Судебный акт
О возложении обязанности выплачивать ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью
Документ от 13.04.2010, опубликован на сайте 28.04.2010 под номером 16616, 2-я гражданская, о возмещении обязанности выплачивать ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

 

 

                У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й    С У Д

 

Дело-33-***-2010 г.                                                     Судья Елистратов А.М.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

13 апреля 2010 года                                                                                   г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Мирясовой Н.Г.,

судей Казаковой М.В., Маслюкова П.А.,

с участием прокурора Логинова Д.А.,

при секретаре Высоцкой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе П*** Н*** М*** на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 11 марта 2010 года, по которому постановлено:

Исковые     требования П*** Н*** М*** к Военному комиссариату Ульяновской области о взыскании ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причинённого здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС по п. 15 части первой статьи 14 Закона РФ №1244-1, в размере 6 191 руб. 92 коп. с 01.12.2009г. с последующей индексацией оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад председательствующего судьи, судебная коллегия

 

установила:

 

П*** Н.М. обратилась в суд с иском к управлению Департаманта социальной защиты населения Ульяновской области по городу Ульяновска. В ходе судебного разбирательства истица изменила требования и просила суд обязать  Военный комиссариат Ульяновской области назначить ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причинённого здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС по п. 15 части первой статьи 14 Закона РФ №1244-1, в размере 6 191 руб. 92 коп. с 01.12.2009г. с последующей индексацией. Требования мотивированы тем, что супруг истицы П*** И.М. являлся ветераном подразделения особого риска с 26.04.1994г. С 29.05.2009г. супруг истицы стал инвалидом I группы. П*** И.М. умер 04.06.2009г. Причина инвалидности и причина смерти П*** И.М. - воздействие радиации при непосредственном участии в действиях подразделений особого риска. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 11.05.2007г. № 23 инвалиды подразделений особого риска приравнены к инвалидам ЧАЭС и имеют право на все льготы как инвалиды ЧАЭС. Так как фактически находилась на иждивении супруга и на момент его смерти супруга достигла возраста 55 лет, т.е. являлась нетрудоспособной, следовательно, она имеет право на получение ежемесячной денежной компенсации в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 14 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Рассмотрев заявленные истицей требования по существу, суд постановил вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе  П*** Н.М. просит решение суда отменить, направив дело на новое рассмотрение. В обоснование жалобы указывает, что суд неправильно применил нормы материального права. Пункт 15 части первой статьи 14 Закона РФ №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» распространяется на граждан из  подразделений особого риска, ставших инвалидами в результате  радиационного излучения, вызванным  испытанием ядерного оружия либо радиационными авариями. Следовательно, она как жена, состоящая на иждивении у мужа, умершего в связи с воздействием радиационных факторов  при непосредственном участии в действиях подразделений особого риска, имеет право на получение ежемесячной денежной компенсации в связи со смертью кормильца.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения представителя истицы Д*** А.В., поддержавшего доводы жалобы, представителя управления Департамента социальной защиты населения Ульяновской области по городу Ульяновску  В*** Е.В., полагавшую в удовлетворении кассационной жалобы отказать, заключение прокурора, полагавшего необходимым оставить решение суда без изменения, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Согласно пункту 15 части первой статьи 14 Закона РФ №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в следующих размерах:

инвалидам I группы - 5 000 рублей;

инвалидам II группы - 2 500 рублей;

инвалидам III группы - 1 000 рублей.

В случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 15 части первой настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан.

Исходя из буквального толкования данной нормы, следует, что при жизни гражданину должна быть установлена соответствующая группа инвалидности и он должен быть получателем ежемесячной денежной компенсации. И только в этом случае может быть распространено действие данной нормы на нетрудоспособных членов семьи.

Как установлено судом первой инстанции, П*** И.М. являлся ветераном подразделений особого риска, что подтверждается удостоверением № 003***, выданным комитетом ветеранов подразделений особого рис­ка 26 апреля 1994 г. 

Согласно справке серии МСЭ-2007 № 242***, выданной филиалом № 11 «ГБ МСЭ по Ульяновской области» 19.05.2009г., П*** И.М. впервые установлена первая группа инвалидности на срок до 01 июня 2011г. по общему за­болеванию.

Таким образом, П*** И.М. при жизни не являлся получателем вышеуказанной ежемесячной денежной компенсации, причинную связь вызвавшего инвалидность заболевания с радиационным воздействием вследствие непосредственного его участия в действиях подразделения особого риска межведомственный экспертный совет или военно-врачебная комиссия не устанавливали.

В материалах дела имеется решение экспертного совета  об установлении лишь причины смерти, связанной с воздействием радиационных факторов при непосредственном участии в действиях подразделений особого риска.

В связи с этим  суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что у П*** Н.М., являющейся вдовой ветерана подразделения особого риска, не возникло право на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причинённого в связи с радиационным воздействием по п. 15 части первой статьи 14 Закона РФ №1244-1, и в удовлетворении ее требований отказал.

Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы суда и не могут служить основанием  к отмене решения.

Ссылка на письмо руководителя филиала №11 бюро онкологического профиля ГБМСЭ по Ульяновской области в подтверждение права на получение ежемесячной денежной компенсации не обоснована.

Согласно пункту 42 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 года №123, причинная связь увечий, заболеваний и инвалидности с воздействием радиационных факторов вследствие непосредственного участия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава (должностных лиц) органов, граждан, проходивших военную службу, службу в органах, в действиях подразделений особого риска, устанавливается межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями.

Следовательно, представленное письмо руководителя филиала «11 бюро ФГУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» о том, что причиной инвалидности явилось участие П*** И.М. в действиях подразделения особого риска, не может отнесено к документу, вынесенному в соответствии с указанным Положением.  Данное МСЭ не относится к тем учреждениям, которым предоставлено право на установление причинной связи заболеваний, инвалидности граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов. Кроме того, данное заключение сделано уже после смерти П*** И.М.

Нельзя согласиться с доводом кассационной жалобы, что судом не были учтены определения Конституционного Суда РФ по вопросам реализации прав граждан на возмещение вреда, причиненного воздействием радиации. Так, из Определения Конституционного Суда РФ от 05.03.2009 №496-О-П следует, что реализация членами семьи умершего инвалида прав на возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, возможна, если при его жизни в установленном законом порядке была определена причинная связь вызвавшего инвалидность заболевания с радиационным воздействием вследствие непосредственного его участия в действиях подразделения особого риска.

Судебная коллегия находит решение суда правильным, основанным на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся отношениям сторон и соответствующими установленным судом обстоятельствам дела.

Проверив законность и обоснованность решения согласно ст.347 ГПК РФ в пределах кассационной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения по ее доводам не находит.  

 

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

определила:

 

Решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 11 марта 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу П*** Н*** М***– без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судья