Судебный акт
Применение насилия, опасного для жизни и здоровья, в отношении представителя власти в связи с исполнением им своих должностных обязанностей
Документ от 06.10.2010, опубликован на сайте 22.11.2010 под номером 21078, 2-я уголовная, УК РФ: ст. 318 ч.1, судебный акт ОСТАВЛЕН БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

***                                         Дело – 22-2691/2010 г.

 

КАССАЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                   06 октября  2010 года

 

Судебная коллегия по уголовным делам Ульяновского областного суда в составе: 

председательствующего         Комлевой Ю.В.,   

судей Геруса М.П.,  Ленковского С.В.,

при секретаре Пастбиной М.Е.

рассмотрела в судебном заседании 06 октября 2010 года кассационные жалобы осужденного Чурбанова А.Ю. и  адвоката Мельникова В.А.  на  приговор Заволжского  районного  суда города Ульяновска от 05 августа 2010 года, которым 

 

ЧУРБАНОВ А *** Ю ***, ***,

 

осужден  по ст. 318 ч. 2 УК РФ  с применением ст. 64 УК РФ к 2 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

Срок наказания постановлено исчислять с 05 августа 2010 года.

Осужденный взят под стражу в зале суда.

Кассационное представление отозвано в установленном законом порядке.

Заслушав доклад судьи Геруса М.П., выступления   осужденного Чурбанова А.Ю., защитника  Подобрий Н.Н., прокурора Хуртиной А.В., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Чурбанов А.Ю. осужден за применение насилия, опасного для жизни и здоровья, в отношении представителя власти в связи с исполнением им своих должностных обязанностей, при обстоятельствах, изложенных в приговоре.

 

В кассационных жалобах осужденный Чурбанов А.Ю., не соглашаясь с приговором суда, указывает, что Ф ***. умышленно телесных повреждений не причинял, виновным себя не признает, просит приговор суда отменить, его оправдать. Поясняет, что 16 мая 2010 года в ночное время он действительно находился вместе с Т *** возле дома № 49 по улице В *** в г. Ульяновске, где расположена парковка для автомашин. В автомашине, на которой они подъехали, действительно играла музыка, которую по требованию сотрудников милиции он выключил. Он закрыл автомашину и собирался идти домой. Спустя некоторое время трое сотрудников милиции подошли к нему и потребовали сесть к ним машину. Считая их требования незаконными, он отказался это сделать. Они применили к нему физическую силу, одели наручники. Разговор между ними происходил в грубой форме. Ударов умышленно он никому не наносил. В автомашине он сидел, будучи скованным наручниками, и не имел никакой возможности нанести удар ногой потерпевшему. Предполагает, что Ф *** по неосторожности оцарапался об автомашину или о какой-нибудь другой предмет. В помещении Заволжского РУВД он был избит сотрудниками милиции.

При рассмотрении дела суд не принял во внимание, что заключение эксперта      № 973/3 от 01 июня 2010 года не соответствует действительности. Стороной защиты была проведена внесудебная экспертиза этого заключения в автономной некоммерческой  организации «Центр судебных экспертиз», согласно которой установленный диагноз ЗЧМТ – «сотрясение головного мозга, ушибленная рана правой брови» не подтвержден объективными клиническими данными и инструментальными или лабораторными методами обследования, жалобы на головные боли, тошноту, головокружение носят субъективный характер. Имеющееся в деле заключение эксперта не соответствует действующим нормативно-правовым актам в области судебной медицины. Полагает, что необходимо проведение комиссионной судебно-медицинской экспертизы. Просит приобщить к материалам уголовного дела заключения специалиста № 332/СМЭ  от 20 августа 2010 года.

 

В кассационной жалобе адвокат Мельников В.А. (в интересах осужденного Чурбанова А.Ю.), не соглашаясь с приговором суда, просит отменить его по следующим основаниям. В обоснование выводов о виновности Чурбанова А.Ю., несмотря на непризнание им вины в совершении преступления, суд сослался на протокол явки с повинной, заключение судебно-медицинской экспертизы в отношении потерпевшего Ф ***. Со слов потерпевшего Ф *** в пути следования в автомашине Чурбанов нанес ему ногой удар по лицу. Однако Ф *** находился в автомашине на правом пассажирском сиденье, а Чурбанов -  на заднем левом, и рядом с ним находился еще один сотрудник милиции. Утверждает, что в такой ситуации невозможно нанесение такого удара человеком со скованными за спиной наручниками руками. Для объективности по делу было необходимо воссоздать обстановку на месте происшествия, однако этого не было сделано ни на предварительном следствии, ни в ходе судебного заседания.

 

В  судебном заседании кассационной инстанции:

осужденный Чурбанов А.Ю. и защитник  Подобрий Н.Н. поддержали доводы кассационных жалоб; прокурор Хуртина А.В. возражала против  доводов  кассационных жалоб и просила оставить приговор без изменения.

Проверив материалы дела, исследованные судом первой инстанции, обсудив доводы кассационных жалоб, заслушав выступления участников процесса, судебная коллегия находит приговор законным, обоснованным, справедливым.

 

Вина Чурбанова А.Ю. в применении физического насилия, опасного для жизни и здоровья, к сотруднику милиции подтверждается показаниями потерпевшего Ф ***., показаниями свидетелей и другими доказательствами, подробный анализ которым дан в приговоре.

Доводы кассационных жалоб осужденного Чурбанова А.Ю. и его защитника о том, что осужденный умышленно не применял физического насилия в отношении Ф ***, проверялись судом первой инстанции, однако были опровергнуты исследованными доказательствами.

Так, потерпевший Ф ***. в судебном заседании показал, что около 01 часа 30 минут он вместе с К ***. и М ***. в форменной одежде, находясь на дежурстве по охране общественного порядка, прибыли по адресу: г. Ульяновск, ул. В ***, д. 49 и заметили автомашину ВАЗ 21102, госномер ***, серебристого цвета, из которой громко доносилась музыка. Возле данной автомашины находился Чурбанов. Он вместе с К *** подошли к Чурбанову, представились сотрудниками милиции и попросили последнего убавить музыку в автомашине. Чурбанов находился в состоянии алкогольного опьянения. Тот убавил громкость музыки, вышел из автомашины и стал высказывать свое недовольство, выражаясь в его адрес грубой нецензурной бранью, сравнивая его с представителями сексуальных меньшинств и животных. Они потребовали от Чурбанова пройти в патрульную машину для доставления в дежурную часть с целью составления административного протокола. Чурбанов не реагировал  на неоднократные законные требования и отказывался им подчиниться. Затем в отношении Чурбанова была применена физическая сила – боевой прием – загиб руки за спину, а также специальные средства – наручники. Чурбанов был помещен на заднее сидение патрульной машины, а он сел на переднее пассажирское сидение, рядом с водителем М ***. Про пути следования в дежурную часть отдела милиции Чурбанов продолжал высказываться в его адрес грубой нецензурной бранью, а потому возле дома № 31 по ул. В *** г. Ульяновска он повернул голову и сделал замечание Чурбанову, в ответ на его требования, Чурбанов со значительной силой нанес ему один удар ногой по лицу в область правой брови, причинив повреждения.

Показания свидетелей К ***. и М ***., данные в судебном заседании, аналогичны показаниям потерпевшего Ф ***.

Из показаний свидетеля Т ***., оглашенных в судебном заседании, следует, что 16 мая 2010 года около 01 часа он вместе со своим другом Чурбановым А.Ю. сидели в автомашине последнего возле дома № 49 по ул. В *** ***  и громко слушали музыку, при этом Чурбанов был в состоянии алкогольного опьянения. Через некоторое время к автомашине Чурбанова подъехала милицейская автомашина, из которой вышли двое сотрудников милиции – Ф *** и К ***. Сотрудники милиции представились Чурбанову и потребовали от того убавить громкость музыки в автомашине. Чурбанов убавил громкость и стал высказываться в адрес Ф *** грубой нецензурной бранью. Ф *** неоднократно требовал от Чурбанова, чтобы тот прекратил оскорбления, однако Чурбанов не реагировал на требования и продолжал оскорблять Ф ***. Сотрудники милиции предложили Чурбанову пройти в патрульную машину, чтобы проехать в отделение милиции. Чурбанов отказался и продолжал оскорблять Ф ***. Затем Ф *** и К *** сделали Чурбанову загиб руки за спину, одели на того наручники и  сопроводили в патрульную машину.  16 мая 2010 года вечером от Чурбанова ему стало известно, что по пути следования в отдел милиции, находясь в милицейской машине, он - Чурбанов нанес один удар ногой по лицу Ф ***.

Из показаний свидетеля Ч ***., оглашенных в судебном заседании следует, что от своего супруга Чурбанова А.Ю. ей стало известно, что ночью 16 мая 20101 года он ударил по лицу сотрудника милиции Ф ***. 20 мая 2010 года они вместе с Чурбановым А.Ю. приходили домой к Ф *** для того, чтобы ее супруг извинился перед Ф *** за то, что ударил последнего по лицу.

Из показаний свидетеля Ф ***., данных в судебном заседании, следует, что 16 мая 2010 года около 07 часов от супруга Ф ***. ей стало известно о том, что Чурбанов А.Ю., находясь в патрульной машине, ударил того ногой по лицу. От удара у ее  супруга была рассечена правая бровь. 20 мая 2010 года к ним домой приходил Чурбанов вместе с супругой и хотел извиниться перед ее мужем за свои действия.

Из показаний свидетеля Чернецкой А.С., оглашенных в судебном заседании, следует, что она проживает по адресу: г. Ульяновск, проезд Сиреневый, 14, кв. 94. Она 15 мая 2010 года около 12 часов ночи услышала, что на улице возле магазина «Симбирка», расположенного на ул. В *** г. Ульяновска, стояла автомашина, из которой громко играла музыка, и около 01 часа 30 минут она сообщила об этом в милицию.

Из показаний  свидетеля М ***. следует, что он является другом осужденного Чурбанова. По просьбе последнего он около полуночи 15 мая 2010 года приехал  к нему домой. Там  Чурбанов и  Т *** распивали спиртные напитки. Затем он отвез Т *** и Чурбанова на автомашине последнего к магазину «Симбирка» на ул. В *** в г. Ульяновске. Примерно 20 мая 2010 года от осужденного ему стало известно, что последний ночью 16 мая 2010 года, будучи задержанным, в патрульной автомашине ударил ногой по лицу сотрудника милиции.

Вина Чурбанова А.Ю. помимо показаний потерпевшего и свидетелей подтверждается протоколами очной ставки между подозреваемым Чурбановым и потерпевшим Ф *** и свидетелем К ***, в ходе которых Ф *** и К *** подтвердили свои показания; рапортом Ф *** *** от 16 мая 2010 года, согласно которому Чурбанов А.Ю. в патрульной машине нанес ему один удар ногой по лицу, а также высказывался в его адрес грубой нецензурной бранью; заключением эсперта №  973/3 от 01 июня 2010 года, согласно которому у  потерпевшего Ф ***. обнаружены телесные повреждения:  ЗЧМТ, сотрясение головного мозга, ушибленная рана в проекции внутреннего конца правой бровной дуги. Вышеперечисленные телесные повреждения получены от воздействия тупого твердого предмета; указать, от воздействия какого конкретно тупого твердого предмета образовались телесные повреждения, в данном  случае не представилось возможным ввиду того, что в поврежденных тканях не отобразились индивидуальные особенности воздействующего предмета.

Повреждения у гр. Ф *** могли образоваться 16 мая 2010 года при обстоятельствах, изложенных в постановлении.

ЗЧМТ, сотрясение головного мозга, ушибленная рана в проекции внутреннего конца правой бровной дуги  в комплексе одной травмы причинили легкий вред здоровью по признаку – кратковременное расстройство здоровья.

Выводы  эксперта  научно обоснованы  и сомнений в правильности не вызывают.

