Судебный акт
Отказ в объявлении гражданина умершим
Документ от 27.07.2010, опубликован на сайте 18.08.2010 под номером 19678, 2-я гражданская, об объявлении умершим, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

 

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Дело-33-2616/2010 г.                                                                  Судья Атаманов С.Н.

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

27 июля  2010 года                                                                                        г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего                       Жаднова Ю.М.,

судей                                                       Аладина П.К. и Трифоновой Т.П.

с участием прокурора                            Балашовой Н.Н.,

при секретаре                                         Якуте М.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Ильиной В*** П*** на решение Мелекесского районного  суда Ульяновской области  от 17 июня 2010 года, которым постановлено:

В удовлетворении заявления Ильиной В*** П*** об объявлении умершим М*** Ф*** И*** отказать.

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., судебная коллегия

 

у с т а н о в и л а :

 

Ильина В.П. обратилась в суд с заявлением об объявлении умершим своего деда по материнской линии – М*** Ф*** И***, 1881 года рождения.

Заявление мотивировано тем, что её дед проживал по адресу: с. Н*** района Ульяновской области, ул. З***, ***. После применения к нему и его семье репрессий в виде раскулачивания он вместе с семьей некоторое время проживал в г. З*** В*** области. Вместе с тем документы, подтверждающие регистрацию деда по какому-либо адресу, у неё отсутствуют. По вопросу установления места жительства деда она обращалась в различные инстанции. По сообщению государственного архива З*** района В*** области сведениями о проживании М*** Ф.И., 1881 года рождения, архив не располагает. Документы о применении к деду и его семье репрессий в административном порядке в 1925-1935 годах также отсутствуют. Вместе  с тем имеется архивная справка из государственного учреждения Самарской области «Центральный архив Самарской области», согласно которой в документах Средне-Волжского крайисполкома в исходящем журнале значится запись под № *** от 04.03.1934 года: «материал М*** Ф.И. об изъятии дома, и др. имущества» для передачи на рассмотрение в Карсунский райисполком». Дед пропал без вести при обстоятельствах, дающих основание предполагать его гибель, так как в 1930 г. согласно Постановлению ЦИК СНК СССР от 01.02.1930 года семья ее деда была репрессирована в административном порядке, было изъято все имущество, то есть жилой дом с надворными постройками, баня, конюшня, сараи, мельница, 2 коровы, лошадь, 10 овец, птица, сельхозинвентарь, 2 амбара для хранения зерна. Вместе с дедом под репрессию попала и ее мама, будучи 16-летней.

Объявление М*** Ф.И. умершим необходимо ей для вступления в права наследства  принадлежащим деду домом.  Дом деда по ул. З***, *** в с. Н*** Н*** района Ульяновской области в настоящее время является объектом культурного наследия. Документы, подтверждающие право собственности М*** Ф.И. на указанный дом, отсутствуют.

Рассмотрев заявление И*** В.П., суд постановил вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе И*** В.П. не соглашается с решением суда. Указывает при этом, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.

Из материалов дела усматривается, что распоряжением главы администрации Ульяновской области от 29.07.1999 года № *** «О придании статуса вновь выявленных памятников истории и культуры» был выявлен объект культурного наследия: «Усадьба крестьянина Ф.И. М***, расположенная по адресу: Ульяновская область, Н*** район, с. Н***, ул. З***, дом ***.

Вопрос о том, на каком основании была выявлена принадлежность вышеуказанного недвижимого имущества именно крестьянину Ф. И. М***, судом не выяснялся. Хотя суду было бы достаточно установить именно данное обстоятельство, которое и подтвердило бы факт постоянного проживания М*** И.Ф. по указанному адресу.

Доказательствами отсутствия сведений о М*** Ф.И. в месте его пребывания служат материалы гражданского дела № ***, которое исследовалось судом. В протоколе судебного заседания по данному делу имеются показания двух свидетелей об отсутствии вышеуказанных сведений на протяжении более 5 лет. Также данное обстоятельство подтверждается письменными объяснениями жителей с. Н***, которые имеются в отказном материале. Данный материал также исследовался в судебном заседании.

Суд делает вывод о том, что в данном случае установить место нахождения, т.е. место пребывания М*** Ф.И., 1881 года рождения, не представляется возможным. Данное обстоятельство и не должно устанавливаться судом. Суду необходимо лишь установить отсутствие сведений о пребывании М*** Ф.И. в месте жительства.

Суд неверно указал в своём решении её пояснения относительно последнего места проживания М*** Ф.И.  Она поясняла, что сначала её мать вместе со своим отцом М*** Ф.И. действительно проживали в г. З*** В*** области. Затем они оба вернулись проживать в с. Н*** Н*** района, откуда и пропал М*** Ф.И.

То, что именно принадлежавшая М*** Ф.И. усадьба по адресу: с. Н***, ул. З***, дом ***, являлась местом его жительства, не должно вызывать сомнений, поскольку ранее в 1930 годах вплоть до 1961 года никаких паспортов крестьянам не выдавалось. Их местом жительства считались жилые дома, где они проживали.

В кассационном представлении прокурор указывает на то, что в решении суда неверно сделана ссылка на статью 42 ГК РФ. Данная статья не регламентирует вопрос объявления гражданина умершим. В решении необходимо было сослаться на  ст. 45 ГК РФ.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и кассационного представления прокурора, заслушав пояснения Ильиной В.П., поддержавшей доводы кассационной жалобы, прокурора, поддержавшего доводы кассационного представления, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 262 ГПК РФ дела о признании гражданина умершим рассматриваются в порядке особого производства.

Согласно ч.1 ст. 45 ГПК РФ гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, - в течение шести месяцев.

В ходе рассмотрения дела не представилось возможным установить место жительства М*** Ф.И.   

По справкам МО «Среднеякушинское сельское поселение» Новомалыклинского района Ульяновской области от 15.01.2009 года и от 04.06.2010 года сведений по месту проживания «М*** Ф*** И***» и его семьи в с. Н*** не имеется. Информацией о проживании и регистрации «М*** Ф*** И***-С***» поселение не обладает.

Согласно сообщению МРО УФМС России по Ульяновской области в г.Димитровграде от 25.05.2010 года и УФМС России по Ульяновской области от 27.05.2010 года сведения о «М*** Ф*** И***», 1881 года рождения, уроженца с. Н*** Н*** района отсутствуют.

Из сообщения Отдела военного комиссариата Ульяновской области по г. Димитровграду, Мелекесскому и Новомалыклинскому районам от 25.05.2010 года следует, что сведениями о регистрации и проживании «М*** Ф*** И***», 1881 г.р. военный комиссариат не располагает.

По сообщению Государственного архива и Управления Юстиции Зайсанского района Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан сведениями о проживании «М*** Ф*** Ивановича - Самсоновича», 1881 года рождения, в г. З*** и З*** районе В*** области не располагают, сведений о прописке «М*** Ф*** И*** - С***» не имеются.

В ходе рассмотрения дела Ильина Н.П. поясняла, что её дед был подвергнут репрессиям в виде раскулачивания. Вместе  с тем соответствующих документов представлено суду не было. 

Согласно архивной справке ГУ Самарской области «Центральный государственный архив Самарской области» от 20.10.2008 года в документах Средне-Волжского крайисполкома, исходящем журнале по различным жалобам, под № *** от 04.03.1934 г. значится: «материал М*** Ф.И., А*** Ф.И. об изъятии дома, лошади и др. имущества» для передачи на рассмотрение в Карсунский райисполком. Других сведений в документах Средне-Волжского крайисполкома, Самарского окрисполкома о семье М*** Ф.И. не обнаружено. Документы Карсунского райисполкома в ГУСО «ЦГАСО» на хранение не поступали.

Из архивной справки ОГУ «Государственный архив Ульяновской области» от 15.10.2008 года  усматривается, что в документах, подтверждающих факт применения репрессии 1925-1935 г.г. в виде раскулачивания, выселения в административном порядке, изъятия имущества «М*** Ф*** И*** - С***» и его семья, жители с. Н*** Н*** района Ульяновской области, не значатся.

По сообщению УВД по Ульяновской области от 01.10.2008 года заявление о реабилитации было рассмотрено 29.10.1997 года «М*** Ф*** И*** - С***» и членам его семьи, указанным в заявлении в реабилитации было отказано в связи с тем, что факт применения репрессии в административном порядке документально не установлен, отсутствуют сведения о раскулачивании семьи в документах госархива Ульяновской области.

Из сообщения УВД по Ульяновской области от 15.06.2010 года усматривается, что вопрос о реабилитации членов семьи «М*** Ф*** И*** - С***», 1881 г.р., рассматривался ИЦ УВД Ульяновской области в 1997 году по заявлению Ильиной А.Ф. М*** в реабилитации было отказано в связи с тем, что факт применения репрессии в административном порядке документально не установлен. В дальнейшем вопрос о реабилитации «М*** Ф*** И*** - С***» ИЦ УВД по Ульяновской области не рассматривался.

Решением суда от 04.02.2009 года заявление Ильиной В.В. об установлении факта применения политических репрессий в виде раскулачивания и изъятия имущества М*** Ф.И. оставлено без удовлетворения.

Объявление М*** Ф.И. умершим необходимо заявительнице для вступления в права наследства домом после его смерти. Вместе  с тем у Ильиной Н.П. отсутствуют документы о праве собственности М*** Ф.И. на дом по ул. З***, *** в с. Н*** района Ульяновской области.

Согласно сообщению Комитета Ульяновской области по культурному наследию от 21.08.2008 года, на территории МО «Среднеякушинское сельское поселение» Ульяновской области расположен объект культурного наследия: усадьба крестьянина И.Ф. М***, с. Н***, ул. З***,***. Усадьба крестьянина И.Ф. М***: дом, здание кладовой, ограда, ворота, сад», расположенных по адресу: Ульяновская область, *** район, с. Н***, ул. З***, *** входит в состав выявленного объекта культурного наследия в соответствии с распоряжением главы администрации Ульяновской области от 29.07.1999 года № *** «О придании статуса вновь выявленных памятников истории и культуры». По состоянию на июнь 2010 года по указанному адресу Комитет Ульяновской области по культурному наследию охранных обязательств не оформлял, сведениями о собственниках, пользователях или балансодержателях не располагает.

Указанные сведения Комитета Ульяновской области по культурному наследию не являются документами, подтверждающими право собственности М*** Ф.И. на дом по ул. З***, *** в с. Н*** Н*** района Ульяновской области.  

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявления Ильиной Н.П. о признании М*** Ф.И. 1881 года рождения умершим. Решение суда по доводам кассационной жалобы отмене не подлежит.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О п р е д е л и л а :

Решение Мелекесского районного  суда Ульяновской области  от 17 июня 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Ильиной В*** П*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                        

 

Судьи: