Судебный акт
О включении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной трудовой пенсии
Документ от 29.06.2010, опубликован на сайте 09.07.2010 под номером 19158, 2-я гражданская, О включении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной трудовой пенсии, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ

ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Дело № 33 - 2148 / 2010

Судья Касымова Э.Р.

 

Определение

 

29 июня 2010 года                                                                           г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Жаднова Ю.М.,

судей Костюниной Н.В., Аладина П.К.,

при секретаре Тарановой О.А.

рассмотрела дело по кассационной жалобе Управления пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Ульяновском районе и г. Новоульяновске Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области  от 17 мая 2010 года, которым суд решил:

 

Исковые требования Яцук Н*** А*** к Управлению пенсионного фонда РФ в Ульяновском районе и г. Новоульяновске о включении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной пенсии удовлетворить частично.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Ульяновском районе и г. Новоульяновске включить в специальный стаж Яцук Н*** А***  периоды работы с 7.04.1995 г. по 31.10.1999 г. в должности врача-терапевта санатория им. В.И. Ленина ОАО «Ульяновскукрорт».

В удовлетворении оставшейся части иска отказать.

 

Заслушав доклад председательствующего по делу, судебная коллегия

 

установила:

Яцук Н.А. обратилась в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Управлению пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в Ульяновском районе и г. Новоульяновске  о включении в специальный стаж периодов работы с 07.04.1995 г. по 19.10.1999 г., с 20.10.1999 г. по 31.10.1999 г., с 01.11.1999 по 31.03.2003 г. в должности врача-терапевта санатория им. В.И. Ленина ОАО «Ульяновсккурорт», с 01.04.2003 г. по 22.04.2004 г. в должности заместителя главного врача и по совместительству врача-терапевта санатория им. В.И. Ленина ОАО «Ульяновсккурорт», с 23.04.2004 г. по 31.07.2004 г. в должности врача-терапевта санатория «Дубки» ОАО «Ульяновсккурорт», с 01.08.2004 г. по 31.12.2006 г. и с 01.01.2007 г. по 26.10.2009 г. в должности врача-гастроэнтеролога санатория «Дубки» ОАО «Ульяновсккурорт» и назначении досрочной трудовой пенсии по старости с 27.10.2009 г.

В обоснование иска указала, что комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав было отказано во включении в специальный стаж периода с 20.10.1999 г. по 31.10.1999 г., так как не подтвержден льготный характер ее работы. Остальные периоды не включены в связи с тем, что санатории не имеют профиля, предусмотренного Списком дающим право на досрочное назначение пенсии. С данным отказом не согласна, так как санатории являются многопрофильными, имеют лицензию на осуществление соответствующих видов деятельности.

К участию в деле привлечено в качестве третьего лица ОАО «Ульяновсккурорт»

Суд первой инстанции, рассмотрев спор по существу, постановил приведённое выше решение.

В кассационной жалобе ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в Ульяновском районе и г. Новоульяновске просит решение суда отменить.

В обоснование жалобы указано, что судом не учтено то, что санаторий  им. В.И. Ленина не является учреждением (юридическим лицом), а является структурным подразделением (филиалом) ОАО «Ульяновсккурорт». Указано, что законодатель установил право на досрочную пенсию, лицам, работающим в санаториях, являющихся учреждениями. Судом не исследовался вопрос об организационно-правовой форме санатория. Судом необоснованно включен в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии после регистрации в системе пенсионного страхования, период работы с 20.10.1999 г. по 31.10.1999 г., так как в соответствии с пенсионным законодательством периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица включаются на основании сведений индивидуального учета.

Указано, что в иске следовало отказать в полном объеме.

В кассационной жалобе Яцук Н.А. просит отменить решение суда.

В обоснование жалобы указывает, что судом не учтены положения законодательства, которые определяют здравницы как многопрофильные, отдельные профили которых поименованы в Списке. Полагает, что основным документом, определяющим профиль лечебного учреждения, является лицензия на осуществление медицинской деятельности. Лицензия свидетельствует о специальных профилях лечения заболеваний, которые складываются в осуществлении разрешенных видов деятельности.  Считает необоснованным вывод суда о том, что санаторий им. Ленина и санаторий «Дубки» являются санаториями общего профиля.