Данное заключение выполнено экспертом ГУЗ «Ульяновское областное бюро судебно-медицинской экспертизы»  К ***., имеющей высшее медицинское образование, стаж работы по данной специальности с 2007 года.  Эксперту разъяснены права, предусмотренные  ст. 57 УПК РФ, эксперт предупрежден об ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ.  Заключение эксперта имеет все реквизиты, необходимые для такого рода документов.

Каких-либо нарушений закона при производстве экспертизы не установлено.

Таким образом, показания потерпевшего согласуются с показаниями свидетелей К *** М ***, Ф ***, Ч ***, М ***, подтверждаются  заключением судебно-медицинской  экспертизы и другими доказательствами.

Из совокупности доказательств, положенных в основу приговора, следует, что  действия  потерпевшего Ф *** и других сотрудников милиции, находившихся при исполнении должностных обязанностей, по пресечению противоправного поведения осужденного Чурбанова были осуществлены в строгом соответствии со ст.ст. 2,10,11, 13,14  Закона «О милиции».

Доводы  кассационной жалобы осужденного о том, что выводы судебно-медицинской экспертизы не соответствуют действительности, опровергаются  всей совокупностью доказательств, положенных в основу приговора.

Действия Чурбанова А.Ю. правильно квалифицированы по ст. 318 ч. 2 УК РФ как  применение насилия, опасного для жизни и здоровья, в отношении представителя власти в связи с исполнением им своих должностных обязанностей.

Установлено, что Чурбанов умышленно, целенаправленно нанес ногой удар со значительной силой по лицу Ф ***, являющемуся  представителем власти, причинив легкий вред здоровью потерпевшего. Указанные действия представляли опасность для жизни и здоровья потерпевшего.

Наказание осужденному Чурбанову А.Ю. назначено в соответствии с требованиями ст. 60 УК РФ, с применением ст. 64 УК РФ и является справедливым.

Что касается приобщенного к делу по ходатайству стороны защиты  заключения специалиста в области судебной медицинской экспертизы № 332/СМЭ от 20 августа 2010 года, то оно получено непроцессуальным путем. При даче указанного заключения у специалиста имелась в распоряжении лишь копия  заключения судебно-медицинского эксперта №  973/3 от 01 июня 2010 года в отношении потерпевшего Ф ***., никакими другими материалами специалист не располагал. При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что  вышеуказанное заключение специалиста № 332/СМЭ от 20 августа 2010 года не ставит под сомнение выводы судебно-медицинского эксперта №  973/3 от 01 июня 2010 года в отношении потерпевшего Ф *** Оснований для проведения комиссионной судебно-медицинской экспертизы не имеется.

Вопреки доводам кассационных жалоб стороны защиты,  исследованных судом доказательств достаточно для принятия объективного и обоснованного решения по делу.

Приговор в отношении Чурбанова А.Ю. соответствует требованиям уголовно-процессуального закона. На основании совокупности всех исследованных в  судебном заседании доказательств суд обоснованно сделал вывод о доказанности вины  осужденного Чурбанова А.Ю.  в инкриминируемом деянии. При этом в приговоре выводы суда надлежащим образом  мотивированы со ссылкой на доказательства. За основу доказательств  вины осужденного судом приняты те доказательства, которые получены с соблюдением уголовно-процессуального закона и которые нашли свое подтверждение в ходе судебного следствия.  Исследованным доказательствам дана правильная оценка. Фактические обстоятельства дела изложены в соответствии с доказательствами. Все исследованные доказательства в приговоре проанализированы.  Не согласиться с выводами суда о признании достоверными одних доказательств и несостоятельными других у судебной коллегии не имеется  оснований.    В приговоре с приведением мотивов  указано на допустимость доказательств, которые подвергались сомнению со стороны защиты.

По делу не установлено нарушений уголовно-процессуального закона, влекущих отмену приговора.

Таким образом, отсутствуют основания для отмены приговора по доводам кассационных жалоб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 377, 378, 388 УПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Приговор Заволжского районного суда г. Ульяновска от  05 августа 2010 года в отношении ЧУРБАНОВА  А ***  Ю *** оставить без изменения, а кассационные жалобы – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи