Судебный акт
О признании бездействия незаконным
Документ от 20.04.2010, опубликован на сайте 05.05.2010 под номером 16649, 2-я гражданская, О признании бездействия незаконным, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Дело № 33-***/2010                                                            Судья Коненкова Л.Г.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

20 апреля 2010 года                                                                                        г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Королёвой А.В.,

судей Нестеровой Е.Б.,  Кинчаровой О.Е.,

при секретаре судебного заседания Покачайло Н.Ю.,

с участием прокурора Николаевой Н.А.

рассмотрела дело по кассационной жалобе представителя администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области Н*** М*** Ю*** на решение Новоспасского районного суда Ульяновской области от 03 марта 2010 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Новоспасского района Ульяновской области в защиту интересов неопределённого круга лиц удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие муниципального дошкольного образовательного учреждения «Н***-Т*** детский сад», администрации муниципального образования «Новоспасский район» по устранению нарушений норм законодательства о пожарной безопасности в здании муниципального дошкольного образовательного учреждения Н***-Т*** детский сад.

Обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Н***-Т*** детский сад», администрацию муниципального образования «Новоспасский район» устранить нарушения норм законодательства о пожарной безопасности в здании муниципального дошкольного образовательного учреждения «Н***-Т*** детский сад», а именно устранить следующие нарушения:

-        соединение   электрических   проводов   в   электрораспределительных   коробках выполнено методом скрутки, тогда как выполнено должно быть при помощи опрессовки, сварки, пайки или сжимов;

-        помещение детского сада не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией с выводом сигнала в помещение с круглосуточным пребыванием людей;

- здание детского сада не оборудовано системой оповещения и управления людей при пожаре.

Признать незаконным бездействие муниципального дошкольного образовательного учреждения «Н***-Т*** детский сад» по получению лицензии на право ведения образовательной деятельности при фактическом осуществлении образовательной деятельности.

В удовлетворении остальной части требований прокурора отказать.

Взыскать с муниципального дошкольного образовательного учреждения «Н***-Т*** детский сад» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 200 рублей.

 

Заслушав доклад судьи Нестеровой Е.Б., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Новоспасского района Ульяновской области в защиту интересов неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному дошкольному образовательному  учреждению «Н***-Т*** детский сад», администрации МО «Новоспасский район» о признании бездействия незаконным и понуждении к устранению нарушений.

В обоснование своих требований  указал, что в ходе прокурорской проверки были установлены нарушения законодательства в деятельности образовательного учреждения МДОУ «Н***-Т*** детский сад», обусловленные отсутствием лицензии на право ведения образовательной деятельности. Указанное обстоятельство свидетельствует о нарушении образовательным учреждением требований ст. 33 Федерального закона РФ № 3266-1 от 10 июля 1992 года «Об образовании» и Положения о лицензировании образовательной деятельности, утверждённого Постановлением Правительства РФ № 796 от 18 октября 2000 года.

Лицензия на право ведения образовательной деятельности не получена образовательным учреждением в силу отсутствия заключения о соответствии требованиям и нормам пожарной безопасности.

Наличие нарушений требований пожарной безопасности подтверждается справкой Главного государственного инспектора Новоспасского района по пожарному надзору, в которой отражены данные о наличии нарушений требований пожарной безопасности, выявленных в ходе проверок *** марта 2010 года.

Поскольку учредителем образовательного учреждения является администрация МО «Новоспасский район», то в соответствии со ст. 120 ГК РФ администрация района должна обеспечить финансирование деятельности учреждения.

Истец просил признать незаконным бездействие МДОУ «Н***-Т*** детский сад», администрации МО «Новоспасский район» по устранению нарушений федерального законодательства и получению лицензии на право образовательной деятельности и обязать ответчиков принять меры по устранению нарушений.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе представитель администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области Н*** М*** Ю*** не соглашается с решением суда, считает его постановленным с нарушением норм материального и процессуального права, просит отменить и прекратить производство по делу.

В обоснование доводов своей жалобы указывает, что правоотношения, связанные с понуждением к исполнению предписаний служб пожарной охраны, находятся в сфере административных правоотношений и не подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.

Кроме того, указывает автор жалобы, прокурор обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц, однако  число несовершеннолетних детей, посещающих детский сад, определен на основании приказа директора детского сада, поэтому  круг заинтересованных лиц определен, и это является самостоятельным основанием для прекращения производства по делу.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения   представителя администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области Н*** М.Ю., прокурора, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия законность решения проверяет по доводам, изложенным в кассационной жалобе.

Согласно ст. ст. 12, 55, 56 ГПК РФ суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, всесторонне и полно исследовал представленные доказательства, проверил доводы сторон.

Согласно ст. 18 Закона РФ № 3266-1 от 10 июля 1992 года «Об образовании» для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений. На основании ч. 1 ст. 31 Закона «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования относится организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования.

Согласно ч. 1 ст. 31 Закона об образовании к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования относится, в том числе обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. А в соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона, к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.

В соответствии с требованиями ст. 34 Федерального закона РФ № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

При этом в силу ст. 35 данного закона руководители организаций имеют право вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения по обеспечению пожарной безопасности и обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

На основании п. 4 и п. 10 Правил пожарной безопасности, утверждённых Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 313 от 18 июня 2003 года (далее ППБ 01-03), руководители организаций и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений. Собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

Пунктом 11 ППБ 01-03 установлено, что в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" органы местного самоуправления в пределах своей компетенции реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях. При этом в силу ст.1 Федерального закона «О пожарной безопасности» под мерами пожарной безопасности понимаются действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.

МДОУ «Н***-Т*** детский сад» по своей организационной правой форме является учреждением, и в соответствии с п. 1.7 Устава создано в целях реализации общеобразовательных программ дошкольного образования.

В соответствии со ст. 120 ГК РФ бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Права учреждения на имущество, закреплённое за ним собственником, а также на имущество, приобретённое учреждением, определяются в соответствии со ст. 296 ГК РФ, то есть в соответствии с правилами об оперативном управлении.

В судебном заседании, в том числе из положений п. 6.1 Устава образовательного учреждения, установлено, что имущество, переданное образовательному учреждению, является муниципальным и закрепляется за учреждением на праве оперативного управления. А в соответствии с п. 5.20 Устава учредитель обязан предоставить учреждению здание (помещение) с необходимым оборудованием, земельный участок, регулярное финансирование (л. д. ***).

Обязанность собственника нести бремя содержания имущества возложена на него ст. 120 ГК РФ, а в судебном заседании установлено, что имущество образовательного учреждения, в том числе здание, является муниципальным.

На основании тщательного анализа правовых норм в области обеспечения противопожарной безопасности суд пришел к объективному выводу о том,  что ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности и обеспечение соответствия используемых образовательным учреждением зданий, строений, сооружений требованиям пожарной безопасности должны нести как образовательное учреждение, так и его учредитель - муниципальное образование «Новоспасский район».

Актами проверок № *** от *** января 2010 года, № *** от *** июня 2009 года, справкой Главного государственного инспектора Новоспасского района по пожарному надзору от *** февраля 2009 года, справкой Главного государственного инспектора Новоспасского района по пожарному надзору от *** марта 2009 года подтверждается, что в МДОУ «Н***-Т*** детский сад» имеются следующие нарушения требований пожарной безопасности:

-        соединение   электрических   проводов   в   электрораспределительных   коробках выполнено методом скрутки, тогда как выполнено должно быть при помощи опрессовки, сварки, пайки или сжимов (нарушены п. п. 3,57 ПГШ 01-03, п. 2.1.21 ПУЭ, п. 2.3.3 ППБ 101-89);

- помещение детского сада не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией с выводом сигнала в помещение с круглосуточным пребыванием людей (нарушены п. З ППБ 01-03, п. 9 НПБ 110-03, ст. 83 Федерального закона РФ № 123-ФЗ от 22 июля 2007 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности);

- здание детского сада не оборудовано системой оповещения и управления людей при пожаре (нарушены п. З ППБ 01-03, п. б НПБ 104-03).

Наличие указанных нарушений ответчиками не оспаривается.

Доводы представителя ответчика администрации МО «Новоспасский район» о том, что устранение указанных недостатков потребует значительных финансовых затрат, обоснованно признаны судом несостоятельными, поскольку   отсутствие финансовых ресурсов не освобождает ответчиков от выполнения возложенных законом обязанностей.

Бездействие   МДОУ   «Н***-Т***  детский  сад»  и  администрации  МО   «Новоспасский  район»   по  устранению нарушений   норм   законодательства  о   пожарной   безопасности   в   здании   образовательного учреждения обоснованно признано судом   незаконным.  

В соответствии с ч. 6 и ч. 7 ст. ЗЗ Закона об образовании право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения). Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, на основании заключения экспертной комиссии.

02 июня 2006 года образовательному учреждению Отделом по лицензированию и контроля качества образования Правительства Ульяновской области выдана лицензия №*** на право осуществления образовательной деятельности, срок действия лицензии установлен до *** июня 2009 года (л.д. ***).

В судебном заседании установлено, что новая лицензия на право осуществления образовательной деятельности не получена. Однако детский сад продолжает своё функционирование.

Учитывая императивное требование действующего законодательства, не допускающего возможности осуществления образовательной деятельности в отсутствие соответствующей лицензии, а также сообщение председателя Комитета по надзору и контролю в сфере образования Ульяновской области о том, что образовательное учреждение в комитет с заявлением о лицензировании не обращалось, требование прокурора о признании незаконным бездействия юридического лица - МДОУ «Н***-Т*** детский сад», выразившемся в непринятии мер к получению соответствующей лицензии при фактическом осуществлении образовательной деятельности, суд правильно признал обоснованными. 

Доводы кассационной жалобы о недопустимости рассмотрения требований, связанных с нарушением правил противопожарной безопасности, в порядке гражданского судопроизводства, являются несостоятельными, поскольку закон не содержит запрета на обращение прокурора в интересах неопределенного круга лиц в порядке гражданского судопроизводства с названными требованиями об устранении нарушений в сфере  противопожарной безопасности.

Доводы жалобы о том, что круг заинтересованных лиц, в защиту которых обратился прокурор, определен и, следовательно, суд не должен был принимать заявление к производству, также не могут быть признаны обоснованными.  Заявляя указанные требования, прокурор исходил из интересов не только детей, посещающих детский сад в настоящее время, но и тех, кто в будущем, возможно, будет посещать его. Круг воспитанников детского учреждения на момент обращения в суд не определен, поэтому суд правомерно посчитал, что прокурор обратился в суд в пределах своих полномочий. 

Судебная коллегия считает, что суд постановил решение в соответствии с требованиями материального и процессуального закона, поэтому находит его законным и обоснованным.

На основании вышеизложенного, приведенные в кассационной жалобе доводы не являются основаниями для отмены решения суда.

 

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия   

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Новоспасского районного суда Ульяновской области от 03 марта 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области Н*** М*** Ю*** - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи