Судебный акт
Предоставление жилого помещения по договору социального найма при переселении из ветхого жилья
Документ от 29.06.2010, опубликован на сайте 19.07.2010 под номером 19175, 2-я гражданская, О предоставлении по договору социального найма жилого помещения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Дело № 33-2179-2010г.                            

Судья Елистратов А.М.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

29 июня 2010 года

                               г. Ульяновск

 

Судебная  коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего ШлотгауэрЛ.Л.,

судей Булгакова Г.М., Королевой А.В.,

при секретаре Цветковой А.С.,

с участием прокурора Балашовой Н.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационным жалобам мэрии г. Ульяновска, Панферовой Зинаиды Юрьевны на решение Ленинского  районного суда г.Ульяновска от 17 мая  2010 года, которым постановлено:

 

Иск   прокурора  Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах Панферовой Зинаиды Юрьевны к мэрии города Ульяновска о возложении обязанности предоставить жилое помещение удовлетворить.

Обязать мэрию города Ульяновска  предоставить Панферовой Зинаиде Юрьевне вне очереди, на условиях договора социального найма жилое помещение в черте города Ульяновска, с соблюдением социальной нормы обеспечения жилой площадью, отвечающее установленным требованиям. 

 

Заслушав доклад судьи Булгакова Г.М., судебная коллегия

 

установила :

 

Прокурор Железнодорожного района, выступая в интересах Панферовой З.Ю., обратился в суд с иском к мэрии г.Ульяновска о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения на условиях социального найма.

Требования мотивированы тем, что  Панферова З.Ю. с сыном в 1980 году была вселена  в помещение бывшего пищеблока больницы, расположенного  в п. им Н.М.Карамзина по ул. Ц***,***, где они были зарегистрированы по данному адресу. Указанное здание находится на балансе ГУЗ «ОКПБ им Н.М.Карамзина». Здание находится в аварийном состоянии. 09.09.1986 исполкомом городского Совета народных депутатов был утвержден график очередности переселения семей из данного здания. Решением исполкома областного Совета народных депутатов 18.10.1984 было предписано Ульяновскому городскому исполкому о переселении жильцов из ветхих домов, находящихся в оползневой зоне и обеспечения жильем врачей, – выделять целевым назначением жилую площадь для областной психиатрической больницы в 1985-1990г.г. по 1000 кв.м ежегодно. Однако указанный график переселения не исполнен до настоящего времени.

Рассмотрев  спор,  суд постановил вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе мэрия г.Ульяновска просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что, постанавливая решение, суд не учел, что бывший Ульяновский облисполком и мэрия г.Ульяновска – органы власти разных уровней, мэрия г.Ульяновска не является правопреемником Ульяновского облисполкома, исполнение принятых на себя обязательств органа власти областного уровня не могут быть возложены на мэрию города. Кроме того, судом не применены нормы права, подлежащие применению, а именно  постановление мэра от 01.07.2002  № ***. Безосновательно применена аналогия права – ст. 87 ЖК РФ, регулирующая отношения, связанные с использованием жилых помещений, к правоотношениям сторон, так как истица проживает в нежилом помещении.  Судом также неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Вселение истицы в указанное выше помещение происходило без ведома органов власти города Ульяновска.  При этом сведения о лицах, состоявших на учете в качестве нуждающихся  в улучшении жилищных условий, в администрацию района не передавались.

Панферова З.Ю. в своей кассационной жалобе просит решение суда в части установления размера предоставляемой квартиры изменить. По мнению Панферовой З.Ю.  ей должно быть предоставлено благоустроенное  жилое помещение не по нормам предоставления социального жилья, а – квартира по площади не менее того помещения которое она занимает в настоящее время.   

Изучив    материалы    дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения  Павлеевой Е.А. – представителя мэрии г. Ульяновска, Панферовой З.Ю., поддержавших доводы своих жалоб, Булычевой О.Г., Макаровой Т.А. - представителей ГУЗ ОКПБ им. Н.М. Карамзина», поддержавших доводы жалобы Панферовой З.Ю. и возражавших против  кассационной жалобы мэрии города Ульяновска, мнение прокурора, полагавшего решение суда оставить без изменения,  судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Судом первой инстанции установлено, что Панферова З.Ю. и ее сын Панферов М.В. были вселены администрацией ГУЗ «Областная клиническая психиатрическая больница им Н.М. Карамзина» в 1980 году в помещение по адресу: г.Ульяновск, пос. им.Карамзина, ул.Ц***, д.*** на основании решения профсоюзного органа и зарегистрированы в указанном помещении. До 2002 года уплачивали коммунальные платежи в бухгалтерию больницы. Они были поставлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий при ГУЗ «Областная клиническая психиатрическая больница им Н.М. Карамзина» в соответствии с ранее действующим жилищным законодательством.  Вышеназванное помещение включено в реестр областного имущества и находится на балансе ГУЗ «ОКПБ им. Н.М.Карамзина».

Решением Ульяновского облисполкома №684 от 18.10.1984 года «О мерах по улучшению условий работы областной психиатрической больницы им. Карамзина», в связи с нахождением на балансе больницы жилых помещений, из которых 4,8 тыс.кв.м  размещены в служебных помещениях и ветхих домах, находящихся в зоне активного оползня, в которых проживает 218 семей, Ульяновскому горисполкому поручено для переселения жильцов из ветхих домов, служебных помещений, домов, находящихся в оползневой зоне, и обеспечения жильем врачей выделять целевым назначением жилую площадь для областной психиатрической больницы им. Карамзина в 1985-1990г.г. по 1000 кв.м ежегодно.

Действуя в рамках предоставленных ему законом полномочий, Ульяновский горисполком 09.09.1986 в соответствии с вышеуказанным решением облисполкома, а также исходя из актов технического состояния жилых домов, расположенных в пос. им.Карамзина,  и предложения Набережненского сельского Совета и администрации Ульяновской психоневрологической больницы №1 по очередности переселения, принял решение № 878 «О переселении семей из домов поселка им.Карамзина», которым утвержден график переселения семей из ветхих и малоприспособленных для жилья домов, расположенных в пос. им.Карамзина. В числе прочих значится и дом - бывшая кухня (ул.Ц***, д.***), срок переселения значится – 1987 год по мере выделения жилья.

До настоящего времени переселение семей из дома № *** по ул. Ц*** не произведено, следовательно, вышеназванное решение горисполкома не исполнено.

Согласно ст.140 Конституции РСФСР местные Советы народных депутатов принимали решения в пределах полномочий, предоставленных им законодательством Союза ССР, РСФСР и автономной республики.

Решения местных Советов были обязательны для исполнения всеми расположенными на территории Совета предприятиями, учреждениями и организациями, а также должностными лицами и гражданами.

В соответствии со ст. 6 Жилищного кодекса РСФСР государственный жилищный фонд находился в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).

В связи с изданием Президентом РФ Указа от 09.10.1993 №1617  «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в РФ» Федеральной государственной комиссии поручено разработать и представить Президенту РФ предложения по организации новых органов представительной власти и местного самоуправления. Также  установлено, что до избрания и начала работы новых органов представительной власти и местного самоуправления деятельность районных в городах, городских в районах, поселковых, сельских Советов народных депутатов прекращается, их функции выполняет соответствующая местная администрация; государственные органы и органы местного самоуправления осуществляют свои полномочия в соответствии с действующим законодательством РФ, не противоречащим настоящему Указу.

Федеральным законом от 28.08.1995 №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к полномочиям органов местного самоуправления отнесены вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, предусмотренные  уставом муниципального образования.

Статьей 14 Жилищного кодекса РФ от 29.12.2004 к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений, в частности, отнесено, ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.

Согласно  ст. 52, п. 3 ст. 57 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется также органом местного самоуправления.  Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на основании решений органа местного самоуправления.

Суд первой инстанции, сделав системный анализ ранее действовавшего и ныне действующего законодательства, пришел к правильному выводу о том, что и по ранее действовавшему, и по действующему жилищному законодательству вопросы предоставления гражданам жилых помещений отнесены к компетенции органов управления на уровне города (района). Ранее эти функции выполняли местные Советы народных депутатов, в настоящее время –  органы местного самоуправления.

Несмотря на отсутствие прямого указания в законе на правопреемство органов местного самоуправления после реформирования в 1993 году представительных органов власти и органов местного самоуправления в РФ, полномочия по предоставлению жилых помещений гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, перешли к вновь созданным органам местного самоуправления.

Учитывая, что вышеназванное решение Ульяновского горисполкома от 1986 года на момент реформирования так и не было исполнено прежними уполномоченными органами местного уровня, суд первой инстанции правильно определил, что обязанность по предоставлению жилых помещений жителям ветхих и непригодных для проживания домов должна быть возложена на мэрию г.Ульяновска.

Более того, вступившим в законную силу решением Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 12.03.2010 по иску ГУЗ «ОКПБ им. Н.М.Карамзина» к Панферовым о выселении без предоставления другого жилого помещения, установлено, что Панферовы сохраняют право проживания в доме №*** по ул.Ц*** в пос. им.Карамзина до предоставления им другого жилого помещения и в соответствии со ст.87 ЖК РФ, примененной судом по аналогии, не могут быть выселены из признанного в установленном законом порядке непригодным для проживания помещения без предоставления другого жилого помещения.

Ссылка в жалобе на обжалование указанного решения суда в порядке надзора не может быть принята во внимание, поскольку оно вступило в законную силу.

В соответствии со ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Согласно ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

В силу положений п.п.1 п.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Правильность применения судом ст. 87 ЖК РФ  с учетом сложившихся правоотношений сторон не вызывает сомнения.

При таких обстоятельствах  суд первой инстанции обоснованно возложил на мэрию города Ульяновска обязанность по предоставлению жилья семье истице.

Исходя  из изложенного, доводы кассационной жалобы, утверждающие об обратном, являются несостоятельными и правильность выводов суда не опровергают.

То обстоятельство, что отмена постановлением мэра г.Ульяновска от 01.07.2002 некоторых пунктов решения горисполкома от 09.09.1986 не влечет прекращения обязанности мэрии г.Ульяновска перед истицей по предоставлению ей жилого помещения, т.к. данная обязанность должна была быть исполнена еще в 1987 году, однако не исполнена до настоящего времени.

Другие доводы кассационной жалобы правильность выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут повлечь отмену решения суда.

В кассационной жалобе  Панферовой З.Ю. указывается на то, что ей должно быть предоставлено жилое помещение не по нормам предоставления социального жилья, как указано в решении, а квартира по площади не менее ныне занимаемого ею помещения.

Указанные  доводы не могут быть признаны состоятельными  и ставить под сомнение правильность выводов суда первой инстанции, поскольку они основаны  на неправильном толковании закона.

Из материалов дела следует, что прокурором заявлены требования в интересах Панферовой З.Ю. о предоставлении ей жилого помещения на условиях социального найма в порядке улучшения жилищных условий.

В силу ст. 50 ЖК РФ  по договору социального найма жилое помещение предоставляется общей площадью на одного человека не менее нормы, установленной органами местного самоуправления  в зависимости  от достигнутого уровня обеспеченности социальным жильем в данном населенном пункте.

Поскольку требования прокурором заявлены не о выселении Панферовой З.Ю. из занимаемого ею помещения, а об улучшении ее жилищных условий, то предоставление жилья по договору социального найма не может носить компенсационный характер, поэтому размеры занимаемой ею ранее площади не могут учитываться.

Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся основанием для отмены решения суда, судебная коллегия не усматривает. Материальный закон судом первой инстанции применен правильно.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 17 мая 2010 года оставить без изменения, а кассационные жалобы мэрии г. Ульяновска, Панферовой Зинаиды Юрьевны– без удовлетворения.

 

Председательствующий

Судьи