Судебный акт
В назначении досрочной пенсии по старости отказано.
Документ от 13.04.2010, опубликован на сайте 30.04.2010 под номером 16612, 2-я гражданская, О включении в специальный стаж периода работы и назначении досрочной трудовой пенсии, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й    С У Д

 

Дело №33-***/2010

                                          Судья Розанова Л.К.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

13 апреля 2010 года

                                  г. Ульяновск

 

Судебная  коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Мирясовой Н.Г.,

судей Казаковой М.В., Маслюкова П.А.,

при секретаре Высоцкой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ульяновском районе и г.Новоульяновске Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 24 февраля 2010 года, которым суд решил:

Исковые требования Ф*** Р*** Р*** удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Ульяновском районе и г.Новоульяновске Ульяновской области включить в специальный стаж Ф*** Р*** Р*** период работы в должности врача-гастроэнтеролога и врача-терапевта- гастроэнтеролога санатория им. *** с 01 ноября 1999 года по 02 октября 2009 года.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Ульяновском районе и г.Новоульяновске Ульяновской области назначить Ф*** Р*** Р*** досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью со 02 октября 2009 года.

 

Заслушав доклад председательствующего судьи, судебная коллегия

 

у с т а н о в и л а:

 

Ф*** Р.Р. обратилась в суд с иском к УПФ РФ (ГУ) в Ульяновском районе и г.Новоульяновске Ульяновской области о включении в специальный стаж периода работы и назначении досрочной пенсии. В обоснование иска указывала, что, обратившись к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости на льготных основаниях, получила отказ со ссылкой на отсутствие у нее необходимого стажа работы в городах, сельской местности и поселках городского типа. Ответчик не засчитал в специальный стаж период ее работы в должности врача-терапевта-гастроэнтеролога санатория им. *** – филиала ОАО «У***» с 01.11.1999 года по 02.10.2009 года. Отказ мотивирован тем, что санаторий не имеет профиля, предусмотренного Списком, утвержденным Постановлением Правительства №1066 от 22.09.1999 года, и Списком, утвержденным Постановлением Правительства №781 от 29.10.2002 года. Посчитала отказ в назначении досрочной пенсии необоснованным, поскольку санаторий им. *** является многопрофильным, в нем осуществляется лечение заболеваний органов дыхания, болезней опорно-двигательной системы, лечение и профилактика заболеваний нервной системы и другие. Санаторий имеет лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности. Медицинская деятельность регламентируется федеральными стандартами по оказанию санаторно-курортной помощи. Санаторно-курортные учреждения входят в номенклатуру учреждений здравоохранения. Просила включить спорный период работы в специальный стаж и назначить досрочную трудовую пенсию с 02.10.2009 года.

Рассмотрев исковые требования Ф*** Р.Р. по существу, суд постановил вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе УПФ РФ (ГУ) в Ульяновском районе и г.Новоульяновске Ульяновской области, не соглашаясь с состоявшимся решением, просит его отменить, вынести по делу новое судебное постановление, которым отказать Ф*** Р.Р. в иске в полном объеме. В обоснование доводов жалобы ссылается на допущенные судом нарушения норм материального и процессуального права. Указывает, что в судебном заседании не нашел подтверждения факт принадлежности санатория им. *** к числу профильных. Так, лицензия на право занятия медицинской деятельностью указанного санатория в числе санаторно-курортной помощи не содержит такого направления медицинской деятельности, как оказание санаторно-курортной помощи больным с нарушением опорно-двигательного аппарата. Учредительные документы санатория также не предусматривают в качестве осуществления своей деятельности оказание санаторно-курортных услуг в отношении больных с нарушением опорно-двигательного аппарата. Между тем именно лицензия и соответствующие учредительные документы являются допустимыми доказательствами, которые могут подтвердить данное обстоятельство. Суд же сделал вывод о льготном характере работы истицы, основываясь лишь на показаниях свидетелей. Судом не был выяснен вопрос о количестве профильных больных, проходивших лечение в течение спорного периода работы Ф*** Р.Р., а также вопрос о выполнении ею (или невыполнении) нормы рабочего времени в течение продолжительности рабочего дня.

Ф*** Р.Р. и ОАО «У***» в возражение на кассационную жалобу УПФ РФ (ГУ) в Ульяновском районе и г.Новоульяновске Ульяновской области просят оставить состоявшееся решение суда без изменения, а кассационную жалобу ответчика – без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя УПФ РФ в Ульяновском районе и г. Новоульяновске Г*** Ю.П., поддержавшую доводы жалобы, Ф*** Р.Р. и представителя ОАО «У***» К*** Е.П., просивших оставить решение без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.

Принимая решение по делу, суд первой инстанции исходил из того, что  период работы Ф*** Р. Р. в должности врача-гастроэнтеролога и врача-терапевта-гастроэнтеролога санатория им.*** проходил в санатории, который отнесен к Списку учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии по старости. В связи с этим пришел к выводу о включении данного периода в стаж работы истицы, с учетом которого продолжительность специального стажа истицы составила более 25 лет, и в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации» обязал ответчика досрочно назначить Ф*** Р.Р. трудовую пенсию по старости с даты обращения  02.10.2009).

Судебная коллегия не может согласиться с приведенными выводами суда, так как они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права и не соответствуют обстоятельствам дела.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции от 27.12.2009)  трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Пунктом 2 статьи 27 указанного Федерального закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно действовавшему до 01 ноября 1999 года правовому регулированию (Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464) работа в должности врача санатория (курорта) включалась в стаж работы, дающей право на назначение пенсии за выслугу лет, независимо от профиля данного учреждения. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 был утвержден новый Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, который вводился в действие на территории Российской Федерации с 01 ноября 1999 года и предусматривал включение в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, работу в должности врача санаториев (курортов) только определенного профиля (для лечения туберкулеза всех форм; для больных с последствиями полиомиелита; для гематологических больных; для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата; для больных ревматизмом; психоневрологические).

Аналогичное правовое регулирование предусмотрено и Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.

Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основано на учете профиля выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение.

В соответствии с пунктом 96 части 1 статьи 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ медицинская деятельность подлежит лицензированию.

Согласно пункту 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30, медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению.

Следовательно, лечение больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата могут проводиться в санатории в составе медицинской деятельности только при наличии лицензии на право осуществления данных работ и услуг.

Таким образом, отсутствие в лицензии на санаторно-курортную медицинскую помощь вида деятельности по оказанию соответствующих работ и услуг, входящих в Номенклатуру работ и услуг по оказанию соответствующей медицинской помощи, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 июля 2002 г. N 238, в редакции от 22 октября 2003 г. N 502, а также в Перечень работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности, являющийся приложением к Положению лицензирования медицинской деятельности, утвержденному  Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 N 30,  свидетельствует об отсутствии у санатория законных оснований для лечения больных с вышеуказанными заболеваниями.

Так, из исследованных судом лицензий от 31 мая 2002 года, от 10 ноября 2005 года (т.1 ст.29-40) в номенклатуру работ и услуг, разрешенных санаторию им. *** ОАО «У***», работы и услуги по лечению больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата не входят. Учредительными документами так же не предусмотрено осуществление санаторно-курортных услуг в отношении больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Следует согласиться с доводом кассационной жалобы ответчика, что «Стандарт (паспорт) качества медицинской помощи на 2003 год, оказываемый санаториями ОАО «У***», который содержит ссылку на лечение  заболеваний опорно-двигательного аппарата в санаториях ОАО, не может служить доказательством профиля санатория им. ***, поскольку указанный документ  не дает право на осуществление указанной деятельности и оформлен он был лишь на один год  – 2003 год. Представленные в суд ОАО «У***» стандарты санаторно-курортной помощи различной категории больным являются нормативными обязательными документами для всех санаторно-курортных организаций.

То обстоятельство, что санаторно-курортное лечение  в санатории проходят больные, которым наряду с другими заболеваниями так же диагностировано нарушение опорно-двигательного аппарата, на что сослался суд в обоснование выводов, не подтверждает, что специализация данного санатория -  лечение данной категории больных. Так же нельзя признать доказательством, определяющим профиль санатория, получение им лицензии на использование ундоровской кимериджской голубой глины, которая рекомендуется не только при  лечении заболеваний опорно-двигательного аппарата, но и при лечении ряда других, в том числе при лечении органов пищеварения, гинекологических и урологических заболеваний.

Согласно Положению «О лицензировании медицинской деятельности», при определении перечня видов медицинской деятельности, при выдаче лицензии на  данную деятельность учитывается наличие материально-технической базы санатория и укомплектованность врачами и медицинскими сестрами по специальностям заявленных видов медицинской деятельности.

В зависимости от медицинского профиля санаторий обеспечивается необходимыми кадрами врачей-специалистов, соответствующими лечебно-диагностическими кабинетами, и лабораториями.

Отсутствие такой базы в санатории им. ***, что не отрицалось представителем ОАО «У***» в заседании судебной коллегии, не позволило включить в полученную  лицензию по осуществлению медицинской деятельности такой вид услуг, как  лечение больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Так, из штатного расписания санатория и лицензий следует, что специализацией санатория им. *** является лечение органов пищеварения и урологических больных, что также подтверждается  отзывами генерального директора ОАО «У***» как на исковое заявление, так  и на кассационную жалобу по данному делу.

Таким образом, нельзя согласиться с выводами суда, что в санатории  имени *** осуществляется лечение больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, которое дает основание признать наличие у санатория данного профиля, и работа в котором дает право на досрочную трудовую пенсию.

Следовательно, правовых оснований для включения в специальный стаж Ф*** Р*** Р*** в должности врача-гастроэнтеролога и врача-терапевта-гастроэнтеролога санатория им. *** периода работы с 01 ноября 1999 года по 02 октября 2009 года не имеется. Без учета оспариваемого периода у истицы отсутствует необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости специальный стаж.

С учетом изложенного, состоявшееся по делу решение подлежит  отмене, поскольку выводы суда не соответствуют установленным обстоятельствам дела.

Принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены, судом допущена ошибка в применении и толковании норм материального права, коллегия находит возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять решение об отказе Ф*** Р.Р. в удовлетворении заявленных требований.

 

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 24 февраля 2010 года  отменить. Постановить новое решение. В удовлетворении иска Ф*** Р*** Р*** о назначении досрочной трудовой пенсии по старости отказать.

Председательствующий

Судьи