У Л
Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О
Й С У Д
73RS0001-01-2024-005762-75
Судья Жилкина А.А.
Дело №33а-1122/2025
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
25 марта 2025 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Лифановой З.А.,
судей Кинчаровой
О.Е., Бахаревой Н.Н.
при секретаре Чичкиной А.П.
рассмотрела
в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной
налоговой службы по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда
г.Ульяновска от 25 октября 2024 года по делу №2а-4228/2024, которым
постановлено:
административное исковое заявление Управления
Федеральной налоговой службы по Ульяновской области к Латыповой Алсу Вазыховне
о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить частично.
Взыскать с Латыповой Алсу Вазыховны в пользу
УФНС России по Ульяновской области задолженность:
по земельному налогу за 2021 г. в сумме 1220
руб., пени за период с 02.12.2022 г. по
15.01.2024 г. в сумме 166,52 руб.
по налогу на имущество за 2021 г. на сумму
622 руб., пени за период с 02.12.2022 г. по 15.01.2024 г. в суме 84,91 руб.,
по транспортному налогу за 2021 г. на сумму
14 867,32 руб., пени за период с 02.12.2022 г. по 15.01.2024 г. в размере
2317,11 руб.
пени по транспортному налогу за 2017-2019 гг.
за период с 04.12.2018 г. по 08.04.2021 г. в сумме 1 458,38 руб.
по страховым взносам на ОПС за 2021 г. в
размере 13 332,64 руб., пени за период с 11.01.2022 г. по 15.01.2024 г. в
сумме 2 495,20 руб.
по страховым взносам на ОМС за 2021 г. в
размере 5067,23 руб., пени за период с 11.01.2022 г. по 15.01.2024 г. в сумме
948,32 руб.
по ЕНВД за 2020 г. в сумме 1734,23 руб., пени
за период с 30.12.2021 г. по 15.01.2024 г. в сумме 387,17 руб.
штраф по ч. 1 ст. 119 НК РФ в размере 250
руб.
Итого на общую сумму: 44 951,03 руб.
В удовлетворении остальной части требований
отказать.
Взыскать с Латыповой Алсу Вазыховны в доход
местного бюджета госпошлину в сумме 1 548 руб.
Заслушав доклад
судьи Лифановой З.А., судебная коллегия
установила:
УФНС России по Ульяновской области обратилось
в суд с административным иском к
Латыповой А.В. о взыскании обязательных платежей и санкций.
Требования мотивированы тем, что
административный ответчик состоял на учете по 25.11.2019 в качестве адвоката.
За нею числится задолженность по уплате:
налога на имущество за 2021 г. в сумме
622 руб., пени в сумме 84,91 руб.,
земельного налога за 2021 г., 2022 г. в сумме 5262 руб., пени 478,96 руб.
транспортного налога в размере 14 867,32
руб., за 2021 г. и пени 2317,11 руб.
пени по транспортному налогу за 2017-2019 гг.
в размере 1458,38 руб.
ОПС в размере 15 647,49 руб. за 2021 г.,
2022 г., пени в размере 3065,51 руб.
ОМС в размере 5657,34 руб. за 2021 г. и 2022
г., пени в размере 1424,28 руб.
ЕНВД в размере 1734,23 руб. за 2020 г., пени в размере 387,17 руб.
Штраф по ст. 119 НК РФ в размере 250 руб.
При данных обстоятельствах просил взыскать
указанную задолженность на общую сумму 53 256,70 руб.
Должнику направлялись налоговые уведомления №***
от ***, №*** от ***, требование об уплате задолженности от *** №***, в котором
сообщалось о наличии отрицательного сальдо единого налогового счета и сумме
задолженности с указанием налогов, авансовых платежей по налогам, сборам,
страховым взносам, пеням, штрафам, процентам на момент направления требования,
а также об обязанности уплатить в установленный срок сумму отрицательно сальдо ЕНС.
Судебный приказ №*** от *** был отменен
определением мирового судьи судебного участка №8 Ленинского района г.Ульяновска
от ***.
Судебный приказ №*** от *** был отменен
определением мирового судьи судебного участка №8 Ленинского района г.Ульяновска
от ***.
Налоговый орган просил
суд взыскать с Латыповой А.В. вышеуказанную сумму задолженности в общем размере
53 256,70 руб.
Рассмотрев заявленные требования по существу,
суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе УФНС России по Ульяновской области не соглашается с решением суда,
просит его отменить или изменить, принять новое решение.
Не соглашается с
выводами суда о пропуске налоговым органом срока на взыскание страховых взносов
за 2022 год. Указывает, что ранее было выставлено требование №*** об уплате
налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафов по состоянию на 17.02.2022 со
сроком исполнения 29.03.2022, что соответствует срокам, указанным в ст.70 НК
РФ. Судебный приказ №*** вынесен ***, соответствует процессуальным срокам.
Определение об отмене судебного приказа вынесено ***, в течение шести месяцев с
даты отмены налоговый орган должен обратиться в суд с административным исковым
заявлением, который истекает 25.09.2024. Административное исковое заявление
принято судом 08.08.2024, что также соответствует процессуальным срокам.
В связи с тем, что
задолженность по страховым взносам за 2021, 2022 годы не была оплачена после
введения ЕНС (с 01.01.2023), вышеуказанная задолженность была отражена в
требовании №*** от ***.
С 30.03.2023
предельные сроки направления требования об уплате задолженности и решений о
взыскании увеличены на шесть месяцев. Требование считается исполненным, когда
сальдо по ЕНС будет нулевым или положительным.
До настоящего
времени отрицательное сальдо ЕНС налогоплательщиком не погашено.
В судебное заседание
лица, участвующие в деле, не явились, извещены
надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Судебная коллегия с учетом положений
ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В
соответствии с ч.1 ст. 286 КАС РФ органы государственной
власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие
органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за
уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в
суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных
сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если
у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование
контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в
добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты
денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания
обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о
взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение
шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате
обязательных платежей и санкций (ч.2 ст.286 КАС
РФ).
Статья 57 Конституции Российской Федерации и
п.1 ст.23 Налогового
кодекса Российской Федерации (НК РФ) обязывают каждого платить законно
установленные налоги и сборы.
Обязанность по
уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о
налогах и сборах.
Согласно п.п.1 с.1
ст.430 НК РФ плательщики, указанные в пп.2 п.1 ст.419 НК РФ, уплачивают:
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере
34 445 руб. за расчетный период 2022 год; обязательное медицинское страхование
- 8766 руб. за 2022 год.
Как следует из п.1
ст.45
НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате
налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный
законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по
уплате налога является основанием для направления налоговым органом
налогоплательщику требования об уплате налога в порядке, предусмотренном ст.ст.69
и 70
НК РФ.
Согласно п. 1 ст.70
НК РФ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений)
требование об уплате задолженности должно быть направлено налогоплательщику,
плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту не позднее
трех месяцев со дня формирования отрицательного сальдо единого налогового счета
этого лица, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Статьей 75 НК РФ предусмотрено, что в
случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в
размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования
Центрального банка Российской Федерации за каждый календарный день просрочки
исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным
законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения
обязанности по его уплате включительно.
Федеральным законом №263-ФЗ от 14.07.2022
года «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового Кодекса Российской Федерации» внесены изменения в
положения Налогового
Кодекса Российской Федерации, которые вводят институт Единого
налогового счёта с 01.01.2023.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11.3 НК РФ
единым налоговым счётом признается форма учёта налоговыми органами: 1)
денежного выражения совокупной обязанности; 2) денежных средств, перечисленных
в качестве единого налогового платежа и (или) признаваемых в качестве единого
налогового платежа.
Единый налоговый
счёт ведётся в отношении каждого физического лица и каждой организации,
являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых
взносов и (или) налоговыми агентами.
Единым налоговым
платежом признаются денежные средства, перечисленные налогоплательщиком,
плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом и (или)
иным лицом в бюджетную систему Российской Федерации на счёт Федерального
казначейства, предназначенные для исполнения совокупной обязанности
налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового
агента, а также денежные средства, взысканные с налогоплательщика, плательщика
сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента в соответствии с
настоящим Кодексом (п.1
ст.11.3 НК РФ).
В соответствии с п.8
ст.45 НК РФ
принадлежность сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в
качестве единого налогового платежа, определяется налоговыми органами на
основании учтённой на едином налоговом счёте налогоплательщика суммы его
совокупной обязанности с соблюдением следующей последовательности: 1) недоимка
по налогу на доходы физических лиц - начиная с наиболее раннего момента её
возникновения; 2) налог на доходы физических лиц - с момента возникновения
обязанности по его перечислению налоговым агентом; 3) недоимка по иным налогам,
сборам, страховым взносам - начиная с наиболее раннего момента её
возникновения; 4) иные налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы - с
момента возникновения обязанности по их уплате (перечислению); 5) пени; 6)
проценты; 7) штрафы.
Отрицательное сальдо ЕНС формируется, если общая сумма денежных
средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового
платежа, меньше денежного выражения совокупной обязанности.
Согласно п.3 ст. 48 НК РФ налоговый орган вправе обратиться в суд общей
юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности в течение шести
месяцев со дня истечения срока
исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер
отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей.
Как следует из
материалов дела и установлено судом, в УФНС России по Ульяновской области на
налоговом учете состоит Латыпова Алсу Вазыховна как плательщик земельного,
транспортного налогов и налога на имущество. Кроме того, она была
зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с 03.07.1995 по
25.01.2022.
Латыповой А.В. в период с 09.10.2007 по
09.04.2021 принадлежала 1/6 доля в праве общей долевой собственности на жилой
дом, расположенный по адресу: ***, в период с 10.06.2019 по 19.04.2021 – 1/2
доля в праве долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: ***.
В связи с чем, административным истцом
исчислен налог на указанное имущество за 2021 г. в общей сумме 622 руб.
Также Латыповой А.В. в период с
05.12.2019 по 19.04.2021 принадлежала
1/2 доля в праве общей долевой собственности на земельный участок,
расположенный по адресу: ***, в период с 05.06.2007 по 05.05.2021 - земельный
участок, расположенный по адресу: ***, в период с 10.09.2007 по 20.04.2021 -
земельный участок по адресу: ***, в период с 18.06.2007 по 05.05.2021 - 66/100
долей в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный
по адресу: ***, с 27.03.2008 - 34/100 доли в праве, в период с 22.05.2017 по
31.12.2020 - земельный участок, расположенный по адресу: ***.
В связи с чем налоговым органом ей начислен
налог на указанное имущество за 2021 год и 2022 год в общей сумме 5262 руб., в
составе которой находится земельный налог за 2021 год (12/12) и за 2022 год
(12/12), начисленный на земельный участок с кадастровым номером ***,
расположенный по адресу: ***, в сумме 1925 руб. и 2117 руб., соответственно.
Также в спорный период за Латыповой А.В. были
зарегистрированы следующие транспортные средства:
с 17.08.2011 по 03.04.2021 – а/м ***,
регистрационный номер ***,
с 05.07.2012
по 03.04.2021 – а/м ***,
регистрационный номер ***,
с 06.12.2012
по 03.04.2021 – а/м ***, регистрационный номер ***.
На указанные транспортные средства, а также
на прицеп *** регистрационный знак *** за 2021 начислен налог на общую сумму
25 143 руб.
*** налоговым органом в адрес
административного ответчика было направлено налоговое уведомление по указанным
видам налогов, начисленным за 2021 год, №*** со сроком платежа 01.12.2022.
*** в адрес административного ответчика
направлено налоговое уведомление №*** по земельному налогу за 2022 год на сумму
2117 руб. со сроком уплаты не позднее 01.12.2023.
В установленные сроки Латыповой А.В. данные налоги не были
уплачены, в связи с чем на основании ст. 75 НК РФ на сумму задолженности
начислены пени:
-
по
налогу на имущество за 2021 год на сумму 622 руб. за период с 02.12.2022 по
15.01.2024 - 84,91 руб.,
-
по
земельному налогу за 2021 год и 2022 год на сумму 3145 руб., а с 02.12.2023 -
на сумму 5262 руб. за период с 02.12.2022
по 15.01.2024 - 473,53 руб.
-
по
транспортному налогу за 2021 год на сумму 25 143 руб., а с 25.03.2023 на
сумму 14 867,32 руб., за период с 02.12.2022 по 15.01.2024
- 2317,11 руб.
Согласно представленной налоговому органу
декларации за 1 квартал 2020
год от *** Латыповой А.В. исчислен ЕНВД в сумме 2707 руб., частично оплаченный
ею 03.12.2020 в сумме 972,77 руб.
Указанный налог должен был быть уплачен в
бюджет не позднее 25.04.2020 (суббота), следовательно, с 27.04.2020
образовалась недоимка. Между тем, указанная недоимка в состав требования №***
от *** не вошла, однако на основании судебного приказа от *** №*** указанная недоимка
была взыскана (л.д.56).
Налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ за 2021
год Латыпова А.В. представила с нарушением установленного срока, в связи с чем
по результатам камеральной проверки на основании акта проверки от *** №*** она
была подвергнута штрафу за совершение налогового правонарушения,
предусмотренного п.1 ст.119 НК РФ, в размере 250 руб. (л.д.22-24).
Указанный штраф административным ответчиком
не уплачен, в связи с чем задолженность по нему взыскана судебным приказом от ***
№***.
Определением мирового судьи от *** судебный
приказ от *** №*** отменен
(л.д.60).
В связи с регистрацией Латыповой А.В. в
качестве индивидуального предпринимателя с 03.07.1995 по 25.01.2022 ей были начислены страховые взносы на ОПС и
ОМС за 2021 и 2022 годы на общую сумму 25 794,62 руб., а также ввиду
неуплаты их в установленный срок начислены пени:
на долг по ОПС за 2021 год на сумму 13 332,64 руб. за период с
11.01.2022 по 15.01.2024 - 2494,10 руб.
на долг по ОМС за 2021 год на сумму 5067,23
руб. за период с 10.01.2022 по 15.01.2024
- 1278,86 руб.
на долг по ОПС за 2022 год на сумму
2 314,85 руб. за период с 09.02.2022 по 15.01.2024 - 571,41 руб.
на долг по ОМС за 2022 год на сумму 589,11
руб. за период с 09.02.2022 по 15.01.2024 в размере 145,42 руб.
В связи с неуплатой страховых взносов
налоговым органом в адрес налогоплательщика было направлено требование №*** от ***
с указанием на уплату задолженности по страховым взносам на ОПС и ОМС за 2021
год до 10.03.2022.
21.04.2022 налоговый орган обратился к
мировому судье с заявлением о взыскании указанной задолженности.
Судебный приказ от *** был отменен ***, после
чего УФНС России по Ульяновской области обратилось в суд с настоящим
административным иском 08.08.2024.
Установив вышеуказанные обстоятельства, дав
оценку всем представленным по делу доказательствам в их совокупности, правильно
применив нормы материального права, регулирующие рассматриваемые
правоотношения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о частичном
удовлетворении требований УФНС, отказав в удовлетворении требований в части
взыскания земельного налога и пени, начисленных за объект с кадастровым номером
***, а также в части взыскания задолженности по страховым взносам на ОПС и ОМС
за 2022 год.
С выводами районного суда судебная коллегия
соглашается.
Как верно указано судом, земельный налог за
2021 год (12/12) и за 2022 год (12/12), начисленный на земельный участок с
кадастровым номером ***, расположенный по адресу: ***, в сумме 1925 руб. и 2117
руб., не подлежит взысканию с административного ответчика, поскольку согласно
выписке из ЕГРП право собственности
Латыповой А.В. на указанный
участок прекращено с ***.
В этой связи из состава задолженности по
земельному налогу суд правомерно исключил сумму налога в размере 4042 руб., а
также произвел перерасчет пени по земельному налогу за 2021 год, начисленных на
сумму задолженности в размере 1220 руб. за период с 02.12.2022 г. по 15.01.2024 - 166,52 руб.
Транспортный налог за 2017-2019 гг. был
оплачен Латыповой А.В. добровольно, но с пропуском установленного срока, в
связи с чем на сумму просрочки начислялись пени.
Приведенный налоговым органом расчет
начисления взыскиваемых пени на задолженность 2017-2019 г. проверен судом и
признан арифметически верным, с чем судебная коллегия соглашается. При расчете
пени были исключены периоды действия моратория на начисление пени (06.04.2020
по 07.01.2021) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020
№428 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению
кредиторов в отношении отдельных должников».
Вопреки доводам апелляционной жалобы, срок
для обращения в суд с требованиями о взыскании задолженности по страховым
взносам за 2022 год налоговым органом пропущен.
Так, поскольку Латыпова А.В. утратила статус
индивидуального предпринимателя с 25.01.2022, то страховые взносы за неполный
2022 год она должна была уплатить до 09.02.2022.
Налоговый орган узнал о наличии недоимки по
страховым взносам на ОПС и ОМС за 2022 год по истечении 15 календарных дней с
момента прекращения Латыповой А.В. деятельности в качестве индивидуального
предпринимателя, т.е. 10.02.2022.
Начисленные Латыповой А.В. страховые взносы
на ОПС и ОМС за 2022 год
составили 2314,85 руб. и 589,11 руб., всего 2903,96 руб., что менее 3000 руб., следовательно, требование об уплате
образовавшейся задолженности должно было быть выставлено не позднее 10.02.2023.
01.01.2023 вступили в силу изменения в
действовавшие ранее положения налогового законодательства относительно
направления требований об уплате задолженности, кроме того срок выставления
требования был увеличен на основании Постановления Правительства РФ от
29.03.2023 №500 «О мерах по урегулированию задолженности по уплате налогов,
сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, установленных Налоговым
кодексом Российской Федерации, в 2023 и 2024 годах» на 6 месяцев.
Требование №***, в состав которого включена
указанная недоимка, было выставлено *** со сроком уплаты до 28.11.2023
(л.д.18).
*** налоговый орган обратился к мировому
судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности, исходя
из наличия отрицательного сальдо по состоянию на 15.01.2024. Между тем, при
наличии задолженности в размере 76 027,44 руб., он просил взыскать лишь ее
часть в размере 29 050,76 руб., при этом в данную сумму не входила
задолженность по страховым взносам на ОПС и ОМС за 2022 год в размере 2903,96
руб. (л.д.54).
С настоящим иском налоговый орган обратился
08.08.2024, т.е. за пределами 6-месячного срока со дня истечения срока уплаты
задолженности по страховым взносам на ОПС и ОМС за 2022 год, следовательно,
срок для обращения в суд с требованиями о взыскании этой задолженности
пропустил.
При таком положении суд первой инстанции
обоснованно взыскал с административного ответчика задолженность по страховым взносам на ОПС и
ОМС только за 2021 год.
При таких
обстоятельствах принятое по делу решение является правильным, нормы
материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для его
отмены не имеется.
На основании
изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского
районного суда г.Ульяновска от 25 октября 2024 года оставить без изменения, а
апелляционную жалобу Управления федеральной налоговой службы по Ульяновской
области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 02.04.2025