В возражениях на кассационную жалобу Яцук Н.А. ОАО  «Ульяновсккурорт», согласившись с её доводами, просит решение суда отменить, а кассационную жалобу Яцук Н.А. – удовлетворить.

В возражениях на кассационную жалобу  ГУ - УПФ РФ в Ульяновской области и г. Новоульяновске Ульяновской области Яцук Н.А. просит оставить решения суда о включении в специальный стаж периода работы с 07.04.1995 г. по 31.10.1999 г. без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб и возражения на них, заслушав истицу Яцук Н.А. и представителя ОАО «Ульяновсккурорт» Кудашеву Е.П., поддержавших доводы кассационной жалобы Яцук Н.А. и возражавших против удовлетворения кассационной жалобы ГУ УПФ РФ в Ульяновской области и г. Новоульяновске Ульяновской области, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В силу ст. 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

В судебном заседании установлено, что Яцук Н.А. с 01.08.1984 г. работала в санатории им. В.И. Ленина на различных должностях. В период времени с 07.04.1995 г. по 31.03.2003 г. она работала в должности врача-терапевта санатория им. В.И. Ленина ОАО «Ульяновсккурорт», с 01.04.2003 г. по 22.04.2004 г. в должности заместителя главного врача и по совместительству врача-терапевта санатория им. В.И. Ленина ОАО «Ульяновсккурорт», с 23.04.2004 г. по 31.07.2004 г. в должности врача-терапевта санатория «Дубки» ОАО «Ульяновсккурорт», с 01.08.2004 г. по 31.12.2006 г. и с 01.01.2007 г. по настоящее время работает в должности врача-гастроэнтеролога санатория «Дубки» ОАО «Ульяновсккурорт».

27.10.2009 г. Яцук Н.А. обратилась в УПФ РФ в Ульяновском районе и г. Новоульяновске с заявлением о назначении пенсии, однако ей решением, принятым 20.11.2009 г. в этом было отказано, при этом в специальный стаж не зачтены периоды с 20.10.1999 г. по 31.10.1999 г. и с 01.11.1999 г. по      31.03.2003 г. в должности врача-терапевта санатория им. В.И. Ленина ОАО «Ульяновсккурорт», с 01.04.2003 г. по 22.04.2004 г. в должности заместителя главного врача и по совместительству врача-терапевта санатория им. В.И. Ленина ОАО «Ульяновсккурорт», с 23.04.2004 г. по 31.07.2004 г. в должности врача-терапевта санатория «Дубки» ОАО «Ульяновсккурорт», с 01.08.2004 г. по 31.12.2006 г. и с 01.01.2007 г. по 26.10.2009 г. в должности врача-гастроэнтеролога санатория «Дубки» ОАО «Ульяновсккурорт». Решением от 04.05.2010 г. также не включен период работы с 07.04.1995 г. по 19.10.1999 г.

Указанные периоды работы не включены в стаж с указанием на то, что в числе структурных подразделений, поименованных в Правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года, санатории не предусмотрены. Кроме того, санаторий им. В.И. Ленина и санаторий «Дубки» не имеют соответствующего профиля, предусмотренного Списками должностей и учреждений, утвержденными постановлениями Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066 и от 29.10.2002 года № 781.

Принимая решение о включении в специальный стаж истицы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской и иной деятельности по охране здоровья населения, периода работы с 07.04.1995 г. по 19.10.1999 г. в должности врача-терапевта санатория им. В.И. Ленина, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что работа истицы в этот период подлежит включению медицинский стаж, учитываемый при назначении льготной пенсии (за выслугу лет).

Этот вывод мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам, и оснований для признания его неправильным не имеется.  

В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях  в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В пункте 11 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 20.12.2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных  с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» разъяснено, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 01 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения».

В соответствии с пунктом 3 Постановления № 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 01 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464.

Согласно Письму Минтруда  РФ и ПФР от 29.09.2000г. № 3948/1-17, 06-25/8625 установлено, что при исчислении специального стажа, имевшего место до 01.11.1999г. и дающего право на пенсию за выслугу лет, применяется Номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная Приказом Минздрава России от 03.11.1999г. № 395. Данные нормативные правовые акты применяются при обращении за назначением пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения с учетом периодов работы до 01.11.1999 г.

В номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 03.11.1999г. № 395 в подразделе 1.7 «Санаторно-курортные учреждения» раздела 1 «Лечебно-профилактические учреждения» указаны санатории (курорты).

Список, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. № 464, действовавшего до 01.11.1999 г., предусматривал включение в стаж, дающий право на выслугу лет, время работы, в частности в должности врачей независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности,

При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о включении вышеуказанного периода работы в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности.

Следует признать правильным решение суда и в части отказа во включении  в указанный стаж периодов работы после 01.11.1999 г.

Указание на наличие соответствующего профиля санатория, дающего право на пенсию по выслуге лет, введено постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066, вступившего в силу с 01.11.1999 г. В дальнейшем указание на наличие соответствующего профиля санатория было сохранено в Списке, утвержденном постановлением Правительства от 29.10.2002 г. № 781. В указанных Списках названы санатории для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушением опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологические.

Согласно Положению о санатории им. В.И. Ленина для взрослых, утвержденному постановлением коллегии Ульяновского областного совета по управлению курортами профсоюзов от 30.09.1980 года, он является специализированным лечебно-профилактическим учреждением, предназначенным для лечения больных с заболеваниями органов пищеварения и почек нетуберкулезного характера, преимущественно природными лечебными факторами (минеральные воды, климат и т.д.) в сочетании с физиотерапией и лечебной физкультурой, лечебным питанием и другими средствами.

Данный профиль остается основным до настоящего времени, о чем свидетельствует Стандарт (паспорт) качества медицинской помощи, оказываемой санаториями ОАО «Ульяновсккурорт»: санаторием им. Ленина и санаторием «Дубки» 2003 года, в котором в качестве основного профиля указаны урологические и гастроэнтерологические заболевания, которые не названы в Списках учреждений - санатории с соответствующими профилями, утвержденных постановлением Правительства № 1066 и № 781.

Указанный Стандарт (паспорт) утвержден приказом Департамента здравоохранения и фармации Администрации Ульяновской области от 21.05.2003 года № 351.

В представленных учредительных документах ОАО «Ульяновсккурорт» (ранее АООТ «Ульяновсккурорт») в качестве основных видов деятельности названо оказание санаторно-курортных и сопутствующих им услуг, без указания на профиль санатория.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что программы лечения, в том числе заболеваний костно-мышечной системы, заболеваний нервной системы, невротических расстройств и т.д. в санаториях им. В.И. Ленина и «Дубки» не является определяющим.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в которой даны определения основных понятий, лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Исходя из этого, документы по лицензированию деятельности санаториев также не свидетельствуют о наличии у санаториев специального профиля, а лишь являются документами, разрешающими санаториям осуществлять данные виды деятельности.

Поскольку истцом не предоставлено доказательств о том, что санаторий им. В.И. Ленина и санаторий «Дубки» являются санаториями соответствующего профиля, то невключение в специальный стаж истице периодов работы в санатории им. В.И. Ленина и в санатории «Дубки» ОАО «Ульяновсккурорт» после 01.11.1999 года по названному мотиву является правильным.

Ссылка ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в Ульяновском районе и г. Новоульяновске на необоснованность включения периода работы с 20.10.1999 г. по 31.10.1999 г. в связи с отсутствием сведений индивидуального учета была предметом рассмотрения судом первой инстанции и её дана правильная правовая оценка, с которой следует согласиться.

Ссылка в кассационной жалобе Яцук Н.А. на Положения и лицензию на осуществление медицинской деятельности в подтверждение многопрофильности санаториев им. В.И.Ленина и «Дубки», отдельные профили которых поименованы в Списке, также были предметом рассмотрения судом первой инстанции, которым дана надлежащая правовая оценка, с которой следует согласиться.

С учетом изложенного, судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным и не находит оснований  для его отмены.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

определила:

Решение Ульяновского районного суда Ульяновской области  от 17 мая 2010 года оставить без изменения, а кассационные жалобы Управления пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Ульяновском районе и г. Новоульяновске, Яцук Н*** А*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи