Судебный акт
Снятие земельного участка с кадастрового учета в связи с кадастровой ошибкой
Документ от 05.10.2010, опубликован на сайте 11.10.2010 под номером 21042, 2-я гражданская, Об определении границ земельных участков, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й    С У Д

 

Дело-33-3547-2010 г.                                              Судья Ибрагимова Е.А.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

05 октября 2010 года                                                                    г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Шлотгауэр Л.Л.,

судей  Аладина П.К. и Нестеровой Е.Б.,                    

при секретаре  Покачайло Н.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Гришиной А.В. на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 27 августа 2010 года, по которому постановлено:

Исковые требования Мартынова В*** М***  удовлетворить частично.

Определить границы земельного участка, расположенного по адресу: г. Ульяновск, с. П*** К***, ***, площадью 703,29 кв.м, в следующих юридических границах: по фасаду участка 18,15 м, по левой меже участка (смежная граница с участком № ***) – 22,15м+5,3 м+11,42м+7,50м (общая длина границы составляет 46,37м), по зафасадной меже участка (смежная с № ***) – 14,34 м, по правой меже участка – 38,76 м.

Снять с кадастрового учета земельный участок площадью 1894 кв.м, расположенный по адресу: г. Ульяновск, с. П*** К***, д. ***, кадастровый номер ***.

В удовлетворении исковых требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области и в удовлетворении исковых требований об определении границ земельного участка, расположенного по адресу: г. Ульяновск, с. П*** К***, д. ***, внесении изменений в сведения Государственного кадастра недвижимости о земельном участке, расположенном по адресу: г. Ульяновск, с. П*** К***, д. ***, с учетом определения действительных границ этого земельного участка, Мартынову В*** М*** отказать.  

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

 

у с т а н о в и л а :

 

Мартынов В.М. обратился в суд с иском к Гришиной А.В., Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области об определении границ земельного участка.

В обоснование заявленных требований указал, что с 1998 года на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию является собственником жилого дома по адресу: г. Ульяновск, с. П*** К***, д. ***, расположенного на земельном участке площадью 703,29 кв.м. Указанный дом принадлежал наследодателю Абызовой А.И. на основании договора купли-продажи от 16.03.1966. Постановлением и.о. Главы города Ульяновска от 23.07.2009 была утверждена схема расположения земельного участка в с. П*** К***, д. *** на кадастровом плане (карте) соответствующей территории. Аналогичный план имеется в материалах УГПТИ г. Ульяновска. 20.05.1998 он согласовывал границы земельного участка со смежниками – Никоновой В.А. и Чебиевым И.Е., о чем составлен акт установления границ земельного участка, удостоверенный Главой Лаишевской сельской администрации. 19.04.2010 ему был выдан межевой план УОГУП  «БТИ» на земельный участок.

В апреле 2010 г. он обратился в Управление Роснедвижимости по Ульяновской области с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости. Ему было отказано в осуществлении кадастрового учета со ссылкой на то, что одна из границ земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости, а именно, вновь образуемый земельный участок по межевому плану накладывается на земельный участок с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: г. Ульяновск, с. П*** К***, д. ***. Собственником данного домовладения была Никонова В.А., умершая в 2007 г. В настоящее время собственником является Гришина А.В., которая отказывается принять меры к устранению существующей ошибки в земельных документах.

Истец просил определить границы земельного участка, расположенного по адресу: г. Ульяновск, с. П***я!% К***, д. ***, согласно утвержденной и.о. Главы администрации г. Ульяновска схеме расположения данного земельного участка, а также межевого плана, составленного УОГУП  «БТИ» от 19.04.2010. Признать кадастровую ошибку, допущенную в сведениях о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: г. Ульяновск, с. П*** К***, д. ***, кадастровый учет которого был осуществлен после 01.03.2008 на основании межевого плана земельного участка от 25.11.2009, подготовленного ОГУП «БТИ». Определить действительные границы земельного участка, расположенного в г. Ульяновске, с. П*** К***, д. ***, с учетом действительных границ смежного земельного участка дома № ***. Внести изменения в сведения Государственного кадастра недвижимости о земельном участке, расположенном в г. Ульяновске, с. П*** К***, д. ***, с учетом определения действительных границ этого земельного участка, исправив кадастровую ошибку.

Суд привлек к участию в деле в качестве 3-х лиц Ульяновское областное  государственное унитарное предприятие «БТИ», Чебиева И.Е., Федотова В.А. и постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Гришина А.В. не соглашается с решением суда и просит его отменить, ссылаясь на то, что судом не в полной мере исследованы обстоятельства дела. Она купила земельный участок в январе 2010 года  и никакие документы на него не оформляла, поэтому не может являться ответчиком по делу. Сняв ее участок с кадастрового учета, суд вышел за пределы заявленных Мартыновым В.М. исковых требований. Никаких других обязанностей по устранению нарушений прав истца на нее не возложено. Данный спор мог быть рассмотрен во внесудебном порядке путем оформления Мартыновым В.М. документов на свой земельный участок и регистрации его в кадастровой палате.

В представленных суду возражениях истец Мартынов В.М. просит оставить решение суда без изменения, а кассационную жалобу ответчицы Гришиной А.В. – без удовлетворения, полагая доводы жалобы несостоятельными, а решение суда – законным и обоснованным.

В возражениях на кассационную жалобу Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области также просит оставить решение суда без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения. Указывает, что поскольку по результатам судебной экспертизы было выявлено наличие кадастровой ошибки в сведениях о земельном участке (домовладение № ***), выразившейся в наложении границ на смежный земельный участок (домовладение № ***), суд правильно определил способ исправления ошибки – снятие с кадастрового учета земельного участка для уточнения границ его месторасположения и проведения межевания со всеми смежниками.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на кассационную жалобу, выслушав пояснения представителя Гришиной А.В. - Ищенко Н.Н., поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителей Мартынова В.М. - Лебедевой О.В. и Мартыновой Т.А., возражавших относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и возражениях на нее.

Как видно из материалов дела, Мартынов В.М. является собственником жилого дома № *** в с. П*** К*** г. Ульяновска на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 30.07.1998 на имущество умершей Абызовой А.И., право собственности которой на данный дом подтверждалось регистрационным удостоверением № ***, выданным 08.07.1998 Ульяновским государственным предприятием технической инвентаризации.

Данный дом расположен на земельном участке площадью 703,29 кв.м, на который правоустанавливающие документы Абызовой А.И. оформлены не были.

20.05.1998 Мартынов В.М. согласовал границы земельного участка со смежниками – Никоновой В.А. (дом № *** в с. П*** К***) и Чебиевым И.Е. (дом № *** в с. П*** К***), о чем был составлен акт, удостоверенный главой Лаишевской сельской администрации.

Постановлением Главы города Ульяновска от 23.07.2009 № *** утверждена схема расположения земельного участка по адресу: г. Ульяновск, Ленинский район, с. П*** К***, *** (земли населенных пунктов), на кадастровом плане (карте) соответствующей территории.

19.04.2010 Мартынов В.М. получил из УОГУП «БТИ» межевой план на свой земельный участок и обратился с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости. Однако решением Управления Роснедвижимости по Ульяновской области от 17.05.2010 № *** в постановке земельного участка на кадастровый учет Мартынову В.М. отказано, в том числе, по причине того, что одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекает одну из границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости, а именно: вновь образуемый земельный участок по адресу: с. П*** К***, *** по межевому плану, изготовленному БТИ, накладывается на земельный участок с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: г. Ульяновск, с. П*** К***, д.***.

В ходе рассмотрения дела суд установил, что жилой дом по адресу: г. Ульяновск, Ленинский район, с. П*** К***, *** принадлежит на праве собственности Гришиной А.В. на основании договора купли-продажи жилого дома и земельного участка от 13.01.2010. Ранее указанный дом принадлежал на праве собственности Никоновой В.А., которая умерла ***.***.2006.

На основании решения Лаишевского сельсовета от 30.09.1992 Никоновой В.А. было выдано свидетельство о праве собственности на землю для ведения личного подсобного хозяйства по адресу: с. П*** К***, д. ***, площадью 0,20 га (0,18 га сельскохозяйственных угодий, из которых 0,16 га – пашни, 0,02 га – многолетние насаждения; 0,02 га – прочие угодья). При этом границы данного земельного участка в натуре не устанавливались, межевание не проводилось, участок на местности не обозначался.

В полученном наследником Никоновым А.Н. свидетельстве о праве на наследство по закону от 29.05.2008 в качестве наследственного имущества указан жилой дом и земельный участок размером 2000 кв.м, расположенные по адресу: г. Ульяновск, с. П*** К***, д. ***.

По договору купли-продажи от 13.01.2010 Никонов А.Н. продал дом и земельный участок указанной площадью ответчице Гришиной А.В.

Согласно кадастровой выписке о земельном участке по адресу: с. П*** К***, ***  по состоянию на 09.07.2010 площадь земельного участка указана в 1894 кв.м, правообладателем является Гришина А.В.

В то же время на основании заключения судебной строительно-технической экспертизы, проведенной экспертами УОГУП «БТИ», суд установил, что площадь земельного участка по адресу: г. Ульяновск, с. П*** К***, д. *** в юридических границах составляет 703,29 кв.м и данным земельным участком фактически пользуется Мартынов В.М. Земельный участок по адресу: г. Ульяновск, с. П*** К***, д. *** накладывается на участок по адресу: с. П****** К***, д. ***, площадь наложения – 701,14 кв.м.

Таким образом, практически весь земельный участок, находящийся во владении Мартынова В.М., по данным кадастрового учета значится принадлежащим Гришиной А.В.

Данных обстоятельств ответчица в лице ее представителя в ходе рассмотрения дела не отрицала, указывая, что на земельный участок Мартынова В.М. не претендует и спора по межевой границе между ними не имеется.

При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу, что неправильное определение площади и границ земельного участка Гришиной А.В., расположенного в с. П*** К***, д. *** и поставленного на кадастровый учет, повлекло нарушение прав Мартынова В.М., которому в связи с этим отказано в постановке на кадастровый учет земельного участка под принадлежащим ему жилым домом № *** в с. П*** К***. Поэтому суд правомерно удовлетворил заявленные Мартыновым В.М. требования об определении границы земельного участка по адресу: с. П*** К***, д. *** и снял с кадастрового учета земельный участок площадью 1894 кв.м, расположенный по адресу: г. Ульяновск, с. П*** К***, д. *** с целью последующего уточнения его границ и проведения межевания.

Доводы, приведенные Гришиной А.В. в кассационной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальное и процессуальное законодательство применено судом правильно.

Так, не может быть принят во внимание довод кассационной жалобы о том, что Гришина А.В. не является надлежащим ответчиком по делу, т.к. приобрела дом и земельный участок в январе 2010 года по договору купли-продажи и не оформляла земельные документы. Поскольку в настоящее время дом и земельный участок в с. П*** К***, д. *** принадлежат на праве собственности Гришиной А.В., она и является надлежащим ответчиком по спору о наложении границ ее земельного участка на соседний земельный участок и снятии ее земельного участка в кадастрового учета в связи с несоответствием фактических границ земельного участка с границами, указанными в кадастровой записи.

Довод кассационной жалобы о выходе суда за пределы требований Мартынова В.М. который не ставил вопроса о снятии с кадастрового учета земельного участка ответчицы, судебная коллегия находит необоснованным, поскольку устранение кадастровой ошибки, повлекшей нарушение прав истца, возможно только путем снятия земельного участка ответчицы с неправильно определенными границами с кадастрового учета. Заявленное Мартыновым В.М. требование об определении действительных границ земельного участка, расположенного в с. П*** К***, д. ***, и внесении изменений в сведения ГКН о данном земельном участке не может быть удовлетворено, поскольку истец его собственником не является.

Устранение допущенной кадастровой ошибки во внесудебном порядке является невозможным по причине нежелания Гришиной А.В. приводить документы на свой земельный участок в соответствие с реально существующими границами. Поэтому ссылку в кассационной жалобе на то, что причиной  отказа в постановке земельного участка истца на кадастровый учет явился лишь неправильно указанный им в запросе адрес земельного участка и постановка земельного участка истца на кадастровый учет возможна без судебного решения,  судебная коллегия находит неубедительной.

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

о п р е д е л и л а :

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 27 августа 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Гришиной А.В. – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи