Дело №
33-2307/2010
Судья Трубачева И.Г.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
13 июля 2010
года
г. Ульяновск
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Шлотгауэр Л.Л.,
судей Королёвой А.В.
и Бабойдо И.А.,
при секретаре судебного
заседания Покачайло Н.Ю.
рассмотрела дело по
кассационной жалобе Управления Пенсионного
фонда Российской Федерации (государственного
учреждения) в Ульяновском районе и г. Новоульяновске Ульяновской области на решение
Ульяновского районного суда Ульяновской области от 28 мая 2010 года, по
которому постановлено:
Исковые требования
Прохоровой Валентины Викторовны удовлетворить частично.
Обязать Управление
Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Ульяновском районе и г.
Новоульяновске включить в педагогический стаж, дающий право на назначение
досрочной трудовой пенсии Прохоровой Валентине Викторовне, период работы с 25
августа 1981 г. по 14 августа 1982 г. в должности старшей пионервожатой ***
средней школы, период работы с 01 ноября 1999г. по 24 января 2006г. в должности
директора МОУ дополнительного образования «***».
В части исковых
требований о включении в специальный стаж периода работы с 26 января 2006 г. по
23 августа 2009 г. в должности педагога дополнительного образования в МОУ
дополнительного образования «***» и назначении досрочной трудовой пенсии по
старости с 24 августа 2009г. отказать.
установила:
Прохорова В.В.
обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное
учреждение) в Ульяновском районе и г.
Новоульяновске Ульяновской области о включении в специальный стаж периодов
работы и назначении досрочной трудовой пенсии.
Требования
мотивировала тем, что протоколом № *** от ***г. комиссией по рассмотрению
вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда РФ в
Ульяновском районе и г. Новоульяновске Ульяновской области ей было отказано в
назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого
специального педагогического стажа 25 лет. Данное решение мотивировано
невозможностью включения в указанный стаж периода работы с 01.11.1999г. по
23.08.2009г. в должности директора МОУ дополнительного образования «***», так
как данная должность не предусмотрена разделом «Наименование должностей»
Списка, утвержденного постановлением
Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781. Данное решение истица считает
незаконным, поскольку ее должность в Списке поименована, педагогический стаж
превышает 16 лет и 8 месяцев, имеется факт работы в период с 01.11.1999г. по
31.12.2000г. в должностях и учреждениях, указанных в п.2 раздела «Наименование
должностей» и в п.2 раздела «Наименование учреждений» Списка. Поскольку свою
работу в *** она не прерывала и работала только в образовательных учреждениях,
просила включить в специальный трудовой педагогический стаж период работы с
01.11.1999г. по 23.08.2009г. и назначить досрочную трудовую пенсию по старости
с момента ее обращения, т.е. с 24.08.2009г.
Уточнив требования, истица просила обязать Управление Пенсионного фонда РФ
(государственное учреждение) в Ульяновском районе и г.Новоульяновске включить
ей в педагогический стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии,
период работы с 25.08.1981 г. по 14.08.1982 г. в должности старшей
пионервожатой *** средней школы, период работы с 01.11.1999г. по 24.01.2006г. в
должности директора МОУ дополнительного образования «***», период работы с 26.01.2006г. по 23.08.2009г.
в должности педагога дополнительного образования в МОУ дополнительного
образования «***», назначить досрочную трудовую пенсию по старости с
24.08.2009г.
Рассмотрев
заявленный спор, суд постановил решение,
приведенное выше.
В кассационной
жалобе Управление Пенсионного Фонда РФ
(государственное учреждение) в Ульяновском районе и г. Новоульяновске Ульяновской области, не соглашаясь с
решением, просит его отменить, ссылаясь на
то, что период работы истицы с 25.08.1981 г. по 14.08.1982г. в должности
старшей пионервожатой в *** средней школе не подлежит включению в льготный
специальный стаж. В соответствии с Постановлением № 781 ни должность директора
МОУ дополнительного образования, ни должность методиста не дает право на
досрочную трудовую пенсию, в связи с чем период работы истицы с 01.11.1999г. не
подлежал включению в специальный стаж. Период работы с 01.11.1999г по
24.01.2006г. нельзя включить в специальный стаж, поскольку должность директора
не предусмотрена Списком. Период работы в должности педагога дополнительного
образования с 26.01.2006г. по 23.08.2009г. нельзя включить в специальный стаж,
поскольку истица в данный период не вырабатывала нормы рабочего времени.
Изучив доводы
кассационной жалобы, проверив материалы дела, заслушав пояснения Прохоровой В.В., полагавшей
необходимым решение суда оставить без изменения, судебная коллегия приходит к
следующему.
Подпунктом 19 пункта
1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О
трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что трудовая пенсия по
старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую
деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Пунктом 2 этой же
статьи предусмотрено, что Списки
соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и
учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по
старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления
периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются
Правительством РФ.
Постановлением
Правительства РФ от 29.10.2002 № 781
утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается
в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости
лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в
соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых
пенсиях в Российской Федерации», и Правила исчисления периодов работы, дающей
право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим
педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с
подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в
Российской Федерации».
Как видно из
материалов дела, решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации
пенсионных прав граждан в Ульяновском районе и г.Новоульяновске от 09.12.2009г.
Прохоровой В.В. отказано в назначении пенсии на льготных условиях со ссылкой на
отсутствие необходимого 25-летнего стажа педагогической деятельности. При этом
не засчитаны в специальный стаж периоды работы с 01.11.1999г. по 23.08.2009г. в
МОУ дополнительного образования «***», поскольку должность директора не
предусмотрена разделом «наименование должностей», утвержденного Постановлением
Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781,
период работы в должности старшей пионервожатой *** средней школы с
25.08.1981 г. по 14.08.1982 г.
Признавая
необоснованным не включение истице в специальный стаж периода работы в
должности старшей пионервожатой, суд правомерно
сослался на п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения
пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного
Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу
лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которое
действовало до 01.10.1993 и которым
предусматривалось, что учителям и другим работникам просвещения работа в
штатных должностях пионервожатых включалась в стаж работы по специальности.
В силу п. 4
данного Положения период работы в должности «пионервожатая» засчитывался в стаж
работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для
назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях,
организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право
на пенсию за выслугу лет.
Данное условие при обращении истицы за назначением
пенсии имело место. На момент обращения в УПФ РФ с письменным заявлением о
досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 10 п. 1
ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» выслуга истицы,
даже без учета спорных периодов, составила 17 лет 2 месяца 9 дней.
Таким образом, суд
правильно указал в решении, что работа истицы в должности старшей пионервожатой
с 25 августа 1981 г. по 14 августа 1982 г. подлежит включению в
специальный стаж, как того требует
закон.
Учитывая, что в
соответствии со ст. 30 Закона РФ от 17.12.2001 года № 173 «О трудовых пенсиях в
Российской Федерации», при оценке пенсионных прав застрахованных лиц
применяется порядок исчисления и подтверждения
трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, установленный
для назначения и перерасчета государственных пенсий и действующий до дня
вступления в силу настоящего Федерального Закона, суд пришел к правильному
выводу о необходимости включения
вышеназванного периода в специальный стаж работы истицы.
Обоснованно судом
были удовлетворены требования Прохоровой В.В. о включении в специальный стаж
периода работы с 01.11.1999г. по 24.01.2006г. в должности директора МОУ
дополнительного образования «***».
Выводы суда в
этой части подробно мотивированы в решении, сомневаться в их правильности
оснований у судебной коллегии не имеется.
Придя к выводу,
что право на установление досрочной трудовой пенсии по старости предоставляется
лицам, работавшим в соответствующих должностях и имеющим стаж работы в
образовательных учреждениях, предусмотренных Списком, по состоянию на
01.01.2001 не менее 16 лет 8 месяцев и одновременно имевшим стаж работы в
учреждениях дополнительного образования детей в период с 01.11.1999г. по
31.12.2000г., а также установив, что на 01.01.2001 г. у Прохоровой В.В. имеется
стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью
не менее 16 лет 8 месяцев, имеется факт работы (независимо от ее
продолжительности) в период с 01.11.1999 г. по 31.12.2000 г. в должностях в
учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте
2 раздела «Наименование учреждений» списка, суд правомерно обязал ответчика
период работы истицы с 01.11.1999г. по 24.01.2006г. в должности директора МОУ дополнительного
образования «***» включить в её
специальный стаж.
Решение в части
отказа в удовлетворении требований истицы о включении в специальный стаж
периода работы в должности педагога дополнительного образования в МОУ
дополнительного образования «***» с
26.01.2006г. по 23.08.2009г. и в части отказа в назначении пенсии никем
не оспаривалось.
Принимая во
внимание вышеизложенное, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не
находит.
Руководствуясь ст.
361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ульяновского
районного суда Ульяновской области от 28 мая 2010 года оставить без изменения,
кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ (государственное
учреждение) в Ульяновском районе и г.Новоульяновске – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи