРЧ-1 при УВД по Ульяновской области, он был направлен в командировку в г.
Грозный Чеченской Республики сроком на 45 суток. В составе временной
оперативной группировки ОВД и подразделений МВД России он проходил службу в
н.п. Ведено Веденского района Чеченской Республики, где находился в условиях,
сопряженных с риском для жизни, и принимал участие в контртеррористических
операциях, выполнял задачи по обеспечению территориальной целостности РФ,
общественной безопасности и охраны общественного порядка на территории
Чеченской Республики. Приказами ВОГО и П МВД России от 25.05.2005 и от
09.06.2005 он был награжден нагрудными знаками «Участник боевых действий» и «За
службу на Кавказе».
УВД по Ульяновской
области необоснованно отказало ему в выдаче удостоверения «Ветеран боевых
действий», ссылаясь на то, что в приказах за май, июнь, июль 2005 года,
поступивших из ВОГО и П МВД РФ, он не числится как сотрудник, принимавший фактическое участие
в проведении контртеррористических операций на территории Северокавказского
региона РФ.
Решением суда в
удовлетворении иска отказано.
В кассационной
жалобе Н***. не соглашается с решением суда и просит его отменить, как не
основанное на законе. При этом указывает, что суд неправильно применил
Инструкцию, утвержденную приказом МВД РФ от 07.05.2004 № 282, и Постановление
Правительства РФ от 09.02.2004 № 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях
военнослужащим, сотрудникам федеральных органов исполнительной власти,
участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и
общественную безопасность на территории СКР РФ». Суд ошибочно руководствовался
Постановлением Правительства РФ в редакции от 10.03.2007, которая на него не
может быть распространена. Представленное им командировочное удостоверение об
убытии в г. Грозный с отметкой о том, что он выполнил задание, и справка от
27.06.2005 первого заместителя Командующего ОГВ(с) от МВД РФ о том, что он с
14.05.2005 по 28.06.2005 принимал участие в мероприятиях по обеспечению
правопорядка и общественной безопасности на территории СКР, являются основанием
для выдачи ему удостоверения «Ветеран боевых действий». Суд не принял во
внимание, что за образцовое выполнение служебного долга в условия, сопряженных
с риском для жизни, участие в контртеррористических операциях, выполнение задач
по обеспечению территориальной целостности РФ, общественной безопасности и
охраны общественного порядка на территории ЧР он был награжден нагрудными
знаками «Участник боевых действий» и «Лучший сотрудник криминальной милиции». Проходившему
службу одновременно с ним сотруднику УВД Пензенской области К***. удостоверение
«Ветеран боевых действий» было выдано.
Проверив материалы
дела и обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения Н***. и
представителя УВД по Ульяновской области Р***., судебная коллегия не находит
оснований к отмене решения суда.
В соответствии со
ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения
суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Статьей 1
Федерального закона «О ветеранах» с учетом заслуг по защите Отечества,
безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного
добросовестного труда установлены следующие категории ветеранов: ветераны
Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на
территории Российской Федерации и территориях других государств (далее -
ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны государственной
службы, ветераны труда.
В соответствии с
п.п. 1 п. 1 ст. 3 закона к ветеранам боевых действий отнесены военнослужащие, в том числе уволенные в запас
(отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и
начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной
безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР
и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и
органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства
органами государственной власти СССР, органами государственной власти
Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении
служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в
соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в
боевых действиях на территории Российской Федерации.
В раздел III Перечня государств, городов,
территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ,
приведенного в приложении к закону, включено выполнение задач в ходе
контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с
августа 1999 года.
В соответствии с п.
3 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе
Министерства внутренних дел Российской Федерации (утв. Приказом МВД РФ от
07.05.2004 № 282 (в ред. Приказа МВД РФ от 15.11.2005 № 925)) основанием для
выдачи удостоверений лицам, выполнявшим (выполняющим) задачи в ходе
контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с 1
августа 1999 года, является факт выполнения ими задач в ходе
контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона,
устанавливаемый в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от
09.02.2004 № 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и
сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в
контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную
безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации».
Названный пункт Постановления Правительства
РФ в действующей в 2005 году редакции определял, что состав сотрудников и
военнослужащих специальных сил по обнаружению и пресечению деятельности
террористических организаций и групп, их лидеров и лиц, участвующих в
организации и осуществлении террористических акций на территории
Северо-Кавказского региона РФ, устанавливается руководителем Оперативного штаба
по управлению контртеррористическими операциями на территории
Северо-Кавказского региона РФ по представлению руководителя Регионального
оперативного штаба.
Как видно из
материалов дела, оперуполномоченный ОРЧ № 1 (по линии БЭП) при УВД по
Ульяновской области Н***. во исполнение Постановления Правительства РФ от
29.07.2004 № 388 и распоряжения МВД России от 10.08.2004 № 1/5213 был
командирован с 13 мая 2005 года сроком на 45 суток в г. Грозный Чеченской
Республики.
Согласно справке
первого заместителя Командующего ОГВ (с) от МВД России, руководителя ВОГО и П
МВД России от 27.06.2005 № 113269 Н***. с 14.05.2005 по 28.06.2005 принимал
участие в мероприятиях по обеспечению правопорядка и общественной безопасности
на территории Северо-Кавказского региона. Указанная справка не содержит
сведений о том, что Н*** участвовал в контртеррористических операциях на территории
СКВ РФ.
В ходе рассмотрения
дела суд также не получил доказательств, что Н***. выполнял задачи в ходе
контртеррористических операций и включался в состав специальных сил в порядке,
предусмотренном п. 1 Постановления Правительства РФ от 09.02.2004 № 65.
При таких
обстоятельствах суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для
выдачи Н***. удостоверения «Ветеран боевых действий».
Доводы, приведенные истцом
в кассационной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену
решения суда.
Обстоятельства дела
исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон
применен судом правильно.
Пунктом 3 названного
выше Постановления Правительства РФ от 09.02.2004 № 65 в первоначальной
редакции предусматривалось, что факт участия сотрудников и военнослужащих в
проведении контртеррористических операций подтверждается приказами с указанием
дат или периодов, когда сотрудники и военнослужащие принимали участие в
контртеррористических операциях, издаваемых командирами воинских частей,
начальниками органов и подразделений внутренних дел, иных органов и
подразделений и утверждаемых руководителем Регионального оперативного штаба.
Таких приказов в
отношении Н***. не издавалось. Истец не отрицает, что предусмотренное
Постановлением денежное вознаграждение за фактическое участие в
контртеррористических операциях он не получал и период нахождения в
командировке в выслугу лет в льготном исчислении ему засчитан не был.
Довод кассационной
жалобы о том, что суд руководствовался Постановлением Правительства РФ в
редакции, не действовавшей в период нахождения его в командировке в Чеченской
Республике, является необоснованным. Суд руководствовался названным нормативным
актом в его первоначальной редакции, которой и было определено, какими
доказательствами подтверждается факт участия сотрудника в контртеррористических
операциях.
Довод истца о том,
что командировочное удостоверение о его нахождении в служебной командировке в
Чеченской Республике и справка первого заместителя Командующего ОГВ(с) от МВД
РФ от 27.06.2005 о праве на льготы является основанием для признания его
ветераном боевых действий, судебная коллегия находит несостоятельным и основанным
на неправильном толковании приведенных выше нормативных актов.
В выданной Н***
первым заместителем Командующего Объединенной группировкой войск (сил) от МВД
России, руководителем ВОГО и П МВД России справке нет указания о том, что он участвовал
в контртеррористических операциях, а отмечено только его участие в мероприятиях
по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории СКР.
Награждение его нагрудным знаком «Участник
боевых действий» в отсутствие соответствующих приказов руководителя
Оперативного штаба по управлению контртеррористическими операциями на
территории СКР РФ, подтверждающих, что Н***. включался в состав специальных сил
и сил Объединенной группировки, привлекаемых к
контртеррористическим операциям, не может являться основанием для
признания его ветераном боевых действий.
Судом правильно отмечено, что в соответствии
с Положением о нагрудном знаке «Участник боевых действий» (утв. Приказом МВД РФ
от 31.03.2000 № 333 с изм., внесенными Приказом МВД РФ от 20.07.2001 № 680)
нагрудный знак вручается лицам, принимавшим участие в мероприятиях по
обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории боевых действий. Следовательно, сам по себе факт
награждения данным знаком сотрудника милиции не может являться бесспорным
доказательством его участия в боевых действиях или проведении
контртеррористических операций.
Ссылка Н***. в
кассационной жалобе на получение удостоверения «Ветеран боевых действий»
проходившим одновременно с ним службу сотрудником УВД Пензенской области не
может быть принята во внимание и повлечь отмену решения суда, поскольку данное
обстоятельство в соответствии с приведенными выше правовыми нормами не является
основанием для вывода об участии Н***. в контртеррористических операциях.
В силу изложенного, решение суда является
правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная
коллегия
о п р е д е л
и л а :
Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска
от 19 августа 2008 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Н***. –
без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